Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Великие крепостные. Артист Михаил Щепкин.

Великие крепостные. Артист Михаил Щепкин

На этой неделе русское театральное искусство понесло тяжелую утрату. Не стало выдающегося режиссера Марка Захарова. Смены поколений не избежать, главное, чтобы сохранялись преемственность, дух, принципы, а великие имена помнились как идеалы.
Одним из таких славных имен названо знаменитое театральное училище названо имени Щепкина.

E5dSAsGttso.jpg


Удивительнее всего то, что артист Михаил Щепкин, основоположник русского реалистического театра и предшественник системы Станиславского был крепостным актером.
Граф, которому принадлежала семья Щепкиных, решил забавы ради организовать домашний театр. В одной из постановок отличился именно Миша Щепкин, за что и был приглашён городничим на свадьбу его дочери. Сила искусства победила условности, крепостного ждала успешная карьера

800px-MIKAIL_SEPKIN.jpg
Портрет работы художника Н. В. Неврева

«Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке», — этой фразой, написанной А. С. Пушкиным, начинаются биографические записки первого актера русского театра. Именно великий поэт, дороживший дружбой с актером, подтолкнул на написание «Записок актера Щепкина», подарив ему тетрадь с написанным началом.

В Красном прошло раннее детство Щепкина, в Белгороде в 1795— 1799 гг. он обучался истории и основам латинского языка, по его словам, «у очень ученого священника»

2019-10-04_00-45-58.png
Белгородский драматический театр им. М. С. Щепкина

192509_or.jpg
Памятник М. С. Щепкину г.Белгород

Отец будущего актера, Семен Григорьевич Щепкин, был крепостным графа Волькенштейна. Он служил управляющим имениями графа, а мать, Мария Тимофеевна, горничной графини. Оба родителя пользовались расположением своих хозяев, поэтому маленький Михаил рос в графских покоях и был выучен грамоте.

2019-10-04_00-08-09.png
Особняк графа Волькенштейна г.Курск (ул. Сонина, вблизи здания гарнизонного Дома офицеров, там, где теперь находится филиал инфекционной больницы имени Семашко.)

Граф Иоанн-Георг-Либерат Волькенштейн вступил в русскую службу генерал-майором в 1708 году. Род этот внесен в IV часть родословной книги Курской и Харьковской губерний.

Абрам Семенович Щепкин вспоминал: «Граф Волькенштейн, при всей доброте и при всем благорасположении своем к окружающим его людям, в самом деле был не что иное, как помещик, который поддерживал систему крепостного состояния и был проникнут чувством раболюбия в самой высшей степени и как скоро замечал в человеке своем желание избавить личность свою от его притязаний, это невольно приводило его в негодование. Графиня принадлежала к числу самых раболюбивых созданий. Я уверен, что при одной мысли, что она могла остаться без толпы горничных и лакеев, она упала бы в обморок. Для них не было высшего наслаждения, как видеть перед собой толпу рабов преданных, послушных и готовых с радостью выполнять все их желания».

2019-10-04_00-25-43.png


Первую свою роль в 1800 году Миша Щепкин сыграл в стенах Суджанского народного училища. Сам Щепкин вспоминает свой дебют как весьма занятную историю.

PARK_IM._M.S._SEPKINA.jpg

hello_html_93055d9.jpg
Бюст Михаила Щепкина в г.Суджа под Курском, где он проходил обучение

Кто-то из приятелей принес книгу с комедией Сумарокова «Вздорщица». Ребята заспорили о том, что же такое комедия. Миша Щепкин, который видел крепостной театр у графа Волькенштейна, принялся объяснять суть театра. Но товарищи ему не поверили, даже начали смеяться, кричать, ругаться. На крик проснулся учитель, дремавший в соседней комнате, и подтвердил правоту высказывания Щепкина. Учитель и предложил разыграть комедию, раздав роли, за которые мальчишки уже начали было драться. Щепкину досталась роль слуги Розмарина. После успешной постановки губернатор пригласил юных артистов выступить на свадьбе дочери. Семен Щепкин, узнав об успехе детей (в спектакле играла и сестра Михаила), попросил графа Волькенштейна взять их в Курск. Там можно было получить достойное образование в губернском училище.

Kursk_Theatre_1914.jpg
Старый драматический театр в Курске

Учебу в Курске Михаил совмещал с игрой в графском театре, переписывал роли, подрабатывал суфлером в театре братьев Барсовых. Там же в 1805 году впервые вышел на профессиональную сцену.
И опять помог случай. Актриса Пелагея Лыкова приехала в господский дом с бенефисной афишей. Она посетовала, что раздает билеты на бенефис, а он может не состояться, т.к. актер Арепьев прислал записку из трактира, что проиграл платье и просит выслать денег, иначе его просто не выпустят.
Михаил выпросил разрешение сыграть вместо загулявшего Арепьева, выучив роль за несколько часов. Чрезвычайное волнение помешало заметить успех, который вызвала его игра у публики.

i_009.jpg

000002.jpg2019-09-10_23-58-16.png
роли М.Щепкина

original_photo-thumb_1920.jpg

В 1818 Щепкин становится актёром Полтавского театра и занимает в труппе ведущее положение: специально для него основоположник современной украинской литературы Котляревский создает роли в своих знаменитых пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаривнык».
Местная публика сразу же оценила мастерство молодого актера и стала ходить только «на Щепкина».

file.jpg

Малороссийский генерал-губернатор князь Н. Г. Репнин-Волконский поручает организовать спектакль по подписке, чтобы выкупить крепостного Щепкина у графини Волькенштейн. Сумму
4 000 руб., недостающую до запрошенных 10 000 рублей, добавляет сам князь Репнин (для сравнения, учитель зарабатывал в год около 1 000 рублей), и в 1822 году актёр получает вольную.

shepkin.jpg

В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба-яга в одноименной комической опере Д. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров - драмах, комедиях, трагедиях, водевилях, операх, феериях и даже балетах. Именно в это время начинает формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе».

scanimage009_1_.jpg

478643.jpgHarpagon.jpg

О его подготовке к роли ходили легенды. Щепкин выучивал текст наизусть, расставлял акценты, воссоздавал мизансцены, погружаясь в играемый образ. Через сто лет Константин Станиславский назовет этот метод «вживанием в образ».

2019-10-03_23-59-31.png
в роли Фамусова

Из воспоминаний харьковского писателя Григория Квитки-Основьяненко:
"В труппе Штейна, явился у нас в первый раз прибывший из Курска М.С. Щепкин… его никто не наставлял и не учил: таланта, подобного Щепкину, нельзя произвести, он сам родится и часто бывает неизвестен своему хозяину до времени. Мы все, не видевшие далее провинциальных театров, в Щепкине начали понимать, что есть и каков должен быть актер… так нам ли было учить его?"

MALYI-TEATR.jpg

da0de0f0a64811d0d8d5c7c5eab56efb.jpg

В 1822-м году по приглашению чиновника конторы московских театров Василия Головина, его примут в труппу московского театра, с 1824 года ставшего Малым театром. Здесь он будет играть до конца жизни.

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_040.jpg

За актёром быстро закрепляется слава «первого комического актёра для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц»

Белинский напишет о нем: «…Лучший комический актер здесь — Щепкин: это не человек, а дьявол: вот лучшая и справедливейшая похвала его».

034de1e142cf1af9c162fb2904473406.800_415.jpg
Щепкинское театральное училище


Дом-музей Михаила Щепкина в Москве ул. Щепкина, 47
2019-09-11_00-39-16.png

2019-09-11_00-38-52.png

2019-09-11_00-38-13.png

В экспозиционном пространстве представлены подлинные вещи, принадлежащие актёру: полотна, мебель, посуда, сценические костюмы, а также книги и документы. Коллекция была передана музею Малым театром, где актёр проработал более сорока лет, а также Театральным музеем имени Бахрушина. Личные вещи и фотографии из жизни Щепкина подарили родственники актёра.

2019-09-11_00-27-36.png
Портреты актёров - учеников Щепкина

2019-09-11_00-28-17.png
Семейные портреты. В центре - копии портретов художника В.А. Тропинина, на которых изображены жена Щепкина Елена Дмитриевна и сам М.С.Щепкин

В Москве на его игру сразу обращают внимание. Щепкин познакомился со всей художественной интеллигенцией, которая образовалась вокруг столичных театров. В их числе и известные писатели.
Щепкин был дружен с Т. Г. Шевченко, А. Н. Островским, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, Н. А. Некрасовым, Т. Н. Грановским, В. Г. Белинским, И. С. Тургеневым.

Специально для актёра В. Г. Белинский пишет пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургенев — пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк»; А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш переводят для него пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер — «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира.

По мнению исследователей, роль Городничего в «Ревизоре» стала главным событием творческой биографии Щепкина. Он играл Городничего «русским темным человеком, темным на все, кроме умения обойти кого захочет». Гоголь был любимым писателем актера, позднее он сыграл Подколесина и Кочкарева в его «Женитьбе», Утешительного в «Игроках» и Бурдюкова в «Тяжбе».

2019-09-11_00-35-57.png
Дом - музей М.С. Щепкина. Экспозиция, посвящённая Гоголю и пьесе "Ревизор". Костюм Городничего(его роль исполнял М.С.Щепкин)

2019-09-11_00-36-54.png
Музей М.С.Щепкина. Экспозиция, посвящённая пьесе Грибоедова "Горе от ума"В роли Фамусова.


Теперь вы стали в несколько раз выше того Щепкина, которого я видел прежде. У вас теперь есть то высокое спокойствие, которого прежде не было. Вы теперь можете царствовать в вашей роли, тогда как прежде вы все еще как-то метались. Если вы этого не слышите и не замечаете сами, то поверьте же сколько-нибудь мне, согласясь, что я могу знать сколько-нибудь в этом толк.
(Из письма Николая Гоголя Михаилу Щепкину, 1842 год)

s1200.jpg

5712247_original.jpg

Летом 1863 года Щепкин по настоянию врачей отправился на лечение в Ялту.
В Алупкинском дворце у князей Воронцовых собирались гости, и хозяева попросили Щепкина прочитать отрывок из «Мертвых душ». Во время чтения Михаилу Семеновичу стало плохо.

За три дня до смерти сознание Михаила Семеновича потеряно не было, — вспоминал о последних днях жизни великого артиста его верный слуга Александр Алмазов, — несколько времени могли отвечать на вопросы, а иногда не могли… В это время М. С. вдруг подзывают меня и спрашивают: «Александр, а куда Гоголь ушел?» Я им говорю: «Какой Гоголь?» — «Николай Васильевич». — «Он давно уже умер». — «Как умер? Давно ли?» — «Давно». — «Да, вот оно что…». Это были его последние слова. Отвернулся лицом к стене, чтобы больше не вставать.

Piatnitskoe_Cemetery_280811_Shchepkin_Tomb1.jpg
Могила М. С. Щепкина на Пятницком кладбище Москвы (22-й участок)

Piatnitskoe_Cemetery_280811_Shchepkin_Tomb2.jpg

…Он был великий артист, артист по призванию и по труду. Он создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре.
(Из воспоминаний Александра Герцена)

Tags: актёры, история, театр
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments