mizantrop_1943 (mizantrop_1943) wrote in lovers_of_art,
mizantrop_1943
mizantrop_1943
lovers_of_art

Category:

Вновь обретенный портрет кисти великого Веласкеса

1.jpg

Диего Веласкес - Портрет донны Олимпии Майдальчини Памфили - 1650 (фрагмент)



В течение почти 300 лет портрет донны Олимпии Майдальчини Памфили кисти Диего Веласкеса считался утраченным или уничтоженным. Теперь же образ одной из самых грозных женщин в мировой истории, созданный одним из величайших художников, принёс 2,5 миллиона фунтов стерлингов (3,1 миллиона долларов) на аукционе Sotheby’s в Лондоне.


Последнее упоминание о "Портрете донны Олимпии Майдальчини Памфили" относится к 1724 году. В середине 1980-х он был выставлен на аукцион без указания авторства, а полтора года назад его доставили в амстердамский офис Sotheby’s как работу неизвестного голландского мастера. Заметив таинственные отметины на обратной стороне холста, эксперты аукционного дома провели расследование и установили истинную личность художника.

Помимо того, что это одна из немногих картин Веласкеса, остающихся в частных руках, это ещё и редчайшее изображение самой влиятельной, алчной и властной женщины в Риме в XVII веке. Олимпия Майдальчини Памфили по прозвищу Папесса (или Сеньора-Папа) была тенью папского трона, невесткой (женой брата) и предполагаемой любовницей понтифика Иннокентия X. Кое-кто называет её протофеминисткой, вступавшейся за римских проституток и монахинь.



2.jpg

Диего Веласкес - Портрет донны Олимпии Майдальчини Памфили - 1650



"Она была рок-звездой эпохи барокко, - считает Элеонора Герман, автор книги "Хозяйка Ватикана: правдивая история Олимпии Майдальчини".
"Женщины со всего католического мира приезжали в Рим, чтобы приветствовать её карету на выезде из дворца. Они не могли поверить, что женщина поднялась до таких высот, чтобы управлять нациями Папских государств и Католической церковью, институцией, где у женщин не было - и до сих пор нет - никакой власти."



3.jpg

Диего Веласкес - Портрет Папы Иннокентия Х - 1650 - Галерея Дориа-Памфили, Рим



Донна Олимпия определяла внешнюю политику и выбирала кардиналов. Короли и королевы со всей Европы отправляли ей золото и бриллианты, чтобы снискать расположение. Понтифик не принимал ни одного решения, не посоветовавшись с невесткой.

"Римляне завешивали имя Иннокентия X на общественных зданиях плакатами с надписями "Папа Олимпия I". Были даже отчеканены медали, где она изображалась в папской тиаре, восседавшей на престоле святого Петра", - рассказывает Элеонора Герман.

Члены папского двора презирали её и боялись. Один кардинал выразил сожаление по поводу "чудовищного влияния этой женщины в Ватикане". Другой современник говорил, что никогда раньше папа не позволял себе "быть так строго управляемым женщиной". Ещё один кардинал сказал, что правительство Рима сосредоточено "в руках шлюхи". Вместе с тем, Олимпия покровительствовала римским художникам, музыкантам, драматургам и скульпторам. По её инициативе был запущен Фонтан Четырёх Рек - экстравагантное сооружение на Пьяцца Навона, которое сегодня стало главной туристической достопримечательностью.



Фонтан Четырёх Рек - Рим.jpg

Фонтан Четырёх Рек - Рим



"Она была страстной, проницательной и обаятельной, защищала слабых женщин от унижений со стороны мужчин. Но она также была жадной, расчетливой и порой пугающе бездушной", - говорит Элеонора Герман. После того, как Олимпия умерла от бубонной чумы в 1657 году, католические церковники "попытались стереть скандальную память о смелой женщине, которая правила ими всеми".

За несколько лет до того Веласкес совершил вторую поездку в Рим, во время которой донна Олимпия позировала художнику. Последнее упоминание о владельцах картины (которая была парой к портрету её внука, кардинала Камилло Массими) относится к 1724 году. С тех пор след портрета простыл.



4.jpg

Диего Веласкес - Портрет кардинала Камилло Массими - 1665



В офис Sotheby’s в Амстердаме полотно принёс человек, которому его завещал частный коллекционер, купивший работу "неизвестного мастера" на торгах в 1980-х. Владелец не представлял, что у него в руках картина Веласкеса. Подсказку дали шифр и инвентарный номер на обратной стороне холста. Аукционисты показал портрет экспертам по творчеству Веласкеса в Великобритании и других странах Европы - и постепенно головоломка сложилась.

"Все, кто видел её, были поражены, что картина, долгое время считавшаяся потерянной или уничтоженной, фактически восстала из пепла", - заявил представитель Sotheby’s Джеймс Макдональд.



Вновь обретенный портрет кисти великого Веласкеса



Tags: Испания, аукционы, живопись, художники
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Лермонтов и Нина, или Возможная встреча...

    Нина – это Нина Александровна Грибоедова, в девичестве Чавчавадзе, жена Александра Сергеевича Грибоедова с 22 августа 1828 года по 30 января…

  • Изабелла Каролевич/художница .

    Скажи, мне где тебя найти, Какие приведут пути, Я в ветре слышу голос твой, Как будто ты рядом со мной, Ты сердце моё и душа, Я…

  • На кресте. И с крестом...

    Чтобы закончить тему Реалистических скульптур и Натуралистических надгробий - тема Христа. Вот такое распятие в храме св. Сальвадора…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments