figura_lissajou (figura_lissajou) wrote in lovers_of_art,
figura_lissajou
figura_lissajou
lovers_of_art

Categories:

Картинки с выставки - Выставка из коллекции Александра Васильева "Мода югендстиля"

14.jpg


Югендстиль (Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля "модерн". Произошло от названия мюнхенского журнала "Jugend" (журнал основан в 1896 году), пропагандировавшего этот стиль.



Выставка "Мода югендстиля" состоялась в Риге летом-осенью 2012 года, но, коль скоро сам югендстиль уже в далёком прошлом, актуальность выставки и интервью с её автором нисколько не устарели. )))



Александр Александрович Васильев, родился в 1958 году в Москве, - российский и французский историк моды, искусствовед, коллекционер, декоратор интерьеров, театральный художник, автор книг и статей по данной тематике, лектор, телеведущий, почётный член Российской академии художеств, основатель международной интерьерной премии "Лилии Александра Васильева", создатель "Первого виртуального интерактивного музея моды и стиля".



Александр Васильев.jpg

Александр Васильев


Александр Васильев родился в театральной семье. Отец - Александр Павлович Васильев (1911-1990), театральный художник, Народный художник РСФСР, создатель декораций и костюмов. Мать - Татьяна Ильинична Гулевич (1924-2003), драматическая актриса и профессор сценической речи.
С детства увлекался созданием костюмов и декораций: вначале - для спектаклей в кукольном театре, затем - для своего собственного спектакля, который поставил в двенадцатилетнем возрасте.

В 1981 году Васильев окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ, а позже работал художником по костюмам в Московском театре на Малой Бронной, вместе с отцом оформлял спектакли.

В 1982 году, оформив фиктивный брак с француженкой Анн Бодимон, Александр Васильев переехал в Париж, где стал работать декоратором для различных французских театров и фестивалей, таких как Ронд Пуант (Théâtre du Rond-Point) на Елисейских Полях, Студия оперы Бастилии, Люсернер (Théâtre du Lucernaire), Картушери (Théâtres de la Cartoucherie), Авиньонский фестиваль, Бале дю Нор, Молодой балет Франции и Королевская опера Версаля.
С 1994 года Александр Васильев стал читать курсы лекций и демонстрировать мастер-классы в различных университетах и колледжах мира.
С 2002 года Александр Васильев работает на телеканале "Культура" в качестве автора и ведущего передачи "Дуновение века".
В 2009-2012 - научный руководитель Московской академии моды при Московском институте телевидения и радиовещания "Останкино", где ведёт мастер-классы.
C 2012 года по 2013 год - мастер курса на факультете "Дизайн и мода" в Московском институте телевидения и радиовещания "Останкино".
Александр Васильев владеет семью иностранными языками (английский, французский, испанский, итальянский, польский, сербскохорватский, турецкий) и читает лекции на трёх из них: английском, французском и испанском.

Его коронная фраза:

"Мужья приходят и уходят, а бриллианты остаются".




Былое и дамы
Интервью с Александром Васильевым о югенстиле в моде


Времена охоты на женщин

Знаменитого Александра ВАСИЛЬЕВА теперь можно причислить к создателям модного детектива
Время далекое и близкое — власти стиля югенд или, на русский манер, модерн, нам, жителям Риги, скорее близкое, потому что его приметы разбросаны по всей Риге. И в первую очередь это великолепные дома в центре города, благодаря которым столица Латвии прославилась на всю Европу как столица югендстиля. Несомненно, славы добавит нам и выставка из коллекции Александра ВАСИЛЬЕВА "Мода югендстиля", открывшаяся, по традиции, в Музее декоративного искусства и дизайна. Эта выставка нигде раньше не показывалась! Мода в стиле югенд будет "царить" у нас до 28 октября.



Бабушкин сундук


Из огромной коллекции русского парижанина — около 10 тысяч платьев, которые постоянно путешествуют по миру, в Риге "гостят" около ста. Изумительные наряды — один лучше другого! Публика всегда хочет блеска, уверен Александр Александрович. И у него это всегда получается. А уж как Васильев рассказывает о своих моделях! Соловей замолкает…
Каждое платье, помимо того, что оно — непревзойденный шедевр, имеет свою историю. Иногда это история с явной детективной интригой. К примеру, вот такая.
— Уникальная коллекция платьев, — рассказывает Васильев, — поступила ко мне в Париже от одной семьи — семьи белых эмигрантов Самсоновых, чья бабушка приехала в Париж в 1914 году, будучи в России миллионершей и хозяйкой заводов "Петровской водки". Ее звали Татьяна Никитишна, урожденная Налбандова, из армян. Обладая несметными богатствами, она щедро тратила деньги на приобретение нарядов. И в Париже она их заказала множество. Но тут началась война, потом революция — и пути в Россию были отрезаны. Все свои наряды она сложила в сундук в ожидании лучших времен. Они не наступили, да и мода после войны изменилась. Корсетные платья перестали носить вообще.
Госпожа Самсонова отказалась переделывать свои шедевры, и они так и остались в сундуке (она умерла в 30–е годы). Никто из родных не поднял на них руку, даже сундук не открывали. И только в 1992 году ее внуки открыли бабушкин сундук вместе со мной, откуда мы извлекли платья, туфли, чулки, белье и даже шубы, съеденные молью. Их никто не носил! А на дне сундука обнаружились бриллианты Самсоновой! Семья нуждалась всю жизнь, и даже ни разу не подумала поискать в сундуке чего–либо ценного. И только в 90–е годы внуки разбогатели, оказавшись хозяевами драгоценностей и сервизов из позолоченного серебра. Вот такая "модно–детективная" история! К слову, за стоимость одного такого югенд–платья в начале века всей семьей можно было жить три месяца или купить лошадь.



Опасная булавка


А теперь на время забудем о детективе и обратимся к истории. Югендстиль или модерн одинаково интернационально служил всем с 1890 по 1914 годы, проявляясь в творчестве знаменитых архитекторов, скульпторов, дизайнеров. Особенно ярко он проявился в женской моде.
От югендстиля нам достались: интерес к пастельным тонам, кружева, вышивки стеклярусом и бисером, декоративные цветы из шелка, очень сейчас популярные небольшие бисерные сумочки. Но есть такие вещи, которые многим даже неизвестны, например, шляпная булавка. И вот здесь опять начинается детектив с элементами триллера.
— Раньше шляпы не натягивались на голову, как сейчас, — продолжает рассказ Александр Александрович, — а прикреплялись булавками к прическе. Сегодня у женщин причесок нет, есть стрижка. Стрижка — это волосы разного покроя. Зато прическа — это гнездо на голове! И булавкой длиной 20–25 см надо было проколоть волосы через всю шляпу, чтобы она не улетала от ветра.
Шляпы в эпоху югенд были конструкциями, которые дама гордо несла на голове. А шляпная булавка была средством защиты от мужчин: за женщинами охотились на улицах. Это сейчас вы ходите спокойно. А раньше, если женщина появлялась одна на улице, на нее тут же нападали мужчины: сначала с разговорами, потом — с нескромными предложениями. Женщина одна никогда не ходила в кафе — или с мужчиной, или с подругой. Если женщина идет одна, значит, она в поиске (сейчас она в "вечном" поиске — Л.А.). Порядочная женщина, почувствовав опасность, оборонялась булавкой. Булавка из стали, она не гнется.
Кстати, я читал криминальную хронику тех лет: нередки были случаи убийства мужчин во время сна именно шляпной булавкой. Ее втыкали в серде с запиской — "Тебе, неверный…" Распространенное по тем временам типично женское убийство. Полиция, найдя труп с булавкой и запиской, сразу начинала искать преступницу среди близких подруг ветреного любовника (скромность не только украшает человека, особенно мужчину, но и продлевает ему жизнь — напрашивается вывод — Л.А.).



Заоблачные цены


А вот деталь из модного быта, уже не столь печальная — щипцы для юбки. Зачем они нужны? Очень даже нужны! В то время машин на улицах не было, были лошади, а значит, — моча и навоз. Конечно, дворники улицы подметали. Но и длинные дамские юбки подметали их тоже исправно. Потому требовались щипцы, которыми подхватывали длинный край юбки, чтобы не собрать всю грязь с улицы в первый день, а оставить и на второй. Прачкам в то время хватало работы с лихвой.
Зато женщина из общества (небедная по–нашему — Л.А.)не работала, что позволяло ей уделять своей внешности огромное время, о чем современная эмансипированная femina и помечтать не может. Чтобы надеть только одно платье на себя, требовалось не менее 20 минут, снять — до 15 минут. С учетом того, что женщина переодевалась по шесть раз в день, получалось, что она полдня проводила исключительно у зеркала. И ведь было на что посмотреть! В этом убеждаешься, гуляя среди нарядной одежды и разглядывая портреты и фотографии в зале музея.
— Это была эпоха изящных женщин, — с неподражаемой интонацией говорит Васильев, — с объемом талии 52–53 см, у полной женщины она была 60–65 см, у толстухи — 70 см. Размер обуви в среднем 35–36. Тогда женщина могла уделить максимум времени своей внешности. Но она была ограничена в своих правах: не имела права голоса, не могла учиться во многих высших учебных заведениях, курить в обществе. Теперь у вас, дамы, есть все права, радуйтесь этому! Но о таких платьях вы можете только мечтать. Требовалось порой полгода работы, чтобы создать один наряд для визитов или для бала. Все материалы — натуральные, с богатой отделкой. Цены были заоблачные!
И мы по сей день знаем дизайнеров и дома моды, которые тогда творили: Worth, Doucet, Paguin, Rouff, Babani, Henriette Flore… Дизайнер, придумывая модель, прежде всего ориентировался на темперамент и цвет глаз женщины. Голубоглазым подбирали ткани голубой тональности, кареглазым — более темные тона. Обращали внимание на цвет волос и тон кожи.
Хороший вкус проявляется в том, как одежда соотносится с вашими чертами лица и с вашей индивидуальностью. А плохой вкус — когда никак не соответствует! Но безвкусица у женщин всегда встречалась, особенно, если они шли работать в шоу–бизнес. В эпоху югендстиля были популярны кабаре, варьете, где любили сверкать блестками на платьях и глубоким декольте. Но сегодня, в сравнении с ужасом, который мы видим, те платья — шедевр!



Показатель красоты


"Под занавес" — ода в честь женщин в исполнении того же автора:


Мужская мода здесь представлена лишь двумя костюмами. Она была не столь интересна, поскольку мужчины были сплошь сосредоточены на работе, чтобы обеспечить любимых женщин. Потому что они боготворили женщин! В Европе до войны только 45% составляло женское население, остальное мужчины. И гонка за женщинами была в ту пору невероятная, они были почти на вес золота (сегодня на вес золота мужчины — и в Европе, и в Латвии. — Л.А.).
В эпоху югендстиля женщины сравнивались с божеством, с музой, с ангелом, нимфой (вспомните, с кем сегодня сравнивают вас, милые дамы, — почувствуйте разницу — Л.А.) и была предметом вожделенного интереса со стороны мужчин, которые хотели себя окружать этими красавицами.
Главный показатель красоты был объем талии. Например, Клео де Мерод, знаменитая парижская балерина и красавица, была обладательницей талии 48 см. Мужчины сравнивали объем своей шеи с объемом талии своих женщин, и они должны были совпадать. Это удивительно!


Автор: Людмила Анисимова
Фото: В. Старков
"Вести" - Латвия



1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

6.jpg

7.jpg

8.jpg

9.jpg

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.jpg



Bыставка из коллекции Александра Васильева "Мода югендстиля"





Репортаж с выставки из коллекции Александра Васильева "Мода югендстиля"




Tags: выставка, история, мода
Subscribe

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments