К прочтению 5,5 минут.
В театре на экскурсии была дочь Настя, а я добавила еще и свои впечатления от его посещения.
Принято считать датой основания театра 28 марта 1776 года, когда в доме князя Воронцова на Знаменке был сыгран один из первых спектаклей. И уже с 1780 года театр обосновался на своем нынешнем месте, где для него было построено здание. Театральная площадь тогда называлась Петровской, а сам театр - Петровским. В 1805 году театр сгорает (как будет впоследствии много раз, из-за освещения свечами). По проекту О. В. Бове и А. А. Михайлова в 1821-1824 годах было построено новое здание театра, памятник русского классицизма XIX века, котором мы можем любоваться и сегодня. В 1853 году опять случается пожар и весь театр выгорает, кроме стен.
Уже через 3 года его вновь восстанавливает архитектор А. К. Кавос. Здание восстановили за 13 месяцев, надо было успеть к коронации Александра III. Объем здания был сохранен, над центральным портиком вновь вознеслась квадрига, управляемая Аполлоном (работы скульптора Клодта).
Сейчас театр можно осмотреть вместе с экскурсией, длительность экскурсии - один час.


Интересен факт, что даже в советское время никого не смущала нагота предводителя муз и покровителя искусств. Однако реставраторы настаивают на том, что фиговый листок изначально находился на своём месте, но был утерян и во время реконструкции художники лишь вернули историческую достоверность скульптуре авторства Петра Клодта.
Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Многие ценители искусства считают, что можно было оставить скульптурное изображение в уже привычном виде.
Так скульптура выглядела до реставрации, фигового листка нет, и в руке Аполлона венка нет:

Изображение на сторубллевой купюре квадриги Аполлона в ее первозданном виде:



А это здание Алексадрийского театра в Санкт-Петербурге.
Здание окаймляет скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — тоже квадрига Аполлона. Работы вёл один из выдающихся скульпторов своего времени — В. И. Демут-Малиновский.
31 августа (12 сентября) 1832 года, в центре Петербурга, на Александринской площади (ныне площади Островского) состоялось торжественное открытие нового величественного ампирного здания театра.

Скульптуры на обоих театрах очень похожи и для неспециалистов мало различимы, как видно проблема фигова листка тут целомудренно решена прикрытием плащем.
Скульптуры на обоих театрах настолько схожи, что даже хочется сказать, что за основу Клодт взял скульптуру Демут-Малиновского:

Для примера и сравнения прведу древнюю квадригу Аполлона.
Квадрига Аполлона императорского ипподрома в конце существования Латинской империи (1204-1261 гг.) из Константинополя была вывезена венецианцами и установлена на фасад собора Св. Марка в 1261 г.
В 1797 г. она была снята Наполеоном и перевезена в Париж, где её установили над главными воротами дворца Тюильри. В 1808 г. квадрига была перенесена на вершину Триумфальной арки на площади Карусель. По решению Венского конгресса её вернули-таки в Венецию на собор Св. Марка ...

____________________________
А теперь побываем внутри театра.
Люстра в лестничном пролете Нового здания:

Люстра в центральном зале Нового здания:

Роспись на потолке в зрительном зале Нового здания.
Потолок расписан по эскизам выдающегося русского художника "серебряного века" (начало ХХ века) Льва Бакста в интерпретации Зураба Церетели:

Сцена Нового здания.
Интерьеры Новой Сцены выдержаны в бело-терракотовых и бело-зеленых тонах с вкраплениями золота. Полы - наборный паркет и мраморная мозаика. Много света, благодаря обилию хрустальных люстр. Главная люстра - в зрительном зале - выдержана в стиле знаменитой люстры исторического здания Большого.
По эскизам Церетели изготовлен сценический занавес:

А это уже главное здание.
Люстра одного из холлов главного здания:

Люстра появилась в театре в 1870 году:

Нам рассказывали о том, как и где хранятся декорации, где лучше сидеть в зале (ориентироваться надо на Царскую ложу в центре зала — из нее лучше всего видно сцену, ну, и выбирать первые ряды балконов).
В зале установлены деревянные стулья для улучшения акустики, а в ложах — мягкие кресла:

Царская ложа:

Историческая сцена большого театра сделана по принципу музыкального инструмента, такого, например, как гитара. Зрительный зал полностью деревянный, из особого сорта сосны.
Потолок — это дека, сцена — это отверстие для выхода звука, а зал — это собственно тот самый изгиб гитары звонкой. Поэтому звук до зрителей долетает таким живым и наполненным.
В темноте трудно разглядеть лепнину и золотой орнамент, которым украшен зал. Оказалось, что это папье-маше, покрытое сусальным золотом. Несмотря на то, что весь зал кажется отделанным золотом, на отделку пошло всего 8 кг. Над восстановлением позолоты трудились 800 человек-реставраторов на протяжении 3 лет.
В центральном зале во время репетиции:

Центральный зал перед спектаклем:

Самый впечатляющий зал фойе — это Белое зрительское фойе. До реставрации стены этого зала были чисто белыми. Реставраторы обнаружили, что под краской скрыты прекрасные росписи, так потолочную роспись восстановили в технике гризайль по сохранившимся рисункам и чертежам:



Из зрительского фойе направо и налево расположены парадные залы.
Сначала мы осмотрели Красное малое и потом Большое императорские фойе. Эти помещения были отделаны во французском стиле для императора Николая II. Малое фойе известно своей отличной акустикой, там можно говорить даже шепотом, и все будет слышно.
В Большом фойе привлекают внимание настенные уникальные панно. Поэтому здесь системой климат-контроля поддерживается особый температурный режим. На некоторых панно изображен двуглавый орел, а на других — знак из первых букв имен Императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В 20-м веке при советском строе здесь проводились концерты, а также съезды партии.
С другой стороны красивого Белого фойе с лестницами расположен еще один зал, где располагаются выставки. Во время нашего посещения там были стенды, посвященные балету Руслан и Людмила (сейчас уже выставка другая):

Сценические костюмы из "Руслана и Людмилы":

Сейчас, после реконструкции, под землю здание театра уходит на 27 метров:
Под землей находится новый зал-трансформер — Бетховенский зал. Экскурсовод рассказала нам, что территориально мы были, находясь в нем, уже не под зданием театра, а где-то под театральной площадью, между театром и фонтаном Витали.
Бетховенский зал — это сверхтехнологичный зал, где стены складываются как гармошка, а сама сцена может подниматься и опускаться на 6 метров вертикально. Стены этого зала железобетонные, поэтому и акустика не идеальная. Но, зато, здесь много места, чтобы регулярно проводить репетиции и конференции. Сложностей с покупкой билетов на концерты в Бетховенский зал нет — смотрите информацию на официальном сайте Большого.
Бетховенский зал:
Проект новой архитектурной конструкции Большого с подземными помещениями:
Фойе Нового здания театра, расположенного рядом с основным зданием театра:
Информацию о стоимости перестройки Большого театра и строительства Нового здания после проведения всех работ найти не удалось, видимо это связано с финансовыми нарушениями при реализации проекта, о которых писали в СМИ.
Новое здание:
Адрес Большого театра: г. Москва, м. Театральная (стан. метро Охотный ряд, Площадь Революции), Театральная площадь, д.1
Информация об экскурсиях
Билеты на экскурсию можно приобрести в кассе, расположенной в историческом здании театра (подъезд № 12, один из центральных), в день экскурсии. Стоимость входных билетов - 1 500 рублей для граждан Российской Федерации (экскурсия на русском языке), 2 000 рублей для иностранных граждан (экскурсия на английском языке). Время работы кассы – с 11:00.
Осуществить путешествие по Большому театру самостоятельно виртуально можно, нажав эту ссылку:
https://www.google.com/culturalinstitute/asset-viewer/музей-большого-театра/uQElUd0jgV2jeg
Фото Большого театра 19-го века:


Если Вы купили билет в Большой, по схеме можно посмотреть, где Вы будете сидеть, а потом увидеть это место, пользуясь виртуальной экскурсией, заранее изучив путь, как пройти на свое место:

Community Info