-
doclibido wrote in lovers_of_art
ПИКАССО. ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ.
В 1949 в Париже и Праге состоялся Всемирный конгресс сторонников мира. Его символом стала знаменитая голубка Пабло Пикассо, которую художник нарисовал одним взмахом руки. По воспоминаниям писателя Ильи Эренбурга: «Помню обед в его мастерской в день открытия Парижского конгресса сторонников мира. В тот день у Пабло родилась дочь, которую он назвал Паломой (по-испански „палома“ — голубка). За столом нас было трое: Пикассо, Поль Элюар и я. Сначала мы говорили о голубях. Пабло рассказывал, как его отец, художник, часто рисовавший голубей, давал мальчику дорисовывать лапки — лапки успели надоесть отцу. Потом заговорили вообще о голубях; Пикассо их любит, всегда держит в доме; смеясь, он говорил, что голуби жадные и драчливые птицы, непонятно, почему их сделали символом мира. А потом Пикассо перешёл к своим голубкам, показал сотню рисунков для плаката — он знал, что его птице предстоит облететь мир».
В то время П.Пикассо полностью разделял лево-радикальные взгляды и даже состоял в коммунистической партии Франции. Но он не удержался от саркастического замечания в адрес Л.Арагона, одного из устроителей конгресса: «Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голубки, которые заклевали насмерть несчастную голубку, которая не понравилась им… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!»
Пожалуй, единственное в чем П.Пикассо никогда не сомневался, так это в любви. Она давала ему вдохновение и творческие силы, однако, часто разрушала тех женщин, которых он любил: многие из них сходили с ума или кончали с собой.
Будущий гений родился 25 октября 1881 в городе Малага, провинция Андалузия, Испания. При крещении получил имя Пабло Диего Хосе Франциско де Паула Хуан Непомуцено Мария де лос Ремедиос Киприано де ла Сантисима Тринидад Клито. Отец, художник-анималист Дон Хозе Руис и Бласко большую часть жизни преподавал живопись, служил хранителем музея. К тринадцати годам Пабло добился заметных успехов в живописи. Вскоре семья переехала в Барселону, где мальчик поступил в местную школу искусств. По совету отца, в 1897 отправился в Мадрид, чтобы продолжить обучение в Королевской академии Сан Фернандо. В шестнадцать лет Пабло отделился от родительской семьи и повел вполне самостоятельную жизнь.
В 1900 П.Пикассо впервые приехал в Париж, являвшийся центром художественной жизни Европы. Подружился с поэтом Максом Жакобом, который помог ему выучить французский язык и освоиться в чужом городе. Друзья совместно снимали маленькую комнатушку на Монпарнасе, стойко переносили хроническое безденежье и голод. По рассказам, целый ряд своих ранних полотен П.Пикассо сжег в печке, чтобы согреться в зимние холода. Вокруг П.Пикассо образовался кружок молодых художников, поэтов, литераторов, большинство из которых позднее получили всемирную известность (Амедео Модильяни, Диего Ривера, Фернан Леже, Гийом Аполлинер, Марк Шагал, Андре Бретон и др.).
В 1904 П.Пикассо познакомился с молодой натурщицей Фернандой Оливье (1881-1966). В юности она подверглась насилию и тяжело переживала последствия психологической травмы. Подрабатывала обнаженной моделью в изо- и фото-студиях. Вплоть до 1912 Ф.Оливье была подругой и музой П.Пикассо. Она изображена на многих полотнах т.н. розового периода. Спустя несколько десятилетий Ф.Оливье попыталась опубликовать книгу воспоминаний “Пикассо и его друзья” («Picasso et ses amis»). Однако, П.Пикассо воспрепятствовал публикации, опасаясь за свою репутацию. В качестве компенсации он назначил полунищей и больной Ф.Оливье небольшую пенсию. Полностью книга увидела свет лишь в 1988. Зимой 2004 Национальная Галерея Вашингтона устроила выставку шестидесяти портретов Ф.Оливье, созданных П.Пикассо в течение нескольких месяцев в 1909.
В 1912 творчеством П.Пикассо заинтересовались богатые любители живописи. Благосостояние художника значительно возросло и он сразу завел себе несколько новых подружек. Возможно, первой них была натурщица и танцовщица кабаре Габи Леспинес (1888-1970), урожденная Депейре. Но очень скоро ее сменила Марсель Хюмбер (1885-1915), более известная в богемных кругах как Ева Гуель. До встречи с П.Пикассо была любовницей скульптора Луи Маркусси. Вдохновила П.Пикассо на создание картины «Ma Jolie» (1911) и ряда других полотен в кубистическом стиле. П.Пикассо относился к Е.Гуель с большой симпатией, зимой 1913 даже возил ее в Барселону познакомиться со своими родителями. Однако, отношения не имели продолжения. Е.Гуель болела туберкулезом и умерла в 1915 в одной из парижских клиник.
