Колотун-Бабай (v_murza) wrote in lovers_of_art,
Колотун-Бабай
v_murza
lovers_of_art

Category:

Краков. Музей Чарторыйских

ВОЗВРАЩЕНИЕ «ДАМЫ С ГОРНОСТАЕМ» И 250-ЛЕТИЕ АДАМА ЕЖИ ЧАРТОРЫЙСКОГО (1770-1861)


ВОЗВРАЩЕНИЕ «ДАМЫ С ГОРНОСТАЕМ»
В Старом городе Кракова, рядом со стеной и Флорианскими воротами, как войдешь, так сразу наискосок, есть очаровательное местечко —
Аллея Князей Чарторыйских (Zaułek Książąt Czartoryskich).


Здесь в готическом особняке бывшего городского арсенала, соединенном арочным переходом с похожим зданием на ул. Св. Яна, разместился Музей Чарторыйских, старейший в Польше.


В конце прошлого года он, наконец, открылся после реконструкции, казавшейся бесконечной. 19 декабря 2019 г. сюда вернулась «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи. Это моя любимая картина великого мастера, ради нее одной стоит сюда приехать. В период ремонта она экспонировалась то в Вавельском замке, то в Национальном музее Кракова, в 2016 и 2019 гг. мне так и не удалось ее увидеть. И вот, неделю назад встреча состоялась. Очередной этап в познании несравненного Кракова завершен, и скромный автор этих строк, перешедший таки в роль гида, может со спокойной совестью продолжить свою краковскую сагу.

Но светит в зареве былых веков звезда.
Под розовой волной, вздымаясь, плачет Висла...
(© С.Е.)

Постараюсь рассказать о Музее Чарторыйских в одном блоге (задача не из легких, его не зря называют маленьким Лувром). И прежде всего замечу, что 51 млн. злотых и годы работ были потрачены не зря. Выставочные площади удвоились, множество экспонатов отреставрировали, отремонтированный двор был покрыт стеклянной крышей и превращен в атриум.

В обновленном музее экспозиция занимает 26 залов. Она представлена живописью, эмалью, скульптурами из слоновой кости, янтаря и коралла, керамикой, венецианским стеклом и изделиями из серебра, персидскими коврами, тканями, оружием, предметами военной истории и др.

Один из музейных залов

«Дама с горностаем» пребывает в отдельной, полностью затемненной комнате (фото в заголовке поста). Можно побыть с ней наедине. Есть какой-то мистический смысл в том, что она выбрала для себя эту страну: Чечилия Галлерани, модель аллегорического портрета была возлюбленной герцога Лодовико Сфорца, а польской королевой и вел. княгиней литовской в 1518-1556 гг. была Бона Сфорца... тесен этот мир, господа!

В музее можно фотографировать, хотя качественные снимки получаются редко из-за освещения. Здешние смотрительницы — очаровательные юные пани, на которых самих постоянно хочется смотреть (извините за каламбур).

КНЯЗЬЯ ЧАРТОРЫЙСКИЕ И ИХ КОЛЛЕКЦИЯ
Чарторыйские — княжеский род из Гедиминовичей в Польско-Литовском государстве (герба «Погоня»). Внесен в Бархатную книгу. Основательницей коллекции была княгиня Изабелла Чарторыйская, ур. Флемминг (1746-1835), супруга кн. Адама Казимира Чарторыйского (1734-1823).

Худ. Мария Косвей, Портрет графини Изабеллы Флемминг, в замужестве княгини Чарторыйской

Ее сын, кн. Адам Ежи Чарторыйский (1770-1861) пополнил коллекцию «Дамой с горностаем» Леонардо. А еще античными древностями и двумя замечательными живописными полотнами: «Пейзажем с добрым самаритянином» Рембрандта и «Портретом молодого человека» кисти Рафаэля.

Худ. К. Войняковски (1771-1812). Портрет княгини Изабеллы Чарторыйской, 1796

Рядом с этим портретом княгини на стене зала начертан девиз, который я перевел так: «Отчизна, мы не смогли тебя защитить, будем вспоминать вечно». Музей создавался в родовом имении Пулавы в 1801 г., речь шла о сохранении культурной самобытности нации в сложный период 3-х разделов. Первыми объектами домашнего музея были трофеи победы над турками в битве при Вене в 1683 г.

После ноябрьской заварухи 1831 г. коллекция была вывезена в Париж. В Польшу она вернулась только в 1876 г., когда сын Адама Ежи, кн. Владислав Чарторыйский (1828-1894) приобрел несколько зданий в Кракове и создал полноценный историко-художественный музей. Он же обеспечил галерею финансовыми средствами, основав т.н. Сенявскую Ординацию, которая гарантировала сохранность музея и библиотеки Чарторыйских.

В годы нацистской оккупации Польши музей был разграблен. Исчез, в частности, «Портрет молодого человека». По не проверенной информации знаменитая картина была кем-то «приватизирована» и хранится ныне в депозитной ячейке швейцарского банка. Запоминайте, как она выглядела.

Худ. Рафаэль Санти. Портрет молодого человека (утрачен); масло на доске, нач. XVI в.

Ниже приведен ряд авторских снимков экспонатов музея без какой-либо их систематизации.

Мастер Ежи, Благовещение, XVI в.


Неизв. мастер из Малой Польши, 1-я полов. XVI в. Сцены из жития Свт. Николая Чудотворца


Неизв. краковский мастер. Диптих сцен жития Христа, XVI в.


Алтарь из янтаря и слоновой кости. Мастерская Мартина Шёделока, Гданьск, 1650-е гг.


Худ. Бернардино Осси да Колеччио (?). Брут и Порция, ок. 1490


Школа Дирка Боутса. Благовещение, ок. 1480


Худ. Йос ван Клеве. Мадонна с младенцем, едящим яблоко, ок. 1525-1530


Худ. Якобелло ди Бономо. Полиптих с Коронацией Девы Марии и святыми, 1370-1380


Слева: Мастер Пьеты, «Распятие», ок. 1350–1380. Справа: Мариотто ди Нардо (Флоренция), Христос во славе, 1395-1399

Липпо д'Андреа ди Липпо (Флоренция). Св. Иероним (аверс) и Св. Николай Толентинский (реверс), 1410-1415


Карло Кривелли. Св. Антоний Пустынник и Св. Лусия, ок. 1470


Неизвестный римский мастер. Мадонна Гвидо Рени (мозаика), XVII в.


Оплакивание Христа. Неизв. польский скульпт., конец XV в.

Еще несколько средневековых экспонатов, которые не удалось идентифицировать:




Зал «Victoria Vienna», посвященный Венской битве 1683 г.



Неизв. польский худ. Король Ян III Собеский под Веной в 1683 г.; нач. XVIII в.


Неизв. польский худ. Портрет Яна III Собеского (1629-1696) в доспехах; 2-я пол. XVII в.

Продолжаем военную тематику. Битва при Калише в 1706 г., на переднем плане коне — Август II Сильный, рядом польские гусары (где-то тут поблизости должен находиться и наш А.Д. Меншиков).

Неизв. польский худ. Битва при Калише, XVIII в.


Худ. Луи де Сильвестр. Портрет короля Августа III, ок. 1750

Портрет короля Стефана Батория (1533-1586).

Неизв. польский худ., XVI-XVII вв.

А это, кажется, его сабля и другие причиндалы.


Доспех «летучего гусара» Речи Посполитой. К кирасе прикреплялись «крылья», имеющие деревянную основу и перья. Рядом настоящий полевой шатер.


А это уже эпоха наполеоновских войн. Сабли и Орден Почетного Легиона, принадлежавшие генералу Каролю Князевичу (1762-1842).


Так мы плавно подходим к теме князя Адама Ежи. Но перед этим еще несколько экспонатов вполне себе мирного содержания и назначения.

Худ. Франсуа Лемуан. Амур и Психея, 1730-е гг.


Худ. Теофил Квятковски. Русалки, 1845


Неизв. голландский худ. Венера и Амур, ок. 1700


Рембрандт Харменс ван Рейн, Пейзаж с Милосердным самаритянином, 1638


Худ. Станислав Статтлер. Портрет Фредерика Шопена, 1853


Кресло, принадлежавшее Шекспиру (фотка из сети, моя вышла неудачной)

250 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КНЯЗЯ АДАМА ЕЖИ ЧАРТОРЫЙСКОГО (14.01.1770-15.07.1861)

Худ. Ян Галушкевич. Портрет Адама Ежи Чарторыйского в юности, 1867

Русский и польский государственный деятель, глава княжеского рода Чарторыйских прожил долгую жизнь и оставил след в истории двух стран. Вместе с братом Константином он прибыл в Петербург в 1795 г. и поступил на русскую службу (это было условием Екатерины II для снятия секвестра с владений Чарторыйских, наложенного за их содействие восстанию Костюшки). В Питере братьям помог своим влиянием кн. Н.В. Репнин (впоследствии ген.-фельдмаршал), современники считали его настоящим отцом Адама Ежи. Определенный камер-юнкером ко двору вел. князя Александра Павловича, Чарторыйский сблизился с ним, между ними завязалась тесная дружба. По вступлении Александра I на престол он вместе с гр. В.П. Кочубеем, Н.Н. Новосильцевым, гр. П.А. Строгановым вошел в состав «Негласного комитета», обсуждавшего планы преобразований в России. В 1802 г. император назначил его товарищем министра иностранных дел (при министре гр. А.Р. Воронцове). С января 1804 по июнь 1806 гг. князь Адам Ежи был министром иностранных дел. Одновременно в январе 1805 г. назначен сенатором и членом Государственного совета.
«Как бы там ни было, поставленный судьбой во главе внешней политики России, я находился в положении солдата, заброшенного в силу дружбы или случайности в чужие ряды и потому сражающегося с особым усердием из-за чувства чести и из-за того, чтобы не оставить своего товарища, друга или господина,— писал Чарторыйский в своих мемуарах. Александр, смею сказать, был для меня в то время и товарищем, и другом, и господином. Его безграничное доверие ко мне обязывало меня как честного человека служить ему как можно лучше, и вызывало во мне желание привести, насколько было возможно, в блестящее состояние дела России, пока они находились в моих руках. К тому же я твердо верил, что мне удастся примирить стремления, свойственные русским, с гуманными идеями, направив жажду русских к первенству и славе на служение общечеловеческому благу. Это была великая, но и далекая цель, к которой надо было идти с большой последовательностью и настойчивостью. План был громаден; необходимо было хорошо обдумать его и проявить много терпения и искусства при его выполнении. Я воображал, что все задуманное мною в этом направлении в достаточной степени удовлетворит национальную гордость русских».

Одной из главных целей князя было восстановление независимости Польши в границах, которые она имела до 1-го раздела, «под главенством Русского Государя, носящего титул польского короля и в династической только унии с Россией». Этим планам не суждено было сбыться. В июне 1806 г. Чарторыйский вышел в отставку.

В 1810 г. он уехал из СПб и жил в своих имениях, переписываясь с Александром I. В 1812 г. отказался примкнуть к антирусскому лагерю. В 1815 г. при образовании Царства Польского вошел в состав временного правительства, но уже через год вышел из него. Смута 1830 г. вновь выдвинула Чарторыйского: он занял пост президента Сената и заведующего иностранными делами, о нем стали уже говорить как о будущем короле Польши. Подавление восстания в 1831 г. вынудило его эмигрировать. А так все хорошо начиналось...
Князь Адам Ежи Чарторыйский поселился в Париже, где возглавил аристократический лагерь польской эмиграции. Там он и скончался на 92-м году жизни.

После эмиграции Чарторыйского в Париж его художественные сокровища нашли пристанище в отеле «Ламбер», купленном его супругой княгиней Анной (ур. Сапега, 1799-1864) и ставшем культурным центром польской диаспоры. Здесь выступали Бальзак, Гектор Берлиоз, Адам Мицкевич, Шопен. Один из полонезов Шопена был написан специально для исполнения на ежегодном балу в «Ламбере».

Ск. Владислав Олещинский. Княгиня Анна Чарторыйская. Князь Адам Ежи Чарторыйский, 1845 г.


Вверху — геральдическая композиция кн. Адама Казимира Чарторыйского (1734-1823).
Внизу слева — худ. Поль Делярош, портрет кн. Адама Ежи Чарторыйского, 1853. Справа — худ. Ян Матейко, Лошадь в галопе. Эскиз, 1876



Худ. Луи Франсуа Проспер Ру. Смерть князя Адама Ежи Чарторыйского, 1863

Авторские фото февраля 2020 г.
Subscribe
promo lovers_of_art october 25, 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments