engurevich (engurevich) wrote in lovers_of_art,
engurevich
engurevich
lovers_of_art

Categories:

Уильям Моррис: «Не держите в своих домах то, что вы не считаете полезным или прекрасным»

Уильям Моррис был тот человек, кто, как рассказывают, первым в графе "профессия" написал "дизайнер". Проектировщик, значит, но с художественным уклоном. Художественный уклон был выражен исключительно ярко, вот так:


Моррис писал стихи, рисовал картины, проектировал дома и интерьеры, изготавливал витражи, стенные панели, гобелены, ткани, обои, мебель, керамику и прочие разные предметы - полезные и непременно красивые. Это были два главных условия существования вещи: она должна быть полезная; она должна быть красивая.



Уильям Моррис верил, что мир спасут красота и труд. Он считал идеальным то время, когда человек работал, потому что ему это нравилось, и делал вещи красивыми, главным образом, из собственной прихоти. "Мастер, - писал Моррис, - наслаждался сознанием, что его изделие хорошо, полезно и должно угодить будущему потребителю. Он заботился, чтобы полезный предмет, им созданный, был привлекателен на вид. На этих естественных началах возникало единство красоты и целесообразности".
Но потом, начиная с эпохи Возрождения, с развитием промышленности отношение к работе портилось, портилось, пока окончательно не стухло ко второй половине XIX века: "Промышленному рабочему нет дела до того, что и как он делает, ибо труд для него — обуза и вынужден он им заниматься лишь под угрозой голода. Украшают теперь вещи не с целью удовлетворить истинную потребность людей в красоте, а чтобы выманить у потребителя больше денег". Моррис понял, что должен спасать положение.



От отца, биржевого спекулянта, ему досталось большое состояние, и он мог позволить себе смелые эксперименты. В 22 года под руководством Россетти он начал обучаться живописи, и это стало первым шагом к широкой деятельности. Научившись делать что-то красивое руками, Моррис уже не хотел, да и не мог, останавливаться. Прикладное искусство стало для него единственным способом примирять желаемое и действительное, мечту и реальность.



В 1861 г. появляется «Фирма Моррис, Маршалл и Фокнер, художественные работы по живописи, резьбе, мебели и металлу». Она предлагает работы «в любом виде декора, стенного и всякого другого, начиная с картин в собственном смысле до мельчайших изделий, восприимчивых к красоте» - от мебели до вышивки, от дверной ручки до витража. Перед этим Моррис на пару с художником Филиппом Уэббом отлично потренировались - построили и обустроили "Красный дом" (1859-1860), который сегодня стал меккой для дизайнеров. Сам творец, впрочем, через пять лет навсегда покинул его. В 1871, нуждаясь в загородной резиденции, он арендует Келмскотт Мэнор - старинную усадьбу в Оксфордшире.



В этом доме доме он оставался до самой смерти (в 1896). А потом его жена Джейн (1914). А потом и дочь Мэй (1938). Здесь всецело реализован был принцип, вынесенный в заголовок статьи: все практичное прекрасно, и все прекрасное - полезно.



К тому времени, как Моррис облюбовал Келмскотт, его фирма стала набирать обороты, хотя первые шесть лет дела шли довольно плохо. Заедали беспринципные конкуренты, злопыхатели плели козни, а витражи требовались только церквям.



Моррис, как подорванный, носится по стране, собирая всевозможные технологии ручного изготовления тканей, красок, бумаги. Буквально все, что предлагает его фирма, изготавливается по старинке - с душой и без новых технических приспособлений. Таким образом, Моррис попадает в ловушку: противник элитарности и социалист, он становится производителем вещей, которые по карману только богатеям.



Он ставил перед собой цель сделать прекрасное - всеобщим, но каждый шаг, который он в этом направлении делал, приводил к результату слишком частному: еще один красивый гобелен, еще одна чудесная книга, которые имеют успех у эстетов из высшего общества. Невозможность решить поставленную задачу и общественное непонимание того, что он не обойщик с фантазией, а мыслитель с руками, делало Морриса несчастным и одновременно заставляло действовать активнее: он непрестанно расширяет круг своих профессиональных интересов.



По смерти Морриса его сотрудники еще несколько лет трудились над завершением проектов, начатых им.
И хотя для большинства сегодняшних потребителей "Моррис", как и для нуворишей двести лет назад, всего лишь модное имя на упаковке, в вечности он остается как человек, который вышел далеко за рамки своей профессии. В этом так или иначе убеждается любой посетитель Келмскотт Менор.























Tags: дизайн, дизайнеры, прерафаэлиты
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments