Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Category:

Бальные платья и веера княгинь Юсуповых.

Бальные платья и веера княгинь Юсуповых





Зинаида Ивановна Юсупова. Источник wp.wiki-wiki.ru

Зинаида Ивановна Юсупова. Источник wp.wiki-wiki.ru


Итак, опять начнем  с Зинаиды Ивановны Юсуповой - красавицы, аристократки, светской львицы. Обладательница отменного вкуса и огромного состояния. Получила отличное домашнее образование, благодаря которому смогла продолжить коллекционирование картин, начатое родственниками мужа, Бориса Николаевича Юсупова.
Ее платья, сохранившиеся в коллекции Государственного Эрмитажа, относятся к стилю ампир - «имперскому», который господствовал в моде в начале XIX века.
Завышенная талия, рукава-фонарики, светлая тонкая ткань - все это сохраняется в России в конце 1820-х годов. Однако исчезает мягкая драпировка, вместо небольшого трена (шлейфа) низ платья украшает валик, поддерживающий форму юбки...


Да что там говорить, давайте уже посмотрим.


Бальные платья З. И. Юсуповой. Источник  www.hermitage.guide


Бальные платья З. И. Юсуповой. Источник www.hermitage.guide/


Три очень похожих платья, и разницу можно заметить, когда они вот так рядом. Да и разница-то небольшая, только лишь в отделке, да бие (косая полоска ткани) на лифе чуть разной формы.Вышивку и весь прочий декор мы обязательно разглядим поближе - это же красота! В конце 1820-х годов в большой моде были всевозможные вышивки и украшения платьев лентами, бусами, различными декоративными элементами. В общем, простор для фантазии.

Начнем по порядку, слева направо.

Розовый тюль на чехле из белого атласа - нежно, женственно. Это бальное платье 17-летней девушки - именно столько лет было Зинаиде Юсуповой в это время.

Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1826-1827 г.г. Тюль, атлас, шелк, ленты, искусственные цветы, синель, бусы, блестки, вышивка. Источник  www.hermitage.guide

Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1826-1827 г.г. Тюль, атлас, шелк, ленты, искусственные цветы, синель, бусы, блестки, вышивка. Источник www.hermitage.guide/

Лиф декорирован косыми бие, рукавчики-буфы на узких атласных манжетах, да еще и кант по краю. Тонкая работа!


Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1826-1827 г.г. Тюль, атлас, шелк, ленты, искусственные цветы, синель, бусы, блестки, вышивка. Источник  www.hermitage.guide


Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1826-1827 г.г. Тюль, атлас, шелк, ленты, искусственные цветы, синель, бусы, блестки, вышивка. Источник www.hermitage.guide/

По тончайшему тюлю вышивка синелью. Так же на контрасте тончайшая вышивка шелковой нитью обведена по контуру металлическими бусами. Замечательный ход - разница фактур и объемов только подчеркивает нежность ткани и самого платья






Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Источник www.hermitage.guide

Одним из модных приемов декорирования платья была вышивка, расходившаяся веером от талии к подолу, это еще подчеркивается мелкими мушками-блестками, превратившимися в цветочную гирлянду по низу. И валик (называется «руло»), который помогает держать форму юбки, демонстрируя всю прелесть вышивки. Чудесно!








Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Источник www.hermitage.guide/


Следующее платье - белое на белом. Белый атласный чехол, белый тюль сверху, вышивка белым шелком, отделка перламутровыми декоративными листочками, закрепленными на крученом шелковом шнуре.Смотрите, как интересно выглядит! Ну и цветы, конечно - вроде просто, и в то же время удивительно нежно и красиво!



Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1826-1827 г.г. Газ, атлас, тесьма, шелк, блестки, ленты. Источник  www.hermitage.guide


Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1826-1827 г.г. Газ, атлас, тесьма, шелк, блестки, ленты. Источник www.hermitage.guide/
Здесь акцент сделан на подол - стилизованные ветки плакучей ивы, шелковая тесьма, ленты, витой шелковый шнур...Сочетание разных материалов и техники исполнения дает блестящий результат. Заодно можно разглядеть, как закреплены эти перламутровые листочки.






Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Источник www.hermitage.guide


Последнее на сегодня платье, вновь розовое. Цвет более насыщенный, чем у первого, и понятно, почему - розовый тюль и розовый чехол. Чуть больше атласных бие на лифе (драпировка называется «а ля Севинье»), диагональный акцент на талию, атласный же пояс.



Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1826-1827 г.г. Тюль, атлас, шелк, вышивка, искусственные цветы, бусы. Источник  www.hermitage.guide

Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1826-1827 г.г. Тюль, атлас, шелк, вышивка, искусственные цветы, бусы. Источник www.hermitage.guide
Здесь в декоре появляются искусственные цветы - на рукавах их еще совсем немного.



Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Источник  www.hermitage.guide


Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Источник www.hermitage.guide/


А на подоле уже целый букет из атласных лент, бус, искусственных цветов и всего остального декора. Не смотря на количество, все же выглядит изящно - цветы, вышивка, тесьма, стилизованные раковины из атласа и тюля не дают глазам заскучать, хочется рассматривать композицию в деталях.






Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Источник www.hermitage.guide


И обратите внимание на саму вышивку. Листья по контуру обведены плотным гладьевым валиком из шелковых ниток.



Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Источник  www.hermitage.guide


Платье бальное княгини З. И. Юсуповой. Источник www.hermitage.guide/
Как же аккуратно надо работать иглой, чтобы выполнить рисунок и не порвать тонкий тюль. Золотые руки у мастериц! К тому же, сразу становится понятно, почему такое платье нельзя стирать.Декор не пропадал - тесьму, цветы, бусы спарывали и использовали в пошиве других изделий. А вот вышивка уже все, оставалась здесь..


Плавно перейдем к Татьяне Александровне Юсуповой.



Ее веера   периода, - середина и вторая половина XIX века.




Веер княгини Т. А. Юсуповой. Франция, 1850-е. Сандаловое дерево, сталь, муар, гуашь, шелк, золоченая нить. Источник hermitage.guide

Экран веера из муара - плотной и прочной шелковой ткани. Особенность ткани такова, что ее поверхность - в рубчик, а сама ткань имеет разводы, которые получили название «муаровых».



Пластины выполнены из сандалового дерева. Сразу почувствовали запах, правда?
Она достаточно редкая, потому и одна из самых дорогих. Хотя и без этого великолепная резьба превратила пластины веера в произведение искусства!





Веер княгини Т. А. Юсуповой. Франция, 1850-е. Сандаловое дерево, сталь, муар, гуашь, шелк, золоченая нить. Источник hermitage.guide

Еще один складной веер Татьяны Александровны Юсуповой. Тоже небольшой экран и чудесные резные пластины, как и у предыдущего. Смотреть на такие вещи - истинное наслаждение. Это тот редкий случай, когда встретились деньги и вкус.




Веер княгини Т. А. Юсуповой. Франция, 1850-е. Черепаха, пергамент, гуашь. Источник hermitage.guide
Пергамент, гуашь, пасторальные сценки... Если вы читали предыдущие веерные истории (если нет - не переживайте, ссылку оставлю в конце), то помните - это как раз характерно для середины XIX века.




Веер княгини Т. А. Юсуповой. Франция, 1850-е. Черепаха, пергамент, гуашь. Источник hermitage.guide

И вот они, резные пластины из панциря черепахи! Трудно поверить, такая удивительно тонкая и ажурная работа... Одно неверное движение - и все насмарку.







Веер княгини Т. А. Юсуповой. Франция, 1850-е. Черепаха, пергамент, гуашь. Источник hermitage.guide

Жемчужина коллекции - потрясающий кружевной веер, декорированный драгоценными камнями! Давайте смотреть в подробностях.Так, навскидку, вроде бы и ничего особенного. Но! Экран из алансонского кружева, пластины из слоновой кости... И это еще не все.





В Эрмитаже хранится прекрасный кружевной веер французской работы, стоивший в свое время целое состояние.
Он изготовлен в год воцарения Александра II и принадлежал представительнице богатейшей семьи, Татьяне Юсуповой. С этим веером связана история ее почти тайного замужества.
Татьяна Юсупова, урожденная графиня Рибопьер – потомок целого ряда славных дворянских фамилий, от Потемкиных до Бибиковых.



Николай Юсупов и Татьяна Рибопьер


С юности она была влюблена в своего двоюродного брата, Николая Юсупова, и он был влюблен в нее. Но их брак никак не мог состояться из-за близкого родства – у них была общая бабушка, правда, родившая их родителей в разных браках, дедушки были разные у них. Против брака кузенов была мать молодого человека, и сам император Николай I тоже не соглашался дать разрешение на их женитьбу.



Накал их любви достиг того, что влюбленные собирались бежать и венчаться, уже был составлен план «похищения» невесты, в котором участвовали друзья Николая Юсупова, тоже, конечно, князья.Но план раскрылся, и подробности его даже дошли до императора. Руководствуясь благими намерениями спасти молодых людей от несчастья и бесчестья, Николай I велел арестовать молодого Юсупова и везти его в Тифлис на принудительную службу.Однако годы разлуки не погасили любовь, и, когда Николай I умер, отец Татьяны граф Рибопьер уговорил нового царя, Александра II, не губить счастье молодых людей.



Влюбленные поженились, когда невесте было 27, а жениху 29 – оба они все эти годы не соглашались на браки с другими кандидатами. Однако венчаться им пришлось в тайне от Святейшего Синода, с которым договориться не удалось. Церковное руководство еще много лет преследовало чету Юсуповых за брак, не признававшийся, несмотря на разрешение государя, законным.Старшая дочь этой супружеской пары – та самая знаменитая Зинаида Юсупова, первая красавица Петербурга.




Веер княгини Т. А. Юсуповой. Франция, 1856. Слоновая кость, алансонское кружево, рубины, изумруды, розы, бриллианты, золото, жемчуг, эмаль. Источник hermitage.guide


Так вот, в подарок невесте Татьяне Юсуповой-Рибопьер, из Франции был заказан небывало дорогой веер из алансонского кружева, золота, слоновой кости и драгоценных камней. Веер обошелся в тысячу рублей серебром – в те годы это было, например, годовым доходом немелкого чиновника (4-го класса, действительного статского советника), а средняя зарплата была всего 23 рубля в месяц.
Такая огромная стоимость получилась из-за полутысячи рубинов, изумрудов и бриллиантов, которыми были усыпаны края веера. Из эмали и камней были выложены гербы семейств молодоженов, а пластины из слоновой кости были покрыты тонкой и сложной резьбой.





Веер княгини Т. А. Юсуповой. Франция, 1856. Слоновая кость, алансонское кружево, рубины, изумруды, розы, бриллианты, золото, жемчуг, эмаль. Источник hermitage.guide

412 рубинов, 82 изумруда, 28 роз, 9 бриллиантов.
В кружева вплетены гербы обоих семейств. Веер оценивается в 1000 рублей серебром, Ее Сиятельство княгиня Татьяна Александровна держит его в руке на картине Винтерхальтера




https://zen.yandex.ru/media/modnaia_kanitel//

https://www.hermitagemuseum.org//

https://dombusin.livejournal.com/66084.html/

Tags: дизайн, история, мода
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments