В экспозиции представлены работы художника из музея-театра в Фигерасе - 25 картин, 90 графических произведений и фотографии. Редкий случай - живопись, представленная на выставке, покинула постоянную экспозицию в Фигерасе. Работы относятся к разному времени и позволяют совершить путешествие по творчеству Сальвадора Дали - от начала карьеры художника, когда в своем творчестве он пробовал импрессионизм и кубизм, до лет, когда он укрепился в статусе сюрреалиста.
Сценограф Борис Мессерер, который специально ездил в Фигерас, чтобы получить представление о том, как жил Дали, «приодел» розовую лестницу и колоннаду, увешанную графикой Дали. Над головой подвешены странные манекены, меняющие цвет с белого на оранжевый и зеленый. Гигантские платья высотой в три человеческих роста с черной шнуровкой, черной же шляпой или мантильей и веером — дань карнавальному балу 1951 года в Венеции, который устраивал в палаццо Лабиа дон Карлос де Бейстигьи. На той «вечеринке века» группа черно-белых гигантов в фантастических костюмах от Дали шла в свите модельера Кристиана Диора. В колоннаде над лестницей, в пролетах стоят огромные яйца и скошенные пирамиды, как на крыше дома-музея художника в Испании, где он жил, рисовал и был похоронен.
В Белом зале представлены картины. Отсюда я начала осмотр выставки.
«Сифон и бутылочка рома» 1924г. – привет кубизму. («Пусть наш внутренний огонь всегда горит в полную силу, доводя до белого каления правила и уставы и изменяя их! Пусть наша внутренняя реальность окажется настолько сильной, что сможет прогнуть под себя реальность внешнюю! И да будут наши страсти неутолимыми, но пусть наша жажда жизни станет еще более неутолимой, чтобы эти страсти поглотить! « Дали)
«Цветок в горшке» 1923г. - ранний натюрморт недоучившегося студента мадридской академии – подчеркнуто реалистичен. («Думаю, мне ничем не легче было родиться, чем Творцу - создать Вселенную. По крайней мере, он потом отдыхал, а на меня обрушились все краски мира» Дали)
«Гала, созерцающая Гиперкубическое распятие» 1954г — этюд огромного полотна из Метрополитен-музея. (« Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной - это взаимоисключающие характеристики. «Дали )
«Автопортрет с шеей Рафаэля» 1921г. Дали всерьез считал себя преемником великих мастеров Ренессанса — с юности, когда написал этот портрет. («Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!» Дали)
«Портрет Гала с двумя бараньими ребрышками, удерживающими равновесие на ее плече» 1934г. Мало того, что эта сложносочиненная вещица не больше спичечного коробка, так она еще вставлена в несколько рам (одна - вычурная золотая, другая - строгая черная. Балансирующие на плечах Гала куски сырой баранины, символизируют, возможно, свежесть и непосредственность чувств знаменитой пары. (« Гала - единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто. « Дали)
«Равновесие пера. Внутриатомное равновесие гусиного пера» 1947г отражает «ядерный период» Дали. («Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия.» Дали)
«Тройное появление лица Галы» 1945г. (« Когда меня обуревают чувства, я превращаюсь в форменного идиота.» Дали)
«Портрет Эмилио Терри» 1934г.Одна из немногих работ, которую Дали писал ради денег. Портрет архитектора и дизайнера Эмилио Терри, одного из 12 меценатов, которые каждый год заказывали у художника по картине. («Человека надо принимать как он есть: вместе со всем его дерьмом, вместе со смертью.» Дали)
«Женские фигуры, воспроизводящие шхуну в движении» 1940г. – год отъезда Дали и Гала в Америку. («Пассивному, незаинтересованному, созерцательному и эстетическому отношению к иррациональным явлениям мы противопоставляем активное, организующее, носящие системный и познавательный характер отношение к этим явлениям.» Дали)
"Странности" 1935 г – в неканоническом варианте картины появляются плавленые часы и прототип знаменитого дивана в форме губ звезды раннего Голливуда Мэй Вест. Параноико-критический метод, о котором сам Дали сказал:»спонтанный метод иррационального познания, основанный на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпретаций».
«Нос Наполеона, превращённого в беременную женщину, которая гуляет как грустная тень среди древних руин» 1945г. Иллюстрация использования изобретения Дали - "параноидально-критического метода" интерпретации действительности. ("Я всего лишь автомат, бесстрастно и с максимально возможной точностью регистрирующий то, что диктует мне моё подсознание: сны, видения, галлюцинации и любые иррациональные проявления тёмного волнующего мира, открытого Фрейдом" Дали)
"Вознесение святой Цецилии" 1955 – мистическая связь науки и веры. («Моя живопись-это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.» Дали)
"Барселонский манекен" 1926г,- вариации на тему сюрреалистического периода Пикассо, Дали написал эту картину, когда его за высокомерное отношение к преподавателям отчислили из Академии. («Сюрреализм разрушителен, но он уничтожает лишь то, что считают шорами, ограничивающими поле зрения» Дали)
Ниша в центре Белого зала стала мегаэкраном: кадры с видами Фигераса сменяют фотопортреты его прославленного уроженца. Лицо Дали подавляет висящие по периметру картины, в основном небольшие, но, вероятно, так и должно быть с художником, говорившим: «Сюрреализм — это я!»
"Рассвет, полдень, день и вечер" 1979 г. Здесь сказалось увлечение художника творчеством Франсуа Милле, его картиной «Анжелюс». («Живопись - это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверхэстетических образцов конкретной иррациональности.» Дали)
«Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра». Этюд 1962г. картина – обманка, откровенная насмешка над идеями социализма. ("Пикассо - гений, я - тоже. Пикассо - каталонец, я - тоже. Пикассо - коммунист, я - ни в коем случае!" Дали)
«Гала, созерцающая явление инфанта Бальтасара Карлоса» 1981г.— Веласкес будоражил самолюбие Дали. («Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах - они ведь показывают точное время.» Дали)
"Три знаменитые загадки Гала" 1982г. , в контурах лиц угадываются скульптуры Микеланджело – кумира Дали. Эту картину Дали написал сразу после смерти своей музы. («Всю жизнь моей навязчивой идеей была боль, которую я писал бессчетно.» Дали)
"Сюрреалистическая композиция с невидимыми фигурами" 1936г. – отголосок Рене Маргитта. (« Меня зовут Сальвадором - Спасителем - в знак того, что во времена угрожающей техники и процветания посредственности, которые нам выпала честь претерпевать, я призван спасти искусство от пустоты. «Дали)
"Галлюциногенный тореро" 1968-1970г. этюд. Изображен тореадор Манолете. («Ошибка - от бога. Поэтому не старайтесь исправить ошибку. Напротив, попробуйте понять ее, проникнуться ее смыслом, притерпеться к ней. И наступит освобождение. «Дали)
Без названия. По мотивам «Головы Джулиано Медичи» 1981-1982 Влияние Микеланджело. («Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении. «Дали)
"Фигура и драпировка в пейзаже" 1935г. («Смерть завораживает меня вечностью.» Дали)
"Портрет бабушки Анны за шитьем" 1920г. Дали написал эту картину, будучи еще учеником школы рисования. («Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению - и вас будут уважать.» Дали)
"Вид Кадакеса с обратной стороны" 1921 - очевидна перекличка с работами великого Сезанна и влияние фовизма. («Бесплоден именно хороший вкус - для художника нет ничего вреднее хорошего вкуса. Возьмите французов - из-за хорошего вкуса они совершенно разленились.» Дали)
«Стереоскопия с «Менинами» 1975-1976г.г. – опять обращение к Веласкесу. (« От Веласкеса я узнал о свете, лучах, бликах и зеркалах куда больше, чем мог бы узнать из сотен увесистых научных книг. Его полотна - это золотая россыпь точных, выверенных решений.» Дали)
В центре Белого зала - слепки из коллекции, созданной профессором Цветаевым: копии фигуры Нарцисса, созданной предположительно Чиоли Валерио в 1560 году...
«Юноша из Субиако»
Скульптурный портрет Нерона
Статуя Венеры Милосской, которая проецируется в этюд к картине «Галлюциногенный тореро»,
"Головы Персея" Бенвенуто Челлини перекликается с иллюстрациями к «Автобиографии Бенвенуто Челлини».
В галерее выставлены рисунки. Этюд к картине "Галарина"
Отличные иллюстрации к роману «Дон Кихот» убеждают: Дали — один из главных художников Испании ХХ столетия.
Диорама «Мэй Уэст» — кусочек инсталляции в Фигерасе: воспроизводящая знаменитую одноименную комнату, созданную Дали в содружестве с архитектором Оскаром Тускетсом. В 1976 году они превратили портрет голливудской звезды в интерьер комнаты. Ярко-красный пластиковый диванчик в форме губ Мэй Уэст, идея которого пришла в голову Дали в 1938 году, поставлен напротив диорамы на черном постаменте. Он - увеличенное отражение того, что внутри комнаты.
Хороша подборка архивных фото — рассказ о создании музея, о юном Дали, о жизни в духе «сюра».
Сальвадор Дали выполняет настенную роспись внутри павильона "Сон Венеры". 1939
Сальвадор Дали и Гала в окошках кассы павильона "Сон Венеры" на Всемирной выставке. 1939
Сальвадор Дали и его сестра Анна Мария Кококес
Свадьба Сальвадора Дали и Гала. Около 1958
Вдоль левой галереи - иллюстрации к жизнеописанию итальянского скульптора XVI века Бенвенуто Челлини "Жизнь Бенвенуто Челлини"
Иллюстрация к книге "50 секретов магии мастерства"
Первая цилиндрическая хроноголограмма. Портрет мозга Элиса Купера. Эскиз памятного знака в честь первой цилиндрической голограммы для Элиса Купера. 1973
http://www.trud.ru/article/07-09-2011/267258_dali_priblizilsja/print
http://www.ziwa.org/Report.aspx?p=9&uid=2011090536Culture&id=2-
http://foto.rg.ru/gall/b2c03c83?3
http://www.rg.ru/2011/09/05/dali-vistavka.html
http://shelphur.livejournal.com/18441.html
http://www.mir-dali.ru/pictures.html
http://news.mail.ru/inregions/moscow/90/6715045/
Community Info