mizantrop_1943 (mizantrop_1943) wrote in lovers_of_art,
mizantrop_1943
mizantrop_1943
lovers_of_art

Categories:

Выставка работ Михая Мункачи в Государственном Эрмитаже

Михай Либ Мункачи - Парижский интерьерю Читающая.jpg

Михай Либ Мункачи - Парижский интерьер. Читающая (1877), (Венгерская национальная галерея, Будапешт)



С 24 апреля по 27 июля 2018 года в Государственном Эрмитаже в Николаевском зале Зимнего дворца работает выставка "Михай Мункачи", посвященная творчеству самого знаменитого венгерского художника XIX столетия. Масштабная ретроспектива включает более 60 произведений мастера.



Творчество Михая Мункачи (1844-1900) занимает уникальное место в истории венгерского и мирового искусства: художник гармонично сочетал различные направления и жанры. Торжественное достоинство монументальных работ, непринужденность салонных сцен, реалистичность портретов. Наследие Мункачи представляет художественную ценность, сравнимую с произведениями известнейших европейских художников. Его жанровые картины составляют мозаику сцен из жизни венгерских крестьян, в то время как салонная живопись, напротив, иллюстрирует идеальную беззаботную городскую жизнь.

Произведения Михая Мункачи высоко оценены критиками, коллекционерами и художниками. Илья Репин называл его великолепным колористом, критик Владимир Стасов отмечал "беспощадный реализм" художника: "Мункачи один из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе... Он смел, резок, неправилен, но зато глубоко правдив и выразителен: создатели новых школ и направлений всегда таковы".



Михай Либ Мункачи - Автопортрет - 1881.jpg

Михай Либ Мункачи - Автопортрет (1881)



Одной из причин необычайного интереса к творчеству Мункачи является его яркая биография, в которой одновременно присутствуют головокружительные взлеты и падения, непроглядное горе и ослепительная роскошь, глубокое одиночество и бурная светская жизнь. Настоящее имя Михая Мункачи - Михай Либ. Он родился в небольшом городке Мункач в Австро-Венгрии (ныне это украинский город Мукачево), в семье чиновника баварского происхождения. Свою связь с Венгрией Мункачи подчеркивал на протяжении всей своей жизни, избрав своим псевдонимом название родного города. Рано потеряв родителей, мальчик воспитывался в семье дяди. Он начал обучаться столярному ремеслу, но от тяжелой работы заболел и был вынужден его оставить.

В этот же период Мункачи начал рисовать, он брал уроки мастерства у местного художника Элека Самоши. По его рекомендации Михай Мункачи отправился в Будапешт, где продолжил художественные занятия. Далее он обучался в Вене, Мюнхене, Дюссельдорфе - там занимался у Людвига Кнауса (1829-1910), талантливого пейзажиста и мастера многофигурных композиций. В 1867 году Мункачи посетил Париж, где познакомился с произведениями французских художников Жана-Франсуа Милле и Гюстава Курбе, которые произвели на него сильное впечатление. Своеобразным итогом этого времени стало создание картины "Камера смертника или последний день осужденного". Представленная в 1870 году в Парижском Салоне, картина принесла художнику золотую медаль и стала залогом его популярности.



Михай Либ Мункачи - Осужденный на смерть.jpg

Михай Либ Мункачи - Осужденный на смерть



Переломным моментом в судьбе Михая Мункачи стало знакомство с бароном Анри-Эдуардом де Маршем и его супругой Сесиль Папье. Барон и его жена были настоящей опорой для художника, постоянно страдающего от сомнений в собственном таланте и от страха быть непризнанным. При их содействии в 1871 году Мункачи переехал в Париж, затем работал в Барбизоне. Под влиянием барбизонской школы были написаны его реалистические сцены и пейзажи.



Михай Либ Мункачи - Женщина несущая хворост.jpg

Михай Либ Мункачи - Женщина несущая хворост (1873)



Далее в жизни художника снова произошли изменения: умирает его покровитель барон де Марш, и по окончании траура Михай Мункачи женится на его вдове. Художник стал вхож во все знатные дома Венгрии, - неудивительно, что во второй половине 1870-х годов меняется характер работ мастера. Он начинает писать композиции, на которых в светлых, уютных интерьерах изображены элегантно одетые молодые женщины за разговором, чтением и музицированием, а также маленькие дети и милые домашние питомцы.



Михай Либ Мункачи - Натюрморт с цветами и кувшином - 1881.jpg

Михай Либ Мункачи - Натюрморт с цветами и кувшином - 1881



Художник находился в постоянном поиске новых тем. Так, его заинтересовала история жизни английского поэта XVII столетия Джона Мильтона, в судьбе которого Мункачи находил параллели со своей собственной судьбой. В 1878 году была написана картина "Мильтон, диктующий дочерям поэму "Потерянный рай"". Благодаря удачному выбору сюжета, изяществу композиции, тонкой передаче характера персонажей и оригинальному живописному решению произведение принесло Михаю Мункачи всемирную славу. За эту работу он был награжден орденом Железной короны и получил от императора Австро-Венгерской монархии Франца Иосифа I дворянскую грамоту. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году жюри присудило работе золотую медаль.



Михай Либ Мункачи - Мильтон диктующий дочерям поэму Потерянный рай - 1878.jpg

Михай Либ Мункачи - Мильтон диктующий дочерям поэму Потерянный рай (1878)



В составе экспозиции - два грандиозных полотна из знаменитой трилогии художника, посвященной страданиям и смерти Христа. Это великолепные многофигурные композиции "Христос перед Пилатом" (1881) и "Голгофа" (1884). Для первого полотна художник написал 35 эскизов, второе сопровождалось появлением 15 этюдов.



Михай Либ Мункачи - Голгофа - 1884.jpg

Михай Либ Мункачи - Голгофа (1884)



Михай Либ Мункачи - Христос перед Пилатом - 1881.jpg

Михай Либ Мункачи - Христос перед Пилатом (1881)



На протяжении всей своей жизни художник обращался к пейзажной живописи. Среди представленных на выставке пейзажей особое место занимает "Пыльная дорога II" (после 1874), где передан эффект солнечного луча, проходящего сквозь облако пыли, поднятой проехавшей крестьянской повозкой. Небо и земля сливаются, а клубы розовато-желтой пыли, плавно переходящие в полосу облаков на небе, преобразуют скучный пейзаж в чудесное радужное видение, напоминающее картины британского живописца Уильяма Тёрнера.



Михай Либ Мункачи - Пыльная дорога.jpg

Михай Либ Мункачи - Пыльная дорога II, (после 1874)



Одним из крупных проектов последних десяти лет творчества художника был заказ на роспись плафона парадной лестницы в Художественно-историческом музее в Вене. К огромному панно было создано большое количество этюдов, в том числе эскиз в цвете "Апофеоз Ренессанса" (1882-1886), представленный на выставке.

За сравнительно короткую жизнь Михай Мункачи успел сделать очень много. Преданность делу жизни требовала силы и отваги, однако сомнения в собственном таланте вынуждали художника постоянно доказывать его присутствие и порой делали жизнь невыносимо трудной. Эти противоречивые чувства проявляются в сочетании силы, простоты, эмоциональности и реализма его полотен, необычных для живописи того времени.



Михай Либ Мункачи - Апофеоз Ренессанса. Второй эскиз.jpg

Михай Либ Мункачи - Апофеоз Ренессанса. Второй эскиз



Экспозиция организована Государственным Эрмитажем совместно с Музеем изобразительных искусств - Венгерской национальной галереей (Будапешт) и украино-венгерским предпринимателем Имре Паком (Нью-Йорк), президентом Международного фонда Михая Мункачи.





Выставка работ Михая Мункачи гостит в Государственном Эрмитаже





Tags: Венгрия, Михай Мункачи, Эрмитаж, живопись, музей, художники
Subscribe

  • Любимые художники. Павел Федотов.

    Здравствуйте уважаемые. Продолжаем с вами наш разговор о тех художниках, которых лично я считаю самыми интересными и любимыми для меня. В прошлый раз…

  • Константин Аполлонович Савицкий

    Константин Аполлонович Савицкий (25 мая [6 июня] 1844 г., Таганрог, Российская Империя - 31 января [13 февраля] 1905 г., Пенза, Российская…

  • Коробкина Диана.

    По чужой указке не привыкла Жить моя великая страна. Не от дяди Сэма, а от Бога Воля ей свободная дана... Художники Коробкины: Жена…

Buy for 20 tokens
Однажды у Аутлукова сломалась машина и он вызвал такси. Садясь в подъехавшую машину, он с ужасом увидел за рулём тойоты своего одноклассника. "Ёп, это же Несравненнов!" - подумал он и натянул повыше противоковидную маску. "Не узнал бы..., во позору то будет! Скажет, мол, до седых мудей дядя…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments