Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Известные художники и поэты прерафаэлиты.


Известные художники и поэты прерафаэлиты




«Юность Девы Марии», Д. Г. Россетти 1848—1849 годы, галерея Тейт, Лондон


Первым этапом развития прерафаэлитизма было возникновение так называемого «Братства прерафаэлитов», состоявшего первоначально из семи «братьев»: Джона Эверетта Милле, Холмана Ханта, Данте Габриэля Россетти, его младшего брата Майкла Россетти, Томаса Вулнера, Фредерика Стивенса и Джеймса Коллинсона.



Данте Габриэль Россетти. Синее шёлковое платье. 1868

История Братства начинается в 1848 году, когда на выставке Королевской академии художеств познакомились студенты Академии — Холман Хант и Данте Габриэль Россетти, ранее видевший работы Ханта и восхищавшийся ими.





Уильям Холман Хант   (2 апреля 1827 — 7 сентября 1910) — английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов. Настоящее имя — Уильям Хобман Хант, однако Хант сам изменил вторую часть имени, а под конец жизни она слилась с фамилией: Holman-Hunt.




Наёмный пастух (The Hireling Shepherd), 1851.Хант


Хант помогает Россетти закончить картину «Юность Девы Марии» , которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Джоном Эвереттом Милле, юным гением, поступившим в Академию в возрасте 11-и лет.
Они не просто стали друзьями, но обнаружили, что разделяют взгляды друг друга на современное искусство: в частности, они считали, что современная английская живопись зашла в тупик и умирает, и наилучшим способом возродить её будет возвращение к искренности и простоте раннего итальянского искусства (то есть искусства до Рафаэля, которого прерафаэлиты считали основателем академизма 




Джон Эверетт Милле ( 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.




Джон Эверетт Милле

Изабелла (Лоренцо и Изабелла). 1849



Джон Эверетт Милле

Мыльные пузыри. 1885—1886



Эффи Грей, портрет работы Томаса Ричмонда. Эффи считала, что на этом портрете она выглядит как «милая кукла»Ефимия (Эффи) Чалмерс Грей ( 7 мая 1828 — 23 декабря 1897) — жена критика Джона Рёскина, после признания их брака недействительным вышла замуж за его протеже, художника-прерафаэлита Джона Эверетта Милле. Этот знаменитый викторианский любовный треугольник послужил основой для нескольких пьес и оперы.





Данте Габриел Россетти  ( 12 мая 1828 — 9 апреля 1882) — английский поэт, переводчик, иллюстратор и художник. Один из крупнейших прерафаэлитов.
Огромное влияние на его жизнь и творчество также оказали знакомство, женитьба и последующая смерть (по одной из версий — самоубийство) жены поэтессы Элизабет Сиддал  
Когда они познакомились, Лиззи уже была больна туберкулёзом. Она была его ученицей, моделью и возлюбленной. Россетти сделал множество зарисовок с Элизабет, некоторые из них потом послужили эскизами для его картин.Они прожили вместе почти десять лет, но поженились только 23 мая 1860 года. После рождения в мае 1861 года мёртвого ребёнка её здоровье окончательно пришло в упадок. Она начала принимать в больших количествах лауданум.
Меланхоличная и больная туберкулёзом, Лиззи умерла через два года после женитьбы (11.02.1862) от передозировки лауданума, спиртовой настойки опиума.



Ей посвящено одно из лучших полотен Россетти — «Блаженная Беатрикс» (Beata Beatrix, 1864—1870). Беатрикс изображена сидящей, она пребывает в полусне, похожем на смерть, в то время как птица, вестник Смерти, кладет ей на ладони цветок мака.

Льюис Кэрролл. Семейство Россетти, октябрь 1863
Россетти отрицает общественную функцию литературы, признавая за искусством одну эстетическую ценность. Его поэзия пропитана мистико-эротическим содержанием, отталкивается от позитивизма, идеализирует прошлое, эстетизирует католицизм. Россетти отказывается от всякой социально-политической проблематики. Игнорируя революционно-чартистскую и социал-реформистскую поэзию 1830—50-х годов, он ищет для себя образцы у романтиков типа Китса и Кольриджа. Характерными чертами поэзии Россетти являются: описательность (тщательная вырисовка деталей) при общей мистической настроенности, вычурность синтаксических конструкций (сказуемое у него всегда предшествует подлежащему, противореча правилам английского строя речи); установка на напевность, пристрастие к аллитерациям и рефрену. У него мы встречаем (то, что потом использует Оскар Уайльд) описание драгоценных камней и металлов, красок, запахов, условную экзотику. Единственным произведением Россетти на современную тему является стихотворение «Jenny», где эстетизируется продажная любовь и находит своё выражение «культ греха»




Один из многочисленных портретов Джейн Моррис. «Сон наяву», 1880, Музей Виктории и Альберта, Лондон



Так зарождается идея создания секретного общества, названного Братством прерафаэлитов — общества, находящегося в оппозиции по отношению к официальным художественным течениям. В группу с самого начала были приглашены также Джеймс Коллинсон (студент Академии и жених Кристины Россетти), скульптор и поэт Томас Вулнер, молодой девятнадцатилетний художник и впоследствии критик Фредерик Стивенс и младший брат Россетти Уильям Россетти, который по стопам старшего брата поступил в художественную школу, но особенного призвания к искусству не проявлял и, в конце концов, стал известным художественным критиком и писателем. Мэдокс Браун был близок немецким назарейцам, поэтому он, разделяя идеи Братства, отказался присоединиться к группе.





Уильям Майкл Россетти (25 сентября 1829 — 5 февраля 1919) — английский критик и писатель. Один из первых членов Братства прерафаэлитов. Сын эмигранта, итальянского патриота и поэта Габриэля Россетти и Фрэнсис Полидори, брат Марии Россетти, живописца и поэта Данте Габриэля Россетти и поэтессы Кристины Россетти.


На картине Россетти «Юность Девы Марии» впервые появляются три условные буквы P. R. B. (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood), этими же инициалами были отмечены «Изабелла» Милле и «Риенци»  Ханта. Члены Братства также создали свой собственный журнал, под названием «Росток», хотя он просуществовал лишь с января по апрель 1850 года. Его редактором стал Уильям Майкл Россетти (брат Данте Габриэля Россетти).Прерафаэлитизм в это время проникает во все аспекты жизни: мебель, декоративное искусство, архитектуру, убранство интерьера, дизайн книг, иллюстрации.




Томас Вулнер (17 декабря 1825 — 7 октября 1892 г.) — английский скульптор и поэт. Один из членов Братства прерафаэлитов, близкий друг Альфреда Теннисона.




Копия статуи сэра Стэмфорда Раффлза, сделанной Томасом Вулнером. Раффлз считается основателем современного Сингапура.


Уильям Моррис считается одной из наиболее влиятельных фигур в истории декоративного искусства XIX века Он основал движение «Arts and Crafts Movement» (с англ. — «Движение искусств и ремёсел»), главной идеей которого было возвращение к ручному мастерству как к идеалу прикладного искусства, а также возведение в ранг полноправных искусств книгопечатания, словолитья, гравюры[21]. Это движение, которое подхватили Уолтер Крейн, Макинтош, Нельсон Доусон, Эдвин Лаченс, Райт и другие, впоследствии проявилось в английской и американской архитектуре, дизайне интерьеров, ландшафтном дизайне.




Фредерик Джордж Стивенс (1828 — 9 марта 1907) — английский литературный критик, художник и искусствовед. Один из двух членов Братства прерафаэлитов, не занимавшихся живописью (рисовал только в начале карьеры, рано разочаровался в собственном таланте).
Карандашный портрет Фредерика (вверху) датируется 1853 годом. Написан он Джоном Милле и сейчас принадлежит Национальной портретной галерее в Лондоне.




Frederic George Stephens - The Proposal (The Marquis and Griselda)



Большинство прерафаэлитов занимались поэзией, но, по мнению многих критиков, имеет ценность именно поздний период развития прерафаэлитизма. Данте Габриэль Россетти, его сестра Кристина Россетти, Джордж Мередит, Уильям Моррис и Алджернон Суинберн оставили значимый след в английской литературе, но наибольший вклад внес Россетти, захваченный стихотворениями итальянского Возрождения и особенно произведениями Данте.



Святое семейство (The Holy Family), 1878.Джеймс Коллинсон-— английский живописец Викторианской эпохи, член Братства прерафаэлитов 
Главным лирическим достижением Россетти считается цикл сонетов «Дом Жизни».Кристина Россетти также была известной поэтессой. Поэзией занималась и возлюбленная Россетти, Элизабет Сиддал, чьи произведения остались неизданными при жизни. Эрудит Уильям Моррис был не только признанным мастером витражей, но и вел активную литературную деятельность, в том числе написал много стихов. Его первый сборник «Защита Гвиневры и другие стихотворения» был опубликован в 1858 году, когда автору было 24 года.





Джон Рёскин на портрете Д. Э. Милле, 1853—1854 годы


Английский критик Джон Рёскин привёл в порядок идеи прерафаэлитов относительно искусства, оформив их в логичную систему. Среди его работ наиболее известны «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (англ. Fiction: Fair and Foul), «Английское искусство» (The Art of England), «Современные художники» (Modern Painters). Он же автор статьи «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism), вышедшей в 1851 году.


Под влиянием поэзии прерафаэлитов развивалось британское декадентство 1880-х годов: Эрнст Доусон, Лионель Джонсон, Майкл Филд, Оскар Уайльд.Романтическая тоска по Средневековью нашла отражение в раннем творчестве Йейтса.
Известный поэт Алджернон Суинберн, прославившийся смелыми экспериментами в стихосложении, к тому же был драматургом и литературным критиком. Первую драму «Королева-мать» , написанную в 1860 году, Суинберн посвятил Россетти, с которым его связывали дружеские отношения. Однако, хотя Суинберн и декларировал свою приверженность принципам прерафаэлизма, он безусловно выходит за пределы этого направления.



Данте Габриэль Россетти. Баллады и эпические поэмы (Dante Gabriel Rossetti. Ballads and narrative poems). — L.: Келмскотт-пресс, 1893. Издание Уильяма Морриса.
Моррис оформил все 66 книг, выпущенных издательством, а Бёрн-Джонс исполнил большинство иллюстраций. Издательство просуществовало до 1898 года и оказало сильное влияние на многих иллюстраторов конца XIX века, в частности, на Обри Бердслея.

Теперь, когда я состарился и понял,


что ничего нельзя сделать, я почти


жалею, что появился на свет


с чувством романтики и красоты


в этот проклятый век.


          Уильям Моррис, август 1895




Иллюстрация У.Морриса



Прерафаэлитизм — это культурный стиль, проникший в жизнь своих создателей и в какой-то мере определявший эту жизнь. Прерафаэлиты жили в созданной ими обстановке и сделали такую обстановку чрезвычайно модной. Как отмечает Андреа Роуз в своей книге, в конце XIX века «верность природе уступает верности имиджу. Имидж становится узнаваемым и поэтому вполне готовым для рынка»



«Прекрасная Изольда», Уильям Моррис. Здесь изображена жена художника — Джейн Моррис 1858 год, галерея Тейт, Лондон.
В 1890 году Уильям Моррис организовал издательство «Келмскотт-пресс»  , в котором вместе с Бёрн-Джонсом напечатал несколько книг. Это период называют кульминацией жизни Уильяма Морриса. Опираясь на традиции средневековых переписчиков, Моррис, также как и английский график Уильям Блейк, попытался найти единый стиль оформления страницы книги, её титульного листа и переплета. Лучшим изданием Морриса стали Сочинения Джеффри Чосера  ; поля украшены вьющимися растениями, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы.



Уильям Моррис (24 марта 1834, Уолтемстоу — 3 октября 1896) — английский поэт, прозаик, художник, издатель, социалист. Был близок молодым английским художникам-прерафаэлитам. Основатель и главный представитель движения "Искусства и ремёсла".




Красный дом — лондонский особняк Морриса — стал вехой в истории дизайна.



Прерафаэлитов окружали женщины разного социального статуса, возлюбленные, модели.Одна журналистка пишет о них так: «…женщины без кринолинов, с развевающимися волосами… необычные, как горячечный сон, в котором медленно движутся великолепные и фантастические образы» 

Данте Габриэль Россетти жил в изысканной и богемной атмосфере, и его эксцентричный образ сам по себе стал частью прерафаэлитской легенды: у Россетти жили самые разные люди, включая поэта Алджернона Суинберна, писателя Джорджа Мередита. Модели сменяли одна другую, некоторые из них становились любовницами Россетти, особенно известна вульгарная и скупая Фанни Корнфорт. Дом Россетти был полон антиквариата, старинной мебели, китайского фарфора и других безделушек, которые тот скупал в лавках старьевщиков. В саду водились совы, вомбаты, кенгуру, попугаи, павлины, одно время там даже жил бык, чьи глаза напоминали Россетти глаза его возлюбленной Джейн Моррис.




Джейн Моррис  ( 19 октября 1839, Оксфорд, Великобритания — 26 января 1914, Бат, там же) — натурщица, воплощение идеала красоты прерафаэлитов. Жена Уильяма Морриса, возлюбленная Данте Габриэля Россетти





«Медея», Эвелин де Морган 1850—1919 годы, Художественная галерея и музей Уильямсона, Мерсисайд



Прерафаэлитизм как художественное направление широко известен и популярен в Великобритании. Его также называют первым британским течением, достигшим мировой славы, однако, среди исследователей значение оценивается по-разному: от революции в искусстве до чистого новаторства в технике живописи.



Корнфорт, Фанни

Fanny Conforth 1835 1906 натурщица,
любовница Данте Габриэля Россетти


Существует мнение, что движение начиналось с попытки обновления живописи, а имело в дальнейшем большое влияние на развитие литературы и всей английской культуры в целом. Согласно Литературной энциклопедии, ввиду своего утонченного аристократизма, ретроспектизма и созерцательности их творчество мало воздействовало на широкие массы.




Дороти Дин

Dorothy Dene 1859 1899 натурщица,актриса,фотомодель.


Несмотря на кажущуюся обращённость в прошлое, прерафаэлиты содействовали утверждению стиля модерн в изобразительном искусстве, более того, их считают предшественниками символистов, порой даже отождествляя тех и других. Например, выставка «Символизм в Европе», перемещавшаяся с ноября 1975 по июль 1976 года из Роттердама через Брюссель и Баден-Баден в Париж, приняла за исходную дату 1848 год — год основания Братства.




Миллер, Энни
Annie Miller 1835 1925 натурщица,невеста Уильяма Ханта



Поэзия прерафаэлитов повлияла на творчество французских символистов Верлена и Малларме, а живопись — на таких художников, как Обри Бердслей, Уотерхаус, и менее известных, как Эдвард Роберт Хьюз или Кальдерон. Некоторые даже отмечают влияние прерафаэлитской живописи на английских хиппи, а Бёрн-Джонса, — на молодого Толкина. Что интересно, в юности Толкин, вместе с друзьями организовавший полутайное общество «Чайный клуб», сравнивал их с прерафаэлитским братством.


Сиддал, Элизабет
Elizabeth Siddal 1829 1862 художник, поэт и натурщица,жена Данте Габриэля Россетти.

В России первая выставка работ прерафаэлитов, организованная аукционным домом «Кристис», проходила с 14 по 18 мая 2008 года в Третьяковской галерее

Источники:

https://web.archive.org/web/20070525011356/http://faculty.pittstate.edu/~knichols/perseph.html/

Нордау, Макс. Прерафаэлиты // Вырождение. М.: Республика, 1995.— 400 с.— (Прошлое и настоящее)

Поэтический мир прерафаэлитов. Новые переводы. (на русск. и англ. языках) М.: Центр книги Рудомино, 2013.— 372 с. I
Прерафаэлиты // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 800—802 — 1596 с