vittasim (vittasim) wrote in lovers_of_art,
vittasim
vittasim
lovers_of_art

Categories:

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Городище

В 1306 году, при святом благоверном князе Данииле Московском, Коломна одной из первых вошла в состав Московского княжества, положив тем самым начало собиранию русских земель в единое государство. Примерно к этому времени относится и появление в Коломне храма Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах, которая расположена в центре древнего села Городище (в настоящее время село вошло в городскую черту Коломны). Село расположено на берегу реки Коломенки. Топографически удобное для устройства укрепленного поселения, место это было обжито нашими предками еще в древности. В 1308 году Городище приобретает военно-стратегический статус и остается таковым до времени св. Димитрия Донского, когда кремль с «Рязанской стороны» оказывается надежно прикрытым Старо-Голутвиным монастырем. Эта ситуация и военно-стратегический оборонный характер спешно возводимого сооружения во многом объясняют определенную спонтанность строительства, неправильность плана и грубую технику кладки, примененную мастерами при возведении храма.





В народе эту церковь называют: Иоаннопредтеченская церковь; Предтеченская церковь; Предтечезачатьевская церковь; Ивановская церковь. Самые ранние сведения о церкви содержатся в Писцовой книге («Книга Коломенского уезда, письма и меры Данила Петровича Житова да Федора Комынина со товарищи лета 7086») 1577—1578 гг., называющей Городище вотчиной «владыки Коломенского» и отмечающей в селе «храм Зачатия Иоанна Предтечи каменно, да теплый храм Николы Чудотворца, да предел Димитрий Чудотворец Прилуцкой, древена, клетцки…»




Архиерейское подворье находилось в кремле (сейчас это территория Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря), а загородный двор епископов был в селе Городищи. Интересно, что в те времена городом называли территорию, ограниченную крепостной стеной; территорию за кремлём называли посадом. Такие «вотчины» поблизости от города, с церковью и размеренно налаженным бытом, служили летним местом пребывания архиереев. Недалёкое расстояние от кафедры давало возможность постоянно следить за церковной жизнью в городе и вместе с тем в летнее время жить на лоне природы.




Городищенская церковь была предметом особого внимания и заботы Коломенских архиереев. Ярким свидетельством такого к ней отношения является предписание Коломенского епископа Вениамина (Сахновского) в 1735 году в ответ на прошение посадского жителя Стасова о постройке у Предтеченской церкви деревянной паперти. В предписании указывается: «Позволяется строить только хорошим бы строением и света бы в церкви не отнять, и паперть светлая быть могла». Именно епископ Вениамин «завёл в Коломне вместо архиерейской школы Семинарию или Славяно-Латинскую школу».




Храм Иоанна Предтечи часто подвергался угрозам разграбления в тяжелые времена, связанные с событиями отечественной истории, как, например, было в 1612г., когда в селе Городище пребывал лагерь интервентов, так называемый «Маринин городок». Известно, что в 1755 г. епископом была заведена книга сбора пожертвований для восстановления в церкви иконостаса, образов, икон и утвари. Было предписано «возобновить церковные ветхости».




Согласно многочисленным исследованиям, храм датируется началом XIV века. В 1959 г. производилось предварительное исследование интерьера четверика храма, в результате которого в углах, под строительным мусором были раскрыты основания пристенных белокаменных опор. Установлено, что первоначально храм имел крестообразное внутреннее пространство, образованное угловыми выступами кладки, что сближало его с первыми каменными соборами коломенских монастырей.




Обследование фасадов Предтеченской церкви позволяет установить, что в начале XVI века подвергся перестройке более древний храм, при этом большинство консолей храма были переложены или вытесаны вновь, причем мастерами XVI века была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее. Крещатый свод и техника кладки верха, сложенного из большемерного кирпича и хорошо вытесанных белокаменных блоков типичны для московской архитектуры начала XVI века, а кладка апсид и низа стен четверика из грубообработанных блоков местного известняка принадлежит более раннему времени.




Формально такая кладка является полубутовой (из белокаменных блоков складываются две стенки – облицовки, а промежуток между ними заполняется обломками камня и заливается известковым раствором), но из-за неаккуратных щелей в облицовке раствор для заливки приходилось замешивать очень густо и добавлять в него щебень. Известняк для храма добывался («ломался») в Коломне на берегу реки Оки. Раствор также использовался для фиксации облицовочных блоков перед заливкой. В «домонгольской» «полубутовой» технике были возведены: церковь Рождества Богородицы в Москвоском Кремле, Спасский собор Андроникова Монастыря, Троицкий собор в Троице-Сергиеве, храмы в Звенигороде.




Верхняя часть храма была перестроена в XVI веке из большемерного кирпича и гладкотесанного белого камня. При перестройке были упразднены угловые опоры внутри храма, помещение перекрыто крестчатым сводом, фасады сверху разделены лопатками по три прясла и завершены трифолями. Преобразования, произведенные в XVI веке, коснулись и основного объема Предтеченского храма, получившего завершение всего здания с трехлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами (центральная глава — световая, две других, расположены на восточной стене над жертвенником и диаконником алтаря, поставлены на глухих барабанах). Городищенская церковь имела на редкость простую и непритязательную форму. При этом основное внимание уделялось внутреннему пространству. Стены храма не имели окон, свет попадал внутрь через узкие щелевидные отверстия, прорезавшие барабаны под куполом.















В 1780 году в Предтеченском храме была возведена шатровая колокольня. В предписании на строительство дополнительно указывалось, что землю, отмежёванную для кладбища, следует «по надлежащему огородить». Поскольку крестьяне села Городищ этого предписания не выполнили и три года спустя (в 1783 году) кладбище так и оставалось неогороженным, из консистории был послан указ Коломенскому нижнему земскому суду с требованием, чтобы крестьяне «сделали ограду оного кладбища из оставшегося от колокольни подвязного леса и жердей и впредь поправляли её».




К древней части храма с запада тогда же пристроена трапезная, церковь вновь перекрыли железом. Колокольня с двухэтажным квадратным основанием и шатром со слухами над восьмериком звона, сохраняя типологию XVII века, отличается упрощенностью форм и полным отсутствием декора. По традиции колокольня опирается на стену трапезной и два пилона, в одном из которых устроена лестница для звонаря. В результате реконструкции храма в XIX веке трапезная была значительно расширена.









В результате многих переделок в церкви оказалось три престола: главный, в честь Зачатия Иоанна Предтечи, и два в трапезной — в честь святителя Николая Мирликийского и апостола Иакова, брата Господня. Интерьер трехчастной трапезной с пределами стал представлять собой светлое пространство, образованное крестовыми сводами и арками. Во время археологических работ при раскопках в храме найдена закладная доска, проливающая свет на происхождение названия одного из престолов «1876 (месяца) мая 2 дня была совершена закладка двум престолам: святителя Николая и апостола Иакова. При священнике Иоанне Попове. При старосте ц. Василье… Строитель был коломенский купец Я.Г.Буфеев».










Яков Буфеев, бывший в те годы ктитором храма, принадлежал к известной в Коломне купеческой семье. По сложившейся коломенской традиции, должность старосты при многих храмах считалась наследственной и многие купеческие семьи опекали «свои» храмы из поколения в поколение. В честь строителя Якова Буфеева второй престол храма и был освящен в память его тезоименитого святого, апостола Иакова, брата Господня.










Теперь из трапезной перейдем в самую древнюю часть храма.


















В Предтеченской церкви хранилось Евангелие 1661 г. Особую ценность представлял иконостас XIV века, выполненный из простых, грубо отесанных досок. Из икон сохранилась до нашего времени лишь одна — «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» (размер иконы 170 х 102 см), написанная в 1390−х гг. иконописцем школы Феофана Грека.




«Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» — ранее неизвестная на Руси иконография, впервые появившаяся в Коломне. Это самое древнее русское изображение Иоанна Предтечи как Ангела пустыни, которое исполнено внутренней мощи и духовной силы. Великий пророк, стоящий на грани Ветхого и Нового Заветов, изображён тут в традициях поздневизантийской иконографии.





Предтеча представлен как человеко-ангел, с ангельскими крыльями, в облачении пустынника — звериной шкуре, как идеальный образец того самого аскетизма, которое стало распространяться преподобным Сергием Радонежским и его учениками. Примечательно, что в данном конкретном случае этот образ стоял пред лицом епископа в его загородном богомолье. На иконе святой Иоанн держит в левой руке свиток, который восходит к евангельским текстам об Иоанне, посланном в качестве предшественника Христа. Икона поступила в Третьяковскую галерею в 1935 году. До недавнего времени икона хранилась в запасниках ГТГ, а в настоящее время выставлена в основную экспозицию зала древнерусского искусства. В церкви, в трапезной, находится копия иконы.




Из деталей наружного убранства уцелел довольно большой (32 х 44 см) белый камень с рельефом, изображающим диковинного зверя, который был вставлен в северную стену храма налево от входа. Зверь изображен в движении вправо, одна из передних лап угрожающе поднята, что сообщает композиции определенную динамику. Раствор, на котором рельеф был вставлен в нишу стены, тождественен раствору кладки самой стены. Следовательно, он был вставлен при постройке храма. В настоящее время оригинал блока находится в Коломенском краеведческом музее, а на храме — гипсовая копия.




Хорошо сохранившийся зооморфный барельеф является уникальным по своей архаичной форме памятником каменного декора. Это существо принимали и за «единорога» и за «василиска»— чудовище с головой петуха, толстым языком, львиным туловищем и змеиным хвостом. Существует версия, связывающая рельеф церкви с московской эмблематикой. На личной печати Ивана Грозного изображён единорог, а, как известно, царь был в Коломне в 1552 году перед походом на Казань.




Среди населения Коломны до сих пор популярна легенда о том, что этот барельеф ни что иное, как «печать хана Батыя». В основу легенды действительно легли исторические события: 1 января 1238 года под Коломной в битве с татаро-монголами погиб князь Роман Ингорович Рязанский. Предание гласит, что хан Батый настолько был восхищён мужеством князя, что повелел похоронить его по православному обряду, дав знак охраны храму и могиле героя - свой ярлык, названный позднее "коломенским зверем". Возможно, изображение было первым геральдическим символом Коломны. Похожий зверь изображен на монетах, которые чеканились в Коломне в XV в.




В советское время в конце 1930−х гг. храм был закрыт и разорен, Звонница, разрушена, колокола отправлены на переплавку. Старшее поколение села Городище до сих пор помнит те страшные дни, когда перед храмом комсомольские активисты разводили костры и жгли старинные иконы.





Есть в истории церкви и собственный священомученик - священник Сергей Бажанов. Читая историю его заключения в тюрьму, протоколы допросов местных жителей, я удивлялась примитивности и жестокости ведения этого дела. 3 июня 1932 года «тройка» ОГПУ приговорила отца Сергия к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала в Медвежьегорск. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в том же храме. 14 октября 1937 года отец Сергий был снова арестован и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. 25 октября 1937 года «тройка» НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Бажанов был расстрелян 31 октября 1937 года и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.







Реставрационные работы, проходившие в 1965—1969 гг. под руководством М.Б.Чернышева восстановили разрушенную в 30−х годах XX века звонницу и завершающие юго-западный участок свода барабаны. Храм покрыт железом, главы — лемехом. В результате реставрационно-восстановительных работ храму возвращен облик XVI века. В таком виде он представляет собой несколько усложненный вариант характерного для московского зодчества XVI века бесстолпного вотчинного и посадского храма.В 1993 г. храм возвращен верующим и до 1998 г. являлся подворьем Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. В 1998 г. церковь св. Иоанна Предтечи получила статус приходской. В Светлое Христово Воскресение 2008 года окрестности огласил праздничный трезвон — на колокольню было поднято 5 колоколов, а к престольному празднику Зачатия Пророка и Крестителя Господня Иоанна в 2009 году на деньги благотворителей был отлит ещё один, самый большой колокол весом 25 пудов (более 400 кг).



«Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах» Издательский дом «Лига» Коломна, 2010
http://temples.ru/card.php?ID=1421
http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/kolomenskii_ioanno_predtechinskaya_zemchuzina_russkogo_zodchestva.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.rusarch.ru/zagraevsky4.htm
http://www.rusarch.ru/altshuller4.htm
http://www.360cities.net/image/church-kolomna-russia#913.25,1.89,12.1 круговая панорама 2010
http://wikimapia.org/9515240/ru/



Tags: Россия, архитектура
Subscribe

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments