vittasim (vittasim) wrote in lovers_of_art,
vittasim
vittasim
lovers_of_art

Categories:

Выставка «Сальвадор Дали»

Я посетила выставку Дали в ГМИИ в будничный день утром, очередь оказалась небольшой – я стояла не больше часа. Фотографировать на выставке нельзя, поэтому только две первых фотографии мои, остальное нашла в интернете. На мой взгляд, Дали бесконечен и живое общение с его работами ничто не заменит.
В экспозиции представлены работы художника из музея-театра в Фигерасе - 25 картин, 90 графических произведений и фотографии. Редкий случай - живопись, представленная на выставке, покинула постоянную экспозицию в Фигерасе. Работы относятся к разному времени и позволяют совершить путешествие по творчеству Сальвадора Дали - от начала карьеры художника, когда в своем творчестве он пробовал импрессионизм и кубизм, до лет, когда он укрепился в статусе сюрреалиста.





Сценограф Борис Мессерер, который специально ездил в Фигерас, чтобы получить представление о том, как жил Дали, «приодел» розовую лестницу и колоннаду, увешанную графикой Дали. Над головой подвешены странные манекены, меняющие цвет с белого на оранжевый и зеленый. Гигантские платья высотой в три человеческих роста с черной шнуровкой, черной же шляпой или мантильей и веером — дань карнавальному балу 1951 года в Венеции, который устраивал в палаццо Лабиа дон Карлос де Бейстигьи. На той «вечеринке века» группа черно-белых гигантов в фантастических костюмах от Дали шла в свите модельера Кристиана Диора. В колоннаде над лестницей, в пролетах стоят огромные яйца и скошенные пирамиды, как на крыше дома-музея художника в Испании, где он жил, рисовал и был похоронен.




В Белом зале представлены картины. Отсюда я начала осмотр выставки.
«Сифон и бутылочка рома» 1924г. – привет кубизму. («Пусть наш внутренний огонь всегда горит в полную силу, доводя до белого каления правила и уставы и изменяя их! Пусть наша внутренняя реальность окажется настолько сильной, что сможет прогнуть под себя реальность внешнюю! И да будут наши страсти неутолимыми, но пусть наша жажда жизни станет еще более неутолимой, чтобы эти страсти поглотить! « Дали)




«Цветок в горшке» 1923г. - ранний натюрморт недоучившегося студента мадридской академии – подчеркнуто реалистичен. («Думаю, мне ничем не легче было родиться, чем Творцу - создать Вселенную. По крайней мере, он потом отдыхал, а на меня обрушились все краски мира» Дали)





«Гала, созерцающая Гиперкубическое распятие» 1954г — этюд огромного полотна из Метрополитен-музея. (« Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной - это взаимоисключающие характеристики. «Дали )





«Автопортрет с шеей Рафаэля» 1921г. Дали всерьез считал себя преемником великих мастеров Ренессанса — с юности, когда написал этот портрет. («Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!» Дали)




«Портрет Гала с двумя бараньими ребрышками, удерживающими равновесие на ее плече» 1934г. Мало того, что эта сложносочиненная вещица не больше спичечного коробка, так она еще вставлена в несколько рам (одна - вычурная золотая, другая - строгая черная. Балансирующие на плечах Гала куски сырой баранины, символизируют, возможно, свежесть и непосредственность чувств знаменитой пары. (« Гала - единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто. « Дали)




«Равновесие пера. Внутриатомное равновесие гусиного пера» 1947г отражает «ядерный период» Дали. («Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия.» Дали)




«Тройное появление лица Галы» 1945г. (« Когда меня обуревают чувства, я превращаюсь в форменного идиота.» Дали)




«Портрет Эмилио Терри» 1934г.Одна из немногих работ, которую Дали писал ради денег. Портрет архитектора и дизайнера Эмилио Терри, одного из 12 меценатов, которые каждый год заказывали у художника по картине. («Человека надо принимать как он есть: вместе со всем его дерьмом, вместе со смертью.» Дали)




«Женские фигуры, воспроизводящие шхуну в движении» 1940г. – год отъезда Дали и Гала в Америку. («Пассивному, незаинтересованному, созерцательному и эстетическому отношению к иррациональным явлениям мы противопоставляем активное, организующее, носящие системный и познавательный характер отношение к этим явлениям.» Дали)




"Странности" 1935 г – в неканоническом варианте картины появляются плавленые часы и прототип знаменитого дивана в форме губ звезды раннего Голливуда Мэй Вест. Параноико-критический метод, о котором сам Дали сказал:»спонтанный метод иррационального познания, основанный на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпретаций».




«Нос Наполеона, превращённого в беременную женщину, которая гуляет как грустная тень среди древних руин» 1945г. Иллюстрация использования изобретения Дали - "параноидально-критического метода" интерпретации действительности. ("Я всего лишь автомат, бесстрастно и с максимально возможной точностью регистрирующий то, что диктует мне моё подсознание: сны, видения, галлюцинации и любые иррациональные проявления тёмного волнующего мира, открытого Фрейдом" Дали)




"Вознесение святой Цецилии" 1955 – мистическая связь науки и веры. («Моя живопись-это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.» Дали)




"Барселонский манекен" 1926г,- вариации на тему сюрреалистического периода Пикассо, Дали написал эту картину, когда его за высокомерное отношение к преподавателям отчислили из Академии. («Сюрреализм разрушителен, но он уничтожает лишь то, что считают шорами, ограничивающими поле зрения» Дали)




Ниша в центре Белого зала стала мегаэкраном: кадры с видами Фигераса сменяют фотопортреты его прославленного уроженца. Лицо Дали подавляет висящие по периметру картины, в основном небольшие, но, вероятно, так и должно быть с художником, говорившим: «Сюрреализм — это я!»







"Рассвет, полдень, день и вечер" 1979 г. Здесь сказалось увлечение художника творчеством Франсуа Милле, его картиной «Анжелюс». («Живопись - это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверхэстетических образцов конкретной иррациональности.» Дали)




«Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра». Этюд 1962г. картина – обманка, откровенная насмешка над идеями социализма. ("Пикассо - гений, я - тоже. Пикассо - каталонец, я - тоже. Пикассо - коммунист, я - ни в коем случае!" Дали)




«Гала, созерцающая явление инфанта Бальтасара Карлоса» 1981г.— Веласкес будоражил самолюбие Дали. («Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах - они ведь показывают точное время.» Дали)




"Три знаменитые загадки Гала" 1982г. , в контурах лиц угадываются скульптуры Микеланджело – кумира Дали. Эту картину Дали написал сразу после смерти своей музы. («Всю жизнь моей навязчивой идеей была боль, которую я писал бессчетно.» Дали)




"Сюрреалистическая композиция с невидимыми фигурами" 1936г. – отголосок Рене Маргитта. (« Меня зовут Сальвадором - Спасителем - в знак того, что во времена угрожающей техники и процветания посредственности, которые нам выпала честь претерпевать, я призван спасти искусство от пустоты. «Дали)




"Галлюциногенный тореро" 1968-1970г. этюд. Изображен тореадор Манолете. («Ошибка - от бога. Поэтому не старайтесь исправить ошибку. Напротив, попробуйте понять ее, проникнуться ее смыслом, притерпеться к ней. И наступит освобождение. «Дали)



Без названия. По мотивам «Головы Джулиано Медичи» 1981-1982 Влияние Микеланджело. («Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении. «Дали)




"Фигура и драпировка в пейзаже" 1935г. («Смерть завораживает меня вечностью.» Дали)




"Портрет бабушки Анны за шитьем" 1920г. Дали написал эту картину, будучи еще учеником школы рисования. («Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению - и вас будут уважать.» Дали)





"Вид Кадакеса с обратной стороны" 1921 - очевидна перекличка с работами великого Сезанна и влияние фовизма. («Бесплоден именно хороший вкус - для художника нет ничего вреднее хорошего вкуса. Возьмите французов - из-за хорошего вкуса они совершенно разленились.» Дали)





«Стереоскопия с «Менинами» 1975-1976г.г. – опять обращение к Веласкесу. (« От Веласкеса я узнал о свете, лучах, бликах и зеркалах куда больше, чем мог бы узнать из сотен увесистых научных книг. Его полотна - это золотая россыпь точных, выверенных решений.» Дали)







В центре Белого зала - слепки из коллекции, созданной профессором Цветаевым: копии фигуры Нарцисса, созданной предположительно Чиоли Валерио в 1560 году...




«Юноша из Субиако»




Скульптурный портрет Нерона



Статуя Венеры Милосской, которая проецируется в этюд к картине «Галлюциногенный тореро»,




"Головы Персея" Бенвенуто Челлини перекликается с иллюстрациями к «Автобиографии Бенвенуто Челлини».




В галерее выставлены рисунки. Этюд к картине "Галарина"



Отличные иллюстрации к роману «Дон Кихот» убеждают: Дали — один из главных художников Испании ХХ столетия.










































Диорама «Мэй Уэст» — кусочек инсталляции в Фигерасе: воспроизводящая знаменитую одноименную комнату, созданную Дали в содружестве с архитектором Оскаром Тускетсом. В 1976 году они превратили портрет голливудской звезды в интерьер комнаты. Ярко-красный пластиковый диванчик в форме губ Мэй Уэст, идея которого пришла в голову Дали в 1938 году, поставлен напротив диорамы на черном постаменте. Он - увеличенное отражение того, что внутри комнаты.










Хороша подборка архивных фото — рассказ о создании музея, о юном Дали, о жизни в духе «сюра».







Сальвадор Дали выполняет настенную роспись внутри павильона "Сон Венеры". 1939




Сальвадор Дали и Гала в окошках кассы павильона "Сон Венеры" на Всемирной выставке. 1939




Сальвадор Дали и его сестра Анна Мария Кококес




Свадьба Сальвадора Дали и Гала. Около 1958




Вдоль левой галереи - иллюстрации к жизнеописанию итальянского скульптора XVI века Бенвенуто Челлини "Жизнь Бенвенуто Челлини"






















Иллюстрация к книге "50 секретов магии мастерства"




Первая цилиндрическая хроноголограмма. Портрет мозга Элиса Купера. Эскиз памятного знака в честь первой цилиндрической голограммы для Элиса Купера. 1973




http://www.trud.ru/article/07-09-2011/267258_dali_priblizilsja/print
http://www.ziwa.org/Report.aspx?p=9&uid=2011090536Culture&id=2-
http://foto.rg.ru/gall/b2c03c83?3
http://www.rg.ru/2011/09/05/dali-vistavka.html
http://shelphur.livejournal.com/18441.html
http://www.mir-dali.ru/pictures.html
http://news.mail.ru/inregions/moscow/90/6715045/

Tags: графика, живопись
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments