Category:

САД АЛЛЫ НАЗИМОВОЙ

Алла Назимова (1879-1945), русско-американская театральная и киноактриса,  звезда Голливуда 1910-1920-ых .

Родилась 22 мая 1879 в Ялте. Урожденная Мириам Эдес Аделаида Левентон. Третий ребенок в семье фармацевта Якова Левентона и его жены Софьи Горовиц. После развода родителей вынужденно скиталась по родственникам в России и Швейцарии. Рано обнаружила артистические способности: в семь лет хорошо играла на скрипке, декламировала, рисовала. В 1894 поступила в Одесское филармоническое училище. 

А.Назимова в 15 лет. Одесса, 1894
А.Назимова в 15 лет. Одесса, 1894

Вопреки воле отца и старшего брата в 1898 отправилась покорять Москву. Брала уроки в театральной студии К.Станиславского; была принята в труппу Московского художественного театра. Псевдоним Назимова позаимствовала у героини популярного в то время романа А.Яблоновского “Дети улицы”. В 1899 вышла замуж за актера Сергея Аркадьевича Головина (1879-1941). Хотя фактически замужество продолжалось недолго, официально брак так никогда и не был расторгнут.

А.Назимова и С.Головин. Свадебное фото, 1899
А.Назимова и С.Головин. Свадебное фото, 1899

Некоторое время А.Назимова гастролировала по российской провинции. Благодаря незаурядной внешности и несомненному таланту добилась признания у публики.  Вместе с актером Павлом Николаевичем Орленевым (1869-1932) совершила ряд гастрольных поездок по Европе в 1903 и Америке в 1905. В Нью-Йорке, район Ист-Сайд, партнеры пытались создать русскоязычный театр "Орленев Лицеум", однако потерпели неудачу. П.Н.Орленев вернулся в Россию, а  А.Назимова осталась в Соединенных Штатах, которые стали ее второй родиной. По некоторым данным, в России у  А.Назимовой остался ребенок, отцом которого являлся С.А.Головин или П.Н.Орленев. 

А.Назимова и П.Орленев. 1901
А.Назимова и П.Орленев. 1901
А.Назимова в пьесе "Тени" в труппе П.Орленева. Сезон 1905-1906
А.Назимова в пьесе "Тени" в труппе П.Орленева. Сезон 1905-1906

 13 ноября 1906 А.Назимова дебютировала на сцене нью-йоркского "Принцесс театра" в роли Гедды Габлер. На протяжении десяти лет с успехом исполняла классический репертуар в пьесах Г.Ибсена и А.Чехова. 

А.Назимова в пьесе Г.Ибсена "Гедда Габлер", 1906
А.Назимова в пьесе Г.Ибсена "Гедда Габлер", 1906
А.Назимова. Рекламный постер "Гедда Габлер", 1907
А.Назимова. Рекламный постер "Гедда Габлер", 1907
А.Назимова на обложке журнала "Театр", 1907
А.Назимова на обложке журнала "Театр", 1907

В 1916 начала работать в кино и быстро сделала головокружительную карьеру. За короткий срок снялась в ряде фильмов, имевших крупный кассовый успех (“War Brides”, 1916; “Toys of Fate”, 1918; “The Red Lantern”, 1919; “Camille”, 1921 и др.). Пользовалась покровительством всемогущего кинопродюсера Льюиса Д.Селзника. В 1917 А.Назимова получала ок. 13 тысяч долларов в неделю, в то время как Мери Пикфорд всего только 3 тысячи. 

В 1918  А.Назимова даже собиралась организовать собственное кинопроизводство. Однако, ее проекты (“A Doll’s House”, 1922; “Salome”, 1923) принесли крупные убытки. К 1925 А.Назимова стала испытывать материальные трудности и вернулась на театральную сцену. В 1927 приняла американское гражданство. В 1930-1940-ые изредка появлялась на киноэкране в качестве приглашенной звезды. Среди наиболее известных ролей этого периода – сеньора Августа Гальярдо в фильме Тайрона Пауера “Blood and Sand” (1941).

Личная жизнь А.Назимовой оказалась весьма бурной и запутанной. Ее одинаково интересовали как мужчины, так и женщины. Охотно протежировала молодым начинающим актерам и актрисам.  К числу фавориток А.Назимовой относились Петси Миллер, Анна Мэй Вонг и др. С 1912 по 1925 А.Назимова находилась в близких отношениях с режиссером и киноактером Чарльзом Брайантом, который не скрывал своей гомосексуальной ориентации. 

А.Назимова и Ч.Брайант. 1912
А.Назимова и Ч.Брайант. 1912

В 1921  А.Назимова  оказалась замешана в несколько скандальных историй, которые на все лады обсуждались бульварной прессой. Она снималась в фильме  «Camille» вместе с тогдашним кумиром публики Рудольфо Валентино. Его первая жена Джин Акер некоторое время   являлась любовницей  А.Назимовой. В фильме участвовала также дизайнер и начинающая киноактриса  Наташа Рамбова. По утверждению биографа Э.Лейдер, между  А.Назимовой, Р.Валентино и Н.Рамбовой образовался любовный треугольник. Лишней стороной в нем оказалась А.Назимова, а Р.Валентино сделал Н.Рамбовой предложение.   

В том же 1921 состоялся громкий бракоразводный процесс Чарли Чаплина с его первой женой Милдред Харрис. Объясняя причины развода в суде, Ч.Чаплин обвинил бывшую супругу в интимной близости с  А.Назимовой.

А.Назимова и Р.Валентино в фильме "Камилла"
А.Назимова и Р.Валентино в фильме "Камилла"
А.Назимова и Н.Рамбова. ок. 1921
А.Назимова и Н.Рамбова. ок. 1921

А.Назимова  считается одной из создательниц и активных участниц т.н. голливудского кружка кройки и шитья - избранного сообщества лесбиянок в 1920-1930-ые. В него входили даже такие звезды первой величины, как Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Талула Банкхед  и др.   По разным источникам  близкими подругами  А.Назимовой являлись актрисы  Мод Адамс, Ева  Ле Галльен,  сценаристки Мерседес Акоста, Джун Матис, племянница Оскара Уайльда Дороти,  дочь мультимиллионера Вандербильта Анна и др.  

Фотография А.Назимовой с посвящением М.Акосте
Фотография А.Назимовой с посвящением М.Акосте

На пике славы в  1919 А.Назимова   поселилась на бульваре Сансет в собственном  роскошном особняке. Он обошелся ей в громадную по тем временам сумму 65 тысяч долларов. Дом был окружен зарослями экзотических деревьев и растений, получивших название Сад Аллы (The Garden of Allah). Здесь же находился плавательный бассейн   в форме Черного моря с цветной подсветкой. 

С 1917 по 1922 постоянными гостями и резидентами Сада Аллы  были актеры Дуглас Фербенкс, Гарольд Лдойд, Бастер Китон, Фатти Арбакль, Глория Свенсон, Бебе Даниелс, Джекки Куган, Дороти и Лилиан Гиш, писатели Скотт Фитцджеральд,  Руперт Хьюджес, Элинор Глин, композиторы Леопольд Стоковски, Сергей Рахманинов, режиссеры Орсон Уэллес,  Рекс Инграм и мн. др. Укрывшись от посторонних глаз, мировые знаменитости могли  свободно употреблять запрещенный алкоголь и не заботиться о соблюдении приличий. 

Почтовая карточка с видом дома и Сада Аллы. 1919
Почтовая карточка с видом дома и Сада Аллы. 1919
Бассейн в Саду Аллы
Бассейн в Саду Аллы
А.Назимова в своем доме 8080 Сансет бульвар,Лос Анджелес. ок. 1920
А.Назимова в своем доме 8080 Сансет бульвар,Лос Анджелес. ок. 1920
А.Назимова в саду своего дома на Сансет бульвар. 1919
А.Назимова в саду своего дома на Сансет бульвар. 1919
Ральф Бартон. Съезд голливудских знаменитостей в Сад Аллы. Илл. журнала “Vanity Fair”, 1921
Ральф Бартон. Съезд голливудских знаменитостей в Сад Аллы. Илл. журнала “Vanity Fair”, 1921

В середине 1920-ых благосостояние А.Назимовой  заметно пошатнулось. Ряд ее фильмов провалился в прокате. В 1925 компания Метро-Голдвин-Майер отказалась возобновить с ней контракт. А.Назимова попыталась превратить свой особняк в доходный гостиничный комплекс, однако, стала жертвой аферистов, которые скрылись с документами и деньгами. В 1927 А.Назимова   лишилась права собственности и поселилась в одной из квартир своего бывшего дома. В 1929 к ней присоединилась старинная подруга и компаньонка Глеска Маршалл.

А.Назимова на пороге своей квартиры в Саду Аллы после утраты права собственности. 1929
А.Назимова на пороге своей квартиры в Саду Аллы после утраты права собственности. 1929

Последние годы  А.Назимова  вела весьма скромный образ жизни, изредка принимая старинных поклонников. Среди них была и ее крестная дочь - молоденькая старлетка Нэнси Девис, будущая первая леди Америки Нэнси Рейган. В 1936 у А.Назимовой был диагностирован рак груди и она перенесла операцию мастэктомии. 

Слева направо: Г.Маршалл, А.Назимова, Н.Девис. 1944
Слева направо: Г.Маршалл, А.Назимова, Н.Девис. 1944

А.Назимова  умерла 13 июля 1945 в больнице Доброго Самаритянина в Лос-Анджелесе от тромбоза легочной артерии. Останки преданы земле на Лесном кладбище мемориального парка в Глендейле, Калифорния. 

Вклад А.Назимовой  в киноискусство увековечен именной звездой на Аллее славы в Голливуде. Ее образ неоднократно воспроизводился в кино: “The Legend of Valentino” (1975) с Алисией Бонд; “Valentino” (1977) с Лесли Карон; “Return to Babylon” (2004) с Лаурой Херринг. Композитор Доминик Ардженто написал большую партию А.Назимовой  для своей оперы“Dream of Valentino” (1993). 

COPYRIGHT © Александр Сосновский. «Кабинет доктора Либидо»

См. в интернет-магазинах Amazon, Литрес,Ozon.ru, ТД «Москва» (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru),Bookz.ru,Lib.aldebaran.ru,Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.

Использование и цитирование текста допускается только со ссылкой на первоисточник.

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.