
ВОЗВРАЩЕНИЕ «ДАМЫ С ГОРНОСТАЕМ»
В Старом городе Кракова, рядом со стеной и Флорианскими воротами
Аллея Князей Чарторыйских (Zaułek Książąt Czartoryskich).

Здесь в готическом особняке бывшего городского арсенала, соединенном арочным переходом с похожим зданием на ул. Св. Яна, разместился Музей Чарторыйских, старейший в Польше.

В конце прошлого года он, наконец, открылся после реконструкции, казавшейся бесконечной. 19 декабря 2019 г. сюда вернулась «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи. Это моя любимая картина великого мастера, ради нее одной стоит сюда приехать. В период ремонта она экспонировалась то в Вавельском замке, то в Национальном музее Кракова, в 2016 и 2019 гг. мне так и не удалось ее увидеть. И вот, неделю назад встреча состоялась. Очередной этап в познании несравненного Кракова завершен, и скромный автор этих строк, перешедший таки в роль гида, может со спокойной совестью продолжить свою краковскую сагу.
Но светит в зареве былых веков звезда.
Под розовой волной, вздымаясь, плачет Висла... (© С.Е.)
Постараюсь рассказать о Музее Чарторыйских в одном блоге (задача не из легких, его не зря называют маленьким Лувром). И прежде всего замечу, что 51 млн. злотых и годы работ были потрачены не зря. Выставочные площади удвоились, множество экспонатов отреставрировали, отремонтированный двор был покрыт стеклянной крышей и превращен в атриум.

В обновленном музее экспозиция занимает 26 залов. Она представлена живописью, эмалью, скульптурами из слоновой кости, янтаря и коралла, керамикой, венецианским стеклом и изделиями из серебра, персидскими коврами, тканями, оружием, предметами военной истории и др.

Один из музейных залов
«Дама с горностаем» пребывает в отдельной, полностью затемненной комнате (фото в заголовке поста). Можно побыть с ней наедине. Есть какой-то мистический смысл в том, что она выбрала для себя эту страну: Чечилия Галлерани, модель аллегорического портрета была возлюбленной герцога Лодовико Сфорца, а польской королевой и вел. княгиней литовской в 1518-1556 гг. была Бона Сфорца... тесен этот мир, господа!
В музее можно фотографировать, хотя качественные снимки получаются редко из-за освещения. Здешние смотрительницы — очаровательные юные пани, на которых самих постоянно хочется смотреть (извините за каламбур).
КНЯЗЬЯ ЧАРТОРЫЙСКИЕ И ИХ КОЛЛЕКЦИЯ
Чарторыйские — княжеский род из Гедиминовичей в Польско-Литовском государстве (герба «Погоня»). Внесен в Бархатную книгу. Основательницей коллекции была княгиня Изабелла Чарторыйская, ур. Флемминг (1746-1835), супруга кн. Адама Казимира Чарторыйского (1734-1823).

Худ. Мария Косвей, Портрет графини Изабеллы Флемминг, в замужестве княгини Чарторыйской
Ее сын, кн. Адам Ежи Чарторыйский (1770-1861) пополнил коллекцию «Дамой с горностаем» Леонардо. А еще античными древностями и двумя замечательными живописными полотнами: «Пейзажем с добрым самаритянином» Рембрандта и «Портретом молодого человека» кисти Рафаэля.

Худ. К. Войняковски (1771-1812). Портрет княгини Изабеллы Чарторыйской, 1796
Рядом с этим портретом княгини на стене зала начертан девиз, который я перевел так: «Отчизна, мы не смогли тебя защитить, будем вспоминать вечно». Музей создавался в родовом имении Пулавы в 1801 г., речь шла о сохранении культурной самобытности нации в сложный период 3-х разделов. Первыми объектами домашнего музея были трофеи победы над турками в битве при Вене в 1683 г.
После ноябрьской заварухи 1831 г. коллекция была вывезена в Париж. В Польшу она вернулась только в 1876 г., когда сын Адама Ежи, кн. Владислав Чарторыйский (1828-1894) приобрел несколько зданий в Кракове и создал полноценный историко-художественный музей. Он же обеспечил галерею финансовыми средствами, основав т.н. Сенявскую Ординацию, которая гарантировала сохранность музея и библиотеки Чарторыйских.
В годы нацистской оккупации Польши музей был разграблен. Исчез, в частности, «Портрет молодого человека». По не проверенной информации знаменитая картина была кем-то «приватизирована» и хранится ныне в депозитной ячейке швейцарского банка. Запоминайте, как она выглядела.

Худ. Рафаэль Санти. Портрет молодого человека (утрачен); масло на доске, нач. XVI в.
Ниже приведен ряд авторских снимков экспонатов музея без какой-либо их систематизации.

Мастер Ежи, Благовещение, XVI в.

Неизв. мастер из Малой Польши, 1-я полов. XVI в. Сцены из жития Свт. Николая Чудотворца

Неизв. краковский мастер. Диптих сцен жития Христа, XVI в.

Алтарь из янтаря и слоновой кости. Мастерская Мартина Шёделока, Гданьск, 1650-е гг.

Худ. Бернардино Осси да Колеччио (?). Брут и Порция, ок. 1490

Школа Дирка Боутса. Благовещение, ок. 1480

Худ. Йос ван Клеве. Мадонна с младенцем, едящим яблоко, ок. 1525-1530

Худ. Якобелло ди Бономо. Полиптих с Коронацией Девы Марии и святыми, 1370-1380

Слева: Мастер Пьеты, «Распятие», ок. 1350–1380. Справа: Мариотто ди Нардо (Флоренция), Христос во славе, 1395-1399
![]() |
![]() |
Липпо д'Андреа ди Липпо (Флоренция). Св. Иероним (аверс) и Св. Николай Толентинский (реверс), 1410-1415

Карло Кривелли. Св. Антоний Пустынник и Св. Лусия, ок. 1470

Неизвестный римский мастер. Мадонна Гвидо Рени (мозаика), XVII в.

Оплакивание Христа. Неизв. польский скульпт., конец XV в.
Еще несколько средневековых экспонатов, которые не удалось идентифицировать:


Зал «Victoria Vienna», посвященный Венской битве 1683 г.


Неизв. польский худ. Король Ян III Собеский под Веной в 1683 г.; нач. XVIII в.

Неизв. польский худ. Портрет Яна III Собеского (1629-1696) в доспехах; 2-я пол. XVII в.
Продолжаем военную тематику. Битва при Калише в 1706 г., на переднем плане коне — Август II Сильный, рядом польские гусары (где-то тут поблизости должен находиться и наш А.Д. Меншиков).

Неизв. польский худ. Битва при Калише, XVIII в.

Худ. Луи де Сильвестр. Портрет короля Августа III, ок. 1750
Портрет короля Стефана Батория (1533-1586).

Неизв. польский худ., XVI-XVII вв.
А это, кажется, его сабля и другие причиндалы.

Доспех «летучего гусара» Речи Посполитой. К кирасе прикреплялись «крылья», имеющие деревянную основу и перья. Рядом настоящий полевой шатер.

А это уже эпоха наполеоновских войн. Сабли и Орден Почетного Легиона, принадлежавшие генералу Каролю Князевичу (1762-1842).

Так мы плавно подходим к теме князя Адама Ежи. Но перед этим еще несколько экспонатов вполне себе мирного содержания и назначения.

Худ. Франсуа Лемуан. Амур и Психея, 1730-е гг.

Худ. Теофил Квятковски. Русалки, 1845

Неизв. голландский худ. Венера и Амур, ок. 1700

Рембрандт Харменс ван Рейн, Пейзаж с Милосердным самаритянином, 1638

Худ. Станислав Статтлер. Портрет Фредерика Шопена, 1853

Кресло, принадлежавшее Шекспиру (фотка из сети, моя вышла неудачной)
250 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КНЯЗЯ АДАМА ЕЖИ ЧАРТОРЫЙСКОГО (14.01.1770-15.07.1861)

Худ. Ян Галушкевич. Портрет Адама Ежи Чарторыйского в юности, 1867
Русский и польский государственный деятель, глава княжеского рода Чарторыйских прожил долгую жизнь и оставил след в истории двух стран. Вместе с братом Константином он прибыл в Петербург в 1795 г. и поступил на русскую службу (это было условием Екатерины II для снятия секвестра с владений Чарторыйских, наложенного за их содействие восстанию Костюшки). В Питере братьям помог своим влиянием кн. Н.В. Репнин (впоследствии ген.-фельдмаршал), современники считали его настоящим отцом Адама Ежи. Определенный камер-юнкером ко двору вел. князя Александра Павловича, Чарторыйский сблизился с ним, между ними завязалась тесная дружба. По вступлении Александра I на престол он вместе с гр. В.П. Кочубеем, Н.Н. Новосильцевым, гр. П.А. Строгановым вошел в состав «Негласного комитета», обсуждавшего планы преобразований в России. В 1802 г. император назначил его товарищем министра иностранных дел (при министре гр. А.Р. Воронцове). С января 1804 по июнь 1806 гг. князь Адам Ежи был министром иностранных дел. Одновременно в январе 1805 г. назначен сенатором и членом Государственного совета.
«Как бы там ни было, поставленный судьбой во главе внешней политики России, я находился в положении солдата, заброшенного в силу дружбы или случайности в чужие ряды и потому сражающегося с особым усердием из-за чувства чести и из-за того, чтобы не оставить своего товарища, друга или господина,— писал Чарторыйский в своих мемуарах. Александр, смею сказать, был для меня в то время и товарищем, и другом, и господином. Его безграничное доверие ко мне обязывало меня как честного человека служить ему как можно лучше, и вызывало во мне желание привести, насколько было возможно, в блестящее состояние дела России, пока они находились в моих руках. К тому же я твердо верил, что мне удастся примирить стремления, свойственные русским, с гуманными идеями, направив жажду русских к первенству и славе на служение общечеловеческому благу. Это была великая, но и далекая цель, к которой надо было идти с большой последовательностью и настойчивостью. План был громаден; необходимо было хорошо обдумать его и проявить много терпения и искусства при его выполнении. Я воображал, что все задуманное мною в этом направлении в достаточной степени удовлетворит национальную гордость русских».
Одной из главных целей князя было восстановление независимости Польши в границах, которые она имела до 1-го раздела, «под главенством Русского Государя, носящего титул польского короля и в династической только унии с Россией». Этим планам не суждено было сбыться. В июне 1806 г. Чарторыйский вышел в отставку.
В 1810 г. он уехал из СПб и жил в своих имениях, переписываясь с Александром I. В 1812 г. отказался примкнуть к антирусскому лагерю. В 1815 г. при образовании Царства Польского вошел в состав временного правительства, но уже через год вышел из него. Смута 1830 г. вновь выдвинула Чарторыйского: он занял пост президента Сената и заведующего иностранными делами, о нем стали уже говорить как о будущем короле Польши. Подавление восстания в 1831 г. вынудило его эмигрировать. А так все хорошо начиналось...
Князь Адам Ежи Чарторыйский поселился в Париже, где возглавил аристократический лагерь польской эмиграции. Там он и скончался на 92-м году жизни.
После эмиграции Чарторыйского в Париж его художественные сокровища нашли пристанище в отеле «Ламбер», купленном его супругой княгиней Анной (ур. Сапега, 1799-1864) и ставшем культурным центром польской диаспоры. Здесь выступали Бальзак, Гектор Берлиоз, Адам Мицкевич, Шопен. Один из полонезов Шопена был написан специально для исполнения на ежегодном балу в «Ламбере».
![]() |
![]() |
Ск. Владислав Олещинский. Княгиня Анна Чарторыйская. Князь Адам Ежи Чарторыйский, 1845 г.

Вверху — геральдическая композиция кн. Адама Казимира Чарторыйского (1734-1823).
Внизу слева — худ. Поль Делярош, портрет кн. Адама Ежи Чарторыйского, 1853. Справа — худ. Ян Матейко, Лошадь в галопе. Эскиз, 1876

Худ. Луи Франсуа Проспер Ру. Смерть князя Адама Ежи Чарторыйского, 1863
Авторские фото февраля 2020 г.
Community Info