vanatik05 (Nataly) (vanatik05) wrote in lovers_of_art,
vanatik05 (Nataly)
vanatik05
lovers_of_art

Category:

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 7. НЕОКЛАССИЦИЗМ.

«Главной задачей искусства должно быть «прекрасное», которому
подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект…»
И. И. Ви́нкельман.
К середине XVIII столетия публике да и самим художникам стал надоедать стиль рококо, о котором шел разговор в предыдущей главе. В противовес ему, легкомысленному и чувственному, приходит неоклассицизм, живопись реалистичная и строгая, для которой характерны ясность форм, сдержанные цвета, ограниченное пространство, и главное – связь с классической традицией. Неоклассицизм, используя сюжеты античности, привносит в живопись и современную историческую тематику, проповедует простоту и естественность, практически отказываясь от эротических сцен. На смену изнеженным героям и фривольным сюжетам века Людовика XIV приходят темы героизма и добродетели, подвигов и мученичества за идею в сочетании с простотой и естественностью выражения чувств.



В западном искусствоведении термин НЕОКЛАССИЦИЗМ используют в архитектуре и живописи по отношению к классицизму, возникшему во второй половине XVIII – первой половине XIX веков. Российские же искусствоведы под неоклассицизмом понимают ретроспективизм начала XX столетия (мы поговорим о нем позже в отдельной главе о русском портрете), но в этой работе используется западноевропейская терминология.
Большую роль в становлении этого стиля сыграл немецкий историк, искусствовед и критик Ви́нкельман (1717-1768),



заслуга которого заключается в том, что он первым обратил внимание на культурное значение классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе, призывал к уважению и изучению классического наследия.
Уже в позднем рококо можно видеть элементы нового стиля. Особенно четко это проявилось в портретных работах Шардена (о нем шел разговор в предыдущей главе).



Большое влияние на развитие стиля неоклассицизма оказали работы художников эпохи Возрождения и раскопки в Помпеях и Геркулануме, которые привлекли туда большое количество художников, оживили интерес к античному искусству и помогали точному воспроизведению археологических сведений о костюмах, архитектуре и классических произведениях искусства.
Особенно показательно творчество основоположника неоклассицизма немецкого эстетика и живописца Антона Рафаэля Менгса (1728-1779), сына саксонского придворного художника, получившего от отца прекрасное образование.



Вместе с отцом он жил некоторое время в Риме, был страстным поклонником Рафаэля, а вернувшись в Дрезден стал главным придворным художником и пользовался огромной популярностью у современников еще и потому, что он отказался от стиля рококо, преобладавшего в его родном городе Дрездене, и обратился к стилю старых исторических живописцев, следуя их строгости и умеренности.



Живя некоторое время в Испании, Менгс помог молодому начинающему художнику Франциско Гойе, оценив его талант, устроиться на работу в шпалерную мастерскую. В течение 12 лет (с перерывом) Менгс был придворным художником в Мадриде, его исторические работы не отличались выразительностью, а вот портреты считались глубокими и изысканными.



Большое влияние на формирование его взглядов в теории живописи оказал его близкий друг Иоахим Винкельман, считавший Менгса «величайшим художником своего времени», а современники видели в нем «нового Рафаэля», которого сам он боготворил. Но вскоре после смерти слава его угасла, его считали «холодным», хотя сам он называл себя первым неоклассицистом, а британо-американский историк искусства Генри Витткауэр написал о нем: «В конечном счете, он [Менгс] в такой же степени завершает традицию, как и начинает новую».
Одним из первых французских художников, откликнувшихся на новые тенденции в живописи, был Грёз Жан Батист (1725 – 1805), занимавший важное место во французской живописи как портретист.



В его портретах, особенно женских, еще проявляются отголоски рококо, но они полны сходства, выразительности и жизни. Чувственность у него сочетается еще с преувеличенным пафосом, а иногда идеализация натуры – со слащавостью, которая была присуща рококо.



Одна из лучших его работ в этом «переходном» стиле, на мой взгляд, - «Гитарист», отсылающая нас к творчеству фламандских живописцев, которым поздний Грёз подражал и которых мечтал превзойти.



Художник был очень популярен в свое время, удостоился похвалы Дидро, но к концу века он вышел из моды и до недавнего времени не был оценен по достоинству.
Французский живописец, с именем которого связан резкий стилевой перелом во французском искусстве в середине XVIII столетия, Вьен Жозеф Мари (1716 – 1809), в ранний период своего творчества оставался в рамках рококо,



но в середине века одним из первых подхватывает идею привлечения в искусство античности, решительно переходит к нарождающемуся новому стилю.



Он становится директором Французской академии в Риме, первым королевским живописцем Людовика XVI, а Наполеон I назначает его сенатором, присваивает титул графа и командора Ордена Почетного легиона. В истории живописи Вьен занимает почетное место как один из основателей неоклассицизма и еще как учитель великого гения, самого яркого представителя неоклассицизма, основоположника так называемого революционного неоклассицизма во французской живописи – это Жак-Луи Давид (1748-1825).



Захваченный событиями Великой французской революции, Давид сочетал в своей бурной биографии художественную деятельность с революционной, был членом Конвента, участвовал в осуждении короля Людовика XVI на казнь, сам еле избежал гильотины только благодаря своей славе художника. В это время им была написана знаменитая трагическая работа, посвященная Марату, сочетавшая в себе черты портрета и исторической картины.



При Наполеоне Давид становится фактически придворным живописцем, продолжая интересоваться историей, он отражает и современные события, происходящие в империи, создает портреты политических деятелей, в первую очередь – императора Наполеона Бонапарта.



После разгрома Наполеона и возвращения Бурбонов к власти Давид был изгнан из Франции не только за свою верность Наполеону и прославление его в многочисленных портретах, но и за участие в революции, дружбу с Робеспьером и голосование за казнь короля в Конвенте. Он жил в Брюсселе,



продолжал писать и учить молодых художников, среди которых были Гро, Жерар, Энгр и многие другие.
Гро Антуан-Жан(1771–1835) уже с 14 лет становится учеником Давида при Академии художеств в Париже, а с 1793 года продолжает самостоятельное обучение и работает в Италии.



Знакомство в Генуе с Жозефиной, женой Наполеона, помогает ему стать при нем официальным живописцем батальных сцен. Он пишет патетические картины на темы сражений и побед французской армии и парадные портреты.



Главным героем портретов Гро был, разумеется, Наполеон. На этой картине отражена действительная сцена боя, когда Наполеон перехватив знамя, под градом пуль и картечи стал во главе своих войск и повел их за собой. В 1808 году Гро становится придворным художником, а после свержения Наполеона и бегства Давида из Франции возглавляет его студию, работая преимущественно в уже зарождавшемся тогда романтическом стиле.



Попытка в 20-е годы вернуться к неоклассицизму не принесла успеха, его имя стало забываться, он впал в депрессию и покончил с собой, бросившись в Сену.
Еще один талантливый ученик Давида - Жерар Франсуа (1770 - 1837), историк и живописец, ставший известным еще в молодости своими картинами на исторические сюжеты и портретами.



Слава пришла к нему после того, как Наполеон поручил ему написать свой портрет и изобразить Битву при Аустерлице. Но многофигурные картины на исторические темы не удавались ему так, как портреты. Именно портретная живопись была его настоящим призванием.



Самыми любимыми и удачными его моделями были светские женщины, он умел находить в каждой свою «изюминку», свою индивидуальность в сочетании с отражением в образе духа эпохи, конечно, слегка идеализируя их. Одним из лучших его портретов считается этот.



Художники, музыканты, известные политики и представители света долгие годы, около 30 лет, собирались в его салоне, многие из них получили известность именно благодаря Жерару, увековечившему их в своём творчестве.
Знаменитым историческим художником своего времени был Поль Деларош (1797-1856). Настоящее его имя было Ипполит, но закрепилось в истории живописи имя Поль, так его звали домашние. Его произведения на исторические сюжеты в академическом стиле принесли ему раннюю известность, он точен в описании костюмов, обстановки и бытовых деталей, но нам он интересен как портретист.



И тут он освобождается от влияния своего учителя Гро, под руководством которого работал 4 года, и становится поклонником идей нарождающейся романтической школы Эжена Делакруа, о которой мы будем говорить в следующей главе. Деларош не только пишет портрет исторического деятеля, но и через портрет рассказывает нам историю персонажа, передавая его чувства и настроение.



Главным произведением его жизни была огромная фреска (15,4Х4,5 м.), изображающая 75 великих художников прошлого, от древности (Фидий) до 17 столетия. Эта монументальная работа, не относясь собственно к портретному искусству, так красива и виртуозно исполнена, что я не могла не показать тут хотя бы ее фрагмент.



А закончить разговор о Поле Деларош хочу этим портретом, знаменитой в то время оперной певицы. Не правда ли, он прекрасен?



Еще одним учеником великого Давида был Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867), сын скульптора и миниатюриста, уже в 11 лет поступивший в Академию Тулузы. Он зарабатывает на жизнь портретами, утверждая, что «чем проще линии и формы, тем больше красоты и силы».



Некоторые упрекали художника в «готичности», в нарушении академических правил, в изображении героев своих картин без малейшей идеализации, зато естественных и обладающих своей индивидуальностью.



Именно в портрете Энгр проявил себя великим мастером, умеющим передать не только красоту и живописность материалов, тканей, украшений и обстановки, но в «его портретах наряду с убедительной индивидуальностью проступает характерность, его портреты – это портрет эпохи»



В последние годы жизни Энгра изображения обнаженного тела прославили его лучшие работы, обнаженные фигуры всегда занимали очень важное место в его творчестве, он достиг совершенства в передаче тепла, линий и изгибов тел, но это, к сожалению, не наша тема. Хотя один из самых знаменитых примеров я хотела бы, все-таки, привести тут.



И еще одного художника этого направления, немецкого исторического живописца хочу упомянуть. Ансельм фон Фейербах (1829-1880), племянник великого Людвига Фейербаха уже сочетал в своем творчестве неоклассицизм с зарождающимся романтизмом.



Учился рисованию и живописи в Дюссельдорфской академии художеств, потом в Мюнхене, а получив стипендию князя Фридриха Баденского, продолжил обучение в Италии. В 1861 году он встретил Анну Ризи (известную как «Нанна»), которая в течение 4 лет была его постоянной моделью.



Его произведения, отличавшиеся простотой, строгостью композиции и высокой техникой, сравнивали с лучшими образцами классического греческого искусства.
Заканчивая тему портрета неоклассицизма, можно сказать, что в нем стало больше лёгкости, изящества, а также появились новые формы и интерпретации. Внимание художников завоевывает античность, с ее четкостью форм, реалистичностью и правдоподобием. Портрет теряет пышность и слащавость, приобретает строгость и величавость, отражает дух времени, идеи просвещения, события, связанные с Великой Французской революцией.
Как всегда, предлагаю посмотреть музыкальный клип по теме (в нем 77 репродукций, время просмотра - 8 минут)


Ссылки: 1. http://www.arthistory.ru/neoclass.htm
2. http://ohudognikah.ru/content/david
3. http://smallbay.ru/alma_tadema.html
4. http://www.bibliotekar.ru/slovar-impr3/112.htm
5. http://allpainters.ru/hudozhniki-po-alfavitu.html
Tags: живопись, портрет
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments