irina_co (irina_co) wrote in lovers_of_art,
irina_co
irina_co
lovers_of_art

Categories:

Дворцы и парк Ливадии; эпоха династии Романовых в Крыму ч.1

Годы царствования Александра III (1881-1894) совпали по времени с невиданным доселе в России курортным бумом в Крыму, а частые Августейшие визиты в свою летнюю резиденцию в Ливадии стимулировали интерес публики к строительству новых усадеб и имений на Южном берегу Крыма.

Современный вид Ливадийского дворца, но ранее на его месте был построен другой дворец, о нем (и даже о двух дворцах)  и о парке и пойдет речь:






Дальнейшее   развитие в эти годы на полуострове получили виноградарство, виноделие, плодоводство, преобразились сады и парки,  были построены к тому времени царские дворцы в Ливадии. Образцом южнобережного "райского сада" для новых и старых хозяев крымских владений стал Ливадийский парк, в переустройстве которого большую  роль сыграла супруга Александра III, императрица Мария Федоровна,  в девичестве датская принцесса Мария Дагмара  (преобразования в свое время начала ее свекровь, императрица Мария Александровна) .

Любимыми цветами Марии Федоровны были розы  и на Южном берегу Крыма "царица цветов" во всем  многообразии форм и расцветок удовлетворяла цветочные пристрастия императрицы.

Большой Ливадийский дворец Сверху литография 1868 г., а под ней фотография, очевидно, что сделаны они в разное время, можно найти много различий:


Большой Ливадийский дворец, 1897 г.:



Вид части внутреннего  Арабского дворика Большого Императорского дворца; слева - фонтан "Мария":




Вид открытой террасы Большого Императорского дворца (со стороны северного фасада):



Большой Императорский дворец: декоративное оформление лестницы, соединявшей покои второго этажа с парком:


Дом графа  Потоцкого в Ливадии. Акварель Л. Премацци. 1860 г.:



Вначале коротко о Ливадии.


В 1860 г. по распоряжению Александра II имение Ливадия, что в переводе с греческого обозначает "лужайка" или "луг",  было приобретено у дочерей известного российского дипломата графа Л. C. Потоцкого, получивших его в наследство.  А граф Потоцкий в свое время приобрел имение у командира прославленного в истории русской армии Балаклавского греческого батальона Ф. Д. Ревелиоти в 1834 году.
Дочери графа не особенно стремились  продать имение, но Государю отказать не смогли. Имение было приобретено для императрицы Марии Александровны. К 37-ми годам у нее появились все признаки самой беспощадной болезни XIX в. – чахотки.

Купленное имение в Ливадии было подарено Императором Марии Александровне. Церемония дарения  была организована очень оригинально: на ветках ярко освещенной рождественской елки в 1860 г. были развешаны все документы, связанные с приобретением Ливадии, – акты покупки, планы имения, описания построек и т. д. Надо сказать, что на территории имения уже имелись жилые и хозяйственные постройки, кроме того, оно было окружено красивым  парком, который занимал 40 десятин земли.


Раскинувшийся  парк и три оранжереи были предметом особой заботы и гордости  бывшего владельца имения. Любопытно описание парка французом Бланшаром: "Я увидел тут растения из глубин Востока, из Америки, Новой Голландии, Японии, а также растения, известные нам в Европе, но тут они много крупнее — магнолии, например, в 2,5 сажени высоты (более 5 метров)".

При этом автор упоминает о ливанских и гималайских кедрах, земляничниках, клематисах, и, конечно, о вечнозеленых кипарисах и лаврах, встречавшихся на каждом шагу. Все они произрастали среди представителей местной флоры — могучих дубов и ясеней. Но, пожалуй, еще более ценно следующее наблюдение Бланшара:
"То, что каждый путешественник может оценить и чем может восхититься — это здоровый смысл и вкус, с которыми здесь отобраны и размещены деревья для создания зеленых куртин, лужаек, цветочных композиций разнообразных тонов и оттенков. Для всего этого понадобились годы, в течение которых владельцы, обладающие безукоризненным вкусом и достаточным состоянием, могли осуществить свою мечту как ценители прекрасного в природе".

Планировка и украшение парка, подбор декоративных растений, выполненные садовниками Э. Делингером и И. Ташером, оказались столь удачными, что впоследствии, если в них и вносились какие-либо изменения, то только в связи с расширением строительства в Ливадии или желанием ее новых хозяев увеличить количество редких красивоцветущих видов и хвойных деревьев.

К концу 50-х годов XIX века Ливадия Потоцкого представляла собой прекрасно обустроенную усадьбу с Большим и Малым двухэтажными жилыми домами. В первом было 30 комнат, в основном личные покои и салоны, обставленные со свойственным владельцам имения тонким вкусом; во флигеле дома располагалась католическая часовня, а вдоль его стен устроены галереи для отдыха. Зимний сад украшал фонтан "в стиле Альгамбры" из белого каррарского мрамора.


Путешественники, посещавшие тогда Южный берег Крыма, отмечали, что Ливадия Потоцкого походила на маленький античный музей: парк украшали подлинные, прекрасно сохранившиеся мраморные скульптуры и саркофаг раннехристианского периода, весь покрытый барельефами, а в доме, построенном архитектором Ф. Эльсоном, в одном из кабинетов хранилась коллекция древностей из Помпеи   (граф Потоцкий служил  в качестве дипломата в Италии и оттуда привез эти древности).
Среди хозяйственных построек выделялись винодельня с винподвалом (сохранилась до нашего времени, принадлежит винодельческому  объединению Массандра), в котором хранились высококачественные вина собственного изготовления. За счет приобретения земельных участков, соседствовавших с Ливадией, Потоцкий ежегодно увеличивал площади виноградников и фруктовых садов, приносивших ему неплохой доход.

Вернемся к теме благостройства поместья, когда его владелицей стала  императрица Мария Александровна.
В последующие два года по проекту архитектора Высочайшего двора Ипполита Антоновича Монигетти были возведены Малый дворец (назывался  первоначально дворец Великих Князей, а позднее – дворец Наследника или Малый дворец), дом садовника, дом управляющего, кухня, казарма для рабочих, свитский и фрейлинский дома, новая оранжерея, теплицы, купальни на берегу моря.


Впоследствии в отчетах о строительных работах Ипполит Антонович постоянно подчеркивал, что большинство зданий выполнено им в "татарском вкусе" или "во вкусе татарской избы".
Действительно, ни одно из них не было похоже на какие-либо западные образцы стилизованных под "восточные мотивы" построек. Не повторился в них и первый опыт обращения Монигетти к архитектуре Востока — построенного в 1852 году в Царскосельском парке  под Санкт-Петербургом  павильона "Турецкая баня". В Ливадии он проявил себя как талантливый интерпретатор мотивов архитектуры народов Крыма, Закавказья, Востока. В его постройках  сочетались элементы самобытных крымскотатарских домов и орнаменты Ближнего Востока.


Проект же дворцовой Крестовоздвиженской церкви основывался на синтезе архитектуры культовых сооружений Закавказья и Византии.
Монигетти предоставлялась большая свобода действий; единственное ограничение, поставленное архитектору владелицей имения, - расходы на строительство не должны были превышать сумму примерно в 260 тыс. рублей (впоследствии  эту сумму  пришлось  увеличить  вдвое), ведь Ливадия предназначалась  в большей степени для лечения императрицы и семейного отдыха, а не для официальных   приемов  иностранных гостей на государственном уровне.


Затем был выстроен и Большой дворец, он был построен на основе  реконструкции  и расширения дома графа Потоцкого.
Главным украшением всех построек были резные элементы из дерева: стрехи крыш ("сталактиты"), карнизы и подпирающие их кронштейны, колонки балконов, решетки.
На их фоне ослепительной белизной сверкал дворцовый храм, возведенный из инкерманского камня (название камня - мшанковый известняк,  белого цвета, легко  поддается обработке; Инкерман - место в Крыму, недалеко от Севастополя), с византийскими  резными орнаментами  по этому камню и резными вставками из гаспринского.


Одновременно со строительством зданий происходила  реконструкция парка и прилегающей территории. Расширялись и прокладывались пешеходные аллеи, новые дороги для проезда конных экипажей и верховой езды. Питомник от дворца перенесли и расширили, а на его месте разбили газон с вечнозелеными растениями. Руководил парком и садовыми работами  старший садовый мастер Л. Гейслер (бывший садовник  графа Потоцкого) и его старший помощник Вильгельм Гуф; заведовал виноградниками и виноделием Константин  Лютц.


Австрийский живописец Рудольф Альт, приглашенный Марией Александровной в Крым в 1863 году для создания акварелей   готовых построек, запечатлел на 20 работах наиболее живописные уголки имения.


Р. Альт. Оранжерея в Ливадии, акварель 1863 г.:



Р. Альт. Дворцовая Крестовоздвиженская церковь, акварель 1863 г., церковь прекрасно сохранилась до нашего времени:



Часовня между Большим и Малым дворцом (справа), слева - Крестовоздвиженская церковь 1897 г.:



На этом фото часовни еще нет, 1886 г.:



Внутреннее убранство  Крестовоздвиженской церкви того времени, 1886 г. :



Императрица Мария Александровна и ее невестка, будущая императрица Мария Федоровна:




Р. Альт. Фонтан, акварель 1863 г.:


Фонтан "Ливадия": сохранился от прежнего владельца имения, графа Потоцкого, у которого он стоял в зимнем саду Большого дома. С небольшими дополнениями - новыми навершием и основанием, также из каррарского мрамора, - он был впоследствии перенесен Монигетти на площадку возле Крестовоздвиженской церкви. В верхней части фонтана арабской вязью высечено название имения - "Ливадия." Вода в нем вытекала непрерывной струйкой изо рта бронзового барашка.



Фрагмент каменного орнамента фонтана:




Беседка и фонтан в парке:




Примерно такой и увидели впервые Ливадию будущий император Александр III и Мария Федоровна, приехав  в имение 10 июня  1869 года в составе всей императорской семьи во главе с императором Александром II и императрицей Марией Александровной. Родители поселились в  Большом дворце, а Их Высочества стали жить  во вновь построенном специально для наследника дворце, который ему очень понравился и на долгие годы оставался одним из любимых мест отдыха.


Р. Альт. Малый дворец, акварель 1863 г.:



Малый дворец, литография  1868 г.:



Открытка:




Малый дворец в Ливадии. Западный фасад. Фото конца XIX в.:



Здесь впервые наследник и Мария Федоровна увидели розы Ливадии. Одна только розовая пергола чего стоила! О ней следует сказать особо. По желанию императрицы Марии Александровны в первые годы преобразований в Ливадии было решено установить металлическую перголу, но выписывать ее пришлось из Франции, поскольку на месте не нашлось достаточного количества чугунных труб. Пергола была обсажена плетистыми розами, в основном дикорастущими китайскими видами. Удивительно, но пергола и часть роз посадок 1866 года сохранились до сегодняшнего дня, так что в  2016 году  исполнилось ровно 150 лет первым розам Ливадии, которые каждую весну благоухают на радость посетителям.

Пергола  для роз в Ливадии  в наше время:


Дом садовника, акварель Р. фон Альта. Архитектор Монигетти. 1864 г. Предназначался для постоянного проживания главного садовника имения.  Экстерьер этого дома, сохранившийся до наших дней, пример архитектурного стиля, в котором Монигетти возводил многие здания в Ливадии:



Особняк Лищинской на Екатерининской улице в Ялте: очень хорошо сохранившийся особняк, исполненный в "царском стиле," вторая половина XIX в:



Дом "Эталита" графа И. Г. Ностица  в "царском стиле" в Ялте:



Свитский дом,  архитектор Монигетти, 1863 г. (сейчас корпус санатория "Ливадия", современное  наше фото, в этом корпусе мы жили с дочерью, когда  в мае проходила ежегодная конференция в Ливадийском дворце, посвященная Романовым):




Побывала чета наследника и в соседней Ялте. Такое знаменательное событие не могло пройти мимо городских властей. Им устроили пышный прием, на котором Александр и его брат Алексей пожертвовали по 300 рублей только что учрежденному Ялтинскому Благотворительному Обществу.
Кстати, в том же году было основано "Собрание виноделов, садоводов и сельских хозяев Ялтинского уезда", целью которого было "усовершенствование местного садоводства и виноделия". Впоследствии "Ялтинское общество садоводов и виноделов", как оно стало называться с 1874 года, сыграло важную роль в развитии виноградарства на Южном берегу Крыма, что входило в круг первостепенных интересов будущего императора Александра Александровича.

До весны 1881 года наследник неоднократно бывал в Ливадии, в основном с отцом,  решая вопросы управления государством.
Согласно завещанию Марии Александровны (а юридически ей принадлежало имение)  Ливадия после ее смерти должна была перейти в пожизненное распоряжение и владение Александру II (мужу), а в случае его кончины – наследнику цесаревичу. Таким образом, весной 1881 года, когда император Александр II погиб от рук террористов (а его жена, императрица Мария Александровна, умерла раньше, за год до этого события), новым владельцем Ливадии стал Александр III  и вскоре в имении начались  существенные перемены.

С 1 июля 1882 года  был назначен  главным садовником  Вильгельм Гуф (в русском написании Василий), служивший в императорском имении с 1861 года. По личному указанию Марии Федоровны он в первую очередь занялся розами. Документы свидетельствуют, что весной 1884 года в парке и возле дворца было высажено 2000 кустов, осенью того же года – еще 500 кустов. В следующем, 1885 году – 300 экземпляров, а, начиная с 1886-го, каждый год высаживалось по 1000 кустов в розовом саду, в парке и вокруг дворцов.

Главный садовник Гуф был озабочен не одними лишь розами. В 1880-х годах  были проведены значительные работы по изменению видового состава пейзажных картин в парке, немало пришлось потрудиться и по наполнению питомников. В Ливадии их было три: при оранжереях, у кладбищенской церкви и плодовый питомник при огороде. За несколько лет количество молодых саженцев хвойных и лиственных декоративных деревьев и кустарников увеличилось настолько, что имение стало  даже продавать посадочный материал на сторону. Сначала это были кипарисы, туи, орехи, затем фруктовые саженцы.

Ливадийский парк. Фото 1890-х гг.:

За 30 лет со времени приобретения имения в царскую собственность в парке было произведено огромное  количество посадок, композиционных переустройств, изменений в ассортименте растений. Если бы бывший владелец  граф Потоцкий появился в Ливадии в 1890-х годах, он  совсем не узнал бы свой парк. Пейзажные картины из лиственных и хвойных пород сменяли одна другую, цветочные клумбы и партеры блистали разноцветием, воздух был напоен благоуханием тысяч ароматных роз.

Приезды Августейшей семьи происходили почти каждый год и всегда сопровождались всевозможными иллюминациями и фейерверками. Для этого в имении находился большой запас  оборудования  – более 200 фонарей из цветной бумаги, почти 300 разноцветных стеклянных шаров (красных, зеленых, синих, белых и оранжевых), около 10 тысяч стаканов из цветного стекла. В Ялте закупались стеариновые свечи, баранье сало, нитки и вата для факелов.

Семья Александра III в Ливадии. 1893 г.:


Городские власти Ялты такое дорогостоящее удовольствие себе позволить не могли, но праздничные торжества проводили.
Император и императрица непременно бывали в городе, причем прибывали из Ливадии, как правило, на яхте. В порту к их приезду развешивалось столько цветочных гирлянд и венков, что городское хозяйство не могло обеспечить требуемое количество растений, и приходилось обращаться за помощью в другие садовые хозяйства.


Главной достопримечательностью Ливадии при императоре Александре III стали не только дворцы и иные постройки, но  красавец-парк.
Здание Большого дворца  в последствии  было полностью снесено, а в 1910 г. на его месте было возведено новое здание под руководством архитектора Николая  Петровича  Краснова, а здание Малого дворца, особенно любимое членами Императорской фамилии, на месте которого до недавнего времени находились теннисные корты, сгорело в 1941 г. во время паники, охватившей жителей Ливадии при известии, что на ЮБК уже наступает 11-ая армия Э. Фон Манштейна.

На территории Ливадийского парка, тем не менее, сохранился "дом садовника", также возведенный Монигетти, который может дать представление о том, как были украшены созданные Монигетти в том же стиле Большой и Малый дворцы.


Вновь отстроенный  Ливадийский дворец  по проекту архитектора   Краснова:



Современные виды парка и дворца, 4 фото; а также 2  фото 1926 г. трудящихся на отдыхе в санатории "Ливадия":









_______________


Использованы инф. источники:

1.Статья,  опубликованная   в сборнике: Гатчинский дворец в истории России.
Материалы научной конференции 1-3 декабря 2016. - Санкт-Петербург: Свое издательство,
2016. - С. 16-26. Юта Арбатская
2. Книга  Колесников А.И. "Архитектура парков Кавказа и Крыма" 1949 г.
3. Путеводитель 1902 г. Одесса  "Ялта в кармане"
4.  Статья "
Крым, Ливадийский дворец, жизнь династии Романовых, эпоха Александра II и Марии Александровны"
5. Литографии:
отсюда,  отсюда, открытки отсюда,  фотографии отсюда, отсюда и отсюда и из др. открытых источников, есть свои
6.  Книга Н. Калинин, М. Земляниченко. "Романовы и  Крым"


Tags: Россия, акварель, архитектура, живопись, интерьер, история, рассказ
Subscribe

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments