irina_co (irina_co) wrote in lovers_of_art,
irina_co
irina_co
lovers_of_art

Category:

Библейские сюжеты в творчестве И. Айвазовского


В течение всей жизни Иван Константинович Айвазовский в своем творчестве обращался к библейским темам на протяжении почти 60 лет.

В этом посте представлены 5 картин и один рисунок, самые известные, толкование этих сюжетов я тоже приведу. Получился интересный рассказ о некоторых очень важных событиях Библии с иллюстрациями Айвазовского в доступной и легкой для понимания форме.

1. Предательство Иуды. 1834 г.

Бумага серая, итальянский карандаш, белила., 41 x 56
Государственный Русский музей







Так почему Иуда предал Иисуса Христа? В Евангелилии (например, от Матфея) имя Иуда вот уже много столетий ассоциируется с предательством и стало именем нарицательным. В Библии не так много раз упоминается Иуда, но причины его предательства Иисуса описаны хорошо. Давайте разбираться.

Иуда крал деньги у апостолов.

Этот факт необходимо знать, чтобы сделать правильный вывод о том, почему Иуда предал Иисуса Христа. Иуда любил деньги и он воровал их из ящика с пожертвованиями. В Библии также сказано, что "любовь к деньгам — корень всякого зла. Некоторые в своём стремлении к ним уклонились от веры и сами себе принесли жестокую беду". А ведь это именно то, что случилось с Иудой.

Иуда Искариот (он был учеником Иисуса), который потом предал Его, сказал: "Почему это благовоние не продали за триста серебряных монет и не раздали эти деньги бедным?" Он сказал так не потому, что заботился о бедных, а потому, что он имел при себе ящик с пожертвованиями и крал, что туда опускали.

Иуда хотя и принадлежал кругу христиан и сам считался учеником Христа, но позволял себе воровать из общего ящика.

Иуда однажды пришёл к первосвященникам и сказал: "Что дадите мне за то, чтобы предать Его (Иисуса) вам?" Они предложили ему тридцать сребреников (монет). И с той минуты он стал искать удобного случая предать Иисуса.

Почему Иуда решил предать Иисуса? - Он хотел получить деньги за предательство. Три года, проведенные вместе с Иисусом Христом,не убедили его в том, что Иисус - Сын Божий. Иисус Христос показал всей своей жизнью, что Он несет добро людям - каждый день Он исцелял людей, Он кормил их, Он помогал им. И, видя все это, Иуда, тем не менее, позволяет себе воровать из ящика для пожертвований. А теперь он решается предать своего учителя!


Давайте посмотрим отрывок о том же самом событии, но в Евангелии от Луки:

...Приближался праздник Пресных Хлебов, называемый Пасхой. Первосвященники и законники искали способа убить Иисуса, ибо они боялись народа. В Иуду, прозванного Искариотом, одного из двенадцати апостолов, вселился сатана; и он пошёл к первосвященникам и к стражникам храма, чтобы договориться, как передать Иисуса в их руки. Они обрадовались и согласились дать ему за это денег...

Обратите внимание на фразу "В Иуду, прозванного Искариотом, одного из двенадцати апостолов, вселился сатана". Почему Иуда предал Иисуса Христа? Первая и главная причина в том, что его сердце было испорчено (или иначе сказать - в сердце таились злые намериния, irina_co). Он любил и ценил деньги больше, чем друзей и праведность. Используя эту его любовь к деньгам, сатана "вселился" в Иуду и убедил его предать Христа.

Через некоторое время Иуда осознал свой поступок, пошел к первосвященникам, у которых он взял деньги, чтобы попросить прощения, но они сказали, что теперь это не их дело. Иуда пошел и повесился.

Когда Иуда, увидел, что Его осудили, то раскаялся и возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, сказав: "Согрешил я, предав кровь невинную". Но те ответили: "Что нам до этого? Это твоя забота!" Тогда он бросил серебряные монеты в храме, пошёл и повесился.

Иуда не смог простить самого себя за поступок, который он совершил. Он не смог обратиться к Иисусу, чтобы попросить прощение за свой поступок, он обратился к тем, кто дал ему деньги за предательство, но это не помогло.

Итак, мы можем сделать вывод, что причиной предательства Иуды стала его любовь к деньгам и эта любовь в итоге привела его сначала к духовной, а затем и к физической смерти.

А ведь как часто те же самые деньги становятся причиной предательства самых близких людей и в наши дни…

___________________________________

2. Хаос. Сотворение мира. 1841 г.


Бумага, масло, 106 x 75
Музей армянской конгрегации мхитаристов





Сотворение мира по дням

Своеобразной энциклопедией мира для православных христиан выступает Библия, в ней говорится о жизни со дня сотворения до воскрешения Иисуса. Эти истории относят к Ветхому или Старому Завету. Все,  что происходило с Рождества Христова до его смерти и искупление всех грехов мирян - стало Новым Заветом. Эти писания позволяют современным людям узнать о том, как происходило сотворение мира.

Исследователи спорят, кто, как и когда мог написать эту историю. Они объясняют свое недоверие тем, что невозможно описать явление или процесс, если ты его не наблюдаешь. Видеть сотворение земли мог только Бог, а Библию написал не он.

Православные, священники и монахи рассказывают, что каждая запись в священной книге сделана с повеления и благословения Господа. Он даровал видения своим ученикам и последователям, обучив их истории создания мира. Библия – история православия, обучающая человека религии, вере и силе преодолевать любые жизненные проблемы. До сих пор споры о достоверности источников о происхождении мира не утихают и не разрешаться никогда.

Давайте с вами разберемся, что появилось первым на земле и почему.

Первый день. В писании говорится о том, что первым Господь сотворил небо и землю. Но они были не в том виде, какими мы привыкли видеть их сегодня. В мире царила тьма и пустота, потому что не было светила, лесов и жизни. Правил в этом мире Божий Дух. После этого появляется свет, пришедшийся по нраву Творцу.

Второй день. Ходить в этом мире было невозможно – повсюду была вода, беспросветные океаны и водоемы. Лишь на второй день он создает твердую поверхность – она отделяет одну часть воды от другой. Создает он и небо, дарующее будущим людям утро и вечер. После каждого сотворения в Библии говорится: "И увидел Бог, что это хорошо".

Третий день. В этот день Господь создает основные объекты планеты: океаны, озера, реки, материки и острова. После этого на земле появляется зелень и деревья – зарождается жизнь. Все растения размножаются самостоятельно с помощью матушки-земли. Подобную силу вложил в нее Бог. Такой порядок мира важен в исследовании истории, священники и ученые обращают внимание на то, что все сотворенное Богом, – постоянно.

Четвертый день. На четвертые сутки он создает небесные светила и отделяет день и ночь. Днем царило Солнце – согревало и давало возможность расти и размножаться всему живому, ночью правила Луна и звезды. Исследователи дают разные трактовки, для чего нужны светила. Они освещают землю ночью и днем, отделяют разное время суток и года для удобства летоисчисления и служат знамением для смертных людей.

Пятый день. Первыми существами становятся жители воды – пресмыкающиеся, обязанные своей жизнью морям. По земле и небу полетели птицы. Увидев первые зачатки живых существ, он пожелал им размножаться: рыбам — в воде, а птицам — на земле. Особое место в сотворении мира сыграл Божий свет и вода, содержащаяся повсюду. После этого Всевышний дает жизнь обитателям водных просторов: китам, рыбам и амфибиям. Живность получает благословение плодиться и размножаться.

Шестой день. Созданию скота предшествовало пожелание Бога увидеть на земле зверей. Сотворение человека стало завершением процесса миросоздания. Ему предстояло возвышаться над морскими, небесными и земными животными. Так появляются первые мужчина и женщина на земле – Адам и Ева.
Первый человек появляется из земного праха, Господь вдыхает в него душу и дарует тело. Перед его сотворением на небесах собирался совет Святой Троицы. В отличие от других живых существ, человека производит не земля, Господь сам творит его. После появления Адама, Бог решает ввести его в сон и, взяв бедро, создает жену. Священники объясняют то, что Господь создает только одну пару тем, что он желал, чтобы все люди произошли от Адама. Душа человека такая же как у Господа. В мире не было зла, все было бы гармонично и совершенно.

Седьмой день. На седьмой день он благословляет все сотворенное. В Писании говорится, что он после предался отдыху. Именно поэтому и мы с вами до сих пор в воскресенье – на седьмой день недели – отдыхаем. Дом для людей описывается в писании как великолепный. Идеальные условия для жизни, пища и отсутствие природных катаклизмов. Это место мы привыкли называть раем.
Природа, созданная Всевышнем, даровала человеку все свои прелести и возможности. Целью и предназначением Адама и Евы было жить и блаженствовать. Причина сотворения мира лежит в этом. Бог стремился разделить свое величие и наслаждение жизнью с другими, подобными себе существами. Конца сотворения мира в христианской культуре не существует. Проблема в том, что не только тело, но и душа человека была свободной, в ней таились желания и страсти. Что же сделал человек, попав в мир блаженства и вседозволенности? Он поддался искушению и не справился с соблазнами.

_______________________________

3. Всемирный потоп. 1864 г.

Холст, масло, 2, 46 м  x 3, 19 м
Государственный Русский музей






Согласно библейскому повествованию, после изгнания Адама и Евы из рая "люди начали умножаться на земле", но их поведение огорчало Бога. Тогда Он решил ограничить возраст человека: "... пусть будут дни его 120 лет", но через какое-то время вынужден был признать, "что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время".

Поскольку первая попытка создания рода людского оказалась неудачной, Бог решил истребить жителей Земли, обрушив на землю Всемирный потоп. Но отказаться вовсе от своего замысла населить людьми Землю Он не хотел и одновременно трудился над воплощением обоих планов – уничтожения и возрождения. Выбирая, с кого начнётся воссоздание рода людского, Бог обратил внимание на Ноя, который был человек "праведный и непорочный в поколении своём". Ной являлся потомком Адама в десятом, а по некоторым источникам в девятом колене. Ною было сообщено о предстоящей катастрофе и велено построить ковчег – некое подобие корабля.

... Ной выполнил всё, что ему было велено Господом. Из каждого вида всех земных существ он разместил в ковчеге по паре, загрузил запасы продовольствия, а затем с женой, тремя сыновьями и невестками (всего 8 человек) взошёл на ковчег. Взяли с собой из птиц чистых, и из птиц нечистых, из скотов чистых и из скотов нечистых и из зверей, и из всех пресмыкающихся по земле.

Ною было шестьсот лет, как потоп водный пришел. Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

И умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись (все высокие) горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся), бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.

По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона (чтобы видеть, убыла ли вода с земли), который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и (опять) выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.

Шестьсот первого года жизни Ноевой к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.
И сказал (Господь) Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, пусть разойдутся они по земле, и пусть размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и (весь скот, и) все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега".... - отрывок из Библии.

_________________________________

4. Сошествие Ноя с горы Арарат. 1889 г.


Холст, масло, 1,28 м х 2,18 м
Национальная галерея Армении, Ереван





Книга Бытия, 8-я глава, 13-19 стихи

"Шестьсот первого года к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.
И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.
И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.
И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега".

В Армении считали и считают Айвазовского армянским художником столь же естественно, сколь в России - русским. Творческая индивидуальность и мировосприятие великого мариниста своими национальными корнями уже при жизни связывали его с армянской культурой.
Библейскую гору Арарат - символ Армении - Айвазовский писал не менее десяти раз. "Сошествие Ноя с Арарата" он впервые выставил в Париже, и когда тамошние соотечественники спросили нет ли у него армянских видов, подвел их к картине и сказал: "Вот наша Армения".


Впоследствии Айвазовский подарил полотно новонахичеванской школе. Во время гражданской войны школу превратили в казарму, которую попеременно занимали то белые, то красные. Картиной прикрыли пролом в двери. Однажды пролом оказался заделан доской, а картина исчезла. Похитителем был Мартирос Сарьян, некогда учившийся в этой школе. В 1921 году в числе собранных им произведений армянского искусства он привез "Сошествие Ноя" в Ереван.

______________________________

5. Хождение по водам. 1890-е г.

Холст, масло, 70 x 50
Частное собрание




Кто ходил по воде в Библии?

О том, как по воде ходили Иисус Христос и апостол Петр рассказано в Евангелиях от Матфея, от Марка и от Иоанна.

"Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один.

А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним — Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. "Это призрак!" — закричали они в страхе.

"Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» — тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: "Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде". "Иди" — сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. "Спаси меня, Господь!" — закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: "Маловер, зачем ты усомнился?" Когда они вошли в лодку, ветер стих" (Евангелие от Матфея, 14:22–32).

_______________________


6. Переход евреев через Красное море. 1891 г.

Холст, масло, 96 x 160
Частное собрание





МОИСЕ́Й, в Библии - пророк, законодатель и вождь народа Израиля во время его Исхода из Египта и странствий по Синайской пустыне.

О Моисее рассказывается в библейских книгах Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Он родился в Египте в период пребывания там народа Израиля. Младенцем был найден в корзине в зарослях тростника на берегу реки Нил дочерью египетского фараона и усыновлён ею. Обучался при царском дворе "всей мудрости египетской" . После того, как Моисей убил египтянина, издевавшегося над рабом-евреем, он бежал из Египта в пустыни Синайского полуострова и жил среди пастухов.

В пустыне в горящем, но не сгорающем кусте ("купине неопалимой") Моисею явился Бог, повелев ему увести евреев из Египта. Фараон не пожелал отпускать евреев, но 10 кар ("казни египетские"), которые постигли за это Египет, заставили его согласиться. Фараон всё же попытался нагнать беглецов, однако по мановению жезла Моисея Божией силой расступилось море, дав евреям возможность уйти от египтян, а затем, сомкнувшись, море потопило преследователей. В память об Исходе из Египта был установлен праздник Пасхи, ставший прообразом христианской Пасхи.

За Исходом последовало 40-летнее странствие евреев по пустыне. Наряду с чудесами, сотворёнными Моисеем в пустыне силой Божией (это данные евреям в пищу перепела, манна небесная, хлынувшая из скалы вода для утоления жажды), главным событем этого периода явилась встреча с Богом, сошедшим на гору Синай, во время которой Моисей получил от Бога важнейшие религиозно-нравственные предписания (10 заповедей), записанных на скрижалях (каменных табличках), а также подробные советы по созданию святилища, в котором хранился Ковчег Завета, и распорядку богослужений в нём, а также получил ряд бытовых, гражданских, уголовных и ритуальных законов и предписаний.
Странствие евреев по пустыне завершилось завоеванием ими Земли обетованной (Палестины), накануне которого Моисей умер.

В еврейской и христианской традициях Моисею, который выступает прежде всего как учитель и законодатель, приписывается авторство Пятикнижия. Библейская критика опровергает это, считая бOльшую часть преданий о Моисее недостоверными. Согласно библейской хронологии Исход евреев из Египта и, следовательно, жизнь Моисея должны приходиться на 15 в. до н. э., что не согласуется с данными об истории Древнего Востока. В европейской науке последнего времени получила распространение датировка Исхода евреев в конце 13 в. до н. э.

В христианской традиции Моисей рассматривается как один из прообразов Христа. В Евангелии описывается беседа Моисея и пророка Илии с Иисусом Христом на горе Фавор во время Преображения Господня. День памяти Моисея по календарю Русской православной церкви отмечается 4(17) сентября.

Мусульмане почитают Моисея (Мусу) как одного из пророков.


____________________________


Источники трактовки Библии (сами тексты, толкования - адаптировано автором поста) отсюда: здесь, здесь, здесь, здесь, здесь.

Предвосхищая вопросы, почему я решила написать такой пост, отвечу. Я создала этот текст для внука (подойдет и для взрослых), чтобы в легкой и понятной форме рассказать ему о некоторых событиях Библии и параллельно познакомить с творчеством художника Айвазовского по этой теме.
Других картин Айвазовского на Библейские темы в сетевом пространстве мне найти не удалось, а всего в течение жизни художник написал около 6000 картин.


Tags: Россия, живопись, рассказ, художники
Subscribe

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments