
Ян Вермеер - Географ - 1660-е
К празднованию своего 200-летия музей Прадо в Мадриде приурочил амбициозную выставку "Веласкес, Рембрандт, Вермеер. Параллельные видения". Она посвящена общим чертам в голландской и испанской живописи конца XVI — начала XVII веков и организована в сотрудничестве с Рейксмузеумом в Амстердаме.
На выставке представлены 72 работы из коллекции самого Прадо, Рейксмузеума и 15 других собраний, в числе которых - галерея Маурицхёйс в Гааге, Национальная галерея в Лондоне и Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Экспозиция отражает традиции живописи Испании и Нидерландов.
Выставка "Веласкес, Рембрандт, Вермеер. Параллельные видения" в музее Прадо в Мадриде продлится до 29 сентября 2019 года.
В то время как художественно-историческая литература считает, что их нормы существенно отличаются друг от друга, кураторы музея в Мадриде сопоставили исторические мифы с художественными реалиями этих двух арт-центров, чтобы продемонстрировать их многочисленные общие черты.

Хендрик Янс Тербрюгген - Демокрит - 1628 - Рейкмузеум, Амстердам

Хосе де Рибера - Демокрит - 1630 - Прадо Мадрид
"Веласкес, Рембрандт, Вермеер. Параллельные видения" - это выставка, которая стимулирует посетителей не только оценить качество и важность выставленных 72-х работ, некоторые из которых написаны наиболее почитаемыми европейскими художниками XVII века, но и установить точки сходства между ними.

Ян Вермеер - Маленькая улочка в Дельфте - 1659 - Рейксмузейм, Амстердам
Традиционно считается, что произведения, созданные в разных уголках Европы, заметно различаются: например, Веласкес - "очень испанский", а Рембрандт - "очень голландский". Эта точка зрения основана на чрезмерном влиянии, которое националистическое мышление и идеология XIX - XX веков оказали на наше понимание искусства. Исследования того периода придавали огромное значение идее о том, что каждая нация имела собственный характер. В результате широко распространилось представление, что эти различия проявляются в искусстве каждой страны. Такой взгляд сводил к минимуму черты, общие для европейских художников.
Одним из ярких примеров тому является взгляд на испанскую и голландскую живопись XVII века. Искусство этих стран, воевавших между собой, традиционно трактовалось как противоположное. Тем не менее, наследие фламандских и итальянских живописцев, повлиявших на всё европейское искусство, было одинаково интерпретировано и в Испании, и в Голландии.
В XVII в обеих странах возникла эстетика, которая уходила от идеализации и фокусировалась на реальном внешнем виде вещей и манере их представления. На полотнах, вошедших в экспозицию на этой выставке, "ни Веласкес, ни Вермеер, ни другие художники того времени не выражали, как часто говорят, квинтэссенцию своих наций, а, скорее, передавали эстетические идеи и подходы, которые делили с международным сообществом художников", - говорит куратор Алехандро Вергара.

Эль Греко (Доменико Теотокопули) - Портрет доктора - 1588
Художники, представленные сейчас в музее Прадо, работали в историческом и политическом контексте, который мало известен большинству испанцев сегодня, но легендарен в Голландии. В 1568 году в старых Нидерландах вспыхнула серия восстаний против испанского монарха Филиппа II. Выступления, которые возглавило местное дворянство и его лидер Вильям Оранский, переросли в Восьмидесятилетнюю войну (1568-1648). Результатом было создание двух территорий, которые стали предшественниками современной Бельгии и Нидерландов. Последняя, теперь обычно упоминаемая как Голландия, является одним из центров этой выставки.
Некоторые картины, созданные там, а также в Испании в XVII веке, преподносили войну, как правило, с пропагандистскими целями. Среди них "Сдача Бреды" Веласкеса (изображает сцену передачи ключей от голландского города Бреды его губернатором Юстином Нассауским главнокомандующему испанских войск Амброзио Спиноле 5 июня 1625 года) из собственной коллекции Прадо и другие полотна такого типа.

Диего Веласкес - Сдача Бреды - 1635
Рождение новой нации заставило многих историков искусства подчеркнуть её уникальность и считать, что это было отражено в живописи её художников. Обладая собственными характерными чертами, голландская живопись разделяет многие ключевые моменты с искусством, созданным на территориях Испанской монархии, от которой она откололась.

Диего Веласкес - Триумф Вакха (Пьяницы) - 1629

Карел Фабрициус - Автопортрет- 1645

Эль Греко (Доменико Теотокопули) - Дон Родриго Васкес - 1600-е

Диего Веласкес - Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра по прозвищу Эль Примо - 1644

Джузепе де Рибера - Воскрешение Лазаря - 1616-е

Франсиско де Сурбаран - Цикл картин "Сцены из жизни святого Педро Ноласко". Явление апостола Петра святому Петру Ноласко - 1629

Франсиско де Сурбаран - Агнец божий (Agnus Dei) - 1640

Питер ван Стенвейк - Эмблема смерти - 1640

Рембрандт Харменс ван Рейн - Софонисба принимает чашу с ядом - 1634

Диего Веласкес - Марс - 1640

Рембрандт Харменс ван Рейн - Женщина купающаяся в ручье (Хендрикье Стоффельс?) - 1655

Франсиско де Сурбаран - Натюрморт с четырьмя сосудами - 1650
Стоит отметить, что на выставке современные термины "Нидерланды" и "Голландия" используются взаимозаменяемо. Первое - это корректное название, а второе - наиболее распространенное, хотя на самом деле это одна из провинций Нидерландов, которой обозначают всю территорию.
"Веласкес, Рембрандт, Вермеер. Параллельные видения" - выставка к 200-летию музея Прадо
Community Info