Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Сверкающая архитектура эпохи рококо(1).

Сверкающая архитектура эпохи рококо(1)








Рококо (в переводе с французского «рокайль» — «декоративная ракушка») — стиль, который появился в начале XVIII века во Франции. Он стал своеобразным продолжением стиля барокко и развивался вплоть до 60-х годов. Сам термин вошёл в употребление в середине XIX века.



Первые памятники рококо — интерьеры особняка Роганов и дворца Марли (не сохранился).
Характерными чертами рококо являются утончённость, большое количество декоративных элементов, изящество. Практически во всех работах в стиле рококо прослеживается орнаментальность, часто присутствуют мифологические мотивы.



Приходская церковь Святого Николая, Ширниц (Альбек)Австрия.



Ректоратская церковь св. Елизаветы, Клагенфурт.



Гнесау ,Зедлицдорф 34 ,Приходская церковь Храма Богоматери. Роспись потолка.


Этот стиль изначально стал применяться в оформлении интерьеров, позже он вошёл в архитектуру и изобразительное искусство. Элементы этого стиля имитировали естественные, природные текстуры. Вместе с этим для рококо характерен избыток предметов декора и обилие завитков.




Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном.

XVIII век изменил многое в искусстве. Аристократия, наслаждаясь праздным бездельем, заказывала все более вычурные роскошные дворцы, богато украшенные лепниной и позолотой. Амурчики, святые, кентавры, цветущие розы, растительные мотивы украшали интерьеры богатейших домов Европы, разбавляя сдержанную красоту «приевшегося» барокко.




Фридерицианское рококо маскируется под шинуазри: Китайский домик в Потсдаме.


Рококо – переходный стиль, поэтому он не обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, его скорей можно назвать вариацией стиля барокко. Он находил применение в дворцовых и храмовых ансамблях Европы XVIII века.




Целль-на-Циллере, Австрия, церковь Целль


Архитектура рококо характеризовалась отказом от парадности и напыщенности, она стала более лёгкой и игривой. В рококо сочетание и распределение частей сооружения отходят на второй план.  На смену логичности форм приходит произвольность, строгой симметричность сменяется вариативностью и обилием орнаментальных деталей.




Елизаветинское рококо: интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.


Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. При этом архитекторы часто отступали от рациональности и жёсткой пропорциональности – они частично сохранялись лишь в фасаде отеля. Внутренняя же планировка изменялась.





Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген.


Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси.




Соколиный дом в Вюрцбурге



Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам.




Португальское рококо: церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету работы Алейжадинью


Основной элемент декора эпохи рококо называется «рокайль»  — он представляет собой орнамент, который выглядит как соединение природных камней с раковинами и листьями растений.



Интерьер Мариенкирхе Штейр



Для орнамента характерны плавные линии и постепенные переходы, что позволяло создавать цельный и гармоничный декоративный фон. Данный элемент часто применялся для оформления интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.



Приходская церковь Святого Сигизмунда в Штробле, Зальцбург (Австрия). Главный алтарь (1760): Ангел у скинии, изготовленный Лоренцем Хёрмблером.


Что касается линий, то прямые линии и плоские поверхности почти исчезают, прикрываются фигурной отделкой. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются.








Интерьер Соборной Церкви Wilhering



Изменениям подвергаются и капители, карнизы становятся двойными, всё чаще можно увидеть расставленные на постаментах вазы и статуи. Как снаружи, так и внутри зданий используются затейливые лепные орнаменты – в основном они напоминают листья растений, цветы и раковины. Несмотря на отсутствие рациональности, в стиле рококо было создано много памятников, отличающихся оригинальностью и живостью.



Рококо в России


В архитектуре элементы французского рококо проявлены в творчестве архитектурного гения эпохи Б. Ф. Растрелли Младшего , соединившего в своем неповторимом индивидуальном стиле элементы рокайля, итальянского барокко, классицизма, красочности и декоративной сочности русского народного искусства. Расцвет его творчества приходится на елизаветинскую эпоху. В определении созданного им уникального стиля в истории искусствознания нет единства, его называют русским рококо, елизаветинским барокко, барочно-рокайльным стилем. Существуют сравнения и с прусским, или фридерицианским, рококо .




Стиль русского рококо сохраняется и в ранние екатерининские годы (время великой княгини Екатерины Алексеевны), причем особенной популярностью пользуется внутристилевое течение шинуазри. Однако, в отличие от Франции, где этот стиль формировался еще с 1720-х годов, в России он оказывается кратковременным, обрываясь с воцарением императрицы Екатерины, предпочитавшей колассицизм и отправившей зодчего Растрелли в 1763 г. в отставку. Как и в странах Западной Европы, но в гораздо большей степени, рококо остается камерным стилем, для личного применения, заметным более в интерьерах и декоре, чем в наружных фасадах.




Практически все здания построены одним мастером, приглашенным великой княгиней Екатериной для строительства своей усадьбы в Ораниенбауме: Антонио Ринальди возводит Китайский дворец в Ораниенбауме, а также другие более мелкие здания в императорских резиденциях под Петербургом. [14].Впрочем, в стиле Ринальди уже явственны черты раннего екатерининского классицизма.



Здания



 


Летний дворец Елизаветы Петровны в Петербурге (1741-4 гг.), построен Франческо Бартоломмео Растрелли, не сохранился. Имел и барочные, и рокайльные элементы













Павильон «Грот» в усадьбе Кусково (Москва), построенный в 1755—1761 годах под руководством Фёдора Аргунова

Постройки Ринальди:







Дворец Петра III (Каменный дом) в Ораниенбауме





Павильон Катальной горки в Ораниенбауме




Китайская деревня в Александровском парке Царского Села (незакончена при Екатерине, завершена в начале XIX века)





Китайский театр в Царском селе




современное состояние



Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме





Архитекторы эпохи рококо уделяли довольно много времени созданию архитектурных ансамблей – к их числу можно отнести дворцовый комплекс в Ораниенбауме, построенный для Екатерины II итальянским архитектором Антонио Ринальди.







Строительство длилось с начала 60-х до середины 70-х годов XVIII века. По проекту этого архитектора был разбит парк, включающий элементы природного парка с лужайками и зарослями, живописными аллеями, дорожками и водоемами. Это было личное жильё, которое и строилось не для приемов, а для отдыха.





Стеклярусный кабинет Китайского дворца Ораниенбаума.





стены





паркет



Терраса дворца облицована гранитом, вокруг него стоит ограда с изящной кованой решеткой. Внешний вид дворца отличается лаконичностью: одноэтажный, с большими окнами, стеклянной галереей. Стены с красивыми пилястрами и полуколоннами ещё возвращают в эпоху барокко, но в гораздо более простой форме. Архитектурные элементы обладают мягкостью, а пастельные кремовые и розовые тона здания придают ему спокойствие, свойственный архитектуре рококо.





плафон





плафон



В этом ансамбле можно отметить ещё одно здание в стиле рококо – Китайский дворец, который строился примерно в это же время по проекту Ринальди.



 Екатерининский дворец (Пушкин, Россия)








Екатерининский дворец в Царском Селе.




В 1717 году в Царском Селе под руководством Бартоломео Франческо Растрелли начали строительство дворца для императрицы Екатерины I, который получился совсем небольшим. А уже при Елизавете Петровне дворец принял нынешний облик. Теперь это была 325-метровая постройка в стиле русского барокко. На отделку ее фасада и статуй ушло более 100 килограмм золота, а интерьеры украсила дорогая лепнина в стиле рококо.








спящий купидон





декор центральной лестницы





лепнина в стиле рококо





медальоны в декоре центральной лестницы









Украшение интерьера Большого зала Екатерининского дворца.





Ул.Пятницкая,64.г.Москва









Дом Россотрудничества,г.Москва







Дом Сергеевых,Ленинский пр.,14,г.Выборг



Германия





Паломническая церковь Бирнау на Боденском озере, Ульдинген-Мюльхофен





Приходская церковь Святой Троицы в Мессбахе.





ее фасад







ее интерьеры





Равенсбург, Rokokohaus Herrenstraße 24





Собор Девы Марии (Zwiefalten)












Замок Вейтшоххайм







 Паломническая церковь Страдавшего от бича Спасителя в деревне Вис (Германия)









Алтарь церкви в Висе. | Фото: flickr.com.







На создание церкви в маленькой деревне у подножья Альп архитектор Доминик Циммерманн (Dominikus Zimmermann) потратил десять лет своей жизни - с 1745 по 1754 гг. Очень скромная снаружи Паломническая церковь в Висе (Wieskirche) является одним из главных образцов баварского рококо. Ее интерьер поражает даже искушённых путешественников.







Элемент скульптурного оформления интерьера Паломнической церкви в Висе. | Фото: ru.wikipedia.org.













Впечатления от резиденции и сада резиденции в Вюрцбурге в апреле 2017 года.


 Церковь в Оттобойрене (Германия)






Интерьер базилики в баварском Оттобойрене. | Фото: en.wikipedia.org.


В 1766 году в баварском Оттобойрене (Ottobeuren) завершилось строительство большой церкви (ныне - базилика). Барочное здание внутри оформлено в стиле рококо. Светлый интерьер нагружен декоративными деталями, фресками, лепниной.








Алтарь и романское распятие в церкви Оттобойрена. | Фото: commons.wikimedia.org.




Потолочная фреска в церкви Оттобойрена. | Фото: de.wikipedia.org.



Интерьер приходской церкви Святого Николая в Альтфраунхофене (Лкр. Ландсхут)




Успение Богородицы (Оберхацкофен)




ее алтарь



Церковь Марии Долоросы Мирскофен





Святой Андреас (Хофендорф)




Санкт Леонхард (Обероттербах)


Продолжение следует...

Tags: архитектура, интерьер, искусство
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments