Пинакотека Тозио Мартиненго открылась в Брешии после 10-летнего ремонта год тому назад, и её посещение было обязательным пунктом нашего путешествия. Собственно поэтому и был выбран местом первого базирования курортный город Дезенцано-дель- Гарда, откуда легко на поезде можно было добраться в Брешию и Бергамо.
И вот мы в Брешии, первым делом направляемся в Пинакотеку. После глобального ремонта - это супертехнологичный музей, здесь два десятка очень красивых залов с идеальным освещением, лёгкими эстетичными витринами, стенами с матовым бархатистым покрытием. Стены каждого зала имеют свой цвет и удобные места для созерцания. Всё вместе производит великолепное впечатление прекрасного дворца, наполненного лучшими произведениями северо-итальянской живописи.
Первоначальная экспозиция, открытая в 1851 году, была составлена из богатой коллекции графа Паоло Тозио и нескольких десятков полотен и других предметов из разоренных церквей. В 1884 году граф Леопардо Мартиненго да Барко оставил в наследство муниципалитету библиотеку, богатые коллекции искусства, а также собственный дворец (XVI век, реконструирован в XVII-XVIII веках). Именно в этом дворце в 1908 году открылась объединенная картинная галерея Тозио Мартиненго. Пинакотека расположена в историческом центре Брешии, на территории монастыря святой Евфимии.
Карманные часы, шёлковый шарф, рука лежит на книге - этот портрет графа Тозио, одного из покровителей пинакотеки Брешии, открывает экспозицию.
Луиджи Баттисти. Портрет Тозио С. Паоло, 1843-1868
А этот важный сеньор с книгой в руках - Леопардо Мартиненго, политик и большой патриот Италии.
Модесто Фаустини. Портрет графа Леопардо Мартиненго, 1884
Пропустим пока первый зал с изящными изделиями из слоновой кости, ювелирными украшениями и эмалями и войдем в зал с жемчужно-серыми стенами, где представлена живопись и фрески художников Брешии XIV - начала XVI веков.
Паоло Венециано (работал между 1333 и 1358 годами) - один из основателей самостоятельной художественной венецианской школы. Он родился в семье художников, работал вместе со своими сыновьями Марко, Лукой и Джованни. Был официальным художником дожа Андреа Дандоло. Возможно, был учителем Лоренцо Венециано. Творчество Паоло Венециано несёт в себе как черты, унаследованные от византийской живописи, в том числе золотой фон, так и цветовое разнообразие, характерное для современных (например, Джотто) и более поздних живописных итальянских школ.
Паоло Венециано (1300-1365). Полиптих церкви святых Космы и Дамиана. Святые Иоанн, Августин, Амвросий, Павел
Полиптих Мастера Парото "Мадонна с младенцем и святыми" - произведение особенное, отличающее от живописи ломбардских художников того времени, кроме того его автора окружает тайна. Вся композиция картины решена с использованием исключительно трёх цветов и их оттенков. Элегантность фигур и их стилизация контрастируют с тёплой растительностью фона, в результате идеально сочетаются реалистичность и абстракция.
Произведение было создано для основного алтаря церкви Сан-Сиро в Чеммо, Валь Камоника, и оставалось там примерно 150 лет. Имя автора (Paroto или Pasoto) известно благодаря расшифровке подписи, выполненной в XIX веке, и дате, указанной на нижнем краю центральной панели, а затем утраченной. После церкви Сан-Сиро, полиптих начал бродить от частных коллекций до музеев, в том числе международных. Он побывал в Милане, Париже, Нью-Йорке. И наконец, его перехватили на аукционе Sotheby's в 2012 году, теперь он украшает коллекцию Пинакотеки в Брешии.
Мастер Парото. Мадонна с младенцем и святыми, 1447. Холст, масло
Антонио Чиконьяра (1480-1500). Святой Георгий и принцесса, 1475
Винченцо Фоппа (около 1430-1515) - основатель ломбардской школы живописи. Крупнейшей его работой являются фрески в капелле Портинари церкви Сант-Эусторджо (1468) в Милане. Работал в основном в Милане, правители которого предпочитали произведения в старом, позднеготическом стиле. Согласно Вазари, учился в Падуе вместе с Мантеньей. В его произведениях соединились черты поздней готики и влияние гуманистической культуры. Во фресковом цикле капеллы Портинари Фоппа ввёл пейзажный фон и продемонстрировал знание законов перспективы. Отказавшись от декоративности, Фоппа обратился в сторону драматизма и правдивости изображения - эти черты станут типичными для ломбардской живописи. Фрески Сант-Эусторджо стали вершиной ломбардского ренессансного искусства того периода.
Винченцо Фоппа (около 1430-1515). Святой Иоанн Креститель. Святая Аполлония, 1490-1495
Пинакотека Тозио Мартиненго хранит "Полиптих Сан-Никола-да-Толентино" из церкви Сан-Барнаба, созданный совместно с Франческо Наполетано и другими. Его создатель Винченцо Чиверчио относится к поколению художников, которые работали на рубеже XV и XVI веков. Его работа повлияла на других представителей этого поколения, таких как например Флориано Феррамола.
Винченцо Чиверчио (1470-1544). Полиптих Святой Николай Толентинский со святыми Себастьяном и Рокко 1495
Джироламо Романино (Брешиано) родился в Брешии около 1485 года, учился у Стефано Рицци или, возможно, Флориано Феррамолы. В дальнейшем сложился как художник под влиянием венецианских мастеров эпохи Возрождения. Джироламо Романино работал преимущественно в Брешии и окрестностях этого города, а также некоторое время в Падуе (1513), Кремоне (после 1517, в Тренто (1531–1532, вместе с Доссо Досси) и в Триесте (1540).
Достоинствами живописи Джироламо Романино являются блестящий колорит сначала теплого, золотистого, а затем, в зрелый период творчества, серебристого тона, привлекательность и экспрессивность изображенных голов, красивая укладка драпировок и тщательно продуманная композиция.
Джироламо Романи, Романино (1484-1560). Николо и Наполеоне Орсини, графы Питильяно, 1508-1509. Фреска
Флориано Феррамола - художник Ренессансного периода, работавший в основном в Брешии. Его фрески палаццо Калини-делла Корте в Виколо-Боргондио в Брешии были частично сняты в XIX веке и рассеяны среди коллекций Пинакотеки, Музея Виктории и Альберта в Лондоне и итальянскими частными коллекциями.
Флориано Феррамола (1478-1528). Рождение Адониса,1517-1518. Фреска
Флориано Феррамола (1478-1528). Встреча обручённых, 1517-1518. Фреска
Флориано Феррамола (1478-1528). Охота с соколом, 1517-1518. Фреска
Главная картинная галерея Брешии хранит уникальную коллекцию живописи, среди которых много громких имён. Поэтому приняла решение - "хорошего понемножку".
Продолжение следует...
Источник информации
commons.wikimedia.org
Community Info