КОРОЛЕВА КРИСТИНА (koroleva_kristi) wrote in lovers_of_art,
КОРОЛЕВА КРИСТИНА
koroleva_kristi
lovers_of_art

Category:

Произведение, посвященное музам

1-Флорентийская каменная мозаика.jpg

Флорентийская каменная мозаика


Мозаика, от латинского (opus) musivum - (произведение), посвящённое музам, - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.


Как правило, мозаика создается по заранее подготовленному эскизу. С древности существуют два основных метода исполнения мозаики: прямой и обратный. При прямом наборе мозаичные частицы сразу укладывают и вдавливают в грунт (им может служить мастика, цемент, известка, воск). При обратном наборе частицы мозаики сначала укладывают лицевой стороной вниз на бумагу, картон, сетку или иную подложку, а затем закрепляют. После затвердевания основы подложку удаляют. Мозаичные швы затирают клеем или иным скрепляющим раствором. Иногда уже сложенная мозаика шлифуется и полируется для получения более гладкого, блестящего и реалистичного изображения.



2.jpg

Фрагмент мозаики. Вилла Пре-Ба Лупиана (Эро, Франция)
Фото: JYB Devot



Искусство мозаики весьма разнообразно по своим художественным возможностям. В качестве материала исполнения могут использоваться самые разные природные и искусственные источники: галька, ракушка, природный камень, смальта (глушеное непрозрачное стекло), эмали, бисер, керамика и даже металл. Подобная вариативность материала и его размера позволяет добиться самых разных художественных эффектов и цветовых решений. Мозаика позволяет создавать различные изображения от крупных монументальных архитектурных панно до изящных декоративных элементов предметов прикладного искусства.



3.jpg

Пьетро Каваллини - Благовещение. Из цикла мозаик с шестью сценами из жизни Святой Марии в церкви Санта Мария в Траставерде в Риме - 1291



Мозаика - одно из древнейших искусств, ее первые известные нам образцы относятся к III тысячелетию до нашей эры. Еще в Древней Месопотамии подобием мозаики украшали стены жилых домов, дворцов и храмов: конусами из обожжённой глины выкладывали геометрические узоры на колоннах и стенах зданий, а затем шляпки конусов раскрашивали в красный, черный и белый цвета.



4.jpg

Штандарт из Ура - около 2600-2400 до н.э. - Британский музей



Одним из наиболее впечатляющих артефактов этого времени является "Штандарт из Ура" - инкрустированное изображение войны и мира из морских раковин, перламутра и ляпис-лазури.



5.jpg

Штандарт из Ура - около 2600-2400 до н.э. - Британский музей



Широчайшее распространение мозаика получила в античности. Чаше всего она служила напольным покрытием и стенным декором. В связи с развитием технологий производства стекла появляется смальта, известная своей невероятной долговечностью и художественным потенциалом. Известными образцами греческого искусства можно считать мозаики, найденные в Коринфе, Олинфе, Эретрии и Пелле (конец IV века до н. э.).



6.jpg

Дионис верхом на Леопарде - Дом масок - Делос, Греция



В эпоху Древнего Рима мозаика достигает своего расцвета, появляются несколько специфических техник: opus barbaricum (мозаика из природной гальки), opus tesselatum (мозаика складывалась из предварительно обработанных тессер, одинаковых кусков мягкого мрамора), opus vermiculatum (мелкомодульная мозаика, уподоблявшаяся живописи), opus sectile (из тонких пластин натурального камня). Процесс создания мозаики поделился на 2 части: техническую, выполняемую рабами — накол модулей, и художественную - выкладку мастером изображения из уже готовых модулей.



7.jpg

Морская мозаика - Помпеи - Национальный археологический музей - Неаполь, Италия
Техника opus vermiculatum
Фото: Marisa Ranieri Panetta (ed.): Pompeji



Римская мозаика отличалась реализмом трактовки, разнообразием бытовых, исторических, мифологических, пейзажных мотивов. Она украшала жилые дома в Помпеях и Геркулануме, фонтаны и бани. Первыми образцами opus tesselatum, или римской техники, стали мозаики сицилийского города Моргантина (III век до н. э.). Вершиной мастерства этого времени можно считать помпейскую мозаику "Битва при Иссе", созданную Филоксеном из Эретрии из полутора миллионов фрагментов в технике opus vermiculatum.



8.jpg

Битва при Иссе, или Александрова мозаика - около 100 года до н.э. - Национальный археологический музей - Неаполь, Италия.
Фото: alexandermosaik. de



В Византийской империи, правопреемнице античных традиций, мозаика пережила свой расцвет, достигнув небывалых художественных и смысловых высот. В первую очередь мозаика украшала культовые, а не светские сооружения: реалистичность уступила место выразительности, мозаичные полотна располагались на сводах и куполах храмов, главным материалом стала смальта с тончайшими золотыми платинами сверху. Благодаря прикреплению тессер методом прямого набора, каждый элемент отличался своей уникальной поверхностью и положением в пространстве, и потому цельное мозаичное полотно воспринималось движущимся и живым, мерцающим в свете свечей золотом.

Непревзойденными шедеврами этого времени являются мозаики Равенны (церкви Сант-Аполлинаре-Нуово, начало VI века; Сан-Витале, 546-547 годы; Сант-Аполлинаре-ин-Классе, 549 год) и Святой Софии в Константинополе.



9.jpg

Церковь Сан-Фредиано - XIII век - Лукка, Италия
Фото: Richard F. Ebert



10.jpg

Мозаика Феодоры - 547 год - Сан-Витале - Равенна, Италия
Фото: Petar Milošević



Византийская мозаика появилась во многих странах, испытывавших влияние империи: в Древней Руси (Софийский Собор, 1030-1040 годы), Грузии (Гелатский монастырь, 1125-1130 годы), мусульманских странах (мечеть Омейядов в Дамаске, 707-711 годы) и Западной Европе (церковь Жерминьи-де-Пре, 806 год).



11.jpg

Мечеть Омейядов - 707-711 - Дамаск, Сирия
Фото: benissa.eklablog.net



В эпоху Возрождения в мануфактурах Медичи появляется еще одна мозаичная техника: флорентийская мозаика, затем распространившаяся по всей Европе. Восходящая к opus sectile, она отличается разновеликими тессерами из камней, плотно уложенными друг к другу, подчеркивающими своей формой характер изображаемого предмета. Для достижения наибольшей выразительности природной структуры камня, мозаика полировалась до блеска.



12.jpg

Флорентийская мозаика "Обоняние и осязание" - Царское село.
Фото: amberroom.ru



Следующим значимым этапом развития мозаики стала эпоха рококо . Для мозаики этого времени поначалу было характерно использование раковин моллюсков и бисера для декорирования небольших предметов вроде шкатулок. Широко известны мозаики из города Бриар, их часто использовал Эжен Грассе, представитель стиля ар-нуво.



13.jpg

Эжен Грассе - Мозаика церкви Сент-Этьенн - около 1890
Фото: musee-mosaique.com



В эпоху модерна наиболее оригинальным и самобытным примером мозаики стали работы архитектора Антонио Гауди. Как часть его архитектурных сооружений, они подчеркивали пластику форм благодаря смешению техник и различных материалов: традиционной смальты, камня, керамики, стекла, фарфора и гальки.



14.jpg

Антонио Гауди - Мозаика.
Фото: Jaroslav Frank



В России мозаика впервые появилась под влиянием Византии. Новый виток развития искусство получило при Михаиле Ломоносове, который разрабатывал собственную рецептуру смальты. В середине XIX века мозаика использовалась при строительстве Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Храм Спаса на Крови, декорированный мозаикой, стал самым крупным в Европе произведением мозаичного искусства и ярким примером синтеза мозаики и архитектуры. В 1911 году русские мастера представили на Парижской выставке вазы, декорированные флорентийскими мозаиками из уральских самоцветов. С тех пор эта разновидность произведений называется «русской мозаикой».



15.png

Тайная вечеря - Мозаика по оригиналу К. Дузи - Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Фото: cathedral.ru



Художники так называемого "Абрамцевского кружка" также отдали должное мозаичной технике, создав выдающиеся произведения. Так, Врубель представил свой знаменитый камин на сюжет из русского эпоса "Микула Селянинович и Вольга". В этой работе он использовал не традиционные плитки-изразцы, а создал керамическое панно как мозаику из цветного камня.



16-Михаил Врубель - Камин Вольга и Микула - Дом Бажанова.jpg

Михаил Врубель - Камин "Вольга и Микула" - Дом Бажанова



Произведение, посвященное музам



Tags: декоративно-прикладное искусство
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Любимые художники. Константин Маковский. Часть 1

    Здравствуйте уважаемые. Продолжаю знакомить вас со своими любимыми живописцами :-) В прошлый раз говорили о Павле Федотове. Ну а сегодня немного…

  • А если в ад я попаду ...

    А если в ад я попаду, Есть наказание в аду И для меня: не лёд, не пламя! Мгновенья те, когда я мог Рискнуть, но стыл и тёр…

  • Виктор Герье / Париж.

    Париж пленит всех, манит красотой!...Belle Epoque или парижская жизнь на рубеже 19-20 века "В Париже все хотят быть актёрами. Участь…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments