В мире искусства в последнее время наметился явный интерес к шпалером: за последнее время состоялось сразу несколько выставок. В том числе выставка гобеленов Рафаэля в Сикстинской капелле, у нас - выставка шпалер XIX-XX веков в Эрмитаже и исключительно любопытная выставка "Тканое великолепие. Фламандские шпалеры XVI-XVII веков" в Фонде IN ARTIBUS. Вот о ней и хочу немного рассказать: выставка, вроде бы, небольшая, но очень информативная. Для дилетантов она проясняет многие вопросы относительно истории, символики, технологии этого вида искусства. Чем отличаются ковёр, шпалера, гобелен, почему они такие дорогие? Чем они так ценны для современного человека? Когда в России начали коллекционировать шпалеры?
Вот например, ковёр - это любое тканое изделие, которое вешают на стену или стелют на пол или на стол, шпалера - безворсовый ковер, который висит на стене, а гобелен - шпалера, произведенная на так называемой мануфактуре Гобеленов, основанной в 1443 году Жаном и Филибером Гобеленами.
1. На выставке демонстрировались две шпалеры из Эрмитажа и четыре - из коллекции Инны Баженовой, а также несколько очень эффектных керамических изделий.
2. Превосходная шпалера из Эрмитажа со сценой рыбной ловли, как и другие, несёт в себе глубокий символический смысл. На переднем плане, почти в центре, изображен держащий в лапе рыбу крупный зимородок - символ покоя, мира, плодородия и процветания. Птица, несомненно, связана с происходящим на втором плане, где рыбацкая флотилия выгружает на берег богатый улов. Две цапли на первом плане слева также несут в себе символику, связанную с Нептуном, водной стихией. Появление цапли расценивалось как благоприятный знак.
Шпалера "Аллегорическая сцена рыбной ловли". Фландрия, 1550-1560-е. Шерсть, шёлк, 7-8 нитей основы на 1 см. Государственный Эрмитаж
3. За мирными рыбачьими лодками виден военный корабль, дающий пушечный залп. На его мачтах подняты флаги двух типов: флаг с бургундским крестом - символом Бургундии, который также использовался как флаг Испании, и флаг с черным двуглавым орлом - династической эмблемой Габсбургов. Этот военный корабль, вероятнее всего, является символическим изображением какого-то договора, в результате чего в Нидерландах должны были установиться мир и процветание. Символически эта идея продолжена в композиции широкого бордюра, где изображены вазы с цветами и плодами, животные и птицы на фоне портиков.
Композиция шпалеры позволяет предположить, что она была заказана для общественного здания, принадлежавшего гильдии, связанной с рыболовством и рыботорговлей. Два персонажа, указывающие на происходящее в море, вероятно, намекают на род занятий заказчиков.
4. Вдоль борта корабля расположены 14 гербов различных нидерландских городов, среди них Левен, Маастрихт и другие. Предполагается, что шпалера была исполнена до начала Нидерландской революции и, таким образом, может быть датирована периодом между 1550 и 1567 годами.
5. Самая яркая вещь в экспозиции - это не шпалера, а вышитое панно в технике "полукрест", имитирующей технологию шпалерного ткачества. Технологически это было быстрее и дешевле. В XVI веке их делали во Франции и Англии, но сохранилось таких панно единицы. Сейчас в мире их можно пересчитать по пальцам. Два есть в Метрополитен-музее, одно - в частной коллекции в Париже, и еще одно - в этой коллекции.
Вышитое панно "Аллегория мира Генриха II". Франция, начало 1560-х. Шерсть, шелк, вышивка гобеленовым швом по льняной ткани. Собрание Инны Баженовой
6. Сюжет расшифрован следующим образом: восседающие справа на троне под балдахином французский король Генрих II (1519-1559) и его супруга Екатерина Медичи (1519-1589) благословляют заключение Като-Камбрезийского мира (3 апреля 1559 года), означавшего окончание Итальянской войны (1551-1559), также известной как война Габсбургов и Валуа. Во время подписания мирных соглашений между французским королем Генрихом II, английской королевой Елизаветой I (1533-1603), испанским королем Филиппом II (1527-1598) и герцогом Савойским Эммануилом Филибертом (1528-1580) были заключены выгодные для дальнейших дипломатических отношений брачные контракты: герцог Эммануил Филиберт женился на Маргарите Валуа, сестре Генриха II, а Филипп II - на дочери французского короля и Екатерины Медичи - Елизавете Валуа. Двое обнимающихся мужчин в центре композиции - символ примирения держав. Слева от центральных фигур улыбающийся Генрих II обнимает за плечи Филиппа II; рядом с Филиппом II стоит Елизавета I. За ними видны корабли, на одном поднят флаг с английским геральдическим львом.
У одной из девушек на руке сидит зеленый попугай, который еще со Средневековья означал признание любви, у ее ног - маленькая собачка, символ верности в браке. Фигуры девушек уменышены по сравнению с королевской четой, что указывает на их подчиненную роль: Маргарита Валуа, герцогиня Беррийская (1524-1574), младшая сестра короля, и его дочь Елизавета Валуа (1545-1568). В 1559 году Маргарита станет супругой герцога Савойского, а Елизавета - Филиппа II Испанского: оба брака окажутся eдачными. Елизавета, как можно полагать, изображена справа, стоящей за троном родителей.
Второстепенные фигуры: слева две музицирующие придворные дамы, мальчики-пажи, белый и чернокожий. На переднем плане рядом с ними еще раз изображена собака, символ верности, а напротив нее - обезьянка в ошейнике и на цепи, усмиренная похоть и суетные желания. Тут же - улитки, как пожелание плодородия и чадообилия улитки были чрезвычайно популярны в эпоху Возрождения. Широкий бордюр панно украшен изображениями, поддерживающими сюжет основной композиции, помещены гербы.
7. Вышитая картина полна аллегорий. Например, за спиной Генриха, обнимающего Филиппа, видны два спиленных дерева, давших новые побеги с плодами, их корни переплелись. Это символ смерти и возрождения новой жизни, мира, а переплетенные корни означают заключение брака.
8. Повернутый в профиль к зрителю юноша - это, возможно, старший сын Генриха, будущий король Франции Франциск II (1544-1560), правивший после его кончины полтора года. На момент заключения мира ему было 15 лет. Правее от него, рядом с троном со стороны французского короля, Савойский, который в год заключения мира в Като-Камбрези женился на его сестре Маргарите Валуа.
9. Двое на троне под роскошным балдахином - правящая монаршая чета. Их головы увенчаны коронами; Генрих II держит в руках скипетр. Екатерина Медичи, повернувшись профиль, чрезвычайно похожа на свой надгробный портрет в аббатстве Сен-Дени: характерная прическа с зачесанными пышными волосами, жесткий гофрированный воротник и жемчужные серьги в ушах, вышитые нитями. На державную власть также указывает пара павлинов у подножия трона: птицы богини Геры часто символизируют королевское величие и мудрость. Генрих II и Екатерина Медичи композиционно обособлены от остальных рисунком изразцового пола с узорным ковром.
10. Предполагается, что панно создавалось вскоре после описываемых событий. Через несколько месяцев, 30 июня 1559 года, Генрих II смертельно ранен на турнире: копье попало ему в глаз. По смерти короля в июле 1559 года Екатерина Медичи наденет траур и с этого времени изображать её станут только в черном одеянии. Недолго проживут и многие другие из изображенных на панно лиц, к тому же последующая история затмит случившееся.
11.
12.
13. Шпалера XVII века из фламандского города Ауденарде на средневековый сюжет об истории любви пастуха и пастушки, Гомбо и Масе. В XVII веке она была чрезвычайно популярна, так что даже в одной из пьес Мольера упоминаются обои с сюжетами из истории Гомбо и Масе. Это связано с представлением о свободной любви, которая у аристократии XVII века ассоциировалась с крестьянской жизнью.
Шпалера "Игра в гуся" из серии "История Гомбо и Масе" (Amours de Gombault et Macée). Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. Фландрия, Ауденарде, 1590-1610
14.
15.
16. Среди сцен мирных развлечений охота относится к числу наиболее излюбленных тем для стенных ковров XVI-XVII веков. На переднем плане представленной шпалеры четверо охотников в военных одеждах, вооруженные пиками, возвращаются с удачной охоты. Изображения на шпалере упрощены и стилизованы, обведены темным контуром, что говорит о провинциальной мастерской, в распоряжении которой оказался хороший картон.
Шпалера "Возвращение с охоты". Фландрия или Франция, вторая половина XVI в. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. Собрание Инны Баженовой
17. Лошадь с богато украшенной сбруей везёт повозку с трофеями: убитыми оленем и кабаном. Вероятнее всего, шпалера является не столько изображением бытового сижета, сколько аллегорией успешной охоты. Лучшее время для подобных занятий - осень и начало зимы, когда охота могла продолжаться непрерывно в течение шести дней в неделю.
18. Судя по аристократическим костюмам с разрезами, в которых видны нижние слои одежды, и по трактовке пейзажа с высоким горизонтом и стилизованными декоративными растениями на первом плане, шпалера второй половины - конца XVI века.
19.
20. Шелковые или шерстяные настенные ковры, очень дорогие и сложные в производстве, подчеркивали богатство и высокий статус своего владельца и украшали стены соборов, дворцов, замков, ратушей и просто домов, радуя глаз и делая помещение теплее.
21.
Шпалера "Встреча Иакова и Иосифа" из серии "История Иосифа"(?). Фландрия, Брюссель, 1590-1610-е. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. Собрание Инны Баженовой
22.
23.
24. Из Эрмитажа привезли ещё две керамические тарелки с монограммами Генриха II и Еатерины Медичи, его супруги. Они происходят из коллекции Александра Базилевского, русского дипломата и коллекционера XIX века, жившего в Париже. Когда в 1880-х годах у него начались финансовые трудности, он продал Императорскому Эрмитажу свою коллекцию средневекового искусства.
25.
26. Ещё одна шпалера принадлежит к группе стенных ковров со сценами охоты, ткавшихся по многих центрах Фландрии и Северной Франции во второй половине XVI - начале XVII веков. В этих регионах занимались производством так называемых тканых зимних садов - шпалер со сценами в пейзаже. Они предназначались для украшения парадных и жилых покоев. Основной их задачей было создание как бы ещё одного окна в помещении с дальним ландшафтным видом. Шпалеры со сценами охоты пользовались у заказчиков неизменным спросом.
Шпалера. Охота на буйвола. Фландрия, Антверпен или Брюссель. XVI в. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 315×373 см. Государственный Эрмитаж
27. На выставочном стенде в качестве ликбеза можно было узнать, как изготовлялись шпалеры. Оказывается, их ткали с изнаночной стороны, над одним ковром работали сразу несколько человек, а над одной шпалерой работа могла продолжаться несколько лет.
Источники информации: Этикетаж и тексты на стендах музейной экспозиции
Community Info