burnevil_8 (burnevil_8) wrote in lovers_of_art,
burnevil_8
burnevil_8
lovers_of_art

Categories:

История одной картины - "Страшный суд" Микеланджело

Микеланджело - Страшный суд - фрагмент - Первое кольцо персонажей вокруг Христа и Марии.jpg

Микеланджело - Страшный суд (фреска) - фрагмент - Первое кольцо персонажей вокруг Христа и Марии


"Страшный суд" (Giudizio universale, что в переводе с итальянского, буквально означает "Последний суд" или "Последний приговор") - фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года - с 1537 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.

"Страшный суд" считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы, и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.



Даниэле да Вольтерра - Портрет Микеланджелло - около 1544.jpg

Даниэле да Вольтерра (1509-1566) - Портрет Микеланджелло - около 1544


Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni), (1475, Капрезе - 1564, Рим), - итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских - он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве - свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни.



Микеланджело - Страшный суд - фреска.jpg

Микеланджело - Страшный суд - фреска



В 1533 году Микеланджело работал во Флоренции над различными проектами в Сан Лоренцо для папы Климента VII. 22 сентября этого года художник отправился в Сан-Миниато, чтобы встретить папу. Возможно, именно тогда папа римский высказал желание, чтобы Микеланджело расписал стену за алтарём Сикстинской капеллы на тему "Страшного суда". Таким образом было бы достигнуто тематическое завершение циклов росписей на сюжеты из Ветхого и Нового заветов, украшавших капеллу.

Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508-1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (около 1514-1519). Чтобы оказаться в числе понтификов, принявших участие в основании и украшении капеллы, Климент VII был готов призвать Микеланджело, несмотря на то, что пожилой художник работал на него во Флоренции без прежней энергии и с привлечением всё большего количества помощников из числа своих учеников.

Неизвестно, когда художник заключил официальный контракт, но в сентябре 1534 года он прибыл из Флоренции в Рим, чтобы заняться новым произведением и, кроме того, продолжить работу над гробницей Юлия II. Несколько дней спустя папа умер. Микеланджело, считая, что заказ потерял актуальность, оставил папский двор и занялся другими проектами.

Однако новый папа, Павел III, не отказался от идеи украсить алтарную стену новой фреской. Микеланджело же, от которого наследники Юлия II требовали продолжения работ над его гробницей, пытался отодвинуть сроки начала работ над росписью.

По указанию папы фрески, выполненные в XV веке и начале XVI века, должны были быть скрыты новой росписью. Это было первое в истории капеллы вмешательство в комплекс изображений, тематически связанных между собой:Нахождение Моисея, Вознесение Девы Марии с коленопреклоненным Сикстом IV и Рождество Христово, а также портреты некоторых пап между окнами и два люнета из цикла фресок потолка капеллы с предками Иисуса, расписанные Микеланджело более двадцати лет назад.

Когда стена была готова для росписи, между Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547), до того времени другом и сотрудником мастера, возник спор. Дель Пьомбо, нашедший поддержку в этом вопросе у папы, утверждал, что для шестидесятилетнего Микеланджело работа в технике "чистой фрески" будет физически трудна, и предложил подготовить поверхность для росписи масляной краской. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме "чистой фрески", заявив, что расписывать стену маслом "занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано", то есть Себастьяно дель Пьомбо. Он настоял на том, чтобы уже выполненная основа под масло была снята и был нанесён слой, предназначенный для фресковой росписи. Согласно архивным документам, работы по подготовке к росписи продолжались с января по март 1536 года. Выполнение фресковой росписи было отложено на несколько месяцев из-за приобретения необходимых красок, главным образом очень дорогой синей, качество которой было полностью одобрено художником.

Леса были установлены и Микеланджело начал роспись летом 1536 года. В ноябре того же года папа, чтобы освободить Микеланджело от обязательств перед наследниками Юлия II, главным образом Гвидобальдо делла Ровере, издал motu proprio, который давал художнику время завершить "Суд", не отвлекаясь на другие заказы. В 1540 году, когда работы над фреской подходили к концу, Микеланджело упал с лесов, для выздоровления ему потребовался перерыв в месяц.

Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. При позднейших исследованиях фрески, помимо добавления драпировок, не обнаружено никаких вмешательств в авторскую живопись Микеланджело. Специалисты насчитали в "Страшном суде" приблизительно 450 джорнат - дневных норм фрескописи - в виде широких горизонтальных полос. Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.

Фреска была завершена в 1541 году, её открытие состоялось в канун Дня Всех Святых, в ту же ночь 29 лет до того были представлены фрески потолка капеллы.



Микеланджело - Страшный суд - фрагмент (Христос и Мария).jpg

Микеланджело - Страшный суд - фрагмент (Христос и Мария)



Ещё в процессе работы фреска вызывала с одной стороны безграничное и безусловное восхищение, с другой - жёсткую критику. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. "Страшный суд" стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания, известная как "Кампания Фигового листка", целью которой было уничтожение "неприличной" фрески. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что "позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде" и что это фреска не для часовни папы, а скорее "для общественных бань и таверн". Микеланджело в ответ изобразил в "Страшном суде" Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Рассказывали, что, когда Чезена просил папу заставить художника убрать изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на дьявола, и Чезена должен сам договориться с Микеланджело.


Нагота персонажей "Страшного суда" была скрыта 24 года спустя, когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве, по распоряжению папы Павла IV. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что "удалить наготу легко. Пусть он мир приведёт в пристойный вид". Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone ("штанописец", "исподнишник"). Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что прикрыл тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Единственным исключением стали изображения святого Власия и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление.



Марчелло Венусти - фрагмент копии Страшного суда -  Святой Власий и святая Екатерина (1549) - Неаполь - Музей ди Каподимонте.jpg

Марчелло Венусти - фрагмент копии Страшного суда - Святой Власий и святая Екатерина (1549) - Неаполь - Музей ди Каподимонте



Да Вольтерра переделал этот фрагмент фрески, вырезав кусок штукатурки с авторской живописью Микеланджело, в новом варианте святой Власий смотрит на Христа-Судию, а святая Екатерина одета. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли Джилорамо да Фано и Доменико Карневале. Несмотря на это, фреска и в последующие годы - в течение XVIII века, - когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году, подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935-1936 годах. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году, все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку, остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации.

Точку во многовековой полемике поставил папа Иоанн Павел II 8 апреля 1994 года во время мессы, проводившейся после реставрации фресок Сикстинской капеллы:

"Кажется, Микеланджело выразил своё собственное понимание слов из книги Бытия: "И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились этого" (Бытие 2:25). Сикстинская капелла - это, если можно так сказать, святилище богословия человеческого тела".







Интересный случай, связанный со знаменитой фреской Микеланджело, имел место в жизни замечательного русского художника Михаила Врубеля. Об исключительной визуальной памяти Михаила Александровича ходили легенды. В Саратов, где на то время служил Александр Михайлович Врубель, отец Михаила Врубеля, как-то раз привезли масштабную копию фрески "Страшный суд" великого итальянского творца эпохи Ренессанса Микеланджело Буанаротти. Будущему гениальному русскому художнику, а тогда еще маленькому Мише было 9 лет. За карандаши и кисти мальчик взялся в пять, поэтому вместе с отцом поспешил посмотреть на работу, разместившуюся в церкви, и долго изучал каждую её деталь, не поддаваясь уговорам возвращаться домой. А после, уединившись в детской, он с мастерской точностью воспроизвел, казалось бы, непосильную для ребенка композицию.





Михаил Врубель - Автопортрет с жемчужной раковиной - 1905.jpg

Михаил Александрович Врубель - Автопортрет с жемчужной раковиной - 1905


Михаил Александрович Врубель (1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская империя - 1910, Санкт-Петербург), - русский художник рубежа XIX-XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

Советский и российский искусствовед, историк и теоретик искусства Нина Александровна Дмитриева (1917-2003) сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Под "прологом" подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Акт первый - 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. Акт второй - московский период, начатый в 1890 году "Демоном сидящим" и завершившийся в 1902 году "Демоном поверженным" и госпитализацией художника. Акт третий: 1903-1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически.



147533207_01.gif



В связи с историей о гениальной памяти Врубеля вспоминается легенда, относящаяся к той же Сикстинской капелле, о юном Моцарте и его гениальной памяти. Легенда распространялась на протяжении нескольких веков и была основана на семейной переписке, согласно которой в 1770 году 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт во время посещения Рима сумел воспроизвести по слуху и записать мотет на текст псалма N50 итальянского композитора Григорио Аллегри "Miserere mei, Deus, secundum magnam misericordiam tuam". Этот мотет был написан около 1638 года. Он стал последним и самым популярным из использовавшихся с 1514 года в Сикстинской капелле. Согласно устоявшейся традиции, это произведение было запрещено перекладывать и использовать, кроме специально оговоренных случаев, за пределами Сикстинской капеллы. Легенда о случае с Моцартом была опровергнута в XX веке.

В 1831 году Феликс Мендельсон и Ференц Лист произвели транскрипцию на основе имевшихся источников XVIII и XIX веков. В результате этого запрет на распространение партитуры "Miserere..." фактически сошёл на нет, а произведение стало одним из самых популярных хоровых произведений католической ориентации среди исполняемых в наше время a cappella (без инструментального сопровождения).





Miserere mei Deus - University of Utah Singers
Miserere mei Deus - Хор университета штата Юта




Tags: Италия, Микеланджело, живопись, история, музыка, художники
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment