vittasim (vittasim) wrote in lovers_of_art,
vittasim
vittasim
lovers_of_art

Category:

Александр Колдер. Ретроспектива. Проволочная скульптура

В ГМИИ им. Пушкина проходит выставка «Александр Колдер. Ретроспектива. Из собрания Фонда Колдера и других частных коллекций». Белый, наполненный приглушенным светом зал, в котором расположена часть экспозиции, был полон звуков: не привычных, музейных шорохов и шепотов, а других, залетевших сюда из иных сфер. Переливчато, ежеминутно меняя ритм и мелодию, звучали колдеровские мобили. Что-то рассказывали посетителям или просто болтали друг с другом проволочные скульптуры. И только стабили были полны молчаливой значительной монументальности, насколько можно было сохранить эту значительность и монументальность уменьшенным в разы копиям.



Кроме звуков все в этом зале призывало, требовало, соблазняло к тактильному контакту. Руки сами, непроизвольно, тянулись к хрупким объектам (хочется сказать – созданиям), предусмотрительно установленным в не зоны досягаемости.



Сказочник, создавший этот удивительный мир движений, плоскостей, красок и оживших в воздухе от легкого прикосновения ветерка или дыхания линий, Александр Колдер уже в детстве имел свою студию, устроенную в подвале дома и набор инструментов, торжественно врученных юному фантазеру отцом. Да и как могло быть иначе: правнук резчика надгробий в родной Шотландии; внук создателя гигантских скульптур пионеров американского запада; сын автора символов Нью-Йорка и Амстердама - «Девы-Звезды» и «Венеры с руками» не мог остаться в стороне от столь мощного влияния семейных ценностей.



Не остался и… остался – одновременно. Да, скульптор, но скульптор, не продолжающий семейные традиции, а скульптор, совершивший прыжок в совсем другую реальность, в то зазеркалье, где линия не лежит на плоскости, а свободно парит в пространстве; где скульптура, забыв о законах статики, играет в воздушных потоках, подобно легкомысленным рыбкам или листьям инопланетных растений.



Самыми ранними произведениями, представленными на выставке, являются проволочные скульптуры. Они родились из той самой детской мастерской; из украшений для капризных кукол сестренки, слепленных из мелких кусочков дерева, кожи, проволоки. Колдер не хотел смешивать свои осязаемые видения с многовековой армией скульптуры, и называл свои произведения объектами. Его объекты, проволочные скульптуры, можно назвать –« Линии Колдера»; так же, как и стабили – «Плоскости Колдера»; а мобили – «Плоскости и линии Колдера». Линия Колдера извивиста, непредсказуема, свободна. Она летит в пространстве подобно сорванному листу, но траектория ее полета рождает образ, легко узнаваемый, полный смысла и…веселья.



Не удивительно, что молодой человек, который все детство возился с разными железками, выбрал технический вуз - Технологический институт Стевенса в Нью-Джерси. Позднее пробовал себя в разных специальностях: был и инженером-гидравликом, чертежником, хронометристом и механиком на корабле, пока судьба не вернула его на семейную стезю. Колдер учится на художника в Нью-Йорке и работает в "Национальной полицейской газете» художником. Выполняя задание редакции, Колдер две недели приходил в цирк Барнума и Бейли, зарисовывал выступления циркачей. В результате рисунки оказались не востребованы, но Кольдер заболел цирком.


«Акробат» 1929г Дерево, проволока. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Хрупкая талия; тяжелые бедра; волосы, жиденьким водопадиком ринувшиеся вниз. И кажется, вот, вот, вслед за водопадиком волос гимнастка рухнет вниз, не смотря на мощные бицепсы и железную хватку партнера.


Акробаты. 1927 Дерево, проволока. Фонд Колдера, Нью-Йорк. Дар Катерины Мерл Смит Томас в память о Ване Санта Мерл 2010.

Другой ракурс и- начинается колдовство Колдера. Гимнастка почти вся влилась в тонкую, извилистую линию, подчеркивающую ее хрупкость, а акробат развернул к зрителю всю свою гимнастическую мощь.


Акробаты. 1927 Дерево, проволока. Фонд Колдера, Нью-Йорк. Дар Катерины Мерл Смит Томас в память о Ване Санта Мерл 2010.

Любовь к цирку вылилась в Цирк Колдера. Сколько деткости было в этом могучем человеке, одержимом желанием оживить то, что оживить нельзя. Колдер создал свой цирк. Там было все: миниатюрная арена и множество артистов, сделанных из проволоки и резиновых трубок. Пять чемоданов вмещали это цирковое богатство, а сам создатель устраивал веселые представления всем желающим.


Арена цирка 1929 Дерево, проволока, краска. Фонд Колдера, Нью-Йорк

Три пары артистов и у каждой пары – своя история. В отличие от предыдущей пары  левая пара акробатов слита воедино. Никаких слабеньких водопадиков – один общий порыв, объединивший мощь нижнего и невесомость верхнего артиста.


Арена цирка 1929 Дерево, проволока, краска. Фонд Колдера, Нью-Йорк

Как писал Колдер в 1929 году: ««Собственно, есть одна вещь, которая связывает их с историей. Это один из законов художников-футуристов, который выдвинул Модильяни, заключающийся в том, что один объект не должен теряться из виду за другим, а должен быть виден за ним, и это происходит за счет того, что первый объект становится проницаемым. Проволочная скульптура доводит эту идею до конца в наиболее решительной манере».


Арена цирка 1929 Дерево, проволока, краска. Фонд Колдера, Нью-Йорк

В этой сценке примечательна еще одна пара артистов: они статичны - он - сидит на тумбе, но сколько усталости  в этой сильной фигуре. Она стоит у шеста и, в противовес сидящему - сама легкость, которая сквозит в пышной юбочке. кудряшках. бантике, во всей ее, чуть согнутой фигурке, готовой в любую минуту сорваться и убежать. О чем говорят эти двое, разъединеные не только шестом?


Арена цирка 1929 Дерево, проволока, краска. Фонд Колдера, Нью-Йорк

Колдер любил изображать пространственные портреты своих многочисленных друзей. Иногда он подвешивал эти работы к потолку, и тут начиналось очередное колдовство художника: легкие объекты начинали двигаться в пространстве, повинуясь изменчивым воздушным потокам. Вместе с объектами начинали скользить по стенам тени, переплетаясь, свиваясь в клубок, оживляя портрет, меняя его до неузнаваемости, создавая еще одно, единственное в своем роде, произведение.


Без названия. Около 1929г. Проволока. . Фонд Колдера, Нью-Йорк

Еще один портрет: черные вишенки глаз; густая щеточка усов; слегка обвисшие щеки, смешной хохолок надо лбом и удлиненный нос -  друг Колдера Фрэнк Крауниншильд, редактор известного в Нью-Йорке журнала мод «Венди Фер». Крауни, как называла его друзья, прославился тем, что журнал мод превратил в журнал для интеллектуалов, в котором печатались рассказы современных американских писателей, статьи по искусству, в том числе и о творчестве Колдера.


Фрэнк Крауниншильд 1928г Проволока Фонд Колдера, Нью-Йорк

Фрэнк Крауниншильд был коллекционером, его интересовали: французская живопись, импрессионисты, постимпрессионисты, предметы африканского искусства.


Фрэнк Крауниншильд 1928г Проволока Фонд Колдера, Нью-Йорк

Вот еще одна фигурка – обезьянка, которая подвешивается к потолку и оживает от колебания воздуха, начинает крутиться, вибрировать.


Обезьяна. Около 1928г. Дерево, проволока. Фонд Колдера, Нью-Йорк. Дар Сандры Колдер – Дэвидсон 2010.

Проволочные работы Колдера не сразу были приняты критиками, которые не считали эти живые, четко очерченные в пространстве фигурки произведениями искусства. Одна из критиков писала :»На самом деле видно, что парень талантлив, но интересно, что папа думает по этому поводу?». Академику скульптуры, папе, в отличие от критиков, работы сына нравились, не смотря на их абсолютное новаторство.Но, когда проволочная скульптура начала, наконец, завоевывать любовь критики и зрителей, Кольдер отказывается от этого направления и уходит в абстракцию.


Чайка 1927г . Дерево, проволока. Фонд Колдера, Нью-Йорк

Еще один портрет, прославивший Колдера.Легкая фигурка с козырьком надо лбом, в развевающейся юбке, с теннисной ракеткой –продолжением руки –Хелен Уиллз-Муди, которая на протяжении более чем полувека считалась лучшей теннисисткой всех времён и народов. Ее заслуги перед спортом впечатляют: двухкратная олимпийская чемпионка; с 1927 по 1932 год она не проиграла ни одного сета в одиночном разряде и прекратила свою спортивную карьеру только из-за болей в спине. Ее манера игры – мужская, была уникальна в то время. Хелен Уиллз изменила спортивный костюм. делав его более удобным: она отказалась от корсета, укоротила юбку, стала надевать кофту с короткими рукавами и использовать солнцезащитный козырек. Все особенности костюма тениссистки и ее быстрые, стремительные движения Колдер изобразил своими летучими проволочными линиями в пространстве.


Хелен Уиллс 1927г Дерево, проволока. Фонд Колдера, Нью-Йорк. Продана по завещанию Мари Колдер- Ровер в 2011г

Работа, представленная на выставке, называется «Хелен Уиллс 1». На следующий год Колдер опять вернулся к этой теме, создав «Хелен Уиллс 2». Если в первой работе главнуй задачей было передать черты персонажа, то в «Хелен Уиллс 2» Колдер попытался решить для себя новую задачу, ставшую впоследствии определяющей: он попытался передать энергию движения.


Хелен Уиллс 1927г Дерево, проволока. Фонд Колдера, Нью-Йорк. Продана по завещанию Мари Колдер- Ровер в 2011г

К концу 20х годов Колдер попытался перенести свою пионерскую манеру изображения на традиционную тему, столь популярную у художников – для очередной своей композиции он взял древнегреческий мифологический сюжет «Геракл со львом». Колдер выбрал первый из двенадцати подвигов Геракла, в котором Герой должен был убить огромного, с непробиваемой шкурой, Немейского льва. С чудовищем можно было расправиться только одним способом – задушить, что и пришлось Гераклу сделать. Колдер изобразил самый трагический момент битвы – лев жив, но силы уже оставляют его.


Геракл со львом. 1928г Проволока. Фонд Колдера, Нью-Йорк

Как трогательно беспомощны повисшие в воздухе кошачьи, мягкие лапки льва и тонким шнурком обвисший хвост, и. в то же время – сколько мощи в плоских ступнях Героя.


Геракл со львом. 1928г Проволока. Фонд Колдера, Нью-Йорк

Как четко, точно показан Геракл: мощная грудь и руки; низкий лоб, маленькие глазки и широко раскрытый в крике рот; и даже распластанная на его груди лапа (хочется сказать – лапка) льва подчеркивает мощь и величие героя. Лев же превратился в клубок невнятных линий (движений?) –и только кудрявая грива слегка намекает на наличие его запрокинутой  морды.


Геракл со львом. 1928г Проволока. Фонд Колдера, Нью-Йорк


Геракл со львом. 1928г Проволока. Фонд Колдера, Нью-Йорк


Геракл со львом. 1928г Проволока. Фонд Колдера, Нью-Йорк

Объект «Геракл со львом» тоже подвешен к потолку и его вращение, чутко отзывчивое на легкое дуновение воздуха, усиливает впечатление о борьбе и скором исходе этой борьбы. Линии сплетаются в живой узор сиюминутно изменчивый и…красноречивый, как сложный, неразгаданный иероглиф. Но, очередное чудо Колдера, чем дольше вглядываешься, тем отчетливее проступают отдельные детали, несущие собой разгадку этого иероглифа


http://www.livejournal.com/magazine/955426.html
http://www.calder.org/life/historic-films
http://www.kommersant.ru/doc/2729444
http://ru.knowledgr.com/00150138
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2015/calder/rower/
Аудиозапись экскурсии

Tags: скульптура, художники
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments