Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Category:

Австрия, Вена .Часть 2.

Австрия, Вена - прошлое и настоящее. Часть 2.



Wappen_Österreichische_Länder_1915_(Mittel) (146x100, 46Kb)



Хофбург


1. Площадь Архангела Михаила — Michaelerplatz
2. Крыло Архангела Михаила — Michaelertrakt
3. Двор «Ин дер Бург» — In der Burg
4. Старый дворец — Alte Burg
5. Крыло Леопольда — Leopoldinischertrakt
6. Крыло Амалии — Amalientrakt
7. Крыло Императорской канцелярии — Reichskanzleitrakt
8. Императорские апартаменты — Kaiserappartements
9. Швейцарские ворота — Schweizertor
10. Императорская капелла — Burgkapelle
11. Сокровищница — Schatzkammer
12. Императорская конюшня — Stallburg
13. Зимний манеж — Winterreitschule
14. Площадь св. Иосифа — Josefsplatz
15. Национальная библиотека — Nationalbibliothek
16. Церковь августинцев — Augustinerkirche
17. Альбертина — Albertina
18. Площадь героев — Heldenplatz
19. Новый Хофбург — Neue Hofburg
20. Коллекция оружия — Waffensammlung
21. Портал героев — Heldentor
22. Фольксгартен — Volksgarten
23. Бурггартен — Burggarten
24. Дом бабочек — Schmetterlinghaus
25. Церковь Архангела Михаила‭ — Michaelerkirche
26. Колокольня церкви Архангела Михаила- Stallburggasse
27. Школа Испанской Верховой Езды (Spanische Reitschule)
28. Баллхаусплатц — Ballhausplatz
20. Кайзергруфт — Kaisergruft
30. Площадь Нового Рынка — Neuer Markt

Cеверное крыло, Рейхсканцляйтракт — Крыло Императорской канцелярии, использовалось в качестве резиденции знаменитых гостей империи, а начиная с 1806 г. здесь находилась Государственная канцелярия. Залы, открытые для публики, находятся в этом крыле замка. Все апартаменты очень любопытны.

Wien I, Hofburg, Amalienburg und Reichskanzleitrakt 1860










Cеверное крыло напротив Леопольдинишертракт, так называемое [B]Рейхсканцляйтракт — Крыло Императорской канцелярии (7. Reichskanzleitrakt)[/B], возведено Й. Э. Фишером фон Эрлах в 1726-30 гг. по желанию императора Карла VI. Главный корпус здания, выходящий на Шауфлергассе, — проект Иоганна Лукаса фон Хильдебрандт (1723).




Оно использовалось в качестве резиденции знаменитых гостей империи, а начиная с 1806 г. здесь находилась Государственная канцелярия, откуда и пошло его название.

[B]Императорские апартаменты – Kaiserappartements[/B], открытые для публики, находятся в этом крыле замка. Все залы очень любопытны, но особый интерес всегда вызывают спальня Франца-Иосифа I с простой кроватью, характеризующей спартанские привычки императора, которых он придерживался в частной жизни; его рабочий кабинет с письменным столом, за которым решались проблемы Империи; и в апартаментах императрицы Елизаветы — зал с гимнастическими снарядами, ежедневно используемыми этой прекрасной женщиной, одержимой заботой о своем теле.

Пространство под куполом Михайловского крыла. Вход в императорские апартаменты и музей Сиси


[B]Зал ожидания[/B]. Как и во времена правления Франца Йозефа, приемная перед комнатой для аудиенций, наполнена посетителями, дожидающимися свой очереди увидеть императора. Фигуры в национальных костюмах самых значительных земель и регионов короны – Венгрии, Богемии, Венеции, Хорватии, Славонии, Сербского Воеводино, Штирии и Тироля – дают представление о размере и этническом разнообразии Австро-Венгерской империи.



Император Франц Йозеф давал аудиенции 2 раза в неделю. В каждую из таких аудиенций он принимал до ста человек. На аудиенцию мог попасть любой подданный империи. Император был готов выслушать посетителя по интересующему вопросу. Подданные добивались аудиенции, чтобы предстать перед императором по случаю вступления в новую должность, принести благодарность за полученную награду, либо просить милости для себя или своих родственников. Перед аудиенцией посетители дожидались своей очереди в этой комнате и в назначенное время приглашались в комнату для аудиенций. Дресс-код для аудиенций был строго определен: мужчины должны были являться в мундире или фраке. Для женщин предусматривалось черное платье со шлейфом.


Johann Peter Krafft. Return of the Emperor to Vienna in December 1809


Johann Peter Krafft, Der Einzug von Kaiser Franz I., vor 1828 Der Einzug von Kaiser Franz I. (II.) von Österreich in Wien nach dem Pariser Frieden am 16. Juni 1814


Johann Peter Krafft. Entry of Emperor Franz II (I) into Vienna on 16 June 1814 after the Peace of Paris, 1828–1836


Johann Peter Krafft. Kaiser Franz II.I. gemeinsam mit seiner Frau nach langer schwerer Krankheit am 9. April 1826


Стены приемной украшают три монументальные картины Иоганна Петера Крафта, выполненные восковыми красками. Они были созданы в 1832 году и изображают значимые события эпохи правления императора Франца Второго, последнего императора священной Римской империи и первого императора Австрии.


[B]Зал аудиенций[/B]. Комната использовалась императором Францем Йозефом для аудиенций. Поднявшись по императорской лестнице в комнату охраны и дождавшись своей очереди в приемной, посетитель попадал сюда. Император обычно стоял за высоким письменным столом слева напротив окна. Перед ним располагался список с именами посетителей, которым было назначено. Сейчас на столе лежит программа аудиенций, намеченная на 10 января 1910 года. Аудиенция обычно длилась несколько минут. Франц Йозеф внимательно молча выслушивал посетителя, склонив голову.


Свой сегодняшний вид комната приобрела после ремонта 1657 года. Стены обтянули бордовым шелком с рисунком "дамаскский ананас". Мебель появилась позже, во времена правления Марии Терезии в 18 веке. Как и во многих других комнатах дворца, светильник богемского стекла был изготовлен фирмой Лобмейер. Электричество появилось во дворце в 1895 году.


Paul Joanovitch (Austrian, 1859 - 1957). Emperor Franz Joseph I


Стены комнаты украшают портреты предков Франца Йозефа. На портрете слева изображен его дед, император священной Римской империи германской нации Франц Второй. Он стал последним римским императором, отрекшись от короны в 1806 году, и первым австрийским императором, известным под именем Франца Первого. Стараниями императора наследные земли Габсбургов получили статус Австрийской империи. Старший сын Франца Первого, Фердинанд Первый, сменил отца на австрийском троне. Он изображен на картине рядом. Фердинанд страдал эпилепсией, не имел особых политических талантов, и во время революционных беспорядков 1848 года отрекся от престола в пользу своего племянника, Франца Йозефа. Остаток жизни Фердинанд провел в Чехии, где пользовался всеобщей любовью и заслужил прозвище Фердинанд Добрый. Франц Йозеф, ставший императором, правил страной в течение 68 лет. Великая империя распалась через 2 года после его смерти.


[B]Комната заседаний[/B]. Комната использовалась ранее для заседаний министров. Массивный стол в имперском стиле, окруженный стульями, занимает центр помещения. У стены справа в глубине комнаты установлен мраморный бюст Иосифу Радецкому со шпагой, австрийскому и русскому генералу-фельдмаршалу. Франц Йозеф питал глубокое почтение и благодарность к этому выдающемуся полководцу. Каждый раз, когда Радецкий приезжал в Вену, ему выделялись личные апартаменты в Хофбурге. Радецкий относился к весьма узкому кругу избранных лиц, имевших право появляться перед императором без доклада.


В 1848 году Иоганн Штраус написал в честь полководца "Марш Радецкого". Позднее эта музыка стала полковым маршем пятого гусарского полка Радецкого. Этот полк существует и сегодня и использует ту же музыку. Несмотря на то, что в военной истории слава Радецкого основывается, главным образом, всего лишь на одной значительной победе в битве у Наварры в 1849 году, в истории австрийской армии он остался как честный и добрый Отец Радецкий, которого солдаты боготворили.




[B]Рабочий кабинет[/B], где император Франц Йозеф проводил большую часть своего времени.

Франц-Иосиф в своем рабочем кабинете


Франц Йозеф относился к своим обязанностям императора мультинациональной империи очень серьезно. Его рабочий день начинался еще до 5 утра. Практически весь день император за своим столом тщательно изучал государственные документы, требующие его подписи.


Franz Xaver Winterhalter. Portrait der Kaisern Elisabeth vor Nachthimmel


Император был известен консерватизмом, простотой быта, вниманием к этикету и традициям. Он называл себя последним монархом старой школы. Франц Йозеф так и не провел во дворце телефон и с большим трудом дал согласие на электричество. Нередко говорят, что австрийцы, венгры и чехи до сих пор рано встают и рано ложатся потому, что Франц Йозеф, бывший жаворонком, за время своего долгого правления приучил к своему режиму всю империю. Действительно, 68 лет царствования императора стали целой эпохой в истории народов Дунайской монархии.







Franz Xaver Winterhalter (1805-1873) Empress Elisabeth


Франц Йозеф был глубоко семейным человеком. Он безумно любил свою ангельскую Си́сси; в кабинете рядом со столом императора всегда располагался портрет его жены. 30 января 1889 года в этом кабинете император получил известие о трагической гибели своего единственного сына, Рудольфа. В возрасте 30 лет Рудольф и его 17-летняя любовница, баронесса Мари Ве́цера были обнаружены мертвыми в охотничьем домике кронпринца в Ма́йерлинге. Согласно официальной версии, Рудольф застрелил Мари и совершил самоубийство. Однако сразу после трагедии все европейские монархи были проинформированы, что причиной гибели кронпринца стал случайный выстрел на охоте. Трагедия гибели Рудольфа до сих пор окутана тайной.




[B]Спальня императора[/B]. Отношения императорской четы не были идеальными. Кроме этого, распорядок дня супругов разительно отличался. В результате супруги разъехались по разным спальням. Эта комната стала опочивальней императора. Несмотря на роскошную обивку стен, хрустальную люстру и замечательную печь комната в полной мере передает тот спартанский стиль жизни, которому предпочитал следовать Франц Йозеф.


У левой стены располагается простая железная кровать императора. Каждое утро Франц Йозеф начинал с водных процедур. Перед кроватью слуга устанавливал ванну и помогал императору привести себя в порядок.


День главы государства начинался задолго до рассвета, часто в половине четвертого. Только в случае если он присутствовал на каком-либо официальном мероприятии накануне ночью, окончившемся слишком поздно, император позволял себе поспать еще час. После того, как Франц Йозеф завершал облачение, он склонялся на колени на своем молельном стуле слева у дальней стены комнаты к утренней молитве. Тут же в кабинете позже ему сервировали завтрак.



Франц Йозеф предпочитал скромную обстановку в своих личных апартаментах и рассматривал любую роскошь как излишество. Часто стремление к скромности граничило с консерватизмом: император с большой неохотой признавал любые нововведения, такие так телефон, электричество, газ.


[B]Большой салон Франца Иосифа[/B]. В этом большом салоне, по воспоминаниям современников, император наслаждался редкими минутами спокойствия в окружении своей семьи. Здесь он общался с внуками и племянниками. На закате солнца они вместе пили чай, болтали и рассказывали друг другу о своих мечтаниях.

Josef Arpád von Koppay - Kaiserin Elisabeth von Österreich auf den Stufen des Achilleons


К сожалению, в этой идиллистической картине не было места его детям, в том числе и единственному сыну Рудольфу. С молодости Рудольф имел весьма либеральные политические взгляды, противоположные точке зрения отца. Кронпринц отличался независимостью, под псевдонимом печатал политические очерки в венских газетах, стал автором 24-х томной энциклопедии под названием "Работа Кронпринца", часть из томов которой выставлены на полках в этой комнате.



Тайна смерти Рудольфа не разгадана до сих пор. Версии о самоубийстве противоречит тот факт, что вопреки каноническому праву римской католической церкви, запрещающему хоронить самоубийц по христианским обрядам, кронпринц был погребен с соблюдением всех католических традиций в имперской крипте церкви Капуцинов. Это косвенно указывает на то, что причиной смерти Рудольфа не являлся суицид. Широко известен факт обмена письмами между Францем Йозефом и действующим в тот момент папой Львом Тринадцатым, в которых якобы император сообщил папе правду относительно гибели сына. Вероятно, определенный свет на это событие могло бы пролить обнародование письма Франца Йозефа, хранящегося в архивах Ватикана.


В конце 20 века было произведено повторное исследование останков Мари Вецера, которое показало отсутствие пулевых отверстий в черепе, от которых, как было объявлено, скончалась юная баронесса. Исследование однако выявило следы жестоких ударов, послуживших, скорее всего, причиной смерти. Подобные повреждения обнаружились и при осмотре останков кронпринца. Проведенная экспертиза также установила, что 6 фатальных пуль были выпущены не из оружия Рудольфа. Весьма вероятно, что молодые люди были жестоко убиты. Также возможным представляется намеренное сокрытие имени убийцы. К сожалению, тайна этой трагедии вряд ли когда-нибудь будет разгадана.


[B]Малый салон Франца Иосифа[/B] служил ранее курительной комнатой. Сюда удалялись джентельмены, чтобы предаться этой вредной привычке: ведь курить в присутствии дам считалось дурным тоном. Теперь малый салон служит мемориальной комнатой Максимилиана, императора Мексики.


Непродолжительная, но яркая жизнь императора Максимилиана завершилась в Мексике, в Керета́но, 19 июня 1867 года, где он был расстрелян вместе со своими последователями по приказу Бени́то Хуа́реса, возглавлявшего республиканские силы. Несмотря на то, что Максимилиан щедро заплатил своим палачам, семерым солдатам, чтобы во время казни не было произведено выстрелов в голову, один из стрелявших, тем не менее, не сдержал слова. Перед смертью Максимилиан воскликнул: "Мексиканцы! Сегодня я умираю за правое дело: за свободу и независимость Мексики. Пусть Бог поможет, чтобы моя кровь положила конец всем несчастьям моей новой родины. Вива, Мексика!" Останки императора годом позже были перевезены в Австрию и погребены в имперской крипте.


Emperor Maximilan of Mexico, oil painting by August Schoefft, c.1865


До сих пор дискутируется происхождение императора Макса. Существует мнение, что он не был родным братом Франца Йозефа, а являлся внебрачным сыном принцессы Софи и Наполеона Второго, чьи отношения были более, чем близкими. Действительно, своей ста́тью Макс более походил на Наполеона Второго, чем на своего отца и братьев. Тем не менее остается фактом, что одной из причин принятия предложения мексиканской короны являлось желание умного и предприимчивого Максимилиана удовлетворить свои амбиции, что представлялось абсолютно невозможным в рамках австрийской империи. Принятие титула императора Мексики автоматически лишило его любых прав на австрийскую корону. Впрочем, об этом факте Максимилиана проинформировали лишь перед самым отъездом в Мексику.


Empress Charlotte of Mexico, oil painting by Isidore Pils, c. 1865


Малый салон – последняя из комнат, использовавшихся императором. У выхода слева расположен маленький колокольчик перед покоями императрицы в крыле Ама́лиенбург.

Der Kammerdiener Eugen Ketterl bei seiner Arbeit in der Uniformengarderobe Franz Josephs I.; Bleistiftzeichnung von Theodor Zasche vor 1898



Когда-то эта комната служила спальней для обоих супругов, но позже стала использоваться только императрицей. [B]Спальня-гостиная Элизабет[/B] – одна из самых очаровательных комнат дворца. Все детали интерьера здесь – и дверные и настенные панели с золотым орнаментом, и тяжелые бордовые портьеры, и белые изразцовые печи – говорят о тонком вкусе Си́сси. Кровать императрицы, расположенная в центре комнаты, в дневное время отодвигалась, освобождая пространство. Замечательной деталью интерьера комнаты является нео-готический семейный алтарь из каре́рского мрамора, выполненный Винче́нцо Пильцем в 1855 году.





В этой комнате императрица проводила значительную часть дня. В дальнем конце комнаты у окна располагается письменный стол, за которым Сисси каждое утро изучала свою корреспонденцию. Здесь Элизабет писала стихи, на которые в значительной мере повлияло творчество ее любимого немецкого поэта Генриха Гейне. Здесь изучала современный и античный греческий, зачитываясь гомеровскими Илиадой и Одиссеей.



К спальне примыкает комната для занятий спортом и гардеробная императрицы, номер 18 на плане.



[B]Комната для занятий спортом и гардеробная Элизабет[/B], с неизменным постоянством шокировала утонченное венское придворное общество, как, впрочем, и фанатичность императрицы относительно поддержания своей формы.


Элизабет считалась одной из краси́вейших женщин своего времени. Ее строгий режим поддержания собственной красоты и ухода за телом составлял не только значительную часть ее повседневной рутины, но и в целом доминировал в ее жизни. Элизабет ежедневно следила за своим весом и постоянно сидела на диетах для поддержания стройной девичьей фигуры. Турники, шведская стенка и кольца использовались Элизабет на ежедневной основе в течение 2-3 часов. Для более серьезных упражнений в распоряжении императрицы был личный спортивный зал, в котором размещалось больше спортивного инвентаря. После физических упражнений Сисси делали массаж; справа в комнате до сих пор расположен массажный стол императрицы.


После физических упражнений и массажа Элизабет приводила в порядок свою внешность. Предметы на туалетном столике у окна красноречиво говорят о том, какое значение императрица придавала уходу за собой. Особенную гордость Сисси составляли ее густые, по колено, волосы. Уходу за ними она посвящала 2-3 часа в день. Раз в месяц она промывала волосы смесью из яичного желтка и коньяка; такая процедура занимала целый день.




Помимо ухода за собой Сисси уделяла немало времени изучению иностранных языков: английского, французского, венгерского.


Она также весьма интересовалась греческой мифологией. Часто, пока она приводила себя в порядок, известный преподаватель греческого Константин Кристоманос зачитывал ей отрывки из греческих произведений.




[B]Малый салон императрицы Елизаветы[/B]. Во время Элизабет эта комната использовалась в качестве дополнительной приемной.


Franz Schrotzberg - Kaiser Franz Joseph I. von Österreich


[B]Туалет и ванная комната[/B] императрицы были оборудованы в 1876 году. Унитаз изготовлен в форме дельфина. Ванная установлена в маленькой комнате, которая до сих пор используется в качестве кладовой, непосредственно прилегающей к уборной.


Если император Франц Йозеф отличался некоторым консерватизмом, его жена представляла собой полную противоположность. Сисcи стала первым членом королевской семьи, в чьем распоряжении оказалась ванная комната в современной значении этого слова. Осенью 2002 года ванную комнату отреставрировали, и с того времени она демонстрируется публике.


Вспоминая о старых славных днях, следует помнить, что в те не столь далекие времена даже императорское хозяйство не могло похвастаться наличием самых простых удобств и предметов обихода, которое мы сейчас воспринимаем как нечто, само собой разумеющееся. Так, во дворце не было ни единого туалета или ванной комнаты. Ванной императорской семье служили деревянные корыта, наполнявшиеся водой, предварительно нагретой в чанах.


Стены ванной комнаты Элизабет обиты оригинальными портьерами, датирующимися 1880-ми годами. Портьеры были тщательно очищены в ходе реставрации. За более, чем век, они частично потеряли свою окраску, но небольшой фрагмент-реплика, созданный по подобию оригинальной ткани, который сейчас располагается позади нагревателя, дает полное представление о первоначальном убранстве комнаты. Стены покрывала очень яркая ткань от кремового до ярко-розового и вишневого цвета с пестрым рисунком из пионов и птиц. В 1883 году на пол был положен только-только появившийся линолеум. Слева находится оригинальная ванная из гальванизированного листа меди, использовавшаяся императрицей. Конечно, Элизабет принимала ванну не только с целью очищения тела. Она использовала масла, молоко, эссенции или просто холодную воду для придания коже тонуса.




[B]Комнаты Бергля[/B]. Эти два последовательно соединяющихся зала названы по имени оформившего их художника, Иоганна Бергля. Бергль, один из любимейших художников Марии Терезии, расписал стены залов в 1766 году в модной тогда технике тромплей, обмана зрения. Экзотические пейзажи, покрывающие всю поверхность стен и потолка комнат, удивляют даже знатоков.


Изначальное предназначение комнат остается неясным. Во времена Элизабет их, скорее всего, использовали в качестве комнат для отдыха фрейлины императрицы.








[B]Большой салон императрицы Элизабет[/B], служил Сисси приемной. Здесь же она, совместно со своим супругом, завтракала. Небольшой столик в центре комнаты демонстрирует обычную сервировку к завтраку. Убранство этой комнаты в очередной раз демонстрирует безупречный вкус императрицы: роскошная мебель Людовика Четырнадцатого, огромные вазы севрской фарфоровой мануфактуры, картины с изображением пейзажей, раскрывающие любовь Сисси к природе и путешествиям, ее страсть к дальним странам. Мраморная статуя Антонио Кановы в дальнем конце комнаты изображает Полиги́мнию, греческую музу героической поэзии.






Breakfast Franz Joseph and Sisi



Следующие комнаты крыла Амалиенбург, относятся к [B]апартаментам царя Александра[/B]. Апартаменты получили свое название по имени царя Александра Первого, императора Российской империи. Император занимал эти комнаты во время проводившегося в Вене конгресса 1814-1815 годов.


Общеевропейский конгресс определил границы государств Европы после наполеоновских войн. Конгресс санкционировал возврат Австрии всех утраченных владений Габсбургов, включая Ломбардию, Венецию, Тоскану, Парму, Тироль. Конгресс определил новую расстановку сил в Европе, сложившуюся к концу наполеоновских войн, а также на долгое время обозначил ведущую роль стран-победительниц: России, Австрии и Великобритании в международных отношениях. Образованная в ходе конгресса система международных отношений стала первым примером коллективной безопасности.





Столовая - последняя открытая для посещения комната императорских апартаментов. Длинный овальный стол накрыт согласно правилам испанского придворного этикета, когда все столовые приборы располагаются справа от тарелки.


Во времена императора ранца Йозефа эта комната использовалась, в основном, для небольших семейных обедов. Но даже небольшой семейный обед проводился в соответствии со строгим церемониалом. Стол всегда красиво сервировался, в центре располагались позолоченные блюда с цветами, фруктами и конфетами. Император сидел во главе стола. Напротив него часто усаживался кто-либо из важных гостей. Остальные приглашенные рассаживались в строгом соответствии со степенью родства и рангом, чередуя дам и кавалеров.


Гостей обслуживали одновременно с императором, который сразу же начинал есть. Обед завершался, когда император клал на стол свою вилку и нож. С обеда никто не уходил голодным, так как Франц Йозеф всегда очень внимательно следил за тем, чтобы положить свои приборы на стол лишь после того, как все гости завершили трапезу.


Tags: Австрия, архитектура, интерьер, история
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments