
Фелициан Мирбах-Рейнфельд - Кортеж Наполеона (1896)
Иллюстрация к книге американского историка Уильяма Миллигана Слоана (1850-1928) "Жизнь Наполеона Бонапарта"
Фелициан Мирбах, барон фон Рейнфельд (1853, Залещики, Австрийская империя - 1940, Клагенфурт, Австрия) - австрийский художник, график и иллюстратор. Один из основателей Венского сецессиона и Венских мастерских, директор школы Прикладного искусства в Вене. Известен, в частности, графикой на сюжеты Революционных и Наполеоновских войн.
André Dassary - Le Chant du Départ (hymne révolutionnaire et républicain)
Étienne Nicolas Méhul (pour la musique) et Marie-Joseph Chénier (pour les paroles)
Гимн наполеоновской Франции (Песня выступления - Le Chant du Départ)
Этьен Николя Мегюль на слова Мари-Жозефа Шенье

Скульптура "Французский гусар" (бронза, мрамор)
Автор - Сергей - k-nasledie - сайт livemaster

Наполеоновские войны - под этим названием известны, главным образом, войны, которые велись Наполеоном Бонапартом с разными государствами Европы, когда он был Первым консулом и императором (ноябрь 1799 - июнь 1815). В более широком смысле сюда относится и итальянская кампания Наполеона (1796-1797), и его египетская экспедиция (1798-1799), хотя их (особенно итальянскую кампанию) обычно причисляют к так называемым революционным войнам.

Ренцо Коломбо (1856-1889) - Бюст Наполеона Бонапарта
Nicolas Roze (1745 - 1819) - Vivat in aeternum
Coronation Music for Napoleon I
Аббат Николя Роз - Живи вечно
Коронационная музыка для Наполеона

Гусары - один из видов легкой кавалерии, распространенный во всех европейских армиях во времена наполеоновских войн. Основной задачей гусар была разведка, боевое охранение войск и обеспечение безопасности связи. В крупных сражениях гусары использовались для прикрытия флангов собственной армии, атак на тылы и фланги противника, преследование отступающего врага.
По мнению специалистов, лучшие гусары того времени были в австрийской армии, так как именно в ней служили венгры и хорваты, о чём шла речь в первой части сюжета. Были среди австрийских гусаров и поляки, но всё же большая их часть служила в армии Наполеона.
Интересны прусские гусары той поры, которых называли "чёрными гусарами" или "гусарами смерти". Чёрные - потому что форма у них была чёрного цвета, а "гусары смерти" - потому что на головных уборах они носили эмблему "мёртвая голова" и в бою не жалели жизни - ни чужой, ни своей.

Ежов Александр Николаевич - Чёрные гусары Фридриха Великого
Ежов Александр Николаевич (1966-2014) - российский художник, автор пейзажей, натюрмортов и батальных сцен. Художник журнала "Воин" с 2000-го года.
Жил и работал в Самаре. Участник реконструкции Бородинского и Аустерлицкого сражений.

Первые упоминания о прусских "гусарах смерти" относятся к эпохе прусского короля Фридриха II (1712-1786), прозванного Старым Фрицем. При нём был создан специальный 5-й гусарский полк. Униформа полка чёрного цвета была сделана по образцу венгерской. Знаменитую эмблему "мертвая голова" (череп со скрещеными костями) позаимствовали у австрийских пандуров, которая символизировала готовность к смерти. Позже другие подразделения, которые хотели заявить о своей беспримерной храбрости, тоже брали себе эту эмблему. Чёрный цвет формы и эмблема были выбраны не случайно.
Когда умер король Пруссии Фридрих Вильгельм I по прозвищу "Король-солдат", отец Фридриха II, его гроб был накрыт чёрным бархатным покрывалом с вышитыми на нём серебряной нитью черпами со скрещеными костями. Чёрный и белый цвета были родовыми цветами династии Гогенцоллернов, к которой пренадлежали короли Пруссии. Видимо, именно там стоит искать истоки дизайна униформы знаменитых кавалеристов, которые принесли славу не только королю, но и всей Пруссии.
Примечание. Пандуры: первоначально - телохранители венгерских магнатов;
позднее - в XVIII веке и до начала XIX века - иррегулярные пешие наёмные войска в Австрийской и Российской империях.

Прусские гусары смерти - Собственная работа MAFIT33 - одного из авторов Википедии
Во времена наполеоновских войн в Пруссии были сформированы 1-й и 2-й лейб-гвардейские гусарские полки всё с той же чёрной униформой, символом которых была "мёртвая голова".
1-й полк особо отличился в "битве народов" под Лейпцигом (16-19 октября 1813-го года). Впоследствии эти части стали личной охраной кайзеров и дожили до самого развала Германской Империи (1918).

Эрнст Юлиус Хенель - памятник герцогу Фридриху Вильгельму в Брауншвейге
Эрнст Юлиус Хенель (Ernst Julius Hähnel), родился в 1811-ом году в Дрездене - умер в 1891-ом году в Дрездене), - немецкий скульптор, профессор Дрезденской академии художеств.

В 1806-ом году в неудачной для пруссаков битве при Йене и Ауэрштедте герцог Брауншвейгский Карл Вильгельм Фердинанд, отец Фридриха Вильгельма, был смертельно ранен. Герцогство Брауншвейгское было оккупировано французами. В 1807-ом году Наполеон включил его в состав Вестфальского королевства под управлением своего брата Жерома.
Князь Фридрих Вильгельм Брауншвейг-Вольфенбюттельский в 1809-ом году в составе войск Пятой антинаполеоновской коалиции сформировал добровольческий корпус, названный Брауншвейгским чёрным корпусом. Добровольцев неофициально прозвали Чёрным легионом или Чёрными брауншвейгцами. Для финансирования этого проекта Фридрих Вильгельм заложил своё княжество в Олеснице.
В самом начале в добровольческом корпусе было 2300 солдат и он состоял из двух батальонов пехоты, одного егерского батальона, снайперской роты и смешанного кавалерийского контингента, включавшего гусар и улан. В том же 2009-ом году герцогу удалось временно освободить от французов Брауншвейг. Благодаря этому событию корпус и получил своё название. Однако вскоре герцог был вытеснен французами, но ему удалось вместе с корпусом бежать в Англию, где он поступил на службу к своему кузену, будущему королю Георгу IV.
На английской службе корпус был переименован в Брауншвейгский Олесницкий егерский и гусарский полки. Офицерский состав был представлен главным образом пруссаками.
В 1813-ом году, после поражения наполеоновских войск в России, Фридрих Вильгельм вернулся в Брауншвейг и восстановил права на герцогство, а заодно и пополнил ряды корпуса.
В 1815-ом году герцог вновь поступил на службу к англичанам и в составе войск Седьмой антинаполеоновской коалиции принял участие в новой войне с Наполеоном в Бельгии. Брауншвейгский корпус в этом сражении был отдельной дивизией в составе войск резерва. Полк же брауншвейгских гусар и эскадрон улан были присоединены к союзной кавалерии.
В битве при Катр-Бра (16 июня 1815-го года) брауншвейгцы сражались с отменной храбростью, но корпус понёс огромные потери. В бою погиб и сам герцог Фридрих Вильгельм. Именно эта битва прославила Чёрных брауншвейгцев.

Картина "Чёрный брауншвейгский гусар" или "Чёрный брауншвейгец" (The Black Brunswicker) написана в 1860-ом году, хранится в Ливерпуле в Художественной галерее леди Левер. Моделью для этой картины художнику послужила одна из дочерей знаменитого английского писателя Чарльза Диккенса (1812-1870).
На картине изображён эпизод из наполеоновских войн: гусарский офицер из Брауншвейгского корпуса на балу у герцогини Ричмонд прощается с любимой девушкой перед отправлением на верную смерть в битве при Катр-Бра. На заднем плане картины как примета своего времени присутствует гравюра с известной картины Жака Луи Давида (1748-1825) "Наполеон на перевале Сен-Бернар" (1801).

Джон Эверетт Милле (John Everett Millais), (1829-1896) - английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.

Чёрный корпус принял участие и отличился во многих значительных сражениях и кампаниях, однако в результате трудностей с восполнением потерь и снабжением корпус был распущен в начале 1820-х годов.

Статуэтка "Прусский гусар"
Италия - Capodimonte - середина XX века
Вензель на ташке правильный и "мёртвая голова" на месте, только цвета... Я, конечно, понимаю, что красный ментик, жёлтые сапоги и прочие красивости оживляют статуэтку, но где же правда жизни, спрашивается?)))
Community Info