Джон Эверетт Милле - Изабелла - 1849 - Художественная галерея Уокера, Ливерпуль
Джон Эверетт Милле (также иногда Миллес), (John Everett Millais), (1829, Саутгемптон - 1896, Лондон), - крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.
"Изабелла" (Isabella) или "Лоренцо и Изабелла" (Lorenzo and Isabella) - картина, созданная Милле в 1849 году, сразу после вступления в Братство прерафаэлитов.
Джон Эверетт Милле - Автопортрет
Картина основана на поэме классика английской литературы Джона Китса (1795-1821) "Изабелла, или горшок с базиликом" (Isabella, or the Pot of Basil), написанной в 1818 году, а её сюжет, в свою очередь, заимствован из новеллы о горшке с базиликом из "Декамерона" Боккаччо (IV день, 5-я новелла). В викторианскую эпоху Китс стал одним из самых популярных и хрестоматийных поэтов Великобритании. Особенно восхищались им прерафаэлиты.
Китс повествует о трагической любви Изабеллы и Лоренцо. Богатые братья Изабеллы, узнав о её тайной любви к бедному юноше Лоренцо, убивают его. Изабелла остаётся навсегда верной своей любви. Она тайком переносит голову любимого в свой сад и прячет её там. Братья, раскрыв тайну Изабеллы, крадут из сада горшок с базиликом, где спрятана голова Лоренцо, и бегут из Флоренции. Изабелла повергнута в горе жестокостью людей. Художник изобразил момент, когда один из мрачных братьев Изабеллы пинает её собаку (это животное традиционно считалось символом верности). Собаки у Бокаччо нет, зато она была в английской версии Китса. В каталоге первой выставки картина сопровождалась стихами:
Вассал любви - Лоренцо молодой,
Прекрасна, простодушна Изабелла!
Возможно ль, чтоб под кровлею одной
Любовь сердцами их не овладела;
Возможно ль, чтоб за трапезой дневной
Их взгляды не встречались то и дело;
Чтобы они средь ночи в тишине
Друг другу не пригрезились во сне.
(Перевод Галины Гампиевой)
Связь текста и изображения подчёркивала принцип синтеза искусств, провозглашённый прерафаэлитами.
Милле начал работу над "Изабеллой" сразу после того, как было создано Братство прерафаэлитов, поэтому это одно из первых произведений, в котором воплотились принципы прерафаэлитской эстетики. Цвета очень яркие, насыщенные, каждая фигура выписана с особой тщательностью. На ножке стула Изабеллы можно обнаружить инициалы прерафаэлитского Братства - P.R.B. (Pre-Raphaelite Brotherhood). В "Изабелле" нет перспективы: все фигуры, сидящие за столом, одного размера.
Как это было принято у прерафаэлитов, Милле изобразил на картине своих близких и друзей. Братья Изабеллы написаны с Ф. Д. Стивенса (молодой человек слева, с бокалом в руке), У. Деверелла (слева, задний план), Д. Харриса (толкает собаку). На заднем плане справа - Д. Г. Россетти (пьёт из бокала). Пожилой человек, вытирающий губы салфеткой - отец Милле. Для Лоренцо позировал У. Россетти, Изабелла - жена сводного брата Милле.
Эта работа написана в радостных светлых и прозрачных тонах, но это не понравилось ни зрителям, ни критикам.
Community Info