Светлана (sevastiana76) wrote in lovers_of_art,
Светлана
sevastiana76
lovers_of_art

Categories:

На ул. Собинова, 25. У Леонида Витальевича

Строгие итальянские критики постоянно спорили о происхождении великого русского тенора -
"Собинов не может быть русским. Он непременно итальянец, случайно родившийся в России".

"Тенор Собинов,
— писал один из рецензентов, — целое откровение. Голос его — прямо золотой, полный металла и в то же время мягкий, ласкающий, богатый красками, чарующий нежностью. Это певец, подходящий к жанру данной музыки, которую он исполняет… согласно чистейшим традициям оперного искусства — традициям, так мало свойственным современным артистам".

Другая итальянская газета писала:
"Он пел с грацией, нежностью, легкостью, которые уже начиная с первой сцены завоевали ему всеобщее расположение публики. У него голос чистейшего тембра, ровный, глубоко западающий в душу, голос редкий и драгоценный, которым он управляет с редким искусством, интеллигентностью и вкусом".







1.jpg


Улица, которая сейчас носит имя Леонида Собинова, когда-то не была такой длинной (от улицы Некрасова до Большой Октябрьской), а состояла из нескольких небольших улочек - ул. Срубная, ул. Нетеча, ул. Семёновская, ул. Циммервальда.
Эта улица старого Ярославля богата не только названиями, но и фрагментами исторической застройки города, памятниками архитектуры, напоминающими о людях, составивших славу города.

Леонид Витальевич Собинов родился в мае 1872 г. в Ярославле, в семье Виталия Васильевича Собинова - торгового служащего, мещанина, в семье с крестьянскими и купеческими (со стороны матери) корнями, на бывшей Срубной улице, в этом 3-х этажном доме - мемориальном особняке XVIII века, который сейчас является музеем певца


Музей был открыт в 1995 году после 25 - летних усилий очень многих представителей ярославской общественности вернуть дом Собинова в культурную среду города.

В начале марта этого года мы заходили в родовой дом Собиновых, вновь открывшийся летом 2015 года после длительной реставрации и реконструкции.

Дом представляет собой образец русской провинциальной жизни конца ХIX — начала XX века.
Несмотря на то, что здание прошло через революции, войны и коммунальное заселение, все предметы в музее подлинные, имеющие отношение к этому дому и семье Собиновых, бережно сохранённые и пронесённые через время родственниками, наследниками, друзьями и поклонниками певца.
Из беседы с музейными работниками выяснилось, что всего несколько предметов не имеют прямого отношения к семье, всё это подробно указано в печатных и электронных(!) описаниях экспонатов, находящихся в каждом зале ( к примеру, ручная деревянная кофемолка в буфете принадлежала семье Ивакинских, гимназических приятелей Собинова). Сохранилась даже одна из хрустальных люстр, висящая сейчас в спальне - единственной полностью мемориальной комнате Л.В. Собинова, где стоит мебель, принадлежавшая лично Л.В.Собинову. Это спальный гарнитур из московской квартиры певца, который музей приобрёл у родственников на свои средства. Остальные же экспонаты были переданы музею в дар вдовой Леонида Витальевича - Ниной Ивановной Собиновой (урожд. Мухиной, двоюродной сестрой скульптора Веры Мухиной), дочерью - Светланой Леонидовной Собиновой-Кассиль (женой писателя Льва Кассиля), другими родственниками, коллекционерами Ярославля, Москвы, Петербурга, а также собирались специалистами Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника.

В этом доме Собинов родился, провёл детство и юность до поступления на учёбу в Московский университет на юридический факультет, который закончил в 1894 году, а затем, став уже известным певцом, выкупил дом у своих родственников и всегда останавливался здесь, приезжая в Ярославль.

Сайт дома-музея - http://www.sobinov.yar.ru/russian/

Пройдём по этажам и посмотрим интерьеры уголков дома, мебель, посуду, некоторые сценические костюмы певца. Насколько получилось возможным, конечно, ибо всего нельзя вместить в одну запись.
В доме большое количество семейных, театральных, официальных и любительских фотографий (всего около 800); документы, поздравительные адреса, печатные издания - программы, афиши, партитуры, либретто...; коллекция граммофонных и патефонных пластинок 1901-1911 гг.

На первом этаже расположен гардероб, небольшой концертный зал и маленькая прихожая-холл перед лестницей на второй этаж.
Некоторые из экспонатов в холле
1.jpg

       

Запись о рождении




Поднимаемся на второй этаж.
Впереди аудиокресло для прослушивания оцифрованных записей Леонида Собинова 1901 - 1911 гг. Таких кресел в музее два. Кроме того, голос певца могут включить в каждой комнате дома и он будет сопровождать вас во время просмотра экспозиций.
Сразу рядом с лестницей перед входом в гостиную находится открытое помещение с буфетом и комодом - буфетная.

        

Буфет, вторая половина XIX в. Куплен Василием Григорьевичем Собиновым - дедом Леонида Витальевича. На стене - фотографии родственников (фото с сайта музея)


Первая гитара певца и шляпа-канотье из семьи Собиновых
         6.jpg

На буфете предметы сервировки стола. Фарфор завода Гарднера и Т-ва М.С. Кузнецова (конец XIX - начало XX вв.)


По материалам статьи  А.Аносовской ( зав. Мемориальным Домом-музеем Л.В.Собинова ) "100 лет со дня кончины Виталия Васильевича Собинова", 2012 год :
"В доме Собиновых царил патриархальный уклад, перед отцом робели, боялись его суровости. Виталий Васильевич сам окончил лишь церковно-приходскую школу, но к ученью питал глубокое уважение, всем детям (8 детей от двух браков) дал образование, все учились в гимназиях и радовали родителей. Если же случались неприятности или плохие оценки, он говорил: «Учитесь вы для себя».
Но помнили дети не только суровость отца, помнили долгие воскресные обеды, когда собиралась вся большая семья и отец детям наливал иногда по маленькой рюмочке красного вина, потому что считал это полезным. Помнили, как возил в меховой магазин Концева, сам заказывал всем шубки и муфты, помнили редкие 4-5 раз в год походы всей семьёй в городской театр... По такому случаю покупалась ложа. Виталий Васильевич Собинов был опорой семьи и дома. Не дома, а скорее «семейного ковчега», в котором каждый член семьи чувствовал себя ограждёнными от враждебного мира..
Отец был весьма недоволен, когда узнал, что учёбу на юридическом факультете Московского университета сын Леонид сочетает с занятиями пением. Неодобрительно он отнёсся и к поступлению его на сцену Императорского Большого театра. Лишь большая известность, слава «первого тенора России» , завоёванные Леонидом Витальевичем, примирили его с мыслью, что сын стал певцом."





Фрагменты экспозиций следующих двух залов


Коллекция сценических костюмов Собинова представляет не только художественную ценность самих костюмов, но это еще одна грань творчества артиста. Он лично участвовал в процессе создания костюма, добиваясь точного соответствия той или иной исторической эпохе. Некоторые из костюмов были исполнены в Италии, где певец готовил многие оперные партии своего репертуара, другие выполнены в России.

Костюм Ленского из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин"(конец XIX в.)  и костюм к партии Вильгельма из оперы А. Тома "Миньон" (начало ХХ в.)


После премьеры "Онегина" газеты писали: "Наконец-то на оперной сцене появился живой человек. Если басы уже не могут петь, как прежде, после появления Шаляпина, то тенора – после появления Собинова"
Ария Ленского - https://www.youtube.com/watch?v=em48daAe6NU


Костюм князя из оперы А.С.Даргомыжского "Русалка" (1898 г.) и вновь костюм Ленского
      



Кружевная накидка и театральная сумочка
      



Визитная скатерть из дома Иды Калина в Москве, приобретенная на аукционе Кристи в Лондоне и сохранившая автографы К. Станиславского, О. Книппер - Чеховой, В. Качалова, Л. Собинова и др. Передана в дар музею от Советского фонда культуры.


   

На фотографии электронной этикетки - первая жена Л.В.Собинова, Мария Фёдоровна Собинова (урожд. Каржавина) с сыновьями


Л.В.Собинов с сыновьями Юрием и Борисом (фото с сайта Ярославского архитектурно-исторического и художественного музея-заповедника)



Вторая жена Собинова - Нина Ивановна Собинова (урожд. Мухина) с дочерью Светланой, 1923 г.


Л.В. Собинов с дочерью, 1925 г.



Светлана Собинова, 1928 г.
Коллекционеры антикварных игрушек легко могут узнать кукол европейских производителей , вероятно привезённых из зарубежных гастролей отца.


Пианино "M. Ericson", 1910-е гг., принадлежало Л.В. Собинову - его подарок своей сестре Собиновой А.В.


Спальня с мебельным гарнитуром из московской квартиры Собиновых.
Самой главной реликвией семьи певец считал подушку, на которой родились все дети Собиновской семьи - новорожденного младенца укладывали на подушку, она "слышала" их первый крик.




Парфюмерная продукция начала ХХ века


В спальне на кресле лежит плед, которым Собинов укрывался в последние часы жизни. Плед привезён из города Рига, где певец остановился в гостинице "Санкт-Петербург" по пути из Германии в Москву и скоропостижно скончался от сердечного приступа в октябре 1934 года в возрасте 62 лет.


Третий этаж - лекционный зал с монитором для просмотра документальных фильмов о Леониде Собинове. Зал оформлен как перрон вокзала (инсталляция "Восточный экспресс"), где в окнах поезда мелькают европейские города и театры, в которых гастролировал Собинов. Под фонарём - дорожный сундук, с которым артист ездил на гастроли. И в этом зале также
афиши, печатные издания, фотографии сыновей, чья судьба после революции сложилась трагически.



 Ария Надира из оперы "Искатели жемчуга" Бизе.



Основные даты творческой карьеры Леонида Собинова :
- с1897 по 1917 гг. - солист Императорских театров
- с 1913 г. - солист его Императорского величества,
- с 1904 по 1914 гг. - солист театра Ла Скала, выступления в Монте-Карло, Мадриде, в Лондоне, Берлине, Париже.
- в 1917-1918 гг. и в 1921 г. -  директор Большого театра
- в 1923 г.  присвоено звание Народного артиста Республики.
- в 1933 году покинул сцену в возрасте 60 лет

Два фильма канала "Культура" о Леониде Собинове :

Фильм из цикла передач "Абсолютный слух"



и для тех, кто не спешит, 40-минутный документальный фильм "Поэт на сцене, поэт в жизни…".


Напротив здания ярославской филармонии в 2008 г. был поставлен памятник Леониду Собинову.

Скульптура изображает артиста в роли Ленского.
Автор памятника - Елена Пасхина, заслуженный художник России, ведущий скульптор компании "Мастер Леонардо", преподаватель Ярославского Худ. училища в 1984-1987 гг. - http://www.people.su/85378













Могила Л.В. Собинова на Новодевичьем кладбище. Скульптор Вера Мухина.

Многие думали, что лебедь на могиле певца – в память о Лоэнгрине. Но Мухина так объяснила свою мысль:
"У русских людей лебедь всегда являлся символом чистоты, а чище человека, чем Собинов, я не знала".


"Подходите к людям, всегда ища в них только хорошее."
Л. В. Собинов.






Subscribe

  • Анатолий Коробкин.

    Весна вскормила почки Апрельскою капелью...Anatoly Korobkin (Russia, 1974) Убрав с земли снег, растормошив заснувшую реку, весна освободила…

  • Константин Аполлонович Савицкий

    Константин Аполлонович Савицкий (25 мая [6 июня] 1844 г., Таганрог, Российская Империя - 31 января [13 февраля] 1905 г., Пенза, Российская…

  • Коробкина Диана.

    По чужой указке не привыкла Жить моя великая страна. Не от дяди Сэма, а от Бога Воля ей свободная дана... Художники Коробкины: Жена…

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments