doclibido wrote in lovers_of_art

Categories:

ДАМА HAUTE COUTURE

Мизия Серт всегда оставалась в тени своей знаменитой подруги Коко Шанель. Она легко согласилась на роль ведомой, но исключительно по причине барской лени, столь характерной для натур высокохудожественных и сверх меры одаренных. В этой сладкой парочке не было явного лидера, да подругам и в голову не приходило в чем-то соревноваться. Они были достойны друг друга и каждая получила свою долю известности и почитания. Мизия Серт воспета в стихах Стефана Малларме и Поля Верлена, стала праобразом героинь романов Марселя Пруста и Жана Кокто. Ее портреты писали Огюст Ренуар, Одилон Редон, Пьер Боннар, Анри Тулуз-Лотрек, Феликс Валлотон, Эдуард Вюйар и др. Писатель Поль Моран называл Мизию Серт «пожирательницей гениев», а публика – королевой Парижа.

Мизия Серт. Национальная галерея, Лондон
Мизия Серт. Национальная галерея, Лондон

Мария-София-Ольга-Зинаида Годебска родилась 30 марта 1872 в Царском селе под Санкт-Петербургом. Ее отец, профессор императорской Академии художеств  участвовал в реставрации загородной царской резиденции. Мизия (уменьшительная форма от имени Мария) имела богатую родословную. По линии отца приходилась правнучкой поэта XVIII в. Циприана Годебского и внучкой скульптора Киприана Годебского. По линии матери приходилась внучкой бельгийского виолончелиста и композитора Франсуа Серве. До десяти лет девочка жила в Брюсселе у своей бабушки.

Мизия в детстве
Мизия в детстве

Росла в обстановке музыкального экстаза. По воспоминаниям, училась игре на фортепиано, сидя на коленях друга семьи Ференца Листа. В 1882 родственники отправили девочку в Париж в школу-интернат при монастыре сестер Сердца Иисусова. Мизия рано проявила художественные способности и в восемнадцать лет уже сама давала концерты и уроки музыки.

Юная девушка оказалась в самом эпицентре очаровательной и неповторимой Белль Эпок – короткого и безмятежного периода европейской истории, предшествующего началу Первой мировой войны. Она кружилась в вихре приключений, мимолетного флирта, запутанных и романтических интриг. Впрочем, по собственному утверждению, у нее «не было любовников, только мужья». Всего их было трое. Первым оказался двоюродный брат Таде Натансон, основатель и редактор литературного обозрения «La Revue Blanche». У них в гостиной на рю Сан Флорентин часто бывали К.Дебюсси. С.Малларме, П.Синьяк, М.Пруст, А.Жид, П.Ренуар и др. знаменитости. Барной стойкой обычно заведовал А. Тулуз-Лотрек, который мастерски смешивал слоистый коктейль Pousse-Café из разноцветных ликеров.  

Феликс Валлотон, Эдуард Вюйар, Ципа Годебски (стоит), Александр Натансон, актриса Марта Мелло, Таде Натансон, Мизия Натансон.
Феликс Валлотон, Эдуард Вюйар, Ципа Годебски (стоит), Александр Натансон, актриса Марта Мелло, Таде Натансон, Мизия Натансон.


Таде Натансон и его жена Мизия. Ок. 1899
Таде Натансон и его жена Мизия. Ок. 1899


Завтрак в доме Натансонов в Вильнев-сюр-Йон. ок. 1897-1899
Завтрак в доме Натансонов в Вильнев-сюр-Йон. ок. 1897-1899

Душой компании и центром всеобщего притяжения всегда оставалась Мизия. Ей восхищались и в нее влюблялись. Перед ее харизмой не устоял сам П.Пикассо. Безнадежно и безответно влюбился Эдуард Вюйар, который рисовал портреты Мизии до самой своей смерти. Композитор Морис Равель посвятил ей свои музыкальные пьесы «Лебедь» и «Вальс», которые исполняются до сих пор.

А. Тулуз-Лотрек. Обложка «La Revue Blanche» с Мизией в качестве модели
А. Тулуз-Лотрек. Обложка «La Revue Blanche» с Мизией в качестве модели


А. Тулуз-Лотрек. Портрет мадам Мизии Натансон. 1887
А. Тулуз-Лотрек. Портрет мадам Мизии Натансон. 1887


Э. Вюйар. Портрет Мизии Натансон
Э. Вюйар. Портрет Мизии Натансон


Мизия, 1899
Мизия, 1899


Мизия в Каннах. 1901
Мизия в Каннах. 1901

Однако, развязка оказалась неожиданной. Издание «La Revue Blanche» требовало значительных расходов и на каком-то этапе Т. Натансон полностью разорился. Он обратился за помощью к  известному медиа-магнату Альфреду Эдвардсу, основателю крупнейшей французской газеты «Le Matin». Давний поклонник Мизии (возможно, даже ее любовник) охотно согласился, но поставил условие: Т. Натансон должен развестись с женой. В результате сделки, достойной пера А.Н.Островского, в 1905 г. Мизия стала миссис Эдвардс.

Трудно сказать, как она сама отнеслась к произошедшему. Вероятно, на первых порах у нее преобладало чувство долга. Но вскоре Мизия уже не смогла обходиться без тех благ, которые дает богатство. Она привыкла к своей новой роскошной квартире на рю Риволи с видом на Лувр и сад Тюильри.  Спустя год замужества даже сам А.Эдвардс, который был старше нее на 16 лет, перестал вызывать у нее неприязнь. Более того, она прониклась к мужу искренней симпатией и ужасно переживала, когда он завел связь на стороне. Соперницей Мизии оказалась двадцатитрехлетняя актрисочка Женевьев Лантельм – девица с весьма сомнительным прошлым и репутацией куртизанки.

Женевьев Лантельм
Женевьев Лантельм

Мизия довольно своеобразно боролась за свои законные права. Позднее в своих дневниках она писала: «Я умудрилась сфотографировать Лантельм; ее фотография стояла на моем туалетном столике, и я отчаянно пыталась выглядеть как она: укладывала волосы таким же образом, носила такую же одежду». Однако, все усилия оказались напрасными. В 1909 г. А. Эдвардс развелся с Мизией и женился на Ж. Лантельм. 

Самым продолжительным оказался третий брак Мизии. В 1914 она вышла замуж за испанского художника Хосе Мария Серта. На этот раз судьба подарила ей настоящую любовь, а заодно и значительное состояние, которое получил в наследство ее муж. Благодаря Х.Серту Мизия познакомилась с композитором Игорем Стравинским и основателем «Русских сезонов» Сергеем Дягилевым. Она с воодушевлением окунулась в атмосферу новаторского театрального и балетного искусства, превратилась в видного мецената, ценителя и покровителя талантов. Именно Мизия Серт  финансировала труппу «Русский балет Сергея Дягилева» в тяжелые послереволюционные годы. Вместе с Коко Шанель она поддержала великого русского импресарио в последние дни его жизни и оплатила его похороны на острове Сан-Микеле у берегов Венеции.

Мизия с Сергеем Дягилевым
Мизия с Сергеем Дягилевым


Мизия Серт. 1920-ые
Мизия Серт. 1920-ые

Относительно благополучный период жизни Мизии Серт  закончился в 1928 г. Страстный муж-каталонец, и раньше не отличавшийся особым постоянством, влюбился в свою поклонницу Изабель Мдивани. Дочь царского полковника Захария Мдивани принадлежала к старинному княжескому роду. В Париже Русудан, как ее звали в девичестве, довольно успешно осваивала профессию скульптора, но более всего рассчитывала на свою внешность и молодость. Пока Мизия разобралась  в ее намерениях, было уже поздно «Когда я через три или четыре дня заметила, что ее визиты продолжаются, я решила встретиться с юной княгиней, о которой Серт говорил с таким волнением, - писала Мизия. - Я сразу поняла, что именно пленило мужа. Он был прав во всем, что говорил о ней. Она была точно такой, какой он ее видел. Она была восхитительна”.  В душе Мизии что-то надломилось. Некоторое время все трое пытались жить вместе в Hôtel Meurice, но, в конце концов, окончательно расстались.

Глотком свежего воздуха стала дружба с Коко Шанель. Впервые они встретились на званом обеде в 1917 г. Женщины знали друг о друге только понаслышке и для начала не преминули обменяться несколькими колкостями. Мизия прошлась по поводу дизайнерского плаща Коко, а та ответила короткой репликой на тему обилия бижутерии. Но вскоре дамы почувствовали внутреннюю близость и сходство характеров. Они сплотились, подобно волчицам в стае, и принялись действовать сообща. Обе отличались редкой целеустремленностью, отрицанием любых стереотипов и убийственным сарказмом. В 1919 Коко потеряла любимого человека – мужественного красавца Артура Кейпела, погибшего в автомобильной катастрофе. Одиночество еще больше сблизило ее с Мизией Серт. Немаловажное значение имело также их общее увлечение морфием.

Мизия Серт очень многое значила в жизни Коко Шанель. «Без Мизии – заметила как-то Коко, - я осталась бы полной идиоткой». Подруги были неразлучны, часто вместе сбегали в Венецию, чтобы насладиться солнцем, морем и романтическим флером города на каналах. Многие современники были уверены, что между Коко и Мизией существует более близкая, интимная связь. Однако, прямых доказательств на этот счет не имеется. Сами подруги неоднократно объявляли себя "сестрами по духу".

Мизия Серт (справа) и Коко Шанель. 1935
Мизия Серт (справа) и Коко Шанель. 1935


Мизия Серт в Венеции
Мизия Серт в Венеции


Мизия Серт в платье от Шанель. Журнал "Вог", 1936
Мизия Серт в платье от Шанель. Журнал "Вог", 1936

Мизия Серт умерла 15 октября 1950 в Париже. Коко Шанель никому не доверила организацию похорон. Она все взяла в свои руки и продумала каждую мелочь. Тело Мизии было обряжено в платье по ее проекту. Безутешная Коко охраняла процессию, как сторожевой пес. Только она решала, кто достоин подойти к гробу и проститься с дорогим и близким ей человеком. Память о Мизии Серт увековечена в названии духов под всемирно известным брендом   «Шанель».

COPYRIGHT © Александр Сосновский

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.