Микеланджело Буонарроти - Страшный суд. Святой Варфоломей - 1512
На знаменитой фреске "Страшный суд" Микеланджело, в числе прочих, изобразил святого Варфоломея с содранной с грешника кожей в руке. Искусствоведы сходятся во мнении, что грешник (вернее то, что от него осталось) - это сам Микеланджело. По поводу причины появления столь жуткого автопортрета единодушия нет.
Самая очевидное объяснение: Микеланджело - человек богобоязненный и склонный к припадкам самобичевания - визуализировал таким образом свою мечту об искуплении грехов.
Существует и версия о том, что художник живописал тяготы своего титанического труда. Известно, что Микеланджело был одержим работой - только "Страшный суд" отнял у него четыре года жизни. Он ел только для того, чтобы не умереть, а спать ложился в рабочей одежде - переодеваться попросту не было сил. Когда подмастерья стаскивали с него сапоги, вместе с ними буквально слазила кожа.
Бытует и маргинальная версия о том, что этот автопортрет - зашифрованный протест: художник якобы расписывал Сикстинскую капеллу против своей воли.
Кое-кто считает, что Варфоломей подозрительно похож на Пьетро Аретино - публициста, драматурга, сатирика, "праотца журналистики" и известного критика Микеланджело.
Впрочем, нельзя исключать и самого простого: не имея времени искать для "шкуры" натурщика, художник просто использовал того, кто всегда был у него под рукой - самого себя.
Сальвадор Дали - Мягкий автопортрет с жареным беконом - 1941
Специалисты не исключают, что "Мягкий автопортрет" Дали - это реверанс в сторону той самой шкуры Микеланджело. Дали действительно без устали цитировал Микеланджело в целом и росписи Сикстинской капеллы в частности.
Сальвадор Дали - Голова Джулиано ди Медичи Микеланджело - 1982
Сальвадор Дали - Персонаж, навеянный фигурой Адама с плафона Сикстинской капеллы в Риме - 1982
И хотя жертвенный пафос был ему несвойственен, версия кажется правдоподобной - вот и кусочек бекона говорит в пользу этой мясницкой теории.
Впрочем, трактовать "Мягкий автопортрет", как и любую другую работу художника можно бесконечно разнообразно. Нечто аморфное и растекшееся, костыли - это непременные атрибуты иконографии Дали, так что автопортрет может быть просто очередным пластическим экспериментом. Или более конкретной позой: на пьедестале не сам Дали, а его образ в общественном сознании - податливый, изменчивый, формирующийся подпорками эксцентричных выходок.
Или так: неутомимый провокатор Сальвадор Дали снова предлагает публике и критикам отведать чего-то мягкого и коричневого. Не факт, что подтаявшего шоколада.)
Два автопортрета - Микеланджело Буанаротти и Сальвадор Дали
Community Info