Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Пётр Фёдорович Соколов (1787–1848).

Пётр Фёдорович Соколов (Russian, 1787–1848)...(часть-1)


 






Портрет П. Ф. Соколова, работы В. А. Тропинина, (1833), ГРМ (400x504, 84Kb) Соколов, Пётр Фёдорович — (1791, Москва — 3(15).8. 1848, с. Старый Мерчик, Харьковская губ) живописец, акварелист, литограф, портретист, родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры, вытеснившего в 1820-40-х гг. портретную миниатюру.

Пётр Фёдорович родился в обеспеченной московской семье. Отец, заядлый картёжник, проигрался, и за долги дом и все имущество были описаны, так что в 1800 году его жена была вынуждена поехать с малолетним сыном в Санкт-Петербург, с надеждой пристроить ребенка куда-нибудь на казенный счет. Единственным местом могла стать Академия художеств, в которую на иждивение и обучение набирали малолетних отроков, как правило, сирот или мальчиков из среды бедных людей вольного звания. Имея некоторые связи в столице, матери удалось осуществить задуманное. В 1800 году Пётр Фёдорович был принят в воспитанники Императорской Академии художеств и учился в ней под ближайшим руководством профессор В. Шебуева.



Его акварельные портреты для нас — своеобразные окна в минувшее, через которые в XXI век смотрят давно покинувшие мир люди — светские красавицы и блестящие офицеры, писатели и художники, музыканты и государственные деятели, представители Высочайшего двора, генералы, участники Отечественной войны 1812 года, декабристы, чиновники, кавалерственные дамы, фрейлины, щеголи. Он портретировал столь многих, что в лицах, им представленных, оживают целые страницы этого периода истории России. Он создал более пятисот произведений, хранящихся в больших и малых музеях России и частных коллекциях.



Лучшие произведения П.Ф.Соколова не имеют себе равных. Его имя неразрывно связано с пушкинской эпохой. Без его рисунков и акварелей, невозможно представить себе портретную галерею современников поэта.

imgonline-com-ua-AutoContrast-p5PvSBaNMx2jT.jpg

Андромаха оплакивает убитого Гектора



Профессиональная судьба П.Ф.Соколова начиналась довольно типично для мастеров его круга и времени — он закончил Академию художеств в 1809 году по классу исторической живописи у замечательных педагогов и непревзойденных рисовальщиков А.Е.Егорова и В.К.Шебуева. За программное произведение «Плач Андромахи над телом Гектора» Петр Федорович получил вторую (малую) золотую медаль. Мечтая, как и все художники-академисты, продолжить образование в Италии, а на это давала право лишь первая золотая медаль, Соколов остался в Академии еще на год. Он вновь участвовал в конкурсе, но и вторая попытка не увенчалась успехом. И кто знает, как сложилась бы его творческая жизнь, если бы фортуна ему сопутствовала.



VELIKAY-KNYZNA-MARIY-NIKOLAEVNA.-KONET-1820-K.jpg

Великая княжна Мария Николаевна. Конец 1820 х



Сколько усилий, времени, таланта было бы отдано «высокому» жанру — историческому, и какое место в его творчестве занял бы жанр портретный? Не повторил ли бы он трагическую ошибку О.Кипренского? Cоздавая прекрасные портреты, художник фактически убивал себя мыслями о том, что не создаёт больших исторических, сюжетных полотен, которые должны были обессмертить его


052L17115_9JRPG_2.jpg

A GIRL (DOUBLE-SIDED)

'PORTRAIT OF A YOUNG GENERAL AND A GIRL (DOUBLE-SIDED)' приобретены на Sotheby's London 'Russian Pictures' в 2017 за $43,010.


Поначалу он бедствовал, но довольно скоро, начал давать уроки живописи и стал заниматься графическим портретом, исполненным в технике итальянского карандаша, а затем и акварелью, имевшие большой успех. Благодаря этим портретам, круг знакомств его очень скоро расширился.



SERGEI-FEDOROVIC-GOLITYN.jpg

Сергей Фёдорович Голицын



Акварельная живопись Петербурга и России достигала исключительного расцвета в последние десятилетия XIX и первые два десятилетия ХХ века. Во времена, когда ещё не было фотографий, быстрота исполнения, возможность фиксировать образ без многочислнных и утомительных сеансов позирования, воздушность колорита, акварель пользовалась успехом в высших и средних слоях русского общества.



BARON-ALEKSANDR-LYDVIGOVIC-STIGLIT-1814-1884.jpg

Барон Александр Людвигович Штиглиц (1814 1884)



Акварельные портреты заказывались всеми членами царствующего дома, аристократами, великосветскими красавицами, высшими военными чинами, министрами, дипломатами, всеми сколько - нибудь состоятельными людьми. Иметь свою домашнюю коллекцию акварелей до 1917 года считалось признаком хорошего тона и благосостояния. В ту пору, было принято заказывать графические портреты близких, друзей, родных. Такие портреты сопровождали владельцев и в путешествиях, и дома; их вешали на стену или ставили на стол.

Необыкновенным успехом пользовались его «свадебные» портреты. Забавным свидетельством тому служат слова одного из заказчиков: «…Мы теперь без вас, Петр Федорович, не можем обойтись как без попа, если же не благословите вашей талантливой рукой, то и брак считается недействительным».




В 1821 году по рекомендации флигель-адъютанта графа С.Ф.Апраксина, с которым П.Ф.Соколов был дружен, художника пригласили для работы в Аничков дворец. Удачно исполнив портрет трехлетнего великого князя Александра Николаевича, будущего императора, он стал получать заказы от императорского дома.



PORTRET-VELIKOGO-KNYZY-KONSTANTINA-NIKOLAEVICA-V-DETSTVE.png

Портрет великого князя Константина Николаевича в детстве



С портретом самого императора Николая I произошел неожиданный казус. Едва художник «успел набросать карандашом контур», государь прервал сеанс и «кистью провел черту под носом нарисованного контура» со словами: «Возьми это себе на память».



Насколько достоверен этот анекдот, переданный в мемуарах сыном художника Павлом, сказать трудно. Однако, безусловно, странно, что Соколов, выполнявший так много заказов двора, при всем его необыкновенном таланте и популярности так и не удостоился звания придворного художника. Впрочем, и звание академика портретной акварельной живописи ему было присвоено лишь в 1839 году. Не имея достаточных биографических сведений, можно лишь предполагать, что одной из известных причин столь медленной карьеры было неудовольствие, некогда высказанное императором.



MAKSIMILIAN-GERTOG-LEIKTENBERGSKII.png

34453668_2_x.jpg

Максимилиан, герцог Лейхтенбергский



И тем не менее, заказы двора способствовали росту славы художника. Из желающих иметь портреты Соколова образовалась «живая очередь», и многим приходилось дожидаться начала сеанса иногда по месяцу. Общество избрало для себя «художника-фаворита».



Особое место в творчестве художника занимают портреты декабристов и их жен, последовавших в Сибирь за приговоренными к каторге мужьями. Написанные на память близким людям, эти небольшие по формату изображения дали возможность ссыльному декабристу Н. А. Бестужеву проникнуть в секреты акварельной техники Соколова и самому в сибирской каторге и ссылке написать «в манере Соколова» целую серию портретов своих товарищей по заключению и их жен, создав таким образом уникальную галерею образов декабристов.



KNYZ-SERGEI-VASILEVIC-TRUBETKOI-1815-1859.jpg

Князь Сергей Васильевич Трубецкой (1815 1859)



Акварельные портреты Соколова отличаются тонкостью характеристик, им свойственна легкая, подвижная манера письма. Художник стремился избегать детализации в рисунке, отказывался от многоцветия в колорите, умело подбирая красочные полутона. Соколов писал акварелью, не прибегая к белилам и не нанося предварительного карандашного контура. Прозрачность и чистота акварельных красок, когда сквозь них просвечивает белая бумага, точность моделировки, свобода и виртуозность красочного мазка делают портреты, созданные Соколовым, живыми и естественными.



GRAF-N.A.SAMOILOV.jpg

Портрет графа Николая Александровича Самойлова



Лицо художник прорабатывал детально мелкими, почти точечными мазочками, фигуру и одежду писал свободно и широко. Фигуры на портретах (особенно женских) выглядят воздушными, словно бы очерченными штрихами. Так, в портрете С.Ф.Толстой фигура молодой женщины кажется очерченной всего несколькими штрихами и плавными линиями. Белое платье и нежную кожу смуглого лица контрастно оттеняют черные локоны, украшенные коралловой веткой.



PORTRET-ANNY-I-EKATERINY-VASILCIKOVYK-V-MASKARADNYK-KOSTYMAK.-1830-E.jpg

Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах. 1830 е



Впервые о художественном методе П.Ф.Соколова написал его младший сын, художник-акварелист академик А.П.Соколов. Он отмечал, что отец никогда не прибегал к смывкам, притираниям, сглаживаниям или каким-либо другим приемам вне собственно живописных. «С замечательной смелостью правдивый тон лица, платья, кружева аксессуара или фона ложился сразу, почти в полную силу и детализировался смешанными, преимущественно сероватыми тонами, с замечательною прелестью и вкусом, так что ход кисти, ея удары, спускание краски на нет, оставались на виду, не мешая полной законченности всех частей. От этого в работах его никогда не было заметно никакой замученности и труда; все выходило свежо, легко и вместе с тем, рельефно и эффектно в красках»



PORTRET-V.G.STROGANOVA.-DO-1833G.jpg

Портрет В.Г.Строганова. До 1833г



Художник, оказал немалое влияние на русских портретистов-акварелистов середины XIX. П.Ф.Соколов не только познакомил Александра и Карла Брюлловых (братьев его жены) с тайнами своего мастерства, но проявил заботу и об их жизненном благополучии.



Изящество композиции, красота неяркого колорита, особое поэтическое очарование, свойственное образам Соколова, заставляют нас и теперь, по прошествии более полутораста лет, высоко ценить его искусство.



KOMNATA-KUDOZNIKA-P.F.-SOKOLOVA-V-DOME-P.V.-NASOKINA-V-VOROTNIKOVSKOM-PEREULKE-V-MOSKVE.-1824-G.jpg

Комната художника П.Ф. Соколова в доме П.В. Нащокина в Воротниковском переулке в Москве. 1824 г



Под конец жизни Соколов окончательно решил перебраться в Москву, что было связано не только с потребностью новых заказов, но и с намерением жить тихо. В 1842 году, желая поправить расстроенное здоровье жены, художник предпринял поездку за границу. Там он пробыл в течение полутора лет. Осенью 1843 года Соколов вернулся в Россию.

Некоторое время жил в Петербурге, занимаясь устройством своих дел и судьбой сыновей. Заказов по-прежнему было множество, но начинало слабеть зрение. Вскоре семья переехала в Москву и поселилась на Мясницкой улице.

В 1848 году по приглашению графини О. И. Орловой-Давыдовой художник гостил в её имение Мерчик, близ Харькова, где заразился свирепствовавшей тогда холерой и после тяжелых страданий умер 3 августа. Был похоронен на местном кладбище.



Семья



GOSUDARSTVENNYI-MUZEI-A.S.PUSKINA-YLIY-PAVLOVNA-SOKOLOVA-UROZDENNAY-BRYLLO-OKOLO-18041877-SESTRA-K.P.-I-A.P.-BRYLLOVYK-S-1820-GODA-ZENA-P.F.SOKOLOVA..jpg

Юлия Павловна Соколова, урожденная Брюлло (около 1804–1877), сестра К.П. и А.П. Брюлловых, с 1820 года жена П.Ф.Соколова. Государственный музей А.С.Пушкина



Был женат с 1820 года на Юлии Павловне Брюлловой (1804—1877), сестре знаменитого К. Брюллова, с которым поддерживал дружеские отношения. Однако сам Брюллов не питал к нему особых симпатий и даже подозревал в расчете на выгодное наследство. Брак оказался счастливым, и художник неоднократно с любовью отзывался о своей «Жюли». Семья жила дружно. Муж и жена во всем находили полное согласие и переживали вынужденные разлуки, связанные с поездками мастера для исполнения заказов. В семье Соколовых родились сыновья:



A.-N.-STEPANOV.-PORTRET-P.-P.-SOKOLOVA.jpg

Соколов, Пётр Петрович (1821—1899) — жанрист и портретист, академик (1899) ИАХ;

Соколов, Павел Петрович (1823—1826) умер в младенчестве

SOKOLOV_PAVEL_PETROVIC_KUDOZNIK.jpg

Соколов, Павел Петрович (1826—1905) — живописец, акварелист, академик (1864) ИАХ;

PORTRET-A.-P.-SOKOLOVA-RABOTY-I.-E.-BRAZA-1898-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI.jpg

Соколов, Александр Петрович (1829—1913) — акварелист-портретист, академик (1859), действительный член (1896) ИАХ.





Мария Трофимовна Пашкова, ур. Баранова (1803/1807- 1887) с дочерью Александрой (1829-1916), в замуж. Апраксина. Мария Трофимовна выпускница Смольного ин-та, фрейлина, дочь Т.О.Баранова (1779-1828) и Ю.Ф. Адлерберг (1789-1864), с 1829 года жена Михаила Васильевича Пашкова (1802-1863).


ALEKSANDR-GRIGOREVIC-DEMIDOV-1803-1853-CINOVNIK-STARSII-SYN-G.A.DEMIDOVA..jpg

Александр Григорьевич Демидов (1803 1853), чиновник, старший сын Г.А.Демидова.

ALEKSANDR-NIKOLAEVIC-KITROVO-1805-1865.jpg

Александр Николаевич Хитрово (1805 1865)

ALEKSEI-NIKITIC-PESUROV-1779-1840.jpg

Алексей Никитич Пещуров (1779 1840)

VIELGORSKII-MATVEI-YREVIC.jpg

Виельгорский Матвей Юрьевич

VLADIMIR-STEPANOVIC-APRAKSIN-17961833.jpg

Владимир Степанович Апраксин (1796 – 1833)

GRAF-VASILII-DMITRIEVIC-OLSUFEV.jpg

Граф Василий Дмитриевич Олсуфьев

GRAF-LEV-ALEKSANDROVIC-SOLLOGUB.jpg

Граф Лев Александрович Соллогуб

GRAF-PAVEL-ALEKSEEVIC-BOBRINSKII-18011830.jpg

Граф Павел Алексеевич Бобринский (1801—1830)

GRAF-PAVEL-IVANOVIC-TIZENGAUZEN.jpg

Граф Павел Иванович Тизенгаузен

KAMPIONI-SANTIN-PETROVIC-1774-1847-SKULPTOR..jpg

Кампиони Сантин Петрович (1774 1847), скульптор.

KNYZ-ALEKSANDR-FEDOROVIC-GOLITYN-PROZOROVSKII.jpg

князь Александр Фёдорович Голицын Прозоровский

KNYZ-MIKAIL-FEDOROVIC-GOLITYN-1800-1873---POPECITEL-GOLITYNSKOI-BOLNITY..jpg

князь Михаил Фёдорович Голицын (1800 1873) попечитель Голицынской больницы.

KNYZ-PETR-ANDREEVIC-VYZEMSKII-17921878.jpg

Князь Пётр Андреевич Вяземский (1792–1878)

LEV-ALEKSANDROVIC-NARSKII-18161842-KOPIIST-AKTER-I-ARKITEKTOR..jpg

Лев Александрович Нарский (1816—1842), копиист, актер и архитектор.

MIKAIL-IVANOVIC-LEONTEV-18241885-PRAVNUK-GENERALISSIMUSA-A.-A.-SUVOROVA.jpg

Михаил Иванович Леонтьев (1824—1885), правнук генералиссимуса А. А. Суворова

PAVEL-GRIGOREVIC-DEMIDOV.jpg

Павел Григорьевич Демидов

PETR-KLODT.jpg

Петр Клодт

PORTRET-A.A.-BOBRINSKOGO.-1830-E-GG.jpg

Портрет А.А. Бобринского. 1830 е гг

PORTRET-A.A.-POLTORATKOGO.1814.jpg

Портрет А.А. Полторацкого.1814

PORTRET-A.V.VELYSEVA.-1847.jpg

Портрет А.В.Вельяшева. 1847

PORTRET-V.A.-ZUKOVSKOGO.-1820-E.jpg

Портрет В.А. Жуковского. 1820 е

PORTRET-D.V.VENEVITINOVA.-1827.jpg

Портрет Д.В.Веневитинова. 1827

PORTRET-LEONTIY-VASILEVICA-DUBELTA.jpg

Портрет Леонтия Васильевича Дубельта

PORTRET-S.S.KLYSTINA.jpg

Портрет С.С.Хлюстина



Текст: http://nearyou.ru/sokolov/0sokolov.html/ и Википедия



Tags: живопись, художники
Subscribe

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments