Categories:

Болт - Шостакович и Мария Эклунд

Балет «Болт» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (соч. 27) в 2-х действиях, написанный в 1931 году, был, вероятно, последним балетом  конструктивизма, в эру беспрецедентных инноваций в советском танце и перформансе.

 
Лучше всех сюжет своего балета пересказал сам Дмитрий Шостакович: «Содержание очень актуальное.
Была машина, потом испортилась (проблема изнашиваемости материала).
Потом ее починили (проблема амортизации).
Потом все танцуют у новой машины.
Апофеоз.
Все это занимает три акта...»
Отклики прессы были немедленными и отрицательными, причем балет рассматривался исключительно с идеологической точки зрения.  

Смелые проекты Татьяны Бруни и Георгия Коршикова, экспериментальная хореография Федора Лопухова, захватывающая история промышленного саботажа, написанная Виктором Смирновым и ярким музыкальным сопровождением Дмитрия Шостаковича, сделали это необыкновенное произведение угрозой для советской власти. 

Первый спектакль в Ленинградском академическом театре оперы и балета в апреле 1931 года оказался последним. Он был обвинен в том, в нем замаскированная насмешка, ведь сюжет строится на истории о ленивом работнике, который хочет  устроить саботаж на заводе.  

При всем доброжелательном отношении к экспериментам в балетном театре, советская печать единодушно восстала против предложенного спектакля. Она с возмущением говорила о пасквиле на нашу действительность, на советский рабочий класс, представители которого были показаны тупыми „роботами". Натурализм эпизодов, отведенных отрицательным персонажам, производил отталкивающее впечатление. Жалкая попытка показать деятельность рабочего клуба справедливо рассматривалась как пародия. Лихая „скачка буденновцев" на стульях, искаженное воспроизведение плясок народов Кавказа, анекдотический танец авиаторов — все это свидетельствовало о полнейшем непонимании величественных событий социалистической действительности. Приспособленчество и вульгаризаторство в сочетании с невежеством царили в спектакле.

Г.Н.Добровольская цитирует критические статьи тех лет:
«Возмутительный пляс кузнеца с двумя молоточками похож на пародию... Танец красноармейцев – издевка над красной кавалерией, а все красноармейские танцы дискредитируют Красную Армию».
Премьера оказалась единственным представлением «Болта»:
уже объявленные спектакли были заменены на «Дон Кихот».
Через две недели, 21 апреля 1931 г., газеты сообщили, что «Болт» по решению руководства театра снят из репертуара, что композитор и хореограф готовятся радикально переработать балет.
Но больше «Болт» на сцене не появился.
Сюита из балета «Болт» была впервые исполнена в 1933 году.
Почувствуйте это время, разглядывая костюмы, оригинальные фотографии, представьте напряженную и не слишком дружелюбную атмосферу, в которой развивалось советское искусство.

И прошло 74  года, прежде, чем он увидел сцену снова.
Балет был реконструирован в Большом театре. 

Либретто в современной редакции. Балет в 2-х действиях с прологом
Действие I
Картина I
Утро на заводе начинается с зарядовой гимнастики. Один из работников не попадает в такт — это Денис. Все его мысли заняты разрывом с Настей. Между ними происходит нелёгкий разговор.
Рабочие готовятся к пуску нового цеха. Правильность установки машин проверяют Чертежник, Техник-наладчик и Машинистки. За ними с последним формальным осмотром следуют Директор завода, Главный инженер и делопроизводитель Козельков, личность неоднозначная. Пока идет торжественный митинг, уборщицы наводят в помещении чистоту. Ленточка разрезана — цех пущен.
Денис прекращает работу у своего станка, чтобы перекусить. Ударник Ян идет к телефону и сообщает об этом в дирекцию. Дениса выгоняют с работы. Освободившееся место у станка занимает Настя, которая возмущалась больше всех.
Картина II
Расстроенный Денис отправляется в пивную, где хозяйничает Опара. Среди посетителей неработающие на заводе Манька Фарт, Иван Штопор и Федор Пива, а также неразлучные Фикус и Пачули. Появление Козелькова с приятельницами вызывает у Дениса бурную реакцию, ведь тот участвовал в его увольнении. Вслед за ними в пивную заходит Настя. Она чувствует неловкость перед Денисом, но готова с ним поговорить, как комсорг. В ответ Денис только грубит. Вбегает Ян. Хочет поговорить «по-мужски», но оказывается на полу. Денис чувствует себя победителем.
Незаметно подошёл вечер. Денису приходит мысль подложить в станок болт, тогда работа ненавистного цеха остановится. Он попробует это осуществить при помощи беспризорника Ивашки. Завсегдатаи пивной радостно приветствуют эту идею.
Действие II
Картина III
Работа в цеху закончена, рабочие расходятся по домам. Денис с Ивашкой крадутся к дверям завода. Их план нарушен появлением Яна, который замечает тень парнишки и кидается в цех. В этот момент происходит короткое замыкание. Денис вызывает охрану и сообщает, что это Ян заложил болт. Вбежавшая Настя видит, как арестовывают Яна. Она в растерянности.
Ивашка, чувствуя свою вину, не согласен с таким поворотом дела и рассказывает правду. Дениса забирает охрана. Настя просит Яна простить её за сомнение. Теперь Ивашка под руководством Насти и Яна может сделаться человеком. Для него начинается новая жизнь.
Картина IV
Все дальнейшее действие происходит во сне. Ивашка видит себя спасающим морской флот от диверсанта, среди бойцов Красной Армии…
Дальнейшая судьба героев балета неизвестна.

P...осле S...лов

Мне посчастливилось слушать отрывок из сюиты к балету «Болт» на концерте в Концертном зале имени Чайковского.
На сцене в тот день был Большой симфонический оркестр Московской консерватории (худ. руководитель Ю.И. Симонов).
Дирижёр, тот день, была Мария Эклунд.
Впервые в жизни видела женщину дирижёра!
Молодая, красивая, белокурая женщина!

Мария Эклунд в КЗЧ

Отрывок прозвучал на «Бис»!
Вот так оркестр отблагодарил своих постоянных слушателей!
(У Юрия Ивановича всегда уважительное отношение к зрителям)
Это было потрясающее исполнение!
Я влюбилась в музыку Шостаковича!
А, Марию Эклунд с тех пор запомнила.
К сожалению, на других концертах, под её управлением, я не была.
Но, надеюсь, что мне посчастливится, ещё не раз, побывать на её концертах.

И,  маленький ... p.s.

Моё место в зале, на том удивительном концерте, находилось
в 1-ом амфитеатре на 4-ом ряду, но с левой стороны от сцены.
На фотографии видна только правая сторона 1-го амфитеатра.

Вот так-то...

Цира

7 июня 2018 год, Москва, Загорье

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.