Вольная холостяцкая жизнь закончилась после встречи с Ольгой Степановной Хохловой (1891-1954). Родилась 17 июня 1891 в Нежине. Дочь полковника русской армии. В юных лет увлекалась хореографией. В середине 1910-ых стала танцовщицей «Русского балета» Сергея Дягилева. С П.Пикассо познакомилась 18 мая 1917 на премьере балета Эрика Сати “Парад” в театре Шатле, для которого он создал костюмы и декорации. П.Пикассо увлекся настолько серьезно, что повез О.Хохлову в Барселону знакомиться со своими родителями. После возвращения они поселилась на улице Бойто, 44 в Париже. В дружеской беседе С.Дягилев сказал П.Пикассо: «Она русская. На таких, как она, приходится жениться…». 12 июля 1918 П.Пикассо и О.Хохлова обвенчались в русской православной церкви на улице Дарю. Медовый месяц молодожены провели в Биаррице на вилле «La Mimoseraie» у чилийской меценатки Евгении Эрразуриц.
В июле 1919 супруги отправились в Лондон, где П.Пикассо продолжил сотрудничество с С.Дягилевым. Утонченная, аристократичная О.Хохлова открыла для мужа двери самых респектабельных салонов. Она пыталась приобщить его к традиционным моральным и культурным ценностям. Однако, П.Пикассо отнюдь не собирался менять богемные привычки, приобретенные в молодости. На его поведении не отразилось даже рождение сына Павла в феврале 1921. Начиная с 1924, в отношениях супругов наступил кризис. О.Хохлова сильно переживала измены мужа, любой ценой старалась сохранить семью. Ее усилия не увенчались успехом.
В январе 1927 у П.Пикассо начался бурный роман с юной Мари-Терез Вальтер (1909-1977), которая на тот момент еще не достигла совершеннолетия. Они познакомились прямо на улице, возле входа в метро «Галери Лафайет». Поблизости жила О.Хохлова с сыном, с которой П.Пикассо перестал встречаться с 1929. В июле 1930 он купил замок Буажелю в Нормандии, где поселился вместе с М.-Т.Вальтер. Она послужила ему моделью для ряда скульптур и картин, в частности, знаменитой серии гравюр «Vollard Suite». В 1935, узнав о беременности М.-Т.Вальтер, О.Хохлова подала на развод. П.Пикассо категорически возражал, поскольку хотел избежать раздела имущества, прежде всего, картин. О.Хохлова юридически оставалась его женой вплоть до самой своей смерти. Последние годы страдала психическим расстройством, перенесла инсульт, лишилась возможности ходить. О.Хохлова скончалась от рака 11 февраля 1955 в Каннах.
5 сентября 1935 М.-Т.Вальтер родила дочь Марию де ла Консепсьон, домашнее имя Майя. В начале 1930-ых П.Пикассо неоднократно рисовал портреты М.-Т.Вальтер. Самая знаменитая картина этого периода «Обнаженная, зеленые листья и бюст» известна, как первое полотно, проданное на аукционе дороже, чем за 100 миллионов долларов. М.-Т.Вальтер обладала веселым и покладистым характером, она готова была прощать любовные похождения П.Пикассо. Однако, он так и не смог ограничивать себя рамками примерного семьянина. Весной 1936 П.Пикассо расстался с М.-Т.Вальтер и лишь дважды в неделю навещал свою дочь. Он продолжал поддерживать бывшую возлюбленную материально. 20 октября 1977, спустя четыре года после смерти П.Пикассо, М.-Т.Вальтер повесилась в своем гараже в городке Жуан-ле-Пен на юге Франции. В 2004 сын Майи Оливье Видмайер опубликовал мемуарную книгу о своем дедушке ("Picasso: The Real Family Story").
В январе 1936 П.Пикассо встретил Генриетту Маркович (1907-1997), более известную как Дора Маар. Родилась 22 ноября 1907 в Туре, западная Франция. Дочь хорвата и француженки. Детство Д.Маар прошло в Аргентине, она прекрасно владела испанским языком. К моменту знакомства Д.Маар уже была довольно известным фотографом, поэтессой и художницей. Их познакомил поэт Поль Элюар на террасе кафе «Ле де Магог» в Париже. Дерзкая, неуравновешенная Д.Маар была полной противоположностью М.-Т.Вальтер. П.Пикассо был заинтригован ее загадочным, романтическим образом. Однажды он с улыбкой спросил: “А почему вы не боретесь за меня?”. Вскоре между соперницами действительно разгорелась нешуточная борьба, в которой победила Д.Маар.
Д.Маар находилась с П.Пикассо ок. девяти лет. Запечатлена в серии портретов под названием «Плачущая женщина». Чрезмерная любвеобильность П.Пикассо постепенно довела ее до острой неврастении. В апреле 1944 окончательно рассталась с П.Пикассо и поселилась в подаренном им домике в Провансе. В дальнейшем в жизни Д.Маар было еще несколько мужчин (в т.ч. даже один гомосексуалист - писатель Джеймс Лорд). Однако, никто не мог заменить ей П.Пикассо. Писательница Мери Кейс приводит слова Д.Маар: "После Пикассо – только Бог". Последние годы Д.Маар жила отшельницей, умерла 16 июля 1997. В мае 2006 один из портретов Д.Маар работы П.Пикассо (“Dora Maar au Chat”) был продан на аукционе Сотбис за 96 миллионов 216 тысяч долларов. Покупатель остался неизвестным, но, по слухам, это был один из российских олигархов.
В 1943 П.Пикассо познакомился со студенткой юридического факультета Франсуаз Жило (род. 1921). Дочь коммерсанта и художницы-акварелистки. Ф.Жило многим пожертвовала ради П.Пикассо, родила ему двоих детей: Клода (род. 1947) и Палому (род. 1949). Однако, 62-летний П.Пикассо не мог обходиться без новых увлечений. Среди его любовниц того периода известны американская фото-художница Элизабет (Ли) Миллер (1907-1977), муза сюрреализма Нюш Элюар (1906-1946) и др. В 1953, уставшая от бесконечных измен, Ф.Жило сама ушла от П.Пикассо. Вероятно, она оказалась первой женщиной, которая бросила художника, чем больно ранила его самолюбие. В 1964 Ф.Жило опубликовала книгу “Жизнь с Пикассо” (“Life with Picasso”), переведенную на десятки языков мира. В 1970 она вышла замуж за врача-вирусолога, одного из создателей вакцины против полиомиелита Джонаса Солка.
Определенный след в судьбе П.Пикассо оставила Женевьева Лапорт (род. 1927). Впервые они встретились в 1944, когда 17-летняя девушка пришла брать у него интервью для школьной газеты. В 1951 произошла новая встреча, которая положила начало двухлетнему роману. П.Пикассо много рисовал Ж.Лапорт. Позднее критики даже назвали этот период его творчества «нежным периодом» или «периодом Женевьевы». По некоторым сведениям, в 1953 П.Пикассо делал Ж.Лапорт предложение, но она благоразумно отказалась, чем, по откровенному признанию Жана Кокто, “спасла свою шкуру”.
В июне 2005 Ж.Лапорт продала с аукциона несколько рисунков П.Пикассо и на вырученные деньги создала фонд защиты окружающей среды. Ж.Лапорт сняла 18 документальных фильмов об Африке, издала несколько поэтических сборников и ряд книг, некоторые из которых посвящены П.Пикассо (“Un amour secret de Picasso”, 1999; “Du petit Pablo au grand Picasso”, 2003; “Le grand Picasso”, 2004).
В 1954 в Валлорисе на Лазурном берегу П.Пикассо увлекся 20-летней дочерью владельца художественного салона Сильветт Давид (в замужестве Lidia Corbett, род. 1934). Она стала моделью ок. сорока картин, рисунков и керамических изделий т.н. «цикла Сильветт».
Интерес к керамике привел П.Пикассо в галерею «Madoura Pottery», где он познакомился с Жаклин Рок (1926 -1986). До встречи с П.Пикассо она была замужем, имела дочь Катрин Хютен-Блей. Творческое содружество скоро переросло в интимную близость. С весны 1954 образ Ж.Рок постоянно присутствует на более чем четырехстах полотнах П.Пикассо.
2 марта 1961 Ж.Рок стала второй женой П.Пикассо. Этому событию предшествовала довольно запутанная история, в которой проявился злопамятный и мстительный характер П.Пикассо. Ф.Жило намеревалась узаконить права своих детей Клода и Паломы. Для этого она договорилась с П.Пикассо, что разведется со своим тогдашним мужем Люком Симоном и оформит фиктивный брак с П.Пикассо. Как только она подала на развод, П.Пикассо немедленно женился на Ж.Рок. Супруги прожили вместе двенадцать лет. Все эти годы Ж.Рок добросовестно исполняла обязанности секретаря, медсестры, домоправительницы и прислуги художника. После смерти П.Пикассо Ж.Рок запретила Клоду и Паломе присутствовать на его похоронах. Она вела долгую борьбу за наследство П.Пикассо, занималась организацией его музея в Мадриде. 15 октября 1986 Ж.Рок покончила жизнь самоубийством в местечке Мужен, близ Канн.
Еще при жизни П.Пикассо был признан мировым классиком. Едва ли не главным стимулом его творчества являлась страстная любовь к женщине. В одном из интервью он признался: «Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость». Великий художник умер 8 апреля 1973 на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви. Прах предан земле в парке принадлежащего ему замка Вовенарг, департамент Буш-дю-Рон.
Что касается голубей, то в 1950 П.Пикассо был избран во Всемирный совет мира и награжден Международной премией мира. В Советском Союзе его голубиный вклад в дело мира дважды отмечался Ленинской премией. В 1957 в Москве проходил фестиваль молодежи и студентов. Участники выпустили в небо несколько тысяч голубей. Партийное руководство заранее обеспечило успех этой акции. Согласно постановлению исполкома Моссовета «О завозе и разведении в Москве голубей к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов» популяция голубей в столице увеличилась до 35 тысяч.
COPYRIGHT © Александр Сосновский
В статье использованы фотографии Vogue Россия.
Community Info
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital1 531
- Community readers
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- Rules
- View all available promo