Гласящий: - В путь иди! -
Я вижу перст, невидный вам,
Горящий впереди.»
Уильям Блейк.
Ко второй половине XVIII века в европейском и американском искусстве направления в живописи начали рождаться почти одновременно, «накладываться» одно на другое или даже последовательно сменять друг друга даже и в творчестве одного и того же художника. Почти одновременно с неоклассицизмом начал зарождаться новый стиль, вбирающий в себя не только некоторые элементы прошлого, но и существовавшие на тот момент новые тенденции в искусстве, отразившие разочарование в итогах французской революции, в идеологии Просвещения. Один стиль не приходит на смену другому, а они сосуществуют почти одновременно, отражая настроения в обществе. Так в конце века во времена революционной ломки старого миропорядка, усталости от классических канонов, во времена стремления к свободе и обновлению, интереса к внутренней духовной жизни человека рождается новый стиль – в европейском искусстве - РОМАНТИЗМ
Поэтому иногда причисление художника к определенному стилю вызывает трудности. Так произошло, например, с художником Альма-Тадема, о котором мы говорили в конце нашего предыдущего разговора, как о представителе неоклассицизма, он прошел путь от академизма до авангардизма, сегодня упомяну о нем как о романтике, а закончил он свою художественную деятельность чуть ли не символистом.
Романтизм тяготел не просто к свободе, а к безграничной свободе, к совершенству, к гражданской и личной независимости, к изображению сильных характеров, бурных страстей, тайных движений души, пренебрежительно относясь к реальному миру – ведь «гений не подчиняется правилам, а творит их» (И. Кант). «Романтический» портрет становится остро реалистичным или даже скрыто критическим, часто страстно эмоциональным, иногда мечтательно потусторонним или даже устрашающе зловещим. Он не просто передает сходство с изображаемым человеком, не льстит ему, не приукрашивает, а пытается отобразить всю гамму чувств и настроений, иногда даже преувеличивая или обостряя их.
Одним из основоположников романтизма был немецкий живописец, график и теоретик искусства Рунге Филипп Отто (1777-1810), родившийся в многодетной небогатой семье и обучавшийся при финансовой поддержке брата в Дрездене.
В 1803 году молодой Рунге познакомился с Гете, их объединял, несмотря на разницу в возрасте, интерес к натурфилософским и естественнонаучным поискам, мистические мотивы в творчестве, идея о слиянии художника-творца с мирозданием и интерес к проблемам цветоделения, о котором у Рунге вышел 1810 году большой трактат. В его портретах сочетается внимание к натуре и эмоциональность, скрывающаяся под внешне спокойной созерцательностью.
В 1804 году он женился, вскоре у него родилась дочь, затем сын, но жизнь его была недолгой, он умер от туберкулёза в возрасте 33 лет, не успев воплотить в жизнь многие свои замыслы.
Примерно в это же время в Англии жил и творил поэт, художник и гравер Уильям Блейк (1757-1827),
находившийся некоторое время под влиянием идеалов Французской и Американской революций, позже разочаровавшийся в них, почти не признанный при жизни, но ставший знаковой фигурой в истории романтического искусства. Честно говоря, его творчество не очень подходит к нашей теме, так как он почти не писал портреты, мне удалось найти только рисунки, но его роль в становлении романтического направления в искусстве так велика, что мы не можем обойти его молчанием. Родившийся в многодетной семье лавочника, он получил начальное образование от матери, она же «заразила» его любовью к литературе и искусству эпохи Возрождения. Заметив его художественные способности, родители отдали его в 10 лет в художественную школу, где он получил профессию гравера, что ему очень помогло в будущем зарабатывать на иллюстрировании книг.
Блейк писал стихи и прозу, дополняя их многочисленными иллюстрациями, объединяя в одном произведении философию, литературу и живопись, внося во все это религиозные и мистические мотивы. Это давало ему возможность выразить свой взгляд на жизнь, духовность, на свои пророческие идеи, открыть людям «очи, обращенные внутрь». Писатель 19 века Уильям Россетти назвал его человеком, «не предвосхищенным предшественниками, не классифицированным современниками, не замененным известными или предполагаемыми преемниками».
О творчестве Блейка позже будет много споров, про его произведения будут говорить, что они подсказаны дьяволом, а сам он говорил: «Я более известен своими произведениями на Небесах, чем на земле». Он умер в полном забвении и нищете, и был похоронен, как и Моцарт, в общей бедняцкой могиле и место его захоронения неизвестно.
Одним из самых знаменитых, самых мною любимых представителей романтизма (Книгу Фейхтвангера «Гойя, или Тяжкий путь познания» я впервые прочитала еще в юности) был и остается Франсиско Гойя (1746-1828).
Тайна его гениальности не давала покоя многим: одни считали, что его талант выходил за рамки возможного и потому помог ему достичь невиданных высот. Другие полагали, что тяжелая болезнь и психическое расстройство дали ему возможность сотворить шедевры, третьи уверяли, что любовь великой женщины, герцогини Альбы, сделала и его великим. Были даже и те, кто настаивал на вмешательстве дьявола в его творчество.
Не буду излагать тут его биографию, она довольно известна, скажу только о двух важных моментах. Первый – встреча с двадцатилетней герцогиней Альбой, бывшей к тому времени уже 7 лет замужем и покорившей множество мужских сердец
(На этой картине она указывает пальцем на надпись у ее ног - «Только Гойя».) Их страстный и бурный роман длился 7 лет, ловелас и необузданный повеса, Гойя забыл на это время о других женщинах, и все эти годы одна из самых красивых (но не самых добродетельных женщин) была его музой. «Когда она шла по улице, — писал один французский путешественник, — все выглядывали из окон, даже дети бросали свои игры, чтобы посмотреть на неё. Каждый волосок на её теле вызывал желание».
Даже когда она бросила его ради нового любовника, Гойя продолжал писать ее портреты, но уже изображая ее гулящей женщиной или даже ведьмой (например, в «Капричос»). После ее смерти (или самоубийства, доподлинно неизвестно, но она не раз говорила, что хочет умереть молодой) Гойя в течение 10 лет не мог успокоиться.
И второй момент его биографии – тяжелая болезнь, происхождение которой так до сих пор и не выяснено – то ли это было последствием сифилиса, то ли шизофрении, но у него был временный паралич и потеря слуха, которая осталась навсегда и повлияла на изменение не только его характера, но и на его творчество, особенно наглядно проявляющееся в его графике, беспощадно жестокой, иногда устрашающей и приводящей в ужас.
Роль Гойи в развитии искусства невозможно переоценить, после него осталось огромное количество жанровых картин, также посвященных темам революции и войны, великолепные портреты и графика. Его творчество оказало решающее влияние на все европейское искусство и на многих художников от Жерико и Делакруа (о которых мы еще тут будем говорить) и до современных.
Имя другого художника, представителя английского романтизма, родившегося в Швейцарии, Иоганна Генриха Фюссли (1741-1825) не так уж хорошо известно широкой публике, хотя в свое время он был достаточно популярен.
Родившись в семье художника-портретиста, маленький Генрих Фюссли (можно встретить написание его фамилии и как Фюсли, Фузели, Фюзели) уже в 10 лет интересовался искусством и неплохо рисовал. Но родители готовили его к карьере священника, он закончил теологический факультет в Цюрихе, а в 21 год, побывав недолго в Германии и Париже, уезжает в Лондон, зарабатывая на жизнь переводами. Знакомство с Джошуа Рейнольдсом, увидевшим его рисунки и посоветовавшим ему заняться живописью, переворачивает жизнь молодого Фюссли, он уезжает на 9 лет в Италию, изучает там античное искусство и обучается рисунку и живописи на творчестве великих художников прошлого.
Вернувшись в Англию уже вполне сложившимся художником, он быстро получает признание, через 8 лет становится уже членом лондонской Королевской Академии художеств, в 1799 году – профессором, а в 1804 - ее фактическим директором. Самая знаменитая работа Фюссли – «Ночной кошмар», серия из четырех картин, изображающих инкуба (демона, совращающего женщину ночью во время сна). Сюжет навеян английским фольклором, рассказами о привидениях и мотивами шекспировской фантастики. Недаром одна из этих картин висела в кабинете Фрейда, а все творчество художника пронизывает «фрейдистское» начало, интерес к пограничным состояниям, многие его работы носят явно выраженный эротический характер, похожи на кошмарные сны, на бред сумасшедшего.
Один из его друзей, Томас Коутс, сказал о нем: «Его талант имел такого же рода искажения, как и его ум, и отражается во многих его картинах». К концу жизни он был достаточно богат, известен в художественной среде и физически здоров, скоропостижно скончался в возрасте 84 лет и был похоронен в крипте собора Святого Павла в Лондоне.
Один из наиболее известных художников немецкого романтизма, наряду с упоминавшимся выше Рунге, был Каспар Давид Фридрих (1774-1840),
мастер меланхолического пейзажа, для которого природа была источником глубоких религиозных переживаний и имела в его живописи символическое значение. Но он был также и мастером портрета, выполненного в технике рисунка, хотя сам он не хотел быть портретистом и не очень высоко себя оценивал в этом жанре. Поэтому большинство его портретов изображают его самого, членов его семьи и друзей. В 1835 году у него случился тяжелый инсульт, после которого его парализовало, он долго восстанавливался, а вернувшись к работе, вынужден был отказаться от масляных красок и полностью перейти на сепию.
Он перестал быть востребованным, умер в нищете, а его искусство было надолго забыто, и только в эпоху сюрреализма оно вновь привлекло к себе внимание и заинтересовало специалистов и публику.
Особенно ярко проявились черты романтизма во французской живописи, этому способствовали и бурные революционные события, и история наполеоновских войн со взлетом патриотизма в сердцах французов, и собственно история и характер французского искусства и самих французов.
Одним из наиболее известных представителей этого направления был Жан Луи АндреТеодор Жерико(1791-1824), проживший короткую но яркую жизнь.
Он родился в Руане в семье крупного и богатого торговца табаком и нормандской аристократки, рано начал рисовать, а закончив Императорский лицей учился живописи сначала у Верне, а затем у Герена, проводя много времени в музеях, копируя картины известных мастеров и своих учителей. Вскоре он переходит к самостоятельной работе, пишет большое количество этюдов, изучая тела людей и лошадей, что поможет ему в будущем создавать свои картины, полные движения и напряженного драматического настроения.
В портрете художника интересовало отражение человеческих эмоций в экстремальных состояниях (Помните, как ярко это проявилось в его знаменитой картине «Плот медузы»?), для этого он изучал также лица психически больных, написав целую серию их портретов.
К сожалению, Жерико, прожив довольно яркую и насыщенную событиями жизнь, получив прижизненную известность, написав большое количество картин, портретов и этюдов, умер в возрасте 33 лет в результате болезней, вызванных неоднократными падениями с лошади.
Тяжелее всех переживал смерть Жерико его друг и единомышленник, ставший впоследствии одним из главных представителей французского романтизма, живописец и график Эжен Делакруа ((1798–1863).
Он родился в пригороде Парижа в семье политического деятеля Шарля Делакруа, но по слухам его отцом мог быть министр иностранных дел Талейран или даже сам Наполеон. Он был дерзким и непослушным ребенком и много проказничал вместе со своим другом детства Александром Дюма. Но во время обучения в лицее неожиданно проявились его способности к литературе и живописи. Оказавшись в 17 лет круглым сиротой, он поступил в Школу изящных искусств, где преподавал Герен и где он подружился с Жерико, оказавшим на него большое влияние.
Самой важной школой для него было посещение Лувра и изучение творчества Рубенса, Веронезе, Тициана и старых мастеров, а в литературе - знакомство с произведениями Шекспира и Байрона. Первое настоящее признание принесла ему «Свобода на баррикадах», а после посещения Марокко и серии картин, портретов и зарисовок
положение в мире искусства упрочилось, и он стал получать заказы на росписи сначала в Бурбонском дворце, затем Люксембургском, в Лувре и церкви Сен-Сюльпис. В 1855 году Делакруа наградили орденом Почетного легиона.
В том же году была организована его персональная выставка в рамках Всемирной парижской выставки. Творчество Делакруа можно в какой-то степени назвать предтечей импрессионизма благодаря живописной фактуре его работ, свободной динамичной композиции и экспрессивному рисунку. Еще 1835 году у него обнаружилась серьёзная болезнь горла, которая в конце концов почти через 30 лет свела его в могилу, он похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Очень необычной и интересной показалась история жизни и творчества немецкого художника Петера фон Корнелиуса (1783-1867).
Искусствовед Р.Мутер охарактеризовал его роль в немецком искусстве периода романтизма так: "Как живописец Корнелиус имел пагубное влияние на судьбу немецкого искусства, но как человек он отличается гордой, благородной душой". Жрец искусства, его священнослужитель — такую роль выбрал себе Корнелиус, утверждая, что идеальное, духовное должно в живописи преобладать над материальным.
Он был членом «Союза св.Луки», адепты которого жили религиозной коммуной в кельях заброшенного монастыря, посвятив себя «служению искусству во имя совершенствования нравственного чувства и возвышения духа». Творчество Корнелиуса и его товарищей, подтверждало точку зрения Гете, считавшего, что их стремление к соединению религиозности и искусства "не может создать вкуса" и достойной по качеству живописи.
Циклы фресок Корнелиуса в Мюнхене окончательно подтвердили, что умозрительный замысел, довлеющий над исполнением, не может породить высокого искусства, что только тщательный и четкий рисунок, но пренебрежение к колориту, преувеличенная героизация образа, доходящая до комичности, не могут задеть зрителя «за живое», приводят к расхождению слова и дела и не оставляют потомкам шедевров.
Полной противоположностью «сумрачному германскому гению» был итальянский художник, фактический основоположник итальянского романтизма Франческо Хайес (1791 – 1882),
известный не только своими историческими картинами и аллегориями, но и прекрасными портретами. Многие известные люди в Италии считали за честь быть запечатленными кистью художника.
Дядя, в семье которого он воспитывался, заметил его способности к живописи и отдал в ученики к реставратору картин. Уже в 18 лет юный Франческо выиграл конкурс Венецианской академии и получил возможность в течение года учиться в Риме, где продолжил свое образование самостоятельно, работая в музеях, делая зарисовки на улицах, особенно обращая внимание на фигуры и лица людей.
Большую часть жизни Хайес провел в Милане, где преподавал живопись в Академии Брера, став в 1860 году её директором. Известность ему принесли не только картины на исторические и мифологические темы (например, «Купание Вирсавии»,), или написанные по мотивам литературных произведений (знаменитый «Поцелуй»), но и многочисленные портреты.
Интересный факт его биографии – он часто не подписывал свои работы и не датировал их, что представляло собой сложность в последующем изучении его творчества. Прожив долгую жизнь, оставив потомкам большое количество произведений, Хайес скончался в возрасте 91 года в Милане, где и похоронен на Монументальном кладбище.
Закончим наш краткий обзор романтизма как направления в мировой живописи разговором о великом французском художнике, считающемся завершителем эпохи романтизма и основателем реализма во французской живописи – Густаве Курбе (1819 -1877).
Он родился на юге Франции в семье богатого владельца виноградников, обучался в семинарии, но так неподобающе вел себя, что, говорят, ни один священник не решался отпускать ему грехи, Отец хотел, чтобы сын стал юристом, он поступил в Колледж в Безансоне, одновременно посещая художественную Академию. Пообещав отцу продолжить юридическое образование Гюстав отправился в Париж, днями пропадает в Лувре, восхищенный искусством «малых голландцев» и Веласкеса, он заимствует у них позже темные тона своих картин.
Вместо юриспруденции Курбе начинает работать в мастерских Суисса, где не преподавали специальных знаний, а основное обучение сводилось к изображению обнаженной натуры и портретной живописи. Был он в это время большим повесой, каждая натурщица оставалась у него после позирования,
он был красив, темпераментен и талантлив, часто у персонажей его картин можно было разглядеть черты его собственного лица. Если в молодые годы он тяготел к романтизму, его интересовали, как и многих романтиков, пограничные состояния души,
то позже он начал тяготеть к реализму, в конце концов став главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны. Дошло до того, что он перестал выставляться, возмущенный «засильем», как он считал, академизма в искусстве Франции. Продолжение разговора о Курбе, как о ведущем представителе французского реализма, будет в следующей части.
Заканчивая разговор о романтизме, хочется еще раз подчеркнуть его значение для мировой живописи, определяемое тем, что он обыденной жизни противопоставлял сильные страсти, жизнь человеческого духа, тайные движения души, иногда ее «ночную сторону, бессознательное, интуитивное, провозглашал «внутреннюю бесконечность индивидуализированной личности». Его историческая судьба была сложной, неоднозначной, но так или иначе, теми или иными романтическими тенденциями было отмечено творчество многих художников барбизонской школы, некоторых импрессионистов и даже постимпрессионистов, а элементы мистики и фантастики отразились в творчестве символистов. Но об этом мы поговорим в следующих частях темы.
Как всегда, желающие могут посмотреть музыкальный видеоклип по теме, продолжительность – 10 минут, в нем 102 репродукции.
Ссылки: 1. https://www.wikiart.org/ru/artists-by-art-movement/romantizm.
2. http://www.art-drawing.ru/destinations-and-styles/1870-romanticism
3. http://smallbay.ru/romantic.html
4. https://www.google.com/culturalinstitute/beta/entity/m06hsk?categoryId=art-movement
5. http://allpainters.ru/
Community Info