
В октябре этого года в Большом дворце французской столицы откроется выставка, посвященная Анри де Тулуз-Лотреку. На афише - женщина в черных перчатках. Это знаменитая певица кафешантанов Иветта Гильбер.
Созданный Гильбер сценический образ, рыжие волосы, длинные черные перчатки приводили художника в восторг. Впервые художник побывал на ее выступлении в 1890 году и лишь спустя несколько лет он был представлен певице лично. К тому времени он уже прославился своими афишами для Мулен Руж, поэтому Гильбер решила обратиться к нему с заказом.
Очертив несколькими линиями тонкий силуэт, художник сделал акцент на черных перчатках, насыщенном макияже и волосах. Когда певица увидела его работу, то воскликнула: "Маленькое чудовище! Это кошмар!"
В результате афиша была заказана другому художнику - Теофилю Стейнлену.

Теофиль Стейнлен - Иветта Гильбер - 1894 - MoMA, Нью-Йорк
Теофиль-Александр Стейнлен (Théophile-Alexandre Steinlen), (1859, Лозанна - 1923, Париж), - французский художник, график и иллюстратор швейцарского происхождения, работавший как в реалистическом стиле, так и в стиле модерн. Теофиль-Александр Стейнлен стал знаменитым благодаря своим парижским плакатам, созданным около 1900 года, его сценам из ночной жизни Монмартра.

Иветта Гильбер, исполняющая песню "Я пьяна"
Иветта Гильбер (Yvette Guilbert), (1865, Париж - 1944, Экс-ан-Прованс), - французская певица и актриса кабаре Прекрасной эпохи, модель.
Дочь старьевщика и шляпницы. Работала в швейном ателье, с 16 лет - продавщица в универмаге Printemps на бульваре Осман. Закончила курсы драматического искусства (1885). Дебютировала в Théâtre des Bouffes du Nord, затем играла в Théâtre de Cluny, Théâtre des Nouveautés, Théâtre des Variétés. Не удовлетворённая третьестепенными ролями, стала петь в кафешантанах и мюзик-холлах. В её репертуаре были песни на стихи Поля де Кока, Жана Лоррена, Жана Ришпена и собственные сочинения. Отличительной манерой исполнения для Иветты стало введение в шансон не вполне пристойных песенок-скороговорок, подкупавших публику сексуальным содержанием.
При этом певица поражала слушателей контрастом: скромной внешностью и дерзкими текстами. Большинство песен Иветты были о трагической любви на фоне парижской бедности, с которой она была знакома не понаслышке.

Анри Тулуз-Лотрек - Иветта Гильбер, исполняющая песню "Задержитесь дольше, Лу" - 1894 - ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Несмотря на то, что Гильбер была открыта новому, она выбрала работу Теофиля Стейнлена. Позже, вспоминая об афише Тулуз-Лотрека, певица признавалась:
"Я выглядела настолько карикатурно, что мне ничего не понравилось. Я не увидела гениальности художника. Я не смогла понять, почему Лотрек так меня изобразил".
Какая из работ вошла в историю искусства, догадаться нетрудно. Однако в конце XIX века выбор был не столь очевиден...
Yvette Guilbert - "Madame Arthur" - 1934
Иветта Гильбер - "Мадаи Артюр" - 1934
Модель и её портрет кисти Анри де Тулуз-Лотрека
Community Info