КОРОЛЕВА КРИСТИНА (koroleva_kristi) wrote in lovers_of_art,
КОРОЛЕВА КРИСТИНА
koroleva_kristi
lovers_of_art

Category:

Вырваться из тени Пикассо - Франсуаза Жило

2.jpg

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило - 1946


Ей 97 и она по-прежнему пишет картины. Десять лет с тем, кто не жалел своих любимых - почему лишь она не стала отверженной музой Пикассо? Потому ли, что была молода тогда, когда он старел, или же следует благодарить отца, желавшего сына и как следует закалившего дочь? Сыграл ли роль ее собственный талант, высокая самооценка и стойкая тяга к искусству, которое было спасением? Пикассо поначалу сравнивал ее с прекрасным цветком, а позже она в скандальной книге назвала его "синей бородой".


К моменту встречи с Пабло Пикассо Франсуаза Жило была вполне сложившейся личностью - ей исполнился 21 год, Пикассо - 61. Отец Франсуазы был успешным предпринимателем, работавшим в агрохимической промышленности. Мать замечательно рисовала и прекрасно владела акварельной техникой. Именно она стала первой учительницей своей талантливой дочери. Будучи ярой противницей карандаша и ластика, она учила Франсуазу писать сразу акварелью для того, чтобы та делала как можно меньше ошибок. В тринадцать лет девочка стала брать уроки у учительницы своей матери, мадемуазель Мюж, годом позже познакомилась с керамикой, а в пятнадцать лет стала заниматься у художника-гравера Жака Бердоли.

Деспотичный папа Эмиль мечтал видеть свое единственное дитя юристом, к тому же он всегда мечтал о сыне... Он заставлял Франсуазу заниматься спортом, летом брал на морские прогулки под парусом, а зимой - на охоту. По настоянию отца Франсуаза даже была вынуждена переучиться и стать правшой, отчего прекрасно владела обеими руками. Эмиль выбирал для нее книги, руководил домашним образованием - в шесть лет девочка уже прекрасно знала греческую мифологию. Он сделал дочь бесстрашной, твердой и целеустремленной - что она и продемонстрировала отцу несколько позже.



3.jpg

Франсуаза Жило - Французское окно в синем - 1939



Франсуаза Жило училась в Сорбонне, получила степень бакалавра философии в Британском институте в Париже и степень бакалавра по английской литературе в Кембридже. Но дальше план родителя дал осечку: в 1939 году отец отправил Франсуазу в юридическую школу в Ренн, но та скандалила и, хотя и сдала письменный экзамен по праву, устный - провалила. В конце концов, упрямица оставила учебу, чтобы посвятить жизнь искусству, в чем ее поддержали и ее близкая подруга детства, художница Женевьева Алико, и мать, и бабушка.



4.jpg

Франсуаза Жило - Портрет Женевьевы в белом - 1944



Выросшая в спартанских условиях Франсуаза до пятнадцати лет не придавала большого значения внешнему виду, отчасти потакая отцу, всегда хотевшему сына. Подруга Женевьева, разделявшая страсть девушки к искусству, дразнила Франсуазу "пажом". Но, как писал их общий друг, художник Клод Блейни, "... вместе ... они источали некую мистическую энергию: Франсуаза, более деятельная, бойкая, с резким голосом и лихим темпераментом и Женевьева, куда более женственная, и более гармоничная - телесно и духовно". Женевьева училась у Аристида Майоля, а Франсуаза - у венгра Эндре Розда, переехавшего в Париж в 1938 году. Именно Розда, друживший с Максом Эрнстом и Джакометти, Марией да Силва и Пикассо, научил Франсуазу пониманию абстракционизма. Тем не менее "Герника" Пикассо на подруг впечатление не произвела - обе посчитали ее скорее политическим жестом, нежели великим произведением искусства.



5.jpg

Франсуаза Жило - Автопортрет (Фигура на ветру) - 1944



Во время Второй мировой семья Жило осталась в оккупированном Париже. Франсуаза очень горевала, когда ее ранние работы погибли во время бомбежки - снаряд угодил в грузовик с пожитками семьи, которые отец хотел вывезти из столицы. Однако молодость брала свое: вместе с Женевьевой они продолжали заниматься живописью, мечтали о собственной выставке и с тревогой наблюдали за происходящим - многие из их друзей были участниками Сопротивления. В 1943 году отец Жило помог учителю дочери, Эндре Розда, оформить документы для возвращения на родину, в Венгрию, - тот наотрез не желал обозначать свое еврейское происхождение ношением желтой звезды Давида и мог угодить в лапы гестапо. Именно Розда при расставании на Восточном вокзале Парижа произнес пророческие слова. "Что будет дальше, Эндре, что будет?" - кричала Женевьева вслед уходящему поезду. "Не беспокойся об этом, - ответствовал Розда. - Через три месяца, возможно, познакомишься с Пикассо". Так оно и вышло.



6.jpg

Франсуаза Жило - Этюд для автопортрета в оранжевом платье с голубым ожерельем - 1944-1945



Много лет спустя Франсуаза не стеснялась называть своего бывшего кумира "Синей бородой", достаточно подробно описав десять лет своей жизни в книге воспоминаний "Моя жизнь с Пикассо". Несмотря на судебные запреты и войну адвокатов, книга вышла в свет в 1964 году, явив миру далеко не идеальный образ знаменитого художника. Написана книга была очень талантливо - недаром Франсуаза получала степень бакалавра английской литературы



7.jpg

Пабло Пикассо - Портрет Франсуазы - 1946



Мимолетная встреча в кафе, приглашение "зайти посмотреть картины" - и вот Франсуаза с неизменной спутницей Женевьевой в святая святых, в мастерской знаменитого художника. В тот раз встреча закончилась конфузом: Пикассо показал им свою квартиру, однако в ответ на просьбу полюбоваться картинами порекомендовал сходить в музей. "Приходите потому, что я вам нравлюсь, что вам интересно мое общество, потому что хотите прямых, простых отношений со мной" - сказал Пикассо напоследок. Девушки его заинтересовали - он сходил на выставку их работ, а при следующей встрече - кто же откажется от визита к Пикассо? - отметил в беседе несомненный талант художниц. Потом был еще один визит, и еще один...



8.jpg

Пабло Пикассо - Женщина в кресле. Портрет Франсуазы Жило



9.jpg

Пабло Пикассо - Бюст Франсуазы



10.jpg

Пабло Пикассо - Портрет Франсуазы



11.jpg

Пабло Пикассо - Портрет Франсуазы с серпом и молотом



Женевьева уехала на юг Франции, к семье, а Франсуаза продолжала посещать Пикассо, который оказывал молодой художнице недвусмысленные знаки внимания. Однако огонь тогда не разгорелся. За спиной Пикассо все время ощущал призрак своей любимой "плачущей женщины" - Доры Маар, его возлюбленной и музы, нервной, ревнивой и способной устроить сцену в любой момент. Франсуаза же была не против отношений, однако - без оглядки на Пикассо - переживала кризис жизненного становления. Как она вспоминала позже, мужчины, окружающие ее в то время, были старше ее, в сверстниках она разочаровалась... Война делала все происходящее мимолетным, отчасти несерьезным. Многие покинули страну, многие друзья погибли. В этом бурном жизненном море искусство стало для Франсуазы Жило смыслом жизни и спасением.

После бурного объяснения с отцом молодая художница переехала к своей бабушке по материнской линии и устроилась работать - стала преподавать верховую езду на конюшнях в Булонском лесу. Времени на искусство почти не оставалось, и лишь в ноябре 1943-го она вновь нанесла визит Пикассо. Их знакомство возобновилось, и Франуаза стала частым гостем на улице Великих Августинцев. Она приносила свои картины, прислушивалась к мнению мэтра, который знакомил ее с новыми людьми, имеющими для него значение - Жаном Кокто и Жан-Полем Сартром, Симоной де Бовуар и Жаном Молле, поэтом Пьером Реверди и издателем Христианом Зервосом. Здесь Франсуаза наблюдала регулярные стычки Пикассо с гестаповцами, которые донимали испанца проверками. Чувства между двумя незаурядными личностями крепли, и вскоре они стали любовниками.



12.jpg

Пабло Пикассо - Жило в голубом платье - 1949



Много позже Жило вспоминала слова, сказанные ей Пабло в один из февральских дней 1944 года: "Если хочешь сохранить глянец на крыльях бабочки, не касайся их. Нельзя злоупотреблять тем, что должно принести свет в мою и твою жизнь. Все прочее в моей жизни обременяет меня и заслоняет свет. Наши отношения представляются мне открывшимся окном. Я хочу, чтобы оно оставалось открытым".



13.jpg

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило - 1952
Фото: Robert Doisneau


14.jpg

Пикассо и Жило на отдыхе - 1949
Keystone-France/Gamma-Keystone via Getty Images



Шло время. Жило, направляемая Пикассо, осваивала новые художественные приемы; война постепенно подходил к концу: 24 августа 1944 года Париж был освобожден от немцев. Пикассо очень быстро из гонимого нацистами "дегенеративного" художника стал национальным героем, и жизнь вокруг него закипела. Прошла большая ретроспектива его работ, в гостиной не переводились толпы людей, желающих увидеть живую легенду. Спутница его жизни, Дора Маар, становилась все ревнивей, чувствуя предстоящий разрыв. И среди всей суеты Пикассо уделял все больше времени Жило, причем их связь была своеобразным испытанием - Пикассо проверял Франсуазу на прочность своими выходками, но пронять ее было не так-то просто. Жило могла не показываться неделю-другую, отвергая участь женщины-мученицы. А ей было на кого оглядываться - на жену Пикассо, Ольгу Хохлову, на Мари-Терезу Вальтер, мать дочери Пикассо - Майи, на Дору Маар, постепенно сходившую с ума от ускользавшей любви... Иногда Пикассо и Франсуаза не виделись месяцами, проживая свои кусочки жизни.

Период войны, "Плачущих женщин" и Доры Маар заканчивался - Пикассо лелеял свою будущую Музу, свою "женщину-цветок". При том при всем "мы тогда отлично спелись" - вспоминала Жило, - "между нами не было особых разногласий - отчасти, наверное, потому, что я еще не коснулась земли; я словно парила в воздухе".



15.jpg

Франсуаза Жило с цветком гладиолуса - 1949
Фото: Жийон Мили



Жило переехала к Пикассо в мае 1946 года. Первый месяц она практически не выходила из дома, проводя все время в мастерской Пабло. Именно тогда Пикассо создал портрет Франсуазы "Женщина-цветок". Он писал - и параллельно давал ей уроки композиции, объяснял принципы своей работы, которые Жило впитывала и запомнила на всю жизнь. "Я пишу картины, как другие - автобиографии. Завершенные или нет, они страницы моего дневника и в этом смысле представляют собой ценность. Будущее отберет те из них, которые найдет предпочтительнее" - говорил художник, начиная очередной портрет своей Музы.



16.jpg

Пабло Пикассо - Женщина-цветок. Франсуаза Жило - 1946



Жизнь Франсуазы с Пикассо была полна острых углов, которые могли бы привести в отчаяние любую женщину. Он отвез ее пожить в доме, который когда-то подарил Доре, каждое утро читал ей вслух письма от Мари-Терезы... Попытка уйти от Пабло не удалась - Пикассо был настойчив в намерении жить с Франсуазой долго и счастливо, и предложил скрепить узы рождением ребенка. Тогда Жило дала себя убедить, и они уехали в Антиб, к солнечным пустым пляжам Средиземноморья. Здесь Пикассо оформлял местный музей, приезжали друзья - Поль Элюар с женой Нюш, поэт Андре Бретон. В жизнь Жило вошли старинные друзья и соперники Пикассо - Жорж Брак, Анри Матисс. Ее обязанности пополнились ведением банковских счетов, которые Пикассо не доверял своему секретарю Сабартесу. Постоянные перепады настроения, утренние жалобы на здоровье, обсуждение всех бывших спутниц жизни - Франсуазе "скучно" не было. А в ноябре стало ясно, что она беременна.



17.jpg

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило. На заднем плане племянник художника, Хавьер Вилато - 1948
Фото: Роберт Капа



Клод Пьер Поль Жило появился на свет 15 мая 1947 года. Через месяц семейство отправилось на морское побережье, в Гольф-Жуан. Франсуаза училась быть матерью, Пабло демонстрировал скверный характер и в то же время был весьма рад, что привязал к себе любимую. Он называл ее "эта женщина" и делал то, что демонстрировал уже не раз - пытался оттолкнуть свою спутницу. Однако он сердился - она смеялась, воспитывала сына, вела его дела, отсылала чеки бывшим женам. Бурная жизнь Пикассо задевала и Франсуазу: его жена, Ольга Хохлова, приехала в Антиб и периодически устраивала скандалы, приходя на пляж, где Пикассо отдыхал со своей новой семьей. В этот период Пикассо увлекся керамикой: забросив на некоторое время живопись, он весь отдался работе с глиной.



18.jpg

Франсуаза Жило с сыном Клодом. Валлорис, Франция - 1949
Фото: Гьон Мили



В мае 1948 года семейство перебралось в маленький домик "Ля Голуаз" в Валлорисе. Франсуаза наконец-то оборудовала собственную мастерскую, где могла работать по нескольку часов в день. Часто приезжали гости, Франсуаза и Пикассо также выезжали - за рулем сидел неизменный Марсель, много лет служащий у Пабло. У Жило появились собственные друзья - племянник Пикассо, художник Хавьер Вилато, и его подруга, гречанка Маци Хаджилазарос.



19.jpg

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило - 1950
Фото: Мишель Мако



В апреле 1949 года, на месяц раньше срока, родилась Анна Палома Жило. Семья снова уехала в Валлорис. Второй ребенок дался Франсуазе легче - сказался опыт, а вот маленький Клод ревновал сестру к матери. Опять начались потоки гостей, которых надо было принимать. Здоровье Франсуазы пошатнулось, что вызвало массу нареканий со стороны Пикассо. Он часто уезжал в Париж, оставляя жену с детьми. И если поначалу Жило полностью сосредоточилась на заботе о жизни своего возлюбленного и воспитании детей, стремясь всем угодить, то по прошествии времени стала понимать, что Пикассо опять отдаляется от нее, как это было после рождения Клода. Она не хотела просить у него ничего - ни денег, которых Пикассо ей никогда не давал, ни помощи по дому: презренные, буржуазные хлопоты!



20.jpg

Пабло Пикассо - Клод и Палома - 1951



Шли годы. Франсуаза проходила путь становления личности, становилась взрослой женщиной, а решительности и стойкости ей было не занимать. Пикассо же понемногу старел в окружении жены и детей, по-прежнему играя на чувствах окружающих, самоутверждаясь и стравливая друзей - такова была его неугомонная натура. Агент Пикассо, Канвейлер, предложил Франсуазе контракт на ее картины - художница вновь вернулась к работе и почувствовала, что может обеспечить себя и детей. А Пабло тем временем увлекся коммунистическими идеями, катался в Париж к очередной любовнице и в промежутках радовался новым работам Франсуазы - иллюстрациям к книгам стихов Элюара и Верде. Слухи о романах Пикассо начали просачиваться в прессу, и Франсуаза не знала, как поступить - поверить или продолжать обманываться. Она требовала правды - он все отрицал. И это категорическое нежелание сказать правду в конце концов стало для Жило глотком отрезвляющего напитка. Она поняла, что их с Пабло отношения зашли в тупик, дальше - только ложь и потеря самоуважения.



22.jpg

Франсуаза Жило - Без названия


23.jpg

Франсуаза Жило - Паула


28.jpg

Франсуаза Жило - Палома под лампой - 1954


24.jpg

Франсуаза Жило - Жермен в образе арлекина - 1956


25.jpg

Франсуаза Жило - Плоды дружбы - 1991


26.jpg

Франсуаза Жило - Прошлое-настоящее - 1967


27.jpg

Франсуаза Жило - Олень-тотем - 1979


21.jpg

Франсуаза Жило - Волшебная гора - 1991



29.jpg

Пабло Пикассо - Франсуаза, Палома и рисующий Клод - 1954



Тем не менее, после 70-летия Пикассо Франсуаза вернулась с ним в Париж. Она много работала для выставки в галерее Канвейлера и старалась не обращать внимания... нет, не на гения - на сварливого старика, которого мучил ревматизм. Выставка открылась 1 апреля 1952 года и имела большой успех. По возвращению в Валлорис Франсуаза опять погрузилась в работу, которая защищала ее от колкостей мужа, отдалявшегося от друзей, имевших свое собственное мнение насчет путей в искусстве. Смерть Поля Элюара ужаснула Пикассо, и он ударился во все тяжкие, словно стремясь удержать жизнь, доказывая себе, что он еще на многое способен. В Валлорисе он закрутил интрижку с хорошенькой продавщицей из гончарной мастерской Жаклин Рок. В Париже его ждала еще одна дама сердца - Женевьева Лапорт.



30.jpg

31.jpg

Франсуаза Жило в своей художественной студии - 1953
Фото: AFP



Окончательный разрыв Франсуазы и Пикассо наступил осенью 1953 года: она забрала детей и уехала в Париж.


После 60 лет работы Франсуаза Жило, которой 26 ноября 2019 исполнится 98 лет, продолжает покорять мир своими картинами. Ее произведения вошли в постоянные коллекции Музея Пикассо в Антибе, Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музея Тель-Авива, Музея современного искусства в Париже - и не только. В 1990 году она получила звание кавалера Ордена почетного Легиона, высшую награду французского правительства, за ее работу в качестве художника, писателя и борца за права женщин.



1.jpg


Вырваться из тени Пикассо - Франсуаза Жило



Tags: Франция, история, художники
Subscribe

  • Кальман и трудности перевода

    Я уже затрагивал не так давно тему связки «язык-музыка» в опере. Напомню вкратце, что речь об исполнении каждого произведения…

  • Софийский собор и Киево-Печерская Лавра

    Софийский собор и Киево-Печерская Лавра, жемчужины Киевской Руси. Столица Украины Киев известен своими многочисленными…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Надя Леже. Брошь Lune. 1970. Фото: Музеи Московского Кремля Драгоценный космос: Надя Леже в Музеях…

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments