vanatik05 (Nataly) (vanatik05) wrote in lovers_of_art,
vanatik05 (Nataly)
vanatik05
lovers_of_art

Category:

ТРИ ТАЙНЫ ВИНСЕНТА ВАН ГОГА.

"Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так."
Винсент Ван Гог

Встретилась мне на сайте "Культурология"статья с таким названием: "Десять последних картин художников, которые покончили жизнь самоубийством" (http://www.kulturologia.ru/blogs/190715/25386/), и я, будучи страшной занудой, не могла, не проверив, согласиться с утверждениями авторов, касающимися Винсента Ван Гога.



В том, что Ван Гог покончил жизнь самоубийством в возрасте 37 лет, в последние годы появились большие сомнения.
Во-первых, никем не было доказано, что это произошло на самом деле, это лишь общепринятая версия, распространению которой в немалой степени способствовал Ирвинг Стоун своим прекрасным романом "Жажда жизни" (http://royallib.com/book/irving_stoun/gagda_gizni.html), но это все-таки художественное произведение. Многие биографы и исследователи творчества Ван Гога, например, Н.А Дмитриева, тоже считают, что он сам решил покончить с собой, и для этого утверждения есть основания. Винсент действительно переживал тяжелый период, был в депрессии, очень боялся нового тяжелого припадка эпилепсии, боялся потерять зрение и разум, стать обузой для брата, который и так его содержал. Учитывая все это, вполне можно допустить, что он решил уйти из жизни, которая приносила ему столько страданий.
Еще в 1930-е годы другую версию событий высказал известный историк искусства Джон Ренвальд, посетивший Овер-сюр-Уаз, и нашедший некоторые другие свидетельства, опровергающие теорию о самоубийстве. http://zn.ua/CULTURE/van_gog_ne_ubyval_sebya,_-_issledovateli.html
А в 2011 году была опубликована работа двух авторов, Стивена Найфеха и Грегори Уайт Смита, занимавшихся 10 лет вместе с 20 помощниками и переводчиками изучением мельчайших подробностей биографии Ван Гога. Они исследовали 28 тысяч документов и писем художника, многие впервые были переведены на английский, и издали книгу "Ван Гог. Жизнь". http://www.amazon.com/Van-Gogh-Life-Steven-Naifeh/dp/0375758976
В ней они утверждают, что смерть художника могла быть результатом несчастного случая, неосторожного убийства. Есть свидетельства, что в тот день Ван Гог выпивал вместе с двумя подростками в ближайших пшеничных полях.


Один из подростков, 16-летний юноша Рене Секретан (Rene Secretan), который проводил лето на одной из вилл, играл в ковбоя, был одет в соответствующий костюм и имел неисправный пистолет. Вполне могло быть, что подвыпивший подросток, играя пистолетом, случайно выстрелил и ранил Ван Гога в живот, а художник решил его защитить и взял вину на себя. Да и угол, под которым пуля вошла в тело, не соответствовал самострелу, и принадлежности для рисования, с которыми Ван Гог якобы вышел на прогулку, а также сам пистолет никогда не были найдены. Сомнительно и то, что тяжело раненый художник смог в одиночку пройти до кафе, за которым он снимал комнату, больше мили (более полутора километров). Вероятно, мы никогда не узнаем правды, как и в случае с отрезанной мочкой уха: то ли он сам ее себе отрезал в приступе гнева и отчаяния, то ли живший тогда с ним Гоген отсек ее, махнув во время ссоры ножом. Есть ведь и такая версия, я уже писала о ней раньше.



Но есть и еще одна неразгаданная тайна - последняя картина или этюд Ван Гога, тут тоже немало копьев сломано искусствоведами, критиками и ценителями живописи. Можно, опираясь на его письма к брату Тео, проследить за тем, что он писал в последние месяцы своей жизни, но нет абсолютно точных указаний о том, чем он занимался в самые последние дни июля 1890 года.
Во многих источниках говорится об этой картине, как о последней.



"Когда близился полдень и неистовое солнце безжалостно жгло Винсенту голову, вдруг целая туча черных птиц стремительно опустилась с неба. Птицы заполнили воздух, заслонили солнце, окутали Винсента тяжелым покровом тьмы, лезли ему в волосы, врывались в уши, в глаза, в ноздри, в рот, погребая его под траурно-черным облаком плотных, душных, трепещущих крыл.
Винсент продолжал работать. Он писал черных птиц над желтым полем пшеницы. Он не знал, сколько времени это длилось, а когда увидел, что картина закончена, сделал в углу надпись: «Стая ворон над хлебным полем"...
(Ирвинг Стоун."Жажда жизни")
Действительно, лучше и не скажешь о том настроении, которое передает эта работа. Но вряд ли она была последней. Известно, что после нее было написано еще несколько картин, и некоторые из них были обманчиво спокойными.
Ван Гог написал за 2 месяца жизни в Овере 72 картины и 32 рисунка, среди них ряд удивительно свежих пейзажей и видов Овера.







О некоторых он упоминает в своих письмах к брату Тео (http://librebook.ru/the_letters_of_vincent_van_gogh): "Ей-богу, Овер – спокойная, красивая, подлинно сельская местность, характерная и живописная... Овер очень красив. Здесь, между прочим, много соломенных крыш, что уже становится редкостью. "



Есть совсем спокойные картины, умиротворенные, например, улицы Овера и женщины, идущие по своим делам.



Чистые "умытые" поля после дождя и едущая вдали повозка.



Красные черепичные крыши, яркое синее небо, зеленые и желтые цвета деревенской улицы.



В Овере Ван Гогом написано 15 портретов, среди них знаменитые портреты доктора Гаше и его дочери. "Вчера и позавчера писал портрет м-ль Гаше за фортепиано, который, надеюсь, ты вскоре увидишь: платье розовое, стена в глубине зеленая с оранжевыми точками, ковер красный с зеленым, инструмент темно-фиолетовый. Формат – метр в высоту на полметра в ширину. Я писал эту фигуру с большим удовольствием, но далась она мне нелегко."



В отличие от этой картины, написанной в относительно мягких тонах, портрет молодой крестьянки в желтой шляпе яркий, но спокойный, не вызывающий тревоги. Сам Ван Гог писал о нем так: "...Крестьянка в большой желтой шляпе с небесно-голубым бантом, лицо очень красное, кофточка ярко-синяя с оранжевыми крапинками; на заднем плане – колосья.Это полотно размером в 30*, но боюсь, сделанное несколько грубовато."



Одна из лучших его работ, написанных в Овере - портрет его доктора, господина Гаше. Сам он пишет об этой картине так: " Вещь сделана с тем же настроением, что и мой автопортрет, который я захватил с собой, уезжая сюда. Г-н Гаше в безумном восторге от этого портрета и требует, чтобы я, если можно, написал для него точно такой же, что мне и самому хочется сделать."



Сказать наверняка, какой автопортрет упоминает в этом письме художник трудно, мне не удалось с точностью это определить, возможно, речь идет о том автопортрете, который помещен в начале статьи или об этом, тоже написанном еще в Сен-Реми.



Из написанных в Овере этюдов, которые вполне можно считать картинами, необходимо отметить "Церковь в Овере" на фоне грозового неба, она производит не менее тревожное и даже зловещее впечатление, чем "Вороны...", напоминая паука своими выступающими абсидами. Н.А.Дмитриевасчитает, что: "Тут были и ложные обетования, память о мистическом трепете, испытанном в детстве, а также и во время приступов болезни, и представление о небе - но страшном, чуждом человеческому сердцу, грозящем карами."



В статье из "Культурологии", с которой я начала этот разговор, утверждается, что последней картиной, написанной Ван Гогом, была эта:



О ней надо сказать подробнее. Сам Ван Гог написал в письме брату: «Это одна из самых дорогих для меня моих работ». Шарль Добиньи был у него одним из любимых художников барбизонской школы, прославившимся своими пейзажами.



При жизни Добиньи усадьба называлась "В долине", здесь часто гостили художники, царила оживленная творческая атмосфера, о которой так мечтал Ван Гог. Но к моменту его приезда в Овер не было в живых уже ни самого Добиньи, ни его сына, тоже художника. Оставалась только его вдова, усадьба была в запустении, Винсент с грустью заметил: «...Как сильно здесь все изменилось со времен Добиньи!» Он изобразил сад и дом вдалеке, но "безжизненно в этом большом саду - одна-единственная женская фигурка в черном бредет в глубине по направлению к садовому столику, возле которого стоят три стула - еще раз пустые стулья! Траурную ноту вносит почти черный силуэт древесной купы слева и фигура крадущейся черной кошки на первом плане." (Н.А.Дмитриева). Запустение, упадок, невостребованность, одиночество...
Одной из последних его картин была и эта:



Она не производит гнетущего впечатления, скорее всего не до конца прорисованная, немного мрачноватая внизу, но светлая и спокойная вверху. Человек на крыше занимается своим делом на фоне облачного неба, не внушающего страха или тревоги.
В последний же месяц своей жизни Ван Гог пишет несколько картин, изображающих безлюдные поля в окрестностях Овера, с сумрачным низким небом Он писал брату: «Я не побоялся выразить в них чувство предельной тоски и одиночества».



Есть предположение, что именно эта работа была последней, она была закончена 10 июля 1890 года, а в 2007 году была выставлена на аукционе с начальной оценкой в 34 миллиона долларов. «Художник пребывал „на грани“, он был наполнен отчаянием и хотел покончить с собой, но тем не менее, продолжал рисовать, используя лимонно-желтый, изумрудный и лазоревый цвета», — подчеркивал Дэвид Норман (David Norman), исполнительный вице-президент аукционного дома Sotheby’s. (http://www.vokrugsveta.ru/news/2362/)
Еще одно предположение принадлежит искусствоведу Н.А.Дмитриевой, в своей монографии "Человек и художник" она пишет: "Самым последним, возможно, было полотно «Вырванные корни» (так она назвала картину), приводящее к финалу одну из сквозных тем Ван Гога. Но точно установить последовательность трудно." (http://imwerden.de/pdf/dmitrieva_van_ghog_1980.pdf)



В большинстве источников эта картина названа "Корни деревьев", она вытянута в ширину (50х100), в последнее время художник часто использовал этот размер, он уже не впервые изображает переплетение стволов и корней, желая передать, как он писал брату, "борьбу жизненных сил".

Как видим, нет единого мнения у ценителей творчества Ван Гога, у искусствоведов и историков, коллекционеров и аукционистов по трем важным для полного понимания жизни и наследия художника вопросам: история "отрезанного" уха, последняя картина и причина смерти. Удастся ли когда-нибудь отгадать эти тайны, установить истину, написать, наконец, полную и правдивую биографию великого художника - кто знает... Но нам остались его картины, его мятущаяся душа, его одиночество и болезнь, его письма, его мысли, его боль...
"Для всех полотен Ван Гога характерен избыток силы и страстность выражения. В его настойчивом подчеркивании сущности и характера взятого объекта, в его зачастую слишком дерзком упрощении форм, в его отважном желании взглянуть на солнце широко раскрытыми глазами, в напряженности его рисунка и колорита – всюду видна могучая рука, настоящий мужчина, смельчак, который бывает порой очень
г
руб, а порой удивительно нежен», – писал о нём его современник французский художественный критик Ж.Альбер Орье.

Tags: живопись
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments