engurevich (engurevich) wrote in lovers_of_art,
engurevich
engurevich
lovers_of_art

Categories:

Дом и сад Антона Чехова

Третий приезд Чехова в Ялту подарил мировой литературе рассказ «Студент» (1894); об этом произведении в полторы страницы написаны целые книги исследований, а сколько еще напишут.
В результате четвертого чеховского визита на крымский полуостров у нас сегодня есть Белая Дача — дом, где почти все, почти каждая вещь помнит Чехова.
заставное.jpg

В 1898 г. понимая, что по состоянию здоровья все равно придется проводить большую часть времени в теплом климате, Чехов принимает решение о строительстве дома в Ялте:

«Я покупаю в Ялте участок и буду строиться, чтобы иметь место, где зимовать. Перспектива постоянного скитанья, с номерами, швейцарами, случайной кухней и проч., и проч. пугает мое воображение» (из письма брату Михаилу, 26 октября 1898).

Участок был куплен в конце октября 1898 г. за четыре тысячи рублей, три из которых Чехов заплатил безналом, закладной — беспроцентной, потому что заимодавец из уважения к писательскому таланту не взял процентов:

«Только потому, что я литератор, мне продали дешево и в долг» (из письма брату Михаилу)

Через месяц, 20 ноября 1898 г. началась постройка дома, спроектированного молодым архитектором Львом Николаевичем Шаповаловым. Шаповалов к тому времени всего два года, как закончил Московскую школу живописи, ваяния и зодчества; а с Чеховым познакомился, можно сказать, случайно. И Антон Павлович, чуть погодя, попросил его «построить в Ялте небольшой дом».

заставное.jpg
Рисунок Л.Н.Шаповалова

Дом построили меньше чем за 10 месяцев. Но он обошелся значительно дороже, чем изначально предполагал Чехов, гораздо дороже 10 тысяч. Чтобы довести строительство до конца и иметь при этом средства к существованию, Антон Павлович продает право на издание всех своих произведений, написанных и ненаписанных, издателю Марксу за 75 тысяч рублей.


В сентябре 1899 г. Чеховы (Антон Павлович, его сестра Мария и его мать) справляют новоселье.
Ранее, еще летом, Чехов писал из Ялты сестре:

«Ялтинский дом очень хорош. Лучше и не надо. Комнаты малы, но это не бросается резко в глаза. Виды со всех сторон замечательные, а из твоей комнаты такие виды, что остается пожалеть, что этого дома у нас не было раньше. Флигель готов совершенно… Комната для мамаши тоже очень хорошая. Одним словом, не дом, а волшебство».

Всего в доме девять комнат.
В цокольном этаже помещаются столовая


комната Ольги Книппер


комната для гостей


комната для роственников


На втором этаже находится гостиная, где музицировали, читали вслух и говорили о высоком Чехов с Горьким, Шаляпиным, Куприным, актерами МХТ, Буниным, Львом Толстым, Левитаном, Рахманиновым…




Из нее выход на балкон.

Также на втором этаже спальня Чехова


в которой стоит тот самый «многоуважаемый шкаф» из «Вишневого сада»


(«Вишневый сад» написан в этом доме, как и «Три сестры», повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «На святках», «Архиерей»)

Спальня прилегает к кабинету.


В кабинете масса разных вещей и вещиц.
Колокольчик, который Антону Павловичу подарил каторжник на Сахалине; чаша, которую он сам купил на базаре в Сумах. Родственники смеялись: зачем ты купил ее? А он устроил из нее визитницу.

На камине — панно.

(вид из-за письменного стола)

Этот пейзаж нарисован Исааком Левитаном за полчаса после того, как Чехов пожаловался ему, что очень не хватает в Ялте среднерусских пейзажей.


Письменный стол Чехова

Помещался немного в нише. Позади него, в глубине, стоял диван.


На столе всегда было много всяких предметов. И у каждого предмета — своя судьба. Видите этот стеклянный предмет на фото справа, рядом с фотографией?

Это стеклянный валик для марок, чтобы их смачивать и наклеивать, не прибегая к помощи языка. В ноябре 1899 г. в Москве к сестре Чехова обратился безвестный студент, больной туберкулезом. Он просил устроить ему свидание с Чеховым, поскольку рассчитывал на помощь писателя. Мария Павловна отказать не смогла. Она вручила студенту для передачи Чехову этот валик и письмо. Вскоре Чехов написал ей:

«Студент приехал и привез валик для марок. Студента устроим… я сдам его М-mе Бонье и думаю, что он будет жить хорошо…».

Дальше по коридору расположена комната матери, Евгении Яковлевны.


Веранда. Выход на нее рядом с комнатой Евгении Яковлевны.


От гостиной лестница ведет в мезонин, там жила Мария Павловна, жила вплоть до своей смерти в 1957 г. Она не хотела, чтобы ходили в ее комнату, и мы не пойдем. Тем более, что по внутренней лестнице не водят туристов — берегут.


Благодаря Марии Павловне мы сейчас и имеем этот уникальный музей, в котором почти все вещи — чеховские. Вот этот буфет в гостиной, хоть и реставрирован в 1980 г, но помнит Антон-Палыча, еще как!


Еще перед покупкой дома Чехов упоминал в письмах, что «участок, с городской точки зрения, большой; поместится и сад, и цветник, и огород».


Когда выстроен был дом и флигель (там разместили кухню, комнату для прислуги и еще кое-какие хозяйственные помещения), Чехов страстно предался созданию сада. И цветы, и деревья он выбирал и сажал сам; сам планировал куда посадить, сам ухаживал.

Система полива:






Эта роза (Banksiae Lutea) одна из тех, что посадил Чехов.


А эта сама — «Антон Чехов»; в 2008 году французская фирма «Мейян» в память о великом русском писателе создала новый сорт.


В 1925 году здесь побывал Михаил Булгаков.

«Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит.
Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я».


Дом Чехова стал прототипом последнего — вечного — приюта Мастера и Маргариты.

По воспоминаниям Куприна, часто бывавшего здесь, Чехов сказал однажды:

— Послушайте, при мне же здесь посажено каждое дерево, и, конечно, мне это дорого. Но и не это важно. Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. А я вот пришел и сделал из этой дичи культурное, красивое место… Знаете ли, через триста — четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна.

Ах, если бы так!..

Tags: Чехов, архитектура, литература
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo antisovetchina7 january 24, 2023 21:16 26
Buy for 20 tokens
1993 год. Киев. Великолепный Владимирский собор. Вечерняя служба ещё не скоро. Я – хоть и ношу с собой Библию постоянно, и читаю Её, – пока ещё не воцерковлена и почти не отличаюсь от зевак-туристов. Иллюстрация; источник: «Владимирский собор в Киеве, расписанный Виктором…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments