irina_co (irina_co) wrote in lovers_of_art,
irina_co
irina_co
lovers_of_art

Categories:

Дворец и парк Массандры; эпоха династии Романовых в Крыму ч.2


Это вторая часть поста, 1-ая  в сообществе - здесь.
В качестве нескольких  иллюстраций поста использованы:  одна фотография Прокудина-Горского и несколько  старинных открыток,  сделанных с  его фото крымской серии; эти фото, как и большая часть крымской серии,   сейчас считаются утерянными.


Благодаря визитам императорской семьи в Ливадию соседняя Ялта стала превращаться в настоящий европейский курорт. В 1882 году в  городе  появился собственный Городской сад, разбиты роскошные цветники близ гостиниц "Эдинбургская", "Россия", "Франция", "Центральная". На Набережной появились  магнолии, каменные дубы, каштаны, тополя, платаны.

Храм Иоанна Предтечи  в Массандре, литография:




Ялта, вид с моря, старинная открытка:


Зеленое оформление террасы гостиницы "Россия". Открытка 1900-х гг.:


Цветник на Набережной напротив гостиницы "Россия". Открытка конца 1890-х гг.:


В Ялте было учреждено "Общество содействия благоустройству курорта Ялты", которое два раза в месяц собиралось на свои заседания, где обсуждались вопросы озеленения,  устройства водопровода, терренкуров, освещения улиц  и оснащение  ботаническими табличками под растениями в  общественных парках, организации лодочных и конных прогулок. В 1899 году общество даже предлагало городскому управлению устройство мусоросжигательных печей вместо практикуемого выбрасывания мусора в море, но санитарная комиссия отклонила это предложение.

Тем не менее, весьма показателен такой случай, цитата из местной газеты:
"Вчера утром Магарачский рассыльный Яков Вороной был арестован городовым на бульваре недалеко от здания Присутственных мест за то, что он выбросил в море пучок соломы из пустого мешка, в котором он принес в Ялту несколько бутылок вина, заказанных покупателем в Магарачском подвале. Под арестом Якова Вороного продержали до 1 часу дня, после чего отпустили, объявив, что с него будет взыскано 10 р. штрафу".

На Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге в 1893 году Ялта за санитарное состояние, благоустройство и организацию курортного дела была награждена малой золотой медалью.

___________________________

Теперь расскажу  о дворце и парке в Массандре.

В 1889 году Удельное ведомство приобрело для Александра III у наследников князя С. М. Воронцова еще два крымских имения – Массандру и Ай-Даниль. Массандра и прежде была любима практически всеми русскими монархами. Императрица Мария Федоровна привозила сюда детей, подолгу гуляя среди скал и виноградников. Сам Александр III, бывая в Крыму, нередко наведывался в Массандру, которую любил за  чистый воздух и горный простор этих мест.
Мария Федоровна в своих письмах из Крыма нередко писала о прогулках в Массандровских гротах с сыном Георгием, больным туберкулезом. Теперь бывшее владение Воронцовых прибавилось к другим резиденциям императорской семьи в Крыму – Ливадии и Ореанде. Массандра славилась роскошным Нижним парком, Ай-Даниль - прекрасными виноградниками.

Об истории Массандры. В 1788 году земли Массандры  были подарены Екатериной II французскому контр-адмиралу принцу Карл Нассай-Зигену, начальнику Черноморской гребной флотилии за участие в штурме Очакова,  с тех пор    много раз менялись  их  владельцы.
 Со временем Массандру для своей любимой племянницы графини  Браницкой  покупает светлейший князь Григорий Александрович Потемкин. Князь, оценив красоту здешних мест,  устроил  здесь парк и возродил церковь.

Новый храм (см. первую литографию над катом), построенный по проекту архитектора Ф. Ф.  Эльсона, оригинально смотрелся среди окружавшего его леса. Вековые грабы, развесистые дубы и небольшой белоснежный храм в древнегреческом стиле. Он был построен довольно просто, главный вход украшали четыре колонны дорического ордена и треугольный фронтон, который венчал крест, к входу вели девять мраморных ступеней.
Колокольню разместили прямо на ветвях могучего дуба, росшего рядом с церковью. Строительство храма закончили в 1832 году и освятили в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Из под алтаря церкви вытекал источник, который собирался недалеко от церкви в небольшой водоём, украшенный иконами. Храм Иоанна Предтечи посещали члены императорской семьи, в 1837 году здесь молилась императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая I.

В 1879 году рядом с церковью наследник генерал-губернатора, князь С.М. Воронцов,  решил построить дворец. Для строительства было выбрано  место  c живописными скалами, гротами и источниками. Проект дворца, в основе которого лежал тип французского замка эпохи позднего Возрождения со средневековыми башнями, крутыми островерхими крышами и затейливыми мансардами,  был готов к 1880 году. Французский архитектор М.А. Бушар, автор проекта,  поселился в Массандре  и возглавил  строительство, оно шло довольно успешно.

К середине 1881 года дворец был подведен под крышу, но в конце ноября Бушар неожиданно скончался, также вскоре умер и сам заказчик   дворца граф Воронцов. Строительство надолго остановилось  и жизнь здесь замерла до 1889 года, когда Массандру приобрело удельное ведомство для императора Александра III. В собственность царя перешло "здание в два этажа… сложенное из местной известковой породы камня", с цинковой крышей и подвалами, но абсолютно не оборудованное внутри. Теперь  поручают  достроить дворец одному из крупнейших русских архитекторов второй половины XIX века - М. Е. Месмахеру.


В 1889 году  на должность управляющего Массандрой и Ай-Данилем назначается полковник В. К.  Афанасович. На этой службе полковник пробыл лишь полтора года.

Виктор Константинович  Афанасович в чине генерал-лейтенанта. Фото 1900-х гг.



Виктор Константинович был страстным садоводом, числился почетным членом Императорского Российского Общества Садоводства, а в 1886-1889 годах избирался секретарем Общества. Прибыв на новое место службы в Массандру, Афанасович был ошеломлен пышной южной растительностью.

Вот как он описывает свои впечатления:
"Когда мне пришлось, приехав в Массандру, подойти к занимаемому ныне мною дому и увидеть целых два фасада двухэтажного дома буквально засыпанных цветами китайской глицинии, я долго стоял, не трогаясь с места: какое-то обидное чувство сжимало сердце за мои бывшие клематисы и тому подобные бедные цветочки; восхищение здесь смешивалось с чувством обиды за родной Север, за которым, как за родным, хотелось бы признать все хорошее, а тут и само пристрастие должно было умолкнуть".

Приведенная цитата – лишь небольшая  часть большого детального описания всех растительных богатств Массандры, написанного первым управляющим удельного имения и опубликованного в "Вестнике Садоводства, Плодоводства и Огородничества" в 1890 году.
Практически это единственный документ, характеризующий состояние имения в момент покупки его в собственность императорской семьи.

По сведениям Афанасовича  за 7 предстоящих лет планировалось довести площадь виноградников в Массандре до 322 десятин, значительно сократив ассортимент винограда с 40 наименований до 10-15 самых высокоурожайных сортов. Смета этого проекта составила около 500 000 рублей (напомню, что на имение Ливадия, предназначенное для личного пользования царской семьи,  было выделено изначально из казны  всего 260 тыс. руб.).


В сентябре 1890 года управляющего имением Массандра  Афанасовича сменяет Иван Яковлевич Шелухин. Огромное парковое хозяйство требовало грамотного специалиста; главный садовник Ливадии Василий Гуф не мог вести садоводство в двух имениях сразу, в Ливадии и Массандре,  и по причине занятости, и в связи с преклонным возрастом. По просьбе Шелухина в 1892 году в
Массандру приезжает придворный садовник Карл Федорович Энке. Ознакомившись с ситуацией в Нижнем парке, он принимается за работу.

В своем отчете от 5 июня 1892 года он сообщал:
"В Массандре шоссировано около 500 саженей дорог и посажено около 3 тысяч вечнозеленых деревьев и кустарников. Места для всех посадок я указал лично. В Массандре, так же как и в Ливадии, работы на открытом воздухе шли всю зиму с небольшими перерывами. Я распорядился, чтобы в Массандре преимущественное внимание обращалось на культуру красивых вечнозеленых и цветущих деревьев и кустарников".

Управляющий имением Шелухин, садовник  Куц (с 1892 г.) и плодовод  Станкевич приложили немало сил в деле преобразования парковых территорий, устройства питомников, создания плодовых садов. Питомник фруктовых деревьев в Массандре поручили возглавлять приглашенному из Франции помологу Августу Ферингеру, но он пробыл в Крыму недолго.

В 1892 году началась   из уже имеющегося здания  реконструкция и строительство  нового дворца в Массандре. Руководил строительством  архитектор О.Е. Вегенер. В декор фасада вносятся многие изменения в стиле модерн.
Строительство шло  быстрыми темпами, но внезапная смерть императора Александра III в 1894 году  отодвигает его окончание.


А перестройка дворца в Массандре, порученная архитектору Месмахеру, начавшаяся  в 1892 году при Александре III, закончится   лишь в 1902 году.
Словно роковая печать довлела над этим дворцом, не позволяя завершить строительство. Дворец строился 20 лет, но даже в 1902 году строители сдали его  еще непригодным для жизни: не было внутренней отделки, мебели, освещения.


Массандровскому имению не находилось применения. В конце-концов решили сделать из него путевой дворец — император Николай II заинтересовался созданием в Массандре центра Крымского виноделия и собирался приезжать сюда для наблюдения за работами.
К тому же дворец служил охотничьим домом Романовых.
Внутреннее убранство, следовательно, было весьма скромным, никаких хозяйственных построек, кроме сторожевого дома, не предполагалось. Царское семейство ни разу даже не оставалось здесь на ночлег — отдохнув несколько часов и посетив церковь, ехали в любимую Ливадию.


Прокудин-Горский,  4  старинные открытки,  эта и  2 ниже, напечатанные  с фотографий  1905 г.:


Массандровский дворец с западной стороны. Фото 1899 г.:



Массандровский дворец и западный партер. Открытка начала 1900-х гг. Уже разбиты цветники  и обустроена терраса:


018_20.jpg


Современный вид  дворца Массандры:



Массандра, старинное фото. Вид  дворца с большой террасы:



За короткое время дворец и прилегающая территория преобразились до неузнаваемости. Перед его западным фасадом находился террасный партер с цветниками и арабесками в регулярном стиле, территорию украшали 29 скульптур и 6 декоративных ваз. Это были статуи античных богов, философов, аллегорические изображения наук и искусств. Западный и восточный фасады были декорированы многочисленными насаждениями розовых кустов.

Скульптура "Меркурий с младенцем Дионисом" на подпорной стене Массандровского дворца. Фото С.М. Прокудина-Горского 1905 г., ниже - открытка по его фотографии, но другой !:



Открытка с фото Прокудина-Горского:


Открытка с фото Прокудина-Горского:

IcQqE5vXfnLl993tg789A3z8QEvNfJ1fR1nNBFDNvmzdW9a8yNyvaoCcEbdnOwmoVA7UXEHB4c6fbZlBbc8ZeQ.jpg

Современные фото дворца  из источников отсюда, отсюда, отсюда, отсюда:







Элементы декора потолка, ограждения лестниц, наверший зеркал; коллаж   из фото отсюда:



Камин, отделанный изразцами:

59786070-2.jpg




Подпорная стенка с фонтанчиками, вазами, раньше в нишах еще стояли скульптуры:


Скульптуры около дворца:


59786070-2.jpg



В завершенном своем виде творение  российского архитектора Месмахера отличается от замысла  француза Бушара, то есть от французского готического замка, и напоминает постройки в стиле Людовика ХVI. Архитектор превратил аскетичный рыцарский замок в сказочный терем. Трехэтажное здание с множеством декоративных внешних деталей венчает пирамидальная крыша.
Стреловидное завершение "крепостных" башен, высокие каминные трубы придают строению устремленность ввысь и поэтому дворец кажется легким и изящным. Петербургский архитектор применил в отделке фасадов метлахскую и керамическую плитку, в интерьерах - майоликовые изразцы, витражи, живопись по стеклу, выжигание по дереву с подкраской. Мастерство и  тонкий вкус позволили ему гармонично соединить элементы архитектуры и изобразительного искусства.

В первом этаже - столовая из резного дуба, биллиардная, буфетная и кухня вся в изразцах; во втором этаже -  жилые комнаты.
Дворец планировался  Александром III для отдыха, и потому в нем нет приемных комнат. Комнаты  довольно маленькие, с невысокими  потолками,  много  прекрасных каминов из крымского мраморовидного известняка. Третий этаж, более светлый, отделан проще и предназначался для детей. Во дворце много балконов и террас, на которых установлены декоративные вазы и скульптуры, изображавшие греческих богов, сфинксов, химер, сатиров.

Массандровский дворец был задуман по последнему слову инженерной мысли - динамомашина и мощный котел снабжали царский дворец электроэнергией и теплом. С восточной стороны построена подпорная стена с практической целью: чтобы оползни и потоки воды, сходящие с гор, не разрушали дворец. Но украшенная нишами, вазами, высокими колоннами, статуями и фонтанами, она выглядит как неотъемлемая часть дворцового комплекса. Даже высокая труба "кочегарки", стилизованная под минарет, гармонирует с пестрым узором изразцовой крыши и изящными линиями и вырезами стен здания. Великолепный парк, разбитый вокруг дворца,  подчеркивает его неповторимость и романтичность.

Композиция дворца и парка площадью 6 га создают  гармоничный  дворцово-парковый ансамбль. Верхней Массандре была предназначена роль своеобразного ландшафтного заповедника. Роскошные сенокосные луга обширными террасами взбирались к самому подножию гор, лиственные леса чередовались с сосновыми, можжевеловыми и тисовыми. На их фоне живописно выделялись серые глыбы скал с таинственными каменными гротами.
Парк формировался постепенно путем замены местных дубово-грабовых насаждений привозными экзотическими деревьями и кустарниками, среди которых самшит, тис ягодный, пиния, катальпа.


Архитектурно оформленная часть парка занимает небольшой участок у самого дворца. Далее она переходит в естественный лесной массив с прогулочными дорогами и тропинками. У самого дворца газоны, цветники и невысокие кустарники. В центральной части партера, напротив дворца,   большой неглубокий  бассейн с фонтанами, у входа каменная ограда с балюстрадой и двумя сфинксами.
Напротив сфинксов  растут гигантские секвойи редкой формы и цвета. С площадки у дворца открывается прекрасный вид на просторы моря, ялтинский залив и возвышающуюся над ним горную цепь с вершиной Ай-Петри.
В имении, окружающем дворец, раскинулись  фруктовые сады, виноградники и питомники, из которых продавали растения всем желающим, в том числе,  и за пределы Крыма. Там же готовился посадочный материал для имения. В плодовом питомнике выращивали районированные сорта, наиболее подходящие к условиям Южного берега Крыма.


Особенно славились штамбовые и полуштамбовые формы деревьев. Другой питомник содержал 92 вида декоративных растений.
Особым спросом пользовались розы, вечнозеленые деревья и кустарники, хвойные экзоты. Из питомника, садов и лесов имения очень часто направлялись зелень и гирлянды цветов для украшения Ялтинского театра, городского сада и павильонов на благотворительных базарах во время общегородских празднеств. Заслуженной славой пользовался ландшафтный нижний парк в Массандре, а в нем – аллея роз, заложенная еще в 1830-х годах еще  при графе Воронцове.

Массандра. "Аллея роз". Фото Веденисова 1907 г.:


Старинная открытка "Аллеи роз":



Бывшая розовая аллея в парке. Фото 2013 г.:



Именно при Александре III знаменитая "Аллея роз" приобрела тот фантастический вид, благодаря которому была признана шедевром садово-паркового искусства. Ее протяженность составляла более 200 метров, а число кустов по разным оценкам приближалось к тысяче. Красота аллеи была не столько в удачно подобранных сортах разного цвета, сколько своей архитектурной композицией. Три яруса роз нависали друг над другом, создавая объемную пространственную декорацию, а задний фон из темно-зеленых хвойных деревьев подчеркивал эту живописную картину.

Вот как описывал аллею крымский садовод-журналист Савченко:
"Особенным вниманием любителей роз пользуется знаменитая "Аллея роз" в нижнем Массандровском парке, где собраны самые редкие и лучшие сорта, причем сочетания различного рода колеров подобрано очень удачно. Так, например, рядом с пунцовой, с черным бархатным отливом, розой посажен куст чайной, красиво оттеняющий первую; далее идет бледно-розовая, затем желто-зеленая и т. д. Розы посажены в таком порядке: по обеим сторонам идут трехсаженной вышины шпалеры вьющихся роз; параллельно им, вперемежку друг с другом, штамбовые и плакучие, под ними кустовые, по 1-2 куста каждого сорта".

Розовая аллея в Нижнем парке была гордостью имения. Сегодня роз нет, осталась только вытоптанная дорожка в парке Нижней Массандры.

Такая же участь постигла и розы, названные в честь Александра III и императрицы Марии Федоровны европейскими селекционерами. В 1884 году садоводом Жильбером Набоннандом  была создана чайная роза "Императрица Мария Федоровна" (в оригинала имела  два названия – "Impératrice Maria Feodorowna" и "Impératrice Maria Feodorowna de Russie"), у нее были  очень крупные желто-белые цветы с розовым краем. Эти сорта роз  не сохранились.

__________________


Достроили дворец  окончательно уже после 1921 года, устроив в нем санаторий для больных туберкулёзом. Окружающее пространство изменилось: Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи снесли, многовековые дубы срубили, источник высох, остались только 9 ступеней от всего этого великолепия.

В советское время этот архитектурный памятник был "закрытым объектом". В 1948 году его переоборудовали в тщательно охраняемую госдачу, куда дважды на отдых приезжал И.В. Сталин. Здесь регулярно бывали на отдыхе  Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев.


Что касается современного состояния садов и парков Ливадии и Массандры, которым столько внимания в свое время уделила императорская чета, то большая часть их сохранилась, но в очень сокращенном и  довольно запущенном виде. Даже виноградники, пережив войны, революции, перестройку и "антиалкогольную кампанию", красуются на тех же местах, хотя пользуются плодами деятельности российских монархов сегодня совсем другие хозяева.


Старинная окрытка  дворца по фото Прокудина-Горского:



В 1990 году дворец был передан музейному объединению "Дворцы и парки Южного берега Крыма" для восстановления в нем интерьера-экспозиции времен Александра III. В настоящее время дворец является филиалом Алупкинского дворцово-паркового заповедника и открыт для посещения. На первом и втором этажах здания размещена экспозиция дворцового интерьера второй половины XIX века, созданная на основе фондов Алупкинского дворца-музея. Залы третьего этажа занимают стационарные выставки.

________________________


Использованы инф. источники:


1.Статья,  опубликованная   в сборнике: Гатчинский дворец в истории России.
Материалы научной конференции 1-3 декабря 2016. - Санкт-Петербург: Свое издательство,
2016. - С. 16-26. Юта Арбатская
2. Литографии
отсюда,  отсюда, открытки отсюда,  фотографии отсюда, отсюда и отсюда, и из др. открытых источников, есть свои
3.  Книга Н. Калинин, М. Земляниченко. "Романовы и  Крым"
4.
Статья "Массандровский дворец"

Tags: Россия, архитектура, живопись, интерьер, история, модерн, рассказ, скульптура
Subscribe

  • Любимые художники. Николай Ге

    Здравствуйте уважаемые. Напомню,что в прошлый раз мы с вами закончили рассматривать работы Исаака Левитана. Ну а сегодня вспомним замечательного…

  • Анастасия Беседина(часть-4).

    Люблю прозрачность акварели. В прозрачной дымке тает лес... У природы всего четыре больших декорации - времена года, вечно одни и те же актеры…

  • Странное искусство в Tate Britain

    На вид - картины как картины. Но если присмотреться к деталям, проявляются удивительные подробности Начну вот с этих замечательных музыкантов…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Любимые художники. Николай Ге

    Здравствуйте уважаемые. Напомню,что в прошлый раз мы с вами закончили рассматривать работы Исаака Левитана. Ну а сегодня вспомним замечательного…

  • Анастасия Беседина(часть-4).

    Люблю прозрачность акварели. В прозрачной дымке тает лес... У природы всего четыре больших декорации - времена года, вечно одни и те же актеры…

  • Странное искусство в Tate Britain

    На вид - картины как картины. Но если присмотреться к деталям, проявляются удивительные подробности Начну вот с этих замечательных музыкантов…