Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Транссибирская магистраль.

Путешествие в поезде Ч.4 По Транссибу

За сорокалетний предреволюционный период времени в нашем российском государстве было построено восемьдесят одна тысяча километров железнодорожных путей. Заметим, что за аналогичный период времени, начиная со второго десятилетия и заканчивая шестым десятилетием, двадцатого века, на территории СССР построено только сорок четыре тысячи километров путей. По сути дела, вторая часть путей является «царским наследием».


2020-04-22_00-45-40.png

Да, конечно, нужно учитывать сложнейшие периоды Гражданской и Великой отечественной.
И в любом случае - дело не в новых проложенных километрах, а в том, как использовались уже существующие, какую великую пользу они принесли России, Советскому союзу. И наверное споры о делении по времени строительства "до" и "после"не совсем уместны - для своего же народа строили.

Это как полеты в космос - кто-то был первым! И такое не должно забыться - это наша история, которой мы должны гордиться.
Например Транссибирскую магистраль современники называли "Великий Сибирский путь" и расценивали как одно из величайших и значимых достижений человеческого разума, ставя это построенное сооружение на один уровень с проложенным Суэцким каналом или открытием Американского континента Христофором Колумбом! Помним ли мы об этом?
Зарождение проекта по строительству Транссиба впервые появилось на столе государственных мужей в середине девятнадцатого столетия, 1837 году. Неким российским гражданином Николаем Ивановичем Богдановым, других сведений в архиве не обнаружено, предлагалось построить железнодорожные пути до китайского торгового перевалочного центра Кяхты.

Поскольку при обсуждении подобных прожектов без противников не обходится. Были они и у данного проекта в лице министра внутренних дел Ивана Дурново, утверждавшего ещё за два года до начала строительных работ на магистрали, что это приведёт к массовым переселениям российских крестьян в сибирский регион. В центральных губернских регионах России произойдёт удорожание рабочей силы.

RR5111-0022R_100_лет_Транссибирской_магистрали (700x700, 182Kb)

История транссибирской магистрали начинается с конца восемнадцатого столетия.
29.03.1891 года российским императором Александром Третьим был подписан указ о начале ведения строительных работ, по созданию Великого Сибирского Пути. Именно такое название в документах изначально носила Транссибирская магистраль.

В качестве вдохновения для инициаторов сооружения Транссиба служили построенные в 1870 году железные дороги компании «Union Pacific» по маршруту: Сан-Франциско – Омаха. Общая их длина равнялась двум тысячам девятистам семидесяти четырём километрам. Россияне «переплюнули» своих зарубежных коллег в 2.5 раза, без учёта в последующем построенных железнодорожных веток на Транссибирской магистрали.

История строительства Транссибирской магистрали свидетельствует о главных вехах укладки железнодорожных путей, начавшейся в Куперовской пади, рядом с Владивостоком 31.05.1891 года. По этому торжественному случаю в церемонии начала строительства трассы принял участие будущий российский император Николай Второй, тогда ещё пребывавший в статуе цесаревича. Молодой человек императорских кровей своими руками заполнил земляным грунтом целую тачку и отвёз её на насыпь будущего полотна железной дороги. Фактическая дата строительства отсчитывается от марта месяца 1891 года, когда началось создание дороги в городе Миассе, Челябинской губернии.

1280px-ZAKLADKA_VELIKOI_SIBIRSKOI_DOROGI_1891.jpg

Примечателен и тот факт, что цесаревича Николая Александровича назначают на должность председателя госкомитета, в обязанности которого входил обязательный надзор за ходом ведения строительных работ на Транссибирской магистрали. Когда российский самодержец того времени Александр Третий заметил это назначение, то высказал своё удивление по поводу столь раннего возраста председателя госкомитета, назвав своего сына мальчиком. Цесаревич к тому времени только разменял третий десяток лет своего возраста.

На что министр путей сообщения Российской империи господин Сергей Витте позволил возразить императору: «Если сегодня наследнику не давать подобных ответственных поручений, то он уже никогда не научится их выполнять». При таком ответе подданного самодержцу Александру Третьему возразить было нечем.

Russia_stamp_Trans_Siberian_Railway_2002_12r.jpg

Официальным рождением Транссибирской железнодорожной магистрали считается дата 01.07.1903 года по Юлианскому календарю. Что же касается движения поездных составов по Транссибу, то первые из них пошли ещё в середине девяностых годов девятнадцатого столетия.

2d71cd8fe9.jpg
Железная дорога на южном Сахалине

В 1890 году знаменитому русскому писателю Антону Павловичу Чехову удалось отправиться в путешествие по маршруту: Москва - остров Сахалин. Подобный вояж занял у него трёхмесячный период времени.

IRKUTSK._PAMYTNIK_IMPERATORU_ALEKSANDRU_III_ZAKLADKA.jpg
Иркутск. Закладка памятника императору Александру III на набережной Ангары 22 июня 1903.

Irkutsk._Alexander_III_monument.jpg
Дореволюционный памятник Александру III в Иркутске

На восточной стороне памятника находится герб Российской империи — двуглавый орёл, в лапах которого свиток, царский рескрипт, данный на имя наследника, цесаревича Николая Александровича:
« Ваше Императорское Высочество, прибыв, после дальнего плавания, в пределы земли Русской, Вы, согласно повелению Моему, положили во Владивостоке в 19-й день мая 1891 года начало сооружения предначертанного Мною сплошного Сибирского железнодорожного пути. Ныне, назначая Вас Председателем комитета Сибирской железной дороги, я поручаю Вам привести это дело мира и просветительной задачи России на Востоке к концу. Да поможет Всевышний осуществить предприятие, столь близко принимаемое Мною к сердцу, совместно с теми предположениями, которые должны способствовать заселению и промышленному развитию Сибири. Твердо верю, что Вы оправдаете надежды Мои и дорогой России. Искренне от всей души любящий Вас Александр. »

1920px-IRKUTSK_PAMYTNIK_ALEKSANDRU_III.jpg
Памятник, восстановленный на средства Восточно-Сибирской железной дороги в 2003-м году, в столетний юбилей Транссибирской железной дороги

На гранях пьедестала расположены бронзовые портреты выдающихся исторических деятелей, которые внесли заметный вклад в освоение и развитие Сибири:
На северной части монумента изображён Ермак Тимофеевич, личность, сделавшая большой вклад в присоединение Сибири к российскому государству;
На грани, обращённой к югу, изображён Михаил Михайлович Сперанский, бывший с 1819 по 1821 год генерал-губернатором Восточной Сибири и проведший успешные реформы региона;
На западной грани, обращённой к Ангаре, изображён генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьёв-Амурский.
На углах постамента гербы Сибири, Иркутской и Енисейской губерний и Якутской области. Справа от двуглавого орла — герб Иркутска: бобр с соболем в зубах

s1200a49441bb5ced190e.jpg
Вокзал Иркутска "тогда и сейчас"
6d56f653-83b6-442b-8a18-8ed993135816a2cd8805253032b5.jpg

Реконструкция встречи первого поезда на Иркутском вокзале
2020-04-21_23-32-52.png

2020-04-21_23-32-03.png

По случаю встречи первого поезда "Иркутские губернские ведомости" 1898 года были полны поздравительных телеграмм. Вот, например, Иркутская городская дума от лица городского общества, "встречая восторженно первый железнодорожный поезд, имеет счастье повергнуть к стопам Вашего Императорского Величества верноподданические чувства беспределных преданности и благодарности за великий труд по созданию великого пути, соединившего отдаленную Сибирь с сердцем России, и молит Всевышнего, да будут Ваши постоянные Царственные труды во славу Вашего Императорского Величества и на благо и крепость России".

2020-04-21_23-32-28.png

DSC09475_9.jpg

2020-04-21_23-31-37.png

Над сооружением Транссибирской магистрали, с начала стройки трудилось девять тысяч шестьсот человек. В пиковый период строительства с 1895 года по 1896 год, к работе были привлечены уже восемьдесят девять тысяч человек. При завершении создания такого типа сооружения в масштабном плане осталось только пять тысяч триста человек.

098_UKLADKA_PUTI.jpg
Укладка пути на Средне-Сибирской железной дороге в 1898 году

RR5115-0003R_100_лет_Транссибирской_магистрали (700x692, 225Kb)

Практически все проводимые строительные работы осуществлялись «врукопашную», где основным инструментом были: примитивные деревянные тачки, кайло, лопаты, пилы и топоры. Несмотря на подобную техническую оснащённость строителей, ежегодная прокладка железнодорожных путей достигла шестисоткилометровой отметки.

Transsib-express-1903.jpg
Карта следования скорых поездов от Москвы до порта Дальний (1903 год)

Начальный пункт — станция Москва-Пассажирская-Ярославская. Конечный пункт — станция Владивосток. Пропускная способность — 100 млн тонн грузов в год.

1280px-NULEVOI_KILOMETR.jpg
Километровый железнодорожный столб с нулевой отметкой на Ярославском вокзале Москвы

1280px-Vladivostok_distencemonument.jpg
Километровый железнодорожный столб с отметкой 9288 на железнодорожном вокзале Владивостока

В общей сложности, железнодорожные ветки Транссиба соединили Дальневосточный район с Сибирью, Уралом и Европейской частью земли. В единую транспортную систему вошли российские порты на западе: Санкт-Петербург и Калининград, на севере: Архангельск и Мурманск и на юге: Новороссийск, в Дальневосточном регионе порты: Находка и Владивосток, приграничный посёлок городского типа Забайкальск.

Пересечение поездных составов водных просторов озера Байкал осуществлялось посредством использования специального парома. В зимний период времени рельсовая колея укладывалась прямо на ледяную поверхность озера.

RR5215-0006R_100_лет_Транссибирской_магистрали (700x700, 317Kb)

wopnusQkCzt36n0N7zWpAfXsLrIJSJeBGAJkq6Nf8xXfy4ghB_Au0cMkYBDdM4W-3SPriK_mMl4QR8bwTBj-JdpuW0h_eB7M1TvIzFdpbnE.jpg

wopnusQkCzt36n0N7zWpAaUEjn12YqKTcyruS9c7rg72u_CqT3m5maeZLxmb4_C5EikZaC9WrAxDQ58198ZDKjeiPsGBXl543BjvoJYRsk8.jpg

wopnusQkCzt36n0N7zWpAcgEsut-AbmifUmIWbRB_9kKH6qPWR6GtORuBB1KeNBW-_-3JTxCULGM55CIbcqUYjhZSS7sLY_-zplOXw2J-E8.jpg

wopnusQkCzt36n0N7zWpAT6SjkLskTF_D5gMUIfUJIsJ4MKhBrVp0oQUg8dSPbdwbtmNOojffEDunWtT_VLCULVC685HgQPLmpqDCUM8dLM.jpg


Транссибирская магистраль расставила свои акценты.
Например Тобольского губернатора больше беспокоило наводнение региона иностранными подданными, увеличение цен из-за появления различного рода скупщиков, торгашей, ремесленников и аферистов.
Томск тоже перестал быть значимым перевалочным пунктом сибирского региона. Якобы проектанты дороги были подкуплены представителями конного транспорта, и железную дорогу стали прокладывать южнее Томска. В те времена конюшни извозчиков насчитывали 5000 лошадей. Люди тогда утверждали, что кормит их не пашня, а тяжкий труд извозчиков на транспортном тракте. Если железные пути изначально были бы проложены через Томск, то гужевой транспорт в этой губернии, попросту, перестал бы считаться основным видом осуществляемых перевозок и потерпел бы большие убытки.
А в результате исчезла с карты томская губерния, и только с наступлением 1944 года произошло образование Томской области.

panorama_goroda.jpg
Новосибирск. Историческое фото

В итоге пальма первенства перешла к вновь образованному граду Новосибирску, построенного на месте богом забытого поселения Кривощёково. Современный город быстро разрастался, став огромным мегаполисом, благодаря железнодорожной магистрали Транссиба.

2020-04-22_02-06-36.png

1bf8713060807a453b0b.jpg
Современный Новосибирск

Жемчужина Транссибирской магистрали станция "Слюдянка"
(по пути из Иркутска, на самом берегу Байкала)

227161_original.jpg

05101615032012.jpg

На станционном пункте Слюдянка весь железнодорожный вокзал построен из натурального мрамора. Подобное сооружение считается единственным в мировом масштабе.

015be6732ae833ee0bbd6b67a99d465c.jpg

8664127.jpg

8664125.jpg

225678_original.jpg

Действительно, вокзал в Слюдянке единственный в своем роде. Нигде в мире нет ничего подобного. Он целиком построен из мрамора, месторождения которого находятся в окрестностях. Кроме мрамора местные недра богаты гранитом, слюдой(откуда и название местечка), лазуритом.

25421.jpg

8664115.jpg

227799_original.jpg
Экспозиция на Слюдянке: Вещи и документы заслуженных железнодорожников.

Современный Транссиб
2020-04-22_00-59-44.png
2020-04-22_01-00-12.png

trannssib002_2.jpg

19-Transsib.jpg

2818097694.jpg

11.01.2008 правительствами целого ряда стран: Германии, Польши, Белоруссии, России, Монголии и Китайской народной республики принимается решение по оптимизации проекта железной дороги по маршруту: из Гамбурга в Пекин. Только по итогам 2011 года объём грузового транзита составил пятнадцать миллионов тонн. Такой сухопутный железнодорожный маршрут сокращал транзитный период по доставке различных грузов на двадцать дней по отношению к морским перевозкам аналогичного пути.

magisr.jpg

3833754.jpg

2020-04-22_01-28-11.png


До конца 2018 года Российским правительством был свёрстан инвестиционный объём по модернизации железнодорожной колеи Транссибирской и Бамовской магистралям. Его общий размер равен пятьсот шестидесяти миллиардам рублей. В планах есть пункт, касающийся восстановления строительных работ по созданию подводного тоннельного сооружения, который соединит материк с островом Сахалин.

s1200-1.jpg

http://www.modelzd.ru/ustroystvo-zhd/history/transsib.html/
https://glagol38.ru/application/text?date=04-08-2018&url=irkutsk_segodnja_vstretil
https://141840.livejournal.com/124485.html
Tags: СССР, история
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Путеводитель " Святой Эчмиадзин "

    "Святой Эчмиадзин - монастырь Армянской апостольской церкви, Армения". В тех местах в когда-то побывало старшее поколение нашей семьи с экскурсией,…

  • Хосе Бенлиуре-и-Хиль

    Хосе Бенлиуре-и-Хиль (Josе Benlliure y Gil), 1855-1937гг.Испания. Автопортрет Родился в 1855 году в Валенсии. Учился…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Максфилд Пэрриш. «Рассвет» (Daybreak) © Artifex.ru Сказочные полотна Максфилда…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments