Фелициан Мирбах-Рейнфельд - Кортеж Наполеона (1896)
Иллюстрация к книге американского историка Уильяма Миллигана Слоана (1850-1928) "Жизнь Наполеона Бонапарта"
Фелициан Мирбах, барон фон Рейнфельд (1853, Залещики, Австрийская империя - 1940, Клагенфурт, Австрия) - австрийский художник, график и иллюстратор. Один из основателей Венского сецессиона и Венских мастерских, директор школы Прикладного искусства в Вене. Известен, в частности, графикой на сюжеты Революционных и Наполеоновских войн.
André Dassary - Le Chant du Départ (hymne révolutionnaire et républicain)
Étienne Nicolas Méhul (pour la musique) et Marie-Joseph Chénier (pour les paroles)
Гимн наполеоновской Франции (Песня выступления - Le Chant du Départ)
Этьен Николя Мегюль на слова Мари-Жозефа Шенье
Скульптура "Французский гусар" (бронза, мрамор)
Автор - Сергей - k-nasledie - сайт livemaster
Наполеоновские войны - под этим названием известны, главным образом, войны, которые велись Наполеоном Бонапартом с разными государствами Европы, когда он был Первым консулом и императором (ноябрь 1799 - июнь 1815). В более широком смысле сюда относится и итальянская кампания Наполеона (1796-1797), и его египетская экспедиция (1798-1799), хотя их (особенно итальянскую кампанию) обычно причисляют к так называемым революционным войнам.
Ренцо Коломбо (1856-1889) - Бюст Наполеона Бонапарта
Nicolas Roze (1745 - 1819) - Vivat in aeternum
Coronation Music for Napoleon I
Аббат Николя Роз - Живи вечно
Коронационная музыка для Наполеона
Гусары - один из видов легкой кавалерии, распространенный во всех европейских армиях во времена наполеоновских войн. Основной задачей гусар была разведка, боевое охранение войск и обеспечение безопасности связи. В крупных сражениях гусары использовались для прикрытия флангов собственной армии, атак на тылы и фланги противника, преследование отступающего врага.
По мнению специалистов, лучшие гусары того времени были в австрийской армии, так как именно в ней служили венгры и хорваты, о чём шла речь в первой части сюжета. Были среди австрийских гусаров и поляки, но всё же большая их часть служила в армии Наполеона.
Интересны прусские гусары той поры, которых называли "чёрными гусарами" или "гусарами смерти". Чёрные - потому что форма у них была чёрного цвета, а "гусары смерти" - потому что на головных уборах они носили эмблему "мёртвая голова" и в бою не жалели жизни - ни чужой, ни своей.
Ежов Александр Николаевич - Чёрные гусары Фридриха Великого
Ежов Александр Николаевич (1966-2014) - российский художник, автор пейзажей, натюрмортов и батальных сцен. Художник журнала "Воин" с 2000-го года.
Жил и работал в Самаре. Участник реконструкции Бородинского и Аустерлицкого сражений.
Первые упоминания о прусских "гусарах смерти" относятся к эпохе прусского короля Фридриха II (1712-1786), прозванного Старым Фрицем. При нём был создан специальный 5-й гусарский полк. Униформа полка чёрного цвета была сделана по образцу венгерской. Знаменитую эмблему "мертвая голова" (череп со скрещеными костями) позаимствовали у австрийских пандуров, которая символизировала готовность к смерти. Позже другие подразделения, которые хотели заявить о своей беспримерной храбрости, тоже брали себе эту эмблему. Чёрный цвет формы и эмблема были выбраны не случайно.
Когда умер король Пруссии Фридрих Вильгельм I по прозвищу "Король-солдат", отец Фридриха II, его гроб был накрыт чёрным бархатным покрывалом с вышитыми на нём серебряной нитью черпами со скрещеными костями. Чёрный и белый цвета были родовыми цветами династии Гогенцоллернов, к которой пренадлежали короли Пруссии. Видимо, именно там стоит искать истоки дизайна униформы знаменитых кавалеристов, которые принесли славу не только королю, но и всей Пруссии.
Примечание. Пандуры: первоначально - телохранители венгерских магнатов;
позднее - в XVIII веке и до начала XIX века - иррегулярные пешие наёмные войска в Австрийской и Российской империях.
Прусские гусары смерти - Собственная работа MAFIT33 - одного из авторов Википедии
Во времена наполеоновских войн в Пруссии были сформированы 1-й и 2-й лейб-гвардейские гусарские полки всё с той же чёрной униформой, символом которых была "мёртвая голова".
1-й полк особо отличился в "битве народов" под Лейпцигом (16-19 октября 1813-го года). Впоследствии эти части стали личной охраной кайзеров и дожили до самого развала Германской Империи (1918).
Эрнст Юлиус Хенель - памятник герцогу Фридриху Вильгельму в Брауншвейге
Эрнст Юлиус Хенель (Ernst Julius Hähnel), родился в 1811-ом году в Дрездене - умер в 1891-ом году в Дрездене), - немецкий скульптор, профессор Дрезденской академии художеств.
В 1806-ом году в неудачной для пруссаков битве при Йене и Ауэрштедте герцог Брауншвейгский Карл Вильгельм Фердинанд, отец Фридриха Вильгельма, был смертельно ранен. Герцогство Брауншвейгское было оккупировано французами. В 1807-ом году Наполеон включил его в состав Вестфальского королевства под управлением своего брата Жерома.
Князь Фридрих Вильгельм Брауншвейг-Вольфенбюттельский в 1809-ом году в составе войск Пятой антинаполеоновской коалиции сформировал добровольческий корпус, названный Брауншвейгским чёрным корпусом. Добровольцев неофициально прозвали Чёрным легионом или Чёрными брауншвейгцами. Для финансирования этого проекта Фридрих Вильгельм заложил своё княжество в Олеснице.
В самом начале в добровольческом корпусе было 2300 солдат и он состоял из двух батальонов пехоты, одного егерского батальона, снайперской роты и смешанного кавалерийского контингента, включавшего гусар и улан. В том же 2009-ом году герцогу удалось временно освободить от французов Брауншвейг. Благодаря этому событию корпус и получил своё название. Однако вскоре герцог был вытеснен французами, но ему удалось вместе с корпусом бежать в Англию, где он поступил на службу к своему кузену, будущему королю Георгу IV.
На английской службе корпус был переименован в Брауншвейгский Олесницкий егерский и гусарский полки. Офицерский состав был представлен главным образом пруссаками.
В 1813-ом году, после поражения наполеоновских войск в России, Фридрих Вильгельм вернулся в Брауншвейг и восстановил права на герцогство, а заодно и пополнил ряды корпуса.
В 1815-ом году герцог вновь поступил на службу к англичанам и в составе войск Седьмой антинаполеоновской коалиции принял участие в новой войне с Наполеоном в Бельгии. Брауншвейгский корпус в этом сражении был отдельной дивизией в составе войск резерва. Полк же брауншвейгских гусар и эскадрон улан были присоединены к союзной кавалерии.
В битве при Катр-Бра (16 июня 1815-го года) брауншвейгцы сражались с отменной храбростью, но корпус понёс огромные потери. В бою погиб и сам герцог Фридрих Вильгельм. Именно эта битва прославила Чёрных брауншвейгцев.
История Чёрного корпуса стала темой картины "Чёрный брауншвейгский гусар" английского художника Джона Эверетта Милле.
Картина "Чёрный брауншвейгский гусар" или "Чёрный брауншвейгец" (The Black Brunswicker) написана в 1860-ом году, хранится в Ливерпуле в Художественной галерее леди Левер. Моделью для этой картины художнику послужила одна из дочерей знаменитого английского писателя Чарльза Диккенса (1812-1870).
На картине изображён эпизод из наполеоновских войн: гусарский офицер из Брауншвейгского корпуса на балу у герцогини Ричмонд прощается с любимой девушкой перед отправлением на верную смерть в битве при Катр-Бра. На заднем плане картины как примета своего времени присутствует гравюра с известной картины Жака Луи Давида (1748-1825) "Наполеон на перевале Сен-Бернар" (1801).
Джон Эверетт Милле (John Everett Millais), (1829-1896) - английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.
Чёрный корпус принял участие и отличился во многих значительных сражениях и кампаниях, однако в результате трудностей с восполнением потерь и снабжением корпус был распущен в начале 1820-х годов.
Статуэтка "Прусский гусар"
Италия - Capodimonte - середина XX века
Вензель на ташке правильный и "мёртвая голова" на месте, только цвета... Я, конечно, понимаю, что красный ментик, жёлтые сапоги и прочие красивости оживляют статуэтку, но где же правда жизни, спрашивается?)))
Community Info