Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Женские образы в искусстве прерафаэлитов.



Женские образы в искусстве прерафаэлитов




  



«Офелия», Д. Э. Милле, одна из самых известных картин прерафаэлитов. 1852 год, галерея Тейт, Лондон




Прерафаэлиты   — направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.



Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус.






«Леди Лилит», Д. Г. Россетти. 1868 год, Делавэрский художественный музей, Делавэр



Поначалу прерафаэлиты предпочитали евангельские сюжеты, причём избегали в живописи церковного характера и трактовали Евангелие символически, придавая особое значение не исторической верности изображаемых евангельских эпизодов, а их внутреннему философскому смыслу.  





«Апрельская любовь», Артур Хьюз 1855—1856 годы, галерея Тейт, Лондон



Прерафаэлиты привлекают внимание к теме общественного неравенства в Викторианскую эпоху, эмиграции (творчество Мэдокса Брауна, Артура Хьюза), приниженного положения женщины (Россетти), Холман Хант даже затронул тему проституции в своей картине «Пробудившийся стыд» (англ. The Awakening Conscience, 1853 год).





William Holman Hunt - The Awakening Conscience



На картине — падшая женщина, которая вдруг поняла, что грешит, и, забыв о своем любовнике, освобождается из его объятий, как будто услышав какой-то зов через открытое окно Мужчина не понимает её духовных порывов и продолжает игру на фортепиано. Здесь прерафаэлиты не были первопроходцами, их предвосхитил Ричард Редгрейв со своей знаменитой картиной «Гувернантка» (1844).





Гувернантка



И позже, в 40-е годы, Редгрейв создал много подобных произведений, посвященных эксплуатации женщин.





«Прозерпина», Д. Г. Россетти

1874 год, галерея Тейт, Лондон

Прерафаэлиты занимались и историческими темами, добиваясь величайшей точности в изображении фактических подробностей; обращались к произведениям классической поэзии и литературы, к творчеству Данте Алигьери, Уильяма Шекспира, Джона Китса. Они идеализировали Средневековье , любили средневековую романтику и мистику.






  • Артур Хьюз :             Офелия         


  •                                                             «Долгая помолвка», 1854—59



Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты — отрешённый, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн.





А.Хьюз





Артур Хьюз - Разлом внутри Лютни






  • Артур Хьюз, 1908c - Проходящее облако 


  • Christie's, Лондон, Кинг-стрит, 25 октября 1991 года, лот 50, эссе



Женщина на полотнах прерафаэлитов — средневековый образ идеальной красоты и женственности, ей восхищаются и поклоняются. Особенно это заметно у Россетти, которого восхищали красота и загадочность, а также у Артура Хьюза, Милле, Бёрн-Джонса.





Джон Эверетт Милле - Северо-Западный приход





ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕ - Мучения Сольвейг (Художественная галерея Уокера, Ливерпуль, ок. 1871.




Джон Эверетт Милле - чирва козыри




Бёрн-Джонс.«Любовь среди руин»





Вооружение и отъезд рыцарей. Номер 2 гобелена Святого Грааля, сотканных Morris & Co. 1891-94 для Станмор Холла.
Мистическая, губительная красота, la femme fatale позже нашла выражение у Уильяма Уотерхауса. В этом плане знаковой можно назвать картину «Леди из Шалот» (1888), до сих пор остающаяся одним из самых популярных экспонатов галереи Тейт.



Джон Уильям Уотерхаус - Леди Шалотт




Это первая версия картины, посвящённая одноимённой поэме Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот» (в России известна в переводе Бальмонта)



В поэме Теннисона «Волшебница Шалот» рассказывается история девушки по имени Элейн, на которой лежит проклятье: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать длинное полотно. Шалот расположен на реке, текущей в Камелот. Никто не знает про существование Элейн, потому что проклятье запрещает ей покидать башню и даже смотреть из окна. Взамен у неё в комнате висит огромное зеркало, в котором отражается окружающий мир, и девушка занимается тем, что ткёт гобелен, изображая на нём чудеса окружающего мира, которые ей удалось увидеть. Постепенно мир всё больше захватывает её, а одинокое сидение в башне утомляет. Однажды она видит в зеркале, как сэр Ланселот скачет в Камелот, и покидает комнату, чтобы поглядеть на него из окна. В ту же секунду исполняется проклятье, гобелен распутывается, а зеркало трескается.





« Порвалась ткань с игрой огня,

Разбилось зеркало, звеня.

«Беда! Проклятье ждёт меня!» —

Воскликнула Шалот »

Элейн понимает, какой необдуманный поступок совершила, и бежит из башни. На берегу реки она находит лодку и записывает на ней своё имя. Она плывёт по реке и поёт печальную песню, но умирает прежде, чем доплывает до Камелота, где могла бы обрести счастье и любовь.Когда её находят жители, Ланселот дивится, что это за прекрасная женщина.





Леди Шалотт Уильяма Холмана Ханта


 Многие живописцы (Холман Хант, Россетти) иллюстрировали произведения Теннисона, в частности, «Леди Шалотт». История повествует о девушке, которая должна оставаться в башне, находясь в изоляции от окружающего мира, и в тот самый момент, когда решается на побег, она подписывает себе смертный приговор





Уильям Холман Хант.Изабелла и горшок с базиликом, 1867


Образ трагической любви был притягателен для прерафаэлитов и их последователей: в конце XIX—начале XX века на тему «Леди Шалотт» было создано более пятидесяти картин, а название поэмы превратилось во фразеологизм[. Прерафаэлитов привлекали, в частности, такие темы, как душевная чистота и трагическая любовь, безответная любовь, недостижимая девушка, женщина, погибающая ради любви, отмеченная позором или проклятьем, а также мёртвая женщина необыкновенной красоты 




Первая картина из серии «Прошлое и настоящее» Августа Эгга. 1837 год, Лондон



Была пересмотрена викторианская концепция женственности. Например, в «Офелии» Артура Хьюза или серии картин «Прошлое и настоящее» (англ. Past and Present, 1837—1860) Августа Эгга, женщина показана как человек, способный испытывать сексуальное желание и страсть, зачастую приводящую к безвременной кончине.



Август Эгг создал серию работ, где показано, как разрушается семейный очаг после того, как открылась супружеская неверность матери. На первой картине женщина лежит на полу, уткнув лицо в ковёр, в позе совершенного отчаяния, а браслеты на её руках напоминают наручники.
Данте Габриэль Россетти использует фигуру Прозерпины из древнегреческой и римской мифологии: молодая женщина, украденная Плутоном в подземное царство и отчаянно мечтающая вернуться на землю. Она съедает лишь несколько гранатовых семечек, но достаточно маленького кусочка пищи, чтобы человек навеки остался в подземном мире. Прозерпина Россетти — не просто красивая женщина с задумчивым взглядом. Она очень женственна и чувственна, а гранат в её руках — символ страстей и соблазна, которому она поддалась 





Джон Эверетт Милле

Мариана. 1851




«Мариана» основана на пьесе Шекспира «Мера за меру», в которой Мариана должна была выйти замуж за персонажа по имени Анджело, но была отвергнута, так как её приданое оказалось утеряно в результате кораблекрушения. Девушка ведёт одинокую жизнь, до сих пор тоскуя о своём возлюбленном. Впрочем, в конце пьесы Анджело, самый отрицательный из персонажей, совершивший настоящее преступление против писаных и неписаных законов,  всё-таки женится на Мариане.



Когда полотно Милле впервые появилось на выставке в Королевской Академии художеств, оно сопровождалось строчкой из стихотворения Альфреда Теннисона «Мариана»:

« «Как жизнь пуста! — она сказала. —

Он не придет и впредь.

А я устала, так устала,

Уж лучше умереть!»




Одна из главных тем в творчестве прерафаэлитов — соблазнённая женщина, разрушенная безответной любовью, преданная возлюбленным, жертва трагической любви. В большинстве картин явно или неявно присутствует мужчина, ответственный за падение женщины. Как пример можно привести «Проснувшуюся стыдливость» Ханта или картину Милле «Мариана».




«Прекрасная Изольда», Уильям Моррис. Здесь изображена жена художника — Джейн Моррис.

1858 год, галерея Тейт, Лондон





Медея», Эвелин де Морган 1850—1919 годы, Художественная галерея и музей Уильямсона, Мерсисайд.


Аналогичная тематика прослеживается и в поэзии: в «Защите Гиневры» Уильяма Морриса, в стихотворении Кристины Россетти «Быстрая любовь»  , в поэме Россетти «Дженни» (1870), где показана падшая женщина, проститутка, которая совершенно не обеспокоена своим положением и даже наслаждается сексуальной свободой.




Коллинсон, Джеймс.Сестры




Lawrence Alma-Tadema





Edward Burne-Jones..Portrait of Maria Zambaco





Evelyn de Morgan.The Love Potion





Пердита Энтони Фредерик Август Сэндис





Спартали Стиллман, Мари - Монастырь Лили - 1891





Henry Holiday - Dante and Beatrice





Артур Хьюз - Больное сердце





Учение  за столом для чтения - Фредерик Лейтон (1877)





Пламенный июнь, Фредерик Лорд Лейтон (1830-1896)





Данте Габриэль Россетти - Бауэр Луг





Андерсон, Софи Жанжамбр





Godward Flabellifera





Lady Godiva by John Collier



Работы прерафаэлитов хранятся в следующих музеях Великобритании:



Галерея Тейт, Лондон.

Художественная галерея леди Левер, Ливерпуль.

Манчестерская художественная галерея

Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.

Бирмингемский музей и художественная галерея

Музей Ашмола, Оксфорд.


Литература

Нордау, Макс. Прерафаэлиты // Вырождение. М.: Республика, 1995.— 400 с.— (Прошлое и настоящее).

Поэтический мир прерафаэлитов. Новые переводы. (на русск. и англ. языках) М.: Центр книги Рудомино, 2013.— 372 с. 

Прерафаэлиты // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 800—802 — 1596 с.

Tags: живопись, прерафаэлиты
Subscribe
promo lovers_of_art october 25, 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments