К прочтению - 11 минут.
В 2015 году наша семья поселилась в Крыму, на сегодняшний день немаленький процент населения которого составляют крымские татары. А были времена (с мая 1944 года до 80-х годов 20-го века - все представители этого народа проживали в депортации в Средней Азии, но в конце этого периода стали возвращаться в Крым). Мы сейчас живем невдалеке от большого татарского поселка Асрет в городском образовании Судак; естественно, это вызывает у нас интерес к изучению культуры, быта и обычаев этого народа.
В 2017 году американский журнал Vogue опубликовал статью, посвященную культуре крымских татар, в частности, в ней были показаны традиционные национальные костюмы татарских женщин, фото этой фотосессии приведу ниже. А дальше я дам информацию по объявленной теме с иллюстрациями в виде старинных картин, фото, акварелей, гравюр.
В первой части поста - рассказ об истории, жилищах, религии; а во второй - о ремеслах, образовании, одежде, украшениях, предметах быта этого народа.
О характерных атрибутах крымскотатарского костюма, шапочке фес (для незамужних девушек), платке марама, поясе (кушаке) с пряжкой, выполненной в национальной ювелирной технике накладной филиграни из золота или серебра, расскажу во второй части подробнее, а сейчас просто посмотрите фотографии, чтобы проникнуться национальным колоритом, с фотосессии американского журнала Vogue, модели - крымские татарки:




Крымские татары как нация сформировались в результате слияния мигрировавшего в Крым преимущественно кочевого тюркоязычного населения и обитавших здесь оседлых жителей горных и прибрежных частей полуострова.
В крымской степи тюркоязычные поселения появились еще в раннее Средневековье. Некоторые исследователи отмечают, что гунны поселились в крымской степи в первой половине V века, а к XIII веку сложился смешанный печенежско-половецкий этнос.
В XIII веке большая часть Крыма, в основном степная, вошла в состав Золотой Орды. На этих землях был создан Крымский юрт с центром в городе Солхате (ныне город Старый Крым).
В XV веке Золотая Орда распалась. В 1440-е годы образовалось Крымское ханство, включавшее в себя, кроме части Крыма, земли между Дунаем и Днепром, Приазовье и часть Прикубанья. Во главе государства стояли ханы из рода Гиреев.
В 1475 году Крым был завоеван Турцией. Крымские ханы попали в зависимость от Турции и такое положение сохранялось в Крыму до 1774 года.
История Крымского ханства заканчивается с присоединением Крыма к Российской империи в 1783 году.
О современных крымских татарах
В районе Судака проживает много крымских татар, а точнее - они живут в татарском поселке Асрет, именно о них мне хотелось бы немного рассказать.
Присутствие татар заметно и на улицах города: татарские женщины обязательно покрывают голову, руки и плечи, когда выходят в город, и даже так они одеты дома. Они не носят никаких специальных видов одежды, как женщины-масульманки в многих арабских странах, просто волосы должны быть прикрыты, и не должно быть открытых частей тела. Многие крымские татарки имеют очень тонкие, удлиненные черты лица и вообще очень красивы.
Занятие крымских татар сейчас - они в основном ведут небольшой частный бизнес на побережье, связанный с торговлей, также работают в такси. Женщины почти никогда не работают, исключение составляют, пожалуй, только семейные магазинчики, где они часто стоят за прилавком. Вообще же татарские женщины живут довольно замкнутой жизнью и тратят большую часть времени на то, чтобы "вести дом": следят за детьми, готовят, делают многочисленные заготовки на зиму, ухаживают за домашними животными (некоторые держат кур, кроликов, птицу, коз). Дома у них традиционно очень большие, рассчитанные на многочисленное количество детей и родственников.
Семья обязательно живет целым кланом: жена, муж, свекровь, свекр, сын, маленькие дети, а иногда еще и другие престарелые родственники. Для крымских татар огромную роль играет их история и национальная культура, традиции и обычаи: например, в в их поселке даже есть небольшой музей, посвященный репатриации татар в Крым. Многие из них прекрасно говорят на русском языке, но некоторые разговаривают с сильным акцентом. Без исключения все они владеют своим родным языком.
Крымские татары дружелюбны, особенно если вы сами демонстрируете позитивный настрой. Но, в свой личный внутрисемейный мир они предпочитают посторонних не допускать.
Чем еще вас могут удивить жители Судака-татары? Они очень общительны: не стоит смущаться, если их вопросы покажутся вам слишком "личными", тут это возможно (в отличие от Москвы). Также первое время проживания в Крыму меня поражало, насколько легко люди заводят разговоры с незнакомцами. В московском метро, этого, знаете ли, не бывает. А здесь все располагает к общению: отсутствие серьезных стрессов, солнце и прекрасная природа. Поэтому, приходя на рынок, будьте готовы обсудить погоду, качество продуктов, и даже ваш сегодняшний наряд (здесь принято наряжаться для похода в город, в том числе - на рынок).
Исторические данные
Крымские татары делятся на три субэтнические группы: степные татары или ногайцы (ногъай), предгорные и горные татары (таты) и южнобережные (ялыбойлю), относящиеся к переднеазиатской расе большой европеоидной расы. Степные татары имеют небольшую примесь монголоидной крови.
Основным занятием крымских татар все века являлось земледелие. На южном берегу, в горных и предгорных районах Крыма, они занимались садоводством, виноградарством, табаководством, сеяли пшеницу и лен. В степных районах Крыма было особенно развито животноводство, прежде всего — разведение овец и коней.
Главными ремесленными центрами у крымских татар считались города Бахчисарай и Карасубазар.
У кочевников татар активно развивались ремесла, связанные с обработкой шерсти (производство войлоков) и выделка кожи, также ценились мастера, занимавшиеся обработкой металлов.
Наибольшим почетом в Крыму пользовался труд кожевенников, хорошо было развито оружейное производство. Произведенным в Крыму оружием торговали в разных странах, оно высоко ценилось в Европе и на Востоке.
Обоз в степи. Акварель Карло Босолли (середина 19 века):
Передвижение крымских татар на верблюдах и лошадях по степи:
Гора Столовая (Ак-Кая) недалеко от Карасубазара (сегодня город Белогорск). К очередной годовщине восшествия Екатерины Второй на престол (28 июня 1793 года) было приурочено принятие присяги на верность императорскому дому. Беи, мурзы и священнослужители были собраны на плоской вершине горы Ак-Кая, где наместник России на Юге России Григорий Александрович Потемкин довел до их сведения приказ о принятии жителей Крыма в российское подданство:

На улицах Карасубазара, 1920-е годы:

Дома в современном поселке Асрет очень похожи на дома в горных селах близ Ялты – просторные, часто с балконом и галереей, лестницей, двух- и трехэтажные. Они могут быть отделаны камнем в традиционной татарской манере. Вокруг дома обычно большой сад с розарием, гранатами, персиками и обязательно - с виноградом.
В центре поселка - детская площадка, которую "сделали всем миром". На площадке установлен настоящий колодец с автоматизированным насосом и 2-мя фонтанами, из которых можно напиться свежей прохладной воды в любой знойный летний день (фонтан в виде слоника и дракона). После школы многие малыши здесь играют под присмотром пары подростков (которым доверяют приглядывать за маленькими).
Наш сосед Тимофеич рассказал, как заселялись эти места. Он раньше работал лесником в лесопарке, который прилегает к поселку Асрет (лесопарк около подножия горы Перчем, любимое место отдыха жителей Судака). В 1989 году первые крымские татары стали возвращаться в эти места. Сначала их постройки рушили власти, но переселенцы шли на любые меры, чтобы остаться, устраивали акты самосожжения, пикеты.
Тогда Советские власти все же оставили переселенцев в покое. Первые зимы были для них особо тяжелыми, люди жили в землянках и временных укрытиях, нуждались во всем.
Часто у них не было теплой пищи, воды, зимней одежды. Тимофеич старался им помогать, как и многие другие крымчане. Отдавал теплые одеяла, дрова, топливо, помогал продуктами (к слову сказать, сам он русский из Симферополя, а его жена по национальности - гуцулка с Западной Украины).
В связи с этим старейшины и жители поселка считают его теперь очень уважаемым человеком и приглашают на свадьбы и другие торжества как почетного гостя.
Теперь поселок разросся. Над крышами гордо развевается татарский флаг. Официальное право собственности на землю и дома жители поселка получили совсем недавно, после 2014 года, уже во время российского правления.
О религии, о жилищах крымских татар
В зависимости от местности, в которой проживали крымские татары, определялось и несколько типов жилищ. В степном Крыму, у ногайских татар, дома строились из кирпича-самана. Внутри дом делился на спальню и кухню.
В предгорьях, в горном Крыму, на южном берегу в качестве строительного материала использовали необработанный камень, речной камень, прутья лесного ореха. Такие дома были двухэтажными, длиной 10—15 метров, шириной 3—5 м.
По второму этажу шла крытая веранда, к которой со двора пристраивалась наружная лестница. С веранды несколько дверей вели во внутренние помещения, отдельные двери вели в гостиную и спальню.
Ориентировались дома окнами на восток. Двор вокруг дома делился на две части, находящиеся на разных уровнях. Нижний двор был хозяйственным, в верхней части разбивали сад.
Крымские татары — мусульмане-суниты. Каждый мусульманин стремился иметь дома Коран, который висел в сумочке недалеко от постели и служил оберегом.
Все важные события в жизни мусульман освещались молитвой. Крымские татары отмечали главные мусульманские праздники "Курбан-байрам" (праздник жертвоприношения) и "Ораза-байрам" (праздник разговения, знаменует завершение поста в месяце Рамадан).
Главой семьи у крымских татар является мужчина. В семье существовало четкое разделение обязанностей и рода занятий между мужчинами и женщинами. В Крыму изначально существовало два разных уклада семейной жизни — для степных и горно-прибрежных татар.
Каждый из них имеет свои особенности, но объединяет их единая религиозная система взглядов.
На фото внизу:
2 - вид села Биюк-Озенбаш (теперь село Счастливое Бахчисарайского района), 1930-е г.
3 - крымскотатарская сакля, начало XX века
4 -7 типы крымскотатарских жилищ, 1920 г.

"... В 1312 году верховную власть в Золотой орде захватывает хан Узбек, провозгласивший в целях ее укрепления и централизации официальной религией среди своих подданных ИСЛАМ.
Столицей Крымского улуса и резиденцией в 14-м веке становится город "Къырым" или "Крым". Происхождение этого названия трактуется неоднозначно, но наиболее распространенной версией является та, в которой слово "къырым" переводится как "холм". Одновременно город именовался Солхатом (от итальянского solcata - "борозда", "ров"). Это название было в основном в ходу у генуэзских торговцев.
В это время в столице улуса начинают возводиться мечети, медресе (высшее мусульманское духовное училище). Здесь в 1314 г. (в Солхате) было начато сооружение мечети, названной в честь самого хана Узбека...."[1]
Татарские дома и их интерьер на старинных картинах, гравюрах и акварелях, фото.
Южный базар. Картина Премацци Луиджи, 1961 г:

Внутри крымскотатарского жилища. Картина Вильгельма Кизеветтера, 1845-1847 гг:

Крымскотатарский дом в деревне Алупка. Художник Карло Босолли, акварель (середина 19 века):

Татарский дворик в Крыму. Картина Никонора Чернецова:

Интерьер дома у приазовских татар – ногаев. Гравюра Даниеля Шлаттера. 1822-1828 гг:

Кухня приазовских татар – ногаев. Гравюра Даниеля Шлаттера. 1822-1828 гг:

Интерьер крымскотатарского дома в с. Капсихор. Картина Раффе 1837-1846 гг:

Комната в доме мирзы в Байдарской долине. 1856 г:

Внутреннее убранство крымскотатарского дома. 1893 г:

Внутренний вид крымскотатарского дома:

Спальня в доме богатого татарина. Деревня Кизилташ под Ялтой. Фото начала XX в:.

Крымская татарка в доме:

Спальня в крымскотатарском доме. Фото начала XX в.

Кухня (она же – столовая) на верхнем этаже крымскотатарского дома. Фото начала XX в:

Рабочая комната на нижнем этаже крымскотатарского дома. Фото начала XX в.:

Фото и картины крымскотатарских жилищ большей частью отсюда и из других открытых источников.
И еще две картины и один рисунок известных художников, представляющие скорее художественную ценность, чем описательную.
Крымский вид. В. М. Васнецов (брат А. М. Васнецова):

Сакля в Алупке. Исаак Левитан:

Сакля. Рисунок Ивана Шишкина:

______________________________________
Современный дом крымских татар:

____________________________
Татарские мечети в Крыму воздвигаются или целым обществом, или одной благотворительной личностью на том основании, что нет выше блага, чем построить здание для восхваления имени Аллаха.
Есть татары, которые в одиночку финансируют строительство храма, обыкновенно они пользуются великим почетом и называются баниями. Банийством особо дорожат наследники строителей мечетей, которые несмотря иногда на крайнюю бедность, охотнее лишатся последнего достояния своего, чем позволят кому-нибудь другому ремонтировать мечеть, построенную их предками.
Поэтому в Тавриде не могло быть ни единого поселения татар, где бы не существовало мечети с необходимым для ее функционирования составом священнослужителей, который состоял из муллы, муэзина (дьякона) и мутевели (старосты, клитора).
Все эти священнослужители, по издревле заведенному порядку, не должны требовать вознаграждения за службу в мечетях, но могут брать вознаграждение за выполнение религиозных обрядов, и кроме этого - доходами и процентами с вакуфов - это или земли, или деньги, завещанные некоторыми мусульманами после смерти в пользу мечетей.
1 - мечеть Джума-Джами, г. Евпатория; 2 - мечеть село Керменчик 1950-е годы; 3 - мечеть в г. Алупка начало 20-го века:

Далее - самые красивые из сохранившихся и отреставрированных мечетей.
Мечеть Коккоз Джами (село Коккоз – Соколиное)
Мечеть Коккоз-Джами (ее второе название - Юсуповская мечеть), расположена в селе Коккоз (Соколиное). Святыня была построена в 1910 году на средства графа Феликса Юсупова. Стены мечети украшают надписи на арабском языке и двухъярусные стрельчатые окна. Покрывает мечеть черепичная кровля, а рядом с основным зданием расположен минарет. Недавно мечеть отреставрировали.

Большая ханская мечеть (Бахчисарай)
Одно из самых ярких сооружений резиденции крымских ханов в Бахчисарае. Находится на территории Ханского дворца. Мечеть была построена в 1532 г. Сахибом I Гераем, чье имя она долгое время носила.

Мечеть Джума-Джами (ее второе название - Хан-Джами)
Действующая мусульманская мечеть Кезлева (Евпатории) и один из наиболее интересных памятников архитектуры Крыма. Построена в 1552 году по заказу крымского хана Девлет Герая I. Ее создателем является выдающийся турецкий зодчий и инженер Ходжа Синан.
Джума-Джами является самой большой и самой красивой мечетью в Крыму. Единственную в Крыму многокупольную (13 куполов) мечеть называют крымской Ай -Софией. Здесь взошли на престол 18 крымских ханов, расписавшись в специальном акте, который хранился в мечети. Окна с витражами с каждой стороны мечети символизируют четыре времени года.

Архитектурный памятник, расположенный в городе Старый Крым. Является старейшей из сохранившихся мечетей полуострова. Была заложена в 1314 году, в начале правления хана Золотой Орды Узбека. В 1332 году к мечети добавили медресе по инициативе богатой женщины Инджибек-хатун, которая там же была похоронена. Медресе на сегодняшний день представляет собой величественные руины, но мечеть сохранилась полностью.

Старейшее здание Акмесджита (Симферополя). Святыня была построена по заказу хана Менгли I Герая зодчим Хаджи Абдурахим-Беком в 1508 году. Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись на портале мечети. На протяжении многих лет мечеть подверглась реконструкции несколько раз.
После Второй мировой войны Кебир Джами находилась в запущенном состоянии. В течение нескольких лет мечеть использовалась в качестве переплетной мастерской. После возвращения крымских татар из депортации началось возрождение старой мечети. В 1989 году Кебир Джами была возвращена мусульманской общине.

Восстановленная соборная мечеть в селе Корбек (Изобильное) под Алуштой. Минарет мечети разрушили еще в начале ХХ века, а само здание мечети был сожжен в 1994 году. Культовый объект восстановил турецкий предприниматель Мурат Улькер – крымский татарин по происхождению, внук последнего имама Корбек Джами Девлета-хаджи Ислама, он в 1933 году уехал в Турцию. При строительстве мечети использовали редкие породы дерева. Все надписи арабской вязью, михраб и портал на входе в мечеть покрыты сусальным золотом.

В 2015 году открылась одна из самых красивых мечетей имени Рефата Велиуллы. Спонсор строительства мечети - белогорский меценат Ресуль Велиляев.

Ист инф. о мечетях отсюда.
Список использованной литературы будет приведен во 2-й части поста.
Community Info