В результате четвертого чеховского визита на крымский полуостров у нас сегодня есть Белая Дача — дом, где почти все, почти каждая вещь помнит Чехова.
В 1898 г. понимая, что по состоянию здоровья все равно придется проводить большую часть времени в теплом климате, Чехов принимает решение о строительстве дома в Ялте:
«Я покупаю в Ялте участок и буду строиться, чтобы иметь место, где зимовать. Перспектива постоянного скитанья, с номерами, швейцарами, случайной кухней и проч., и проч. пугает мое воображение» (из письма брату Михаилу, 26 октября 1898).
Участок был куплен в конце октября 1898 г. за четыре тысячи рублей, три из которых Чехов заплатил безналом, закладной — беспроцентной, потому что заимодавец из уважения к писательскому таланту не взял процентов:
«Только потому, что я литератор, мне продали дешево и в долг» (из письма брату Михаилу)
Через месяц, 20 ноября 1898 г. началась постройка дома, спроектированного молодым архитектором Львом Николаевичем Шаповаловым. Шаповалов к тому времени всего два года, как закончил Московскую школу живописи, ваяния и зодчества; а с Чеховым познакомился, можно сказать, случайно. И Антон Павлович, чуть погодя, попросил его «построить в Ялте небольшой дом».
Рисунок Л.Н.Шаповалова
Дом построили меньше чем за 10 месяцев. Но он обошелся значительно дороже, чем изначально предполагал Чехов, гораздо дороже 10 тысяч. Чтобы довести строительство до конца и иметь при этом средства к существованию, Антон Павлович продает право на издание всех своих произведений, написанных и ненаписанных, издателю Марксу за 75 тысяч рублей.
В сентябре 1899 г. Чеховы (Антон Павлович, его сестра Мария и его мать) справляют новоселье.
Ранее, еще летом, Чехов писал из Ялты сестре:
«Ялтинский дом очень хорош. Лучше и не надо. Комнаты малы, но это не бросается резко в глаза. Виды со всех сторон замечательные, а из твоей комнаты такие виды, что остается пожалеть, что этого дома у нас не было раньше. Флигель готов совершенно… Комната для мамаши тоже очень хорошая. Одним словом, не дом, а волшебство».
Всего в доме девять комнат.
В цокольном этаже помещаются столовая
комната Ольги Книппер
комната для гостей
комната для роственников
На втором этаже находится гостиная, где музицировали, читали вслух и говорили о высоком Чехов с Горьким, Шаляпиным, Куприным, актерами МХТ, Буниным, Львом Толстым, Левитаном, Рахманиновым…
Из нее выход на балкон.
Также на втором этаже спальня Чехова
в которой стоит тот самый «многоуважаемый шкаф» из «Вишневого сада»
(«Вишневый сад» написан в этом доме, как и «Три сестры», повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «На святках», «Архиерей»)
Спальня прилегает к кабинету.
В кабинете масса разных вещей и вещиц.
Колокольчик, который Антону Павловичу подарил каторжник на Сахалине; чаша, которую он сам купил на базаре в Сумах. Родственники смеялись: зачем ты купил ее? А он устроил из нее визитницу.
На камине — панно.
(вид из-за письменного стола)
Этот пейзаж нарисован Исааком Левитаном за полчаса после того, как Чехов пожаловался ему, что очень не хватает в Ялте среднерусских пейзажей.
Письменный стол Чехова
Помещался немного в нише. Позади него, в глубине, стоял диван.
На столе всегда было много всяких предметов. И у каждого предмета — своя судьба. Видите этот стеклянный предмет на фото справа, рядом с фотографией?
Это стеклянный валик для марок, чтобы их смачивать и наклеивать, не прибегая к помощи языка. В ноябре 1899 г. в Москве к сестре Чехова обратился безвестный студент, больной туберкулезом. Он просил устроить ему свидание с Чеховым, поскольку рассчитывал на помощь писателя. Мария Павловна отказать не смогла. Она вручила студенту для передачи Чехову этот валик и письмо. Вскоре Чехов написал ей:
«Студент приехал и привез валик для марок. Студента устроим… я сдам его М-mе Бонье и думаю, что он будет жить хорошо…».
Дальше по коридору расположена комната матери, Евгении Яковлевны.
Веранда. Выход на нее рядом с комнатой Евгении Яковлевны.
От гостиной лестница ведет в мезонин, там жила Мария Павловна, жила вплоть до своей смерти в 1957 г. Она не хотела, чтобы ходили в ее комнату, и мы не пойдем. Тем более, что по внутренней лестнице не водят туристов — берегут.
Благодаря Марии Павловне мы сейчас и имеем этот уникальный музей, в котором почти все вещи — чеховские. Вот этот буфет в гостиной, хоть и реставрирован в 1980 г, но помнит Антон-Палыча, еще как!
Еще перед покупкой дома Чехов упоминал в письмах, что «участок, с городской точки зрения, большой; поместится и сад, и цветник, и огород».
Когда выстроен был дом и флигель (там разместили кухню, комнату для прислуги и еще кое-какие хозяйственные помещения), Чехов страстно предался созданию сада. И цветы, и деревья он выбирал и сажал сам; сам планировал куда посадить, сам ухаживал.
Система полива:
Эта роза (Banksiae Lutea) одна из тех, что посадил Чехов.
А эта сама — «Антон Чехов»; в 2008 году французская фирма «Мейян» в память о великом русском писателе создала новый сорт.
В 1925 году здесь побывал Михаил Булгаков.
«Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит.
Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я».
Дом Чехова стал прототипом последнего — вечного — приюта Мастера и Маргариты.
По воспоминаниям Куприна, часто бывавшего здесь, Чехов сказал однажды:
— Послушайте, при мне же здесь посажено каждое дерево, и, конечно, мне это дорого. Но и не это важно. Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. А я вот пришел и сделал из этой дичи культурное, красивое место… Знаете ли, через триста — четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна.
Ах, если бы так!..
Community Info