vittasim (vittasim) wrote in lovers_of_art,
vittasim
vittasim
lovers_of_art

Categories:

"ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА? НИКОЛАЙ ГЕ. К 180-летию со дня рождения".

Осенью 2011 г  проходила в Третьяковской галерее на Крымском валу выставка Николая Николаевича Ге (1831–1894).  Николай Николаевич Ге - член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, мастер портрета, исторических и религиозных полотен и это выставка – одно из самых значительных проектов года. Экспозиция демонстрирует около 230 работ из собрания Третьяковской галереи, музеев России, Украины, Белоруссии и других зарубежных собраний. Фотографировать на выставке, как обычно, нельзя, поэтому все изображения, кроме первой фотографии, я взяла на: http://halloart.ru/content.php/,
http://halloart.ru/showthread.php/1060-quot.
http://smallbay.ru/gay.html
http://religion-art.ru/gal1/photo5.htm
http://bibliotekar.ru/kGe/11.htm
https://sites.google.com/site/mnemocina/home/istoria-moih-predkov/rod-ge/kartiny-n-n-ge


Источники фото: пресс-служба ГТГ; Черномашенцев Владимир, HalloART.ru

Комментарии к полотнам взяты из книги: В.Ф. Тарасов «Николай Николаевич Ге 1831-1894» Ленинград «Художник РСФСР» 1989.
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=43566
http://russian-artists.org/artists/gay131.html
http://art.1september.ru/view_article.php?id=200902006
http://l-sokoloffa.ya.ru/replies.xml?item_no=11838
http://www.museum.ru/N35341






Структура выставки подчинена драматургии биографии Н.Н. Ге и состоит из шести разделов:

I «Академия художеств. Начало» (1850–1857),
II «Италия» (1857–1870),
III «Петербург. Среди передвижников» (1870–1875),
IV «Хутор. Украина» (1876–1894),
V «Ге и Толстой» (1882–1894),
VI «Страстной цикл» (ряд произведений 1884–1894 годов на евангельскую тему)
А теперь не торопясь посмотрим выставку. Прошу прощение за то, что в этом посте я не стала придерживаться структуры выставки, а расположила работы Гё в хронологическом порядке.





Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила. 1856
С этого холста до зрителя доносится не только отзвук библейской драмы – за год до этого скончался Николай I, а мифическому деспоту Саулу (именно ему был уподоблен русский царь в герценовской «Полярной звезде») пророк на полотне предрекает скорую гибель. Грозной тени пророка Самуила Ге придал в картине черты горячо любимого критика Белинского. Ге показал, что он не только прирожденный колорист, но и мастер, способный пережить плоды фантазии собственным сердцем. За полотно художник был удостоен большой золотой медали, что дало ему право шестилетнего пребывания за границей в качестве пенсионера Академии художеств.




Вид на Везувий в Вико. 1858




Виноградник в Вико. 1858
Этот этюд написан темпераментно, в полную силу цвета.




Разрушение Иерусалимского храма. 1858
Как писал Гё: «У меня, кроме непосредственных чувств, ничего не было. Следовательно, кроме моего чувства добра, правды, как идеала, все разрушено. Вот моя форма – разрушение. Какое разрушение может вполне выразить мое положение? Я нашел его и начал картину: «Разрушение Иерусалимского храма». Впоследствии, Гё посчитал вещь очередной неудачей. Он оказался на распутье: творческом, духовном, жизненном. Серьезно подумывал о том, не бросить ли ему занятия искусством





Портрет жены художника А.П.Ге. 1858
Этот портрет был создан в счастливое для художника время. В комнату врывается поток солнечного света и переливается на женском платье, обивке кресла и полу. Он словно зажигает естественный цвет предметов. Человеческая фигура и мир вещей как бы купаются в благодатной воздушной среде, вернее, в среде покоя и человеческого счастья. Таких ликующих, праздничных по ощущению жизни холстов – единицы в творчестве Гё.





Облака. Фраскати. 1859. Этюд.
Этот пейзаж кажется созданным художником следующего поколения – настолько необычно для вчерашнего академиста передано влажное пространство, насыщенное земными испарениями.




Портрет Шестовой с дочерью. 1859





Закат на море в Ливорно. 1862.
В этом эскизе виден мастер глубокий, тонко чувствующий, умеющий быть восторженным и обладающий редким даром подчинять кисть испытываемому чувству.





Тайная вечеря. 1863.
Этапное произведение Гё. Картина произвела в России фурор, близкий тому, какой в свое время произвел Брюллов холстом «Последний день Помпеи». Весь Петербург устремился на выставку в Академию художеств. Поразившая всех новизна подхода к мифическому событию заключалась в его коренном переосмыслении. Гё отнимал у евангельского сюжета его церковный смысл, а у образов апостолов – каноническую духовность. Христос оказывался у художника человеком и только человеком, более того, кощунственно приобрел портретное сходство с издателем «Колокола» Герценом. А в негодующем апостоле Петре узнавался сам автор необычной «религиозной» картины. Но еще более неожиданным был образ Иуды. Мастер сделал все, чтобы это действующее лицо оказалось «титаническим» (выражение самого Н.Н. Гё). Позднее, раскрывая свой замысел, Гё говорил, что на «Тайной вечере» происходит «разрыв между одним учеником и любимым учителем, тот разрыв, который совершается среди нас из рода в род, из века в век».





"Вестники Воскресения" 1867
Работать над картиной художник начал во Флоренции. Когда полотно было готово, его не приняли на выставку в Академию художеств. Потом все-таки выставили – в художественном клубе, но успеха она не имела. Произведение словно поделено на две части – света и тьмы, новой жизни и ветхой. В верхней, радостной – Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. В темной – стражники, Радость не принявшие… Стремительная фигура Марии Магдалины напоминает сказочную птицу. Критики – современники художника – увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку».





Портрет А.И.Герцена. 1867
В 1867 году во Флоренции Гё встретился с давно почитаемым Герценом. Герцен с готовностью согласился позировать и, как вспоминал Гё, приходил на сеансы с «немецкой точностью». Герцен заметил в письме, что Гё исполняет его портрет по-рембрандтовски, и эта брошенная вскользь фраза имеет глубокое содержание. Художник намеренно выбрал поясной тип портрета, сосредоточил внимание только на лице, исключив даже изображение рук, создал портрет биографию выдающейся личности, находящейся на переломе жизни. Он прозрел прекрасное прошлое ставшего борцом аристократа и безрадостное настоящее эмигранта, оторванного от корней и все менее понимаемого родиной.





Мраморная пильня в Карраре. 1868





Масса-Каррара. Погрузка мрамора. 1868





«Христос в Гефсиманском саду». 1869
В 1869 году Ге принялся за большой холст «Христос в Гефсиманском саду». Теперь уже не столкновение, не конфликт, не сложные образно-логические связи влекут творческую мысль художника. Человек наедине с самим собой, с болью, страхом и… бархатная тишина прекрасной южной ночи, пятна лунного света на земле, деревьях, фигуре. Лицо Христа, живущее напряженной жизнью, выражает не мольбу, а решимость и твердость. Картину встретили холодно. Один из критиков писал, что Ге делает Христа похожим на всякого человека, и даже заключал, что такой Иисус мог бы собрать заговорщиков. Современники опять увидели на полотне то, чего, казалось бы, там не изображалось. У всех были живы в памяти неудавшееся покушение Д. В. Каракозова на Александра II, прогремевшее в 1866 году на всю Россию, массовые аресты революционеров из «Земли и воли». Помнили и о том, как десятилетие назад итальянец Орсини пытался убить французского императора. Европейским государям было тревожно. А тут – высвеченное лунным светом неумолимое лицо на аскетической по цвету картине. Что сказали бы критики художника, знай они, что моделью для лика Спасителя послужил флорентийский гарибальдиец Сони.





Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871.
По воспоминаниям Ге, он задумал картину, вернувшись в Россию после десяти лет жизни в Италии. «… я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и под влиянием этого увлечения задумал эту картину». Психологизм, явное противостояние двух мировоззрений – все это делает картину напряженной, заставляет вглядываться в нее. И в ней нет деления на «положительных» и «отрицательных» героев. «Во время писания картины я питал симпатии к Петру, – говорил художник. – Но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало идеал…» Гё добился главного: смертный приговор готов подписать не чуждый сомнениям венценосный палач, а раненый в самое сердце отец, все взвесивший политик, но еще колеблющейся человек. Таких многомерных характеров не знала еще русская историческая живопись.





Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1872.
Портрет Салтыкова – Щедрина много значил для художника, который был знаком с писателем почти десять лет. Для Гё Щедрин прежде всего человек со сложнейшей умственной организацией, в чем-то парадоксальной, непростой. Тонкостью душевного переживания, печальной усталостью от уродства жизни ценен созданный Гё образ.




Портрет Н.А.Некрасова. 1872.
Некрасов позирует уверенно, демонстративно; поколенный портрет дал возможность передать его непринужденную позу светского человека, свободно лежащие на подлокотниках кресла руки. А они у поэта поразительно не соответствуют жесту, осанке. Больные, со слезой, глаза выдают глубоко скрытое под броней сдержанности нездоровье, страдания, может быть, даже предчувствие скорого конца. В них вся его поэзия тех лет, полная боли за потерявшееся где-то народное счастье. Ге не польстил Некрасову, изобразив отечное, одутловатое лицо с редкой «калмыцкой» бородкой.





"Екатерина || у гроба императрицы Елизаветы"1874
Следующую большую работу Ге считают его творческой неудачей, но эта картина имеет в основе конкретную историю и очень точно передает психологическую драму героев. Художник, работая над ней, основательно изучил мемуары Екатерины II и княгини Дашковой, а также портреты XVIII века, интерьеры, одежду и тщательно воспроизвел в своей картине множество исторических деталей. Историческое полотно опередило эпоху своего появления почти на столетие. Гё создал качественно новую художественную реальность, которую еще не могли воспринимать его современники.





Портрет А.Г.Слюсаревой. (Гапка с волами). 1875.
На портрете изображена Агафья Игнатьевна Слюсарева, впоследствии жена Н. Н. Ге, сына художника





Портрет А.А.Потехина. 1876
Портрет драматурга А. А. Потехина – последний холст петербургского цикла. Автор «мужицких» драм, человек, много переживший, знавший русскую деревню не понаслышке,- таков Потехин на полотне. В нем как будто до предела натянуты некие внутренние струны, тяжелая узловатая рука со вздувшимися венами намертво перехвачена другой, судорожно сведены брови – это самый напряженный, полный трагического надрыва образ Ге 1870-х годов. Спокойная обстоятельность живописной манеры здесь исчерпала себя, еще шаг, и она взорвется.





Портрет Л.Н.Толстого. 1884.
1882 году Николай Николаевич Ге познакомился со Львом Толстым и стал верным последователем его идей (вплоть до того, что в 1885 году под влиянием Толстого стал вегетарианцем). Ге написал портрет Толстого в Москве, в хамовническом доме писателя. В феврале 1884 г. художник писал одному из своих знакомых: «Я ездил в Москву, где и прожил 3 недели, я ездил, чтобы видеть моего хорошего Льва Николаевича Толстого и чтоб написать его портрет, что я задумал давно, но не мог исполнить. Радуюсь, что исполнил наконец. В этом портрете я передавал все, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке». Сейчас это трудно представить, но портрет Толстого оказался нов и необычен для современников. Сам Николай Николаевич очень любил этот портрет. Он отправил его на передвижную выставку в Петербург, но, когда выставка добралась до Киева, взял обратно на хутор и семь лет с ним не расставался.





Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. 1888
Работая над картиной, Гё пытался выразить драматический момент, когда предчувствие гибели героя вот-вот должно стать страшной реальностью. Ощущение гнетущей предопределенности в холодных красках, в мерной поступи исчезающих в темноте фигур. Это ритм погребального шествия, тот замкнутый круг, из которого не может быть выхода.





«Что есть истина?». Христос и Пилат. 1890.
Впервые Гё написал картину-притчу. Здесь все утрировано, даже плакатно, конфликт обнажен. Художник рвал не только с церковным, но и с многовековым изобразительным каноном – «нельзя писать «красивого» Христа после того, как сожжены и убиты десятки тысяч христов, гуссов, брунов». Снова его полотно возбудило яростные споры. «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную», – писал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев Александру III. Холст был вскоре запрещен. Однозначно принял картину Толстой и уговорил Третьякова приобрести ее, но картина еще долго находилась в запасниках. Произведение написано поверх картины «Милосердие».




Портрет М.Л.Толстой. 1891.




Портрет О.П.Костычевой, дочери П.А.Костычева. 1891.





Портрет Н.И.Петрункевич. 1892–1893
Этот портрет, удивительный по затаенному драматизму, высоко оценили И.Е. Репин, В.А.Серов, В.Э.Борисов-Мусатов, И.Э.Грабарь. Портрет писался тогда же, когда, вне себя от душевной боли, Гё заполнял целые альбомы обезображенных предсмертной агонией фигур и лиц. Гё как бы соревновался в мастерстве пленэрной живописи с молодым Валентиной Серовым.





Автопортрет 1893 г
Изображение старика с внешностью античного философа берет за душу уже в первые минуты восприятия – до иллюзии живым поворотом головы, всепроникающим взглядом. Поражает отточенная техника Гё. И этот холст создан в то время, когда мастера считали забывшим основы мастерства. На автопортрете Гё не затаен, не погружен в переживания, он подчеркнуто открыт зрителю





"Совесть" (Иуда) 1891
Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. Жалкий, словно уменьшившийся, стоит он на дороге и смотрит, как стража уводит Того, Кого он предал. Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. «Иуда мне представляется предателем, первообразом предательства при прогрессе, часто при совершенствовании, а оно есть у всякого желающего быть человеком. Старые низшие потребности, плотские, делают бунт и восстают на человека, и вот он по слабости уступает – вот и предательство. Я сделал так. Христа повели и ведут с факелами; группа эта очень далеко и скоро исчезнет; за ней бегут Петр и Иоанн. В большом расстоянии идет тихо Иуда. Он не может бросить, должен идти, но вместе с тем ему нельзя идти, и вот эта нерешительность выражается вполне в этой одинокой фигуре, идущей по той же дороге. Он и дорога залиты лунным светом, а группа удаляющегося Христа вдали по дороге освещена факелами. Ученики же бегут, еще освещенные луной, вот картина. Сегодня окончательно устроил; и все, и я сам чувствую, что правдиво, просто и вероятно…» – писал Николай Ге своему знакомому в конце января 1891 года, работая над картиной в уединении на своем хуторе.
В этом же году уходит из жизни жена художника Анна Петровна Ге, с которой они прожили вместе 35 лет. «В своей жене он, несмотря на то, что она была далеко не из красивых, видел все совершенства: с нее писал и Магдалину, и Петра Великого, и многих других..» – это слова художника Григория Мясоедова.





Суд синедриона. «Повинен смерти!». 1892 .
В картине „Повинен смерти“ Ге хотел изобразить Христа, который мысленно молится за своих врагов и просит бога дать ему сил простить их, так как они „не ведают, что творят“. Он изображен стоящим в углу картины, прислоненным к стене и рукой придерживающим бороду. Мимо него проходит синедрион во всем своем величии. Какой-то старик, проходя мимо Христа, поднимает дряхлый палец кверху, чем-то грозя ему. Другой плюет ему в лицо. За ними — открытая дверь, через которую видно темно-синее южное небо Судьба картины полна превратностей, сказавшихся на ее состоянии. По цензурным соображениям «Суд Синедриона», написанный к ХХ Передвижной художественной выставке 1892 года, был сразу же запрещен к экспонированию президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем. Лишь немногие могли видеть картину в конференц-зале Академии в канун открытия выставки. После наложения запрета автор увез «Суд Синедриона» в свое имение на хутор Ивановский Черниговской губернии, где продолжал работать над полотном. После смерти Н.Н.Ге в 1894 году сын художника Н.Н.Ге-младший послал две его последние картины – «Суд Синедриона» и «Распятие» (1892) – Л.Н.Толстому в Ясную Поляну. Для перевозки холсты были сняты с подрамников и свернуты в рулон, который был обернут газетами. Дочь писателя Т.Л.Сухотина-Толстая, занимавшаяся живописью, вновь натянула холсты на подрамники и постаралась удалить фрагменты газет, влипшие в красочный слой, но удалось это лишь частично. В нескольких местах газетный шрифт отпечатался на живописи. В 1897 году Н.Н.Ге-младший передал картину «Суд Синедриона» в дар Третьяковской галерее. Очень недолго она входила в экспозицию, что подтверждают фотоснимки 1898 года, а затем была перенесена в фонды Галереи. В ХХ веке полотно Н. Н. Ге мало выставлялось уже не из-за цензуры, а в силу плохой сохранности.





«Распятие» (1892г. Музей Орсей (Париж)
Начал работу в 1884 году. Вот что пишет Черномашенцев Владимир об истории картин :» Оба "Распятия" были закрыты для публичного просмотра - Совет Третьяковской галереи решил хранить эти работы в отдельном помещении за закрытыми занавесями. В 1900 году они были возвращены Ге-младшему и увезены заграницу. В 1903 году "Распятия" были показаны на выставке в Париже, а затем в Женеве. Одна из картин в итоге оказалась в коллекции музея Орсэ, а следы другого полотна размером 196 х 245 см. затерялись на просторах 20 века. Быть может, когда-нибудь в Европе, разбирая рухлядь в кладовке старого дома, кто-то обнаружит свернутое полотно кисти неизвестного художника...». «Я сам плачу, смотря на картину», – слова художника. Плакать хочется – от безысходности. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. На картине – торжество смерти. У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало. Российские зрители увидят «Распятие» впервые



Голгофа. 1893 .
Картина осталась незаконченной, может, и вовсе – была эскизом, огромным, почти двухметровым по высоте. Гё утверждал, что размер произведения не есть вещь произвольная – «размер перевести на язык слов будет: сказать громко на площади или сказать тихо двум-трем приятелям». Тогда колоссальный эскиз – даже не крик на площади – это мощный, оглушающий набат. Гё не выставил его, понимая, что создал нечто такое, что выходило за все рамки. Художник буквально выдирал сюжет из плена привычных затертых форм, новаторски переосмысливал все слагаемые художественного образа – и все это ради остановки внимания зрителя. Чтобы тот не в сотый раз узнал, а заново увидел.




Голова распятого Христа (1893 г., холст, масло). Этюд к картине "Распятие" (1894 г., нахождение неизвестно).




Христос и разбойники (1893 г., холст, масло). Этюд к картине "Распятие" (1894 г., нахождение неизвестно).




Голова Христа (1893 г., бумага, соус, растушевка). Этюд. Из коллекции ГТГ. Приобретено в 2011 году при поддержке ОАО "Банк ВТБ" у К. Больмана (Женева) / Фрагмент




Распятие (1886 г. (?), картон желтый, тушь, графитный карандаш). Эскиз.


Tags: живопись
Subscribe

promo antisovetchina7 january 24, 2023 21:16 26
Buy for 20 tokens
1993 год. Киев. Великолепный Владимирский собор. Вечерняя служба ещё не скоро. Я – хоть и ношу с собой Библию постоянно, и читаю Её, – пока ещё не воцерковлена и почти не отличаюсь от зевак-туристов. Иллюстрация; источник: «Владимирский собор в Киеве, расписанный Виктором…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments