burnevil_8 (burnevil_8) wrote in lovers_of_art,
burnevil_8
burnevil_8
lovers_of_art

Categories:

История одной картины - "Бокал лимонада" Терборха

Герард Терборх - Бокал лимонада - 1662-1663.jpg

Герард Терборх - Бокал лимонада - 1662-1663


Герард Терборх (или Герард тер Борх), (Gerard ter Borch), (1617, Зволле - 1681, Девентер), - один из главных мастеров голландской жанровой живописи золотого века. Первым открыл частный мир городских обывателей, запечатлев их за повседневными занятиями в домашней обстановке. Его реалистическая эстетика получила развитие у дельфтских мастеров Питера де Хоха и Яна Вермера.

"Бокал лимонада" (Het glas limonade) - картина Герарда Терборха, созданная около 1660 года, входит в коллекцию живописи Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), экспонируется в зале 249 Нового Эрмитажа. Реплика картины (авторское повторение или, по другой версии, её копия) хранится в частном собрании Дрессманнов.



Герард Терборх - Автопортрет - 1668 - Маурицхейс, Гаага.jpg

Герард Терборх - Автопортрет - 1668 - Маурицхейс, Гаага



Картина происходит из собрания Н. К. Хасселара (Амстердам), в апреле 1742 года на аукционе она была приобретена маршаном Жаком де Роре для коллекции Виллема Лормье (Гаага). В 1746 году продана маркизу д’Аржансону, а с 1754 года входила в собрание Л. Ж. Генья (Париж).

В 1769 году картина была куплена герцогом Шуазёлем. В 1808 году на аукционе собрания Шуазёль-Праслен приобретена для коллекции де Сервилля, в 1812 году - продана императрице Жозефине, хранилась во дворце Мальмезон, в 1815 году вместе с собранием картин императрицы поступила в Эрмитаж.


На картине представлена сцена приготовления лимонада. Молодая женщина и юноша сидят друг против друга. Кавалер осторожно выдавливает ароматный сок из лимона в бокал с белым вином, который держит девушка. Левой рукой он придерживает подставку бокала и при этом касается её мизинца. Их взгляды устремлены друг на друга. За молодой парой стоит пожилая женщина, её правая рука лежит на плече девушки.

Справа, в глубине комнаты, видна неубранная кровать под приоткрытым пологом. Эта деталь придаёт всей сцене чувственный характер. Достаточно аскетичная обстановка комнаты позволяет зрителю сконцентрировать всё своё внимание на фигурах персонажей. Залитые светом, они резко выделяются на фоне тёмной стены. Фактура тканей, как обычно у Терборха, передана с высочайшей степенью реализма и тщательной отделкой. Судя по покрою одежды изображённых, картина была написана между 1660 и 1665 годом. На молодой женщине светлая, шитая золотыми нитями, атласная юбка и золотисто-жёлтая короткая шубка (или полупальто, так называемое матине́), отороченная белым мехом, её голову охватывает чёрный кружевной чепчик или вуаль. На пожилой женщине белый чепчик и плюшевый лиловый жакет.

Лица персонажей вылеплены с помощью тонкой светотеневой моделировки. Лицо старухи скрыто в тени, полутень от широкополой шляпы падает на лицо кавалера, ярко освещено нежное лицо молодой женщины.

На маленьком столике стоят кувшин и тарелка с кружком лимона. Лимон (или апельсин) со спиралью срезанной кожуры является распространённым элементом нидерландского натюрморта, изображая его художники демонстрировали своё мастерство в передаче контраста текстур различных предметов. Внимание, с которым художник изобразил все детали, побуждает зрителя подолгу разглядывать картину, последовательно переходя от одного предмета к другому.

Терборху позировали его сводные сестра и брат - Гезина и Мозес, тоже художники. Как считают некоторые исследователи, старуха написана с Вискен Маттейс, матери Гезины и Мозеса, черты её лица напоминают рисунки Мозеса с изображением матери.



Бокал лимонада - Атрибутируется Терборху - Собрание Питера и Ольги Дрессманн.jpg

Бокал лимонада - Атрибутируется Терборху - Собрание Питера и Ольги Дрессманн



Существует ещё одна картина "Бокал лимонада", которая считается высококачественной авторской копией. Абрисы фигур на обеих картинах совпадают полностью, что является следствием обычного для мастерской Терборха использования для двух основ одного подготовительного рисунка с проколами по контурам.


Картина оставляет чувство недосказанности, она полна скрытых смыслов и загадок. Изначально "Бокал лимонада" трактовался как сцена из семейной жизни, Александр Бенуа называл её "анекдотом самым обыденным", где поклонник предлагает почувствовавшей себя плохо даме лимонад, а у П. Гнедича ("История искусств: живопись, скульптура и архитектура"), предполагается, что напиток подносит доктор - считалось, что кислый лимон снимает жар во время болезни. Однако впоследствии исследователи пришли к выводу, что это популярный в голландской живописи первой половины XVII века сюжет сводничества или продажной любви. Тип композиции, где представлены молодая пара и пожилая женщина, был введён в нидерландскую живопись Дирком ван Бабюреном в 1620-е годы. Исследователь А. Вилок отмечает, что произведение на эту тему у Терборха имеет характер, отличающий его от подобных картин других голландских художников. Тактичность, "галантность в проявлении чувств" молодой пары восходит скорее к другому, не менее распространённому мотиву - "любовной болезни". Исследователи указывают, что именно деликатность, с которой художник изобразил сцену, ввела в своё время в заблуждение искусствоведов, но ситуация более сложна, чем представляется на первый взгляд. Жест старухи истолковывается как предложение оценить прелести молодой женщины, а вся двойственность ситуации раскрывает неопытность кавалера, и, наоборот, "известный опыт" у его дамы-визави.

В одной из книг XVII века по садоводству перечисляются полезные свойства цитрусовых - апельсинов и лимонов.

"Множество людей по опыту знает", что эти фрукты помогают от простуды, воспаления живота, мышечных болей, разогревают "холодный желудок". Лимону же сверх того приписывалось способность облегчать любовный недуг как у мужчин, так и у женщин. Полуочищенные плоды и дольки лимона были одним из атрибутов в сюжете "любовная болезнь" (или "любовная тоска"), где молодая женщина принимает доктора в своей спальне, третье действующее лицо - пожилая служанка.



Ян Стен - Любовная тоска - Около 1660.jpg

Ян Стен - Любовная тоска - Около 1660



На картине Яна Стена из Старой пинакотеки (около 1660) сцена дополнена фигурой любовника, входящего в приоткрытую дверь. Особенность композиции "Бокала лимонад" в том, что изображение влюблённой пары объединено с традиционным мотивом "любовной болезни". Старуха поддерживает даму, на слабость последней может указывать также то, что она вынуждена опереть правую руку на левую. Тем не менее, избавления от своего недуга героиня ожидает не от лечебного напитка, а от возлюбленного.

Авторы издания "Сокровища Эрмитажа" (1968) полагают, что художник не ставил перед собой задачу глубокого проникновения во внутреннюю жизнь персонажей, тогда как большинство других исследователей отмечает, что Терборх в бытовой сюжет впервые вводит психологический элемент.




Tags: Нидерланды, живопись, история, художники
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments