Ровена (rowena1971) wrote in lovers_of_art,
Ровена
rowena1971
lovers_of_art

Categories:

Бетт Дейвис - второй номер списка величайших актрис в истории Голливуда




Бетт Дейвис (Bette Davis), полное имя Рут Элизабет Дейвис, (Ruth Elizabeth Davis), (1908-1989), - американская актриса. В 1999 году Американский институт кино поставил Бетт Дейвис на второе место в списке величайших актрис в истории Голливуда. Первый человек в истории мирового кинематографа, номинированный на 10 "Оскаров".


Дочь массачусетского адвоката, она с детства мечтала стать актрисой. Первым шагом к славе стало для неё покорение Бродвея. Кинодебют Дейвис состоялся в 1931 году. В следующем году она исполнила свою первую крупную роль — в картине "Человек, который играл бога". На протяжении следующих двух лет в её репертуаре преобладали традиционные для Голливуда тех лет роли роковых соблазнительниц.

Прорыв Дейвис на новый уровень актёрского мастерства произошёл в 1934 году, когда она исполнила главную роль в киноверсии романа Сомерсета Моэма "Бремя страстей человеческих". Более психологически сложной роли ещё не доставалось ни одной голливудской кинозвезде. Хотя с высоты сегодняшнего дня работа Дейвис в этом фильме кажется одним из её крупнейших свершений, соперничество между студиями привело к тому, что актриса, номинированная за неё на "Оскар", осталась без статуэтки, уступив её актрисе Клодетт Колбер.







Получив наконец самую престижную награду американской киноиндустрии за роль алкоголички в фильме "Опасная" (1935), Дейвис вступила в полосу судебных баталий со своей студией "Warner Bros". Она требовала большей самостоятельности при выборе киноролей и, чтобы подтвердить серьёзность своих намерений, на некоторое время покинула Голливуд и уехала в Лондон.

Хотя победительницей в споре оказалась студия, Дейвис была предоставлена свобода исполнять её коронные партии. По определению БСЭ, это были роли "сильных, властных женщин, стремящихся любой ценой, пренебрегая мнением общества, законами морали, добиться своей цели". Такова южная красавица в "Иезавели" (1939), во многом спорной картине, за которую Дейвис выиграла свой второй "Оскар". Эта роль была в известной степени утешением за то, что из-за межстудийных договоренностей знаменитой актрисе было не суждено сыграть в "Унесённых ветром".







В сороковые годы Дейвис оставалась одной из самых известных и уважаемых киноактрис мира. В 1939 году она сыграла вместе с Эрролом Флинном и Оливией де Хэвилленд в своём первом цветном фильме - "Частная жизнь Елизаветы и Эссекса". Ещё более успешной в прокате была её следующая картина "Всё это и небо в придачу" (1940). На студии "Warner Bros" она пользовалась таким авторитетом, что её шутливо называли "четвёртым братом Уорнером". Кроме того, в январе 1941 года она была избрана президентом Американской академии киноискусства.

По мере того как актриса приближалась к сорокалетнему возрасту, ей становилось всё сложнее выдерживать конкуренцию молодых старлеток. Критики начали жаловаться на то, что Дейвис оказалась в плену наработанных годами жеманных поз и жестов. В 1943 году её второй муж умер при загадочных обстоятельствах. Два года спустя Дейвис вышла замуж за художника Уильяма Шерри, и вскоре у них родилась дочь.







В 1950 году актриса сыграла в одном из самых ярких фильмов классического Голливуда - "Всё о Еве". Многие из произнесённых ею строчек разошлись на цитаты, а сама картина была номинирована на 14 "Оскаров" и принесла Дейвис приз Каннского кинофестиваля. На волне успеха Дейвис разошлась с Шерри и вышла замуж за своего партнёра по фильму, Гэри Меррилла, однако и этот союз нельзя было назвать счастливым.







Практически все последующие фильмы Дейвис не имели успеха. В 1961 году она была вынуждена дать газетное объявление о поиске работы и вскоре согласилась, хоть и неохотно, поработать с давней неприятельницей Джоан Кроуфорд в триллере "Что случилось с Бэби Джейн?", в котором они играли двух стареющих кинозвёзд. Выдвижение Дейвис на "Оскар" за роль в этом фильме привело к ещё большему усилению вражды с Кроуфорд. Не складывались у неё отношения и со звёздами молодого поколения: их она обвиняла в отсутствии должной выучки и профессионализма. В 1962 году Дейвис выпустила книгу мемуаров. Как и многие её интервью, книга отличалась редкой откровенностью.

В 1960-е годы актриса попыталась вернуться на Бродвей, но без особого успеха. Ей постоянно нездоровилось, однако она продолжала сниматься в фильмах.







В начале 1970-х Дейвис была приглашена в Нью-Йорк, для участия в театральной презентации "Великие леди американского кино", где на протяжении шести вечеров такие актрисы Голливуда как Мирна Лой, Розалинд Расселл, Лана Тернер, Сильвия Сидни и Джоан Кроуфорд, рассказывали о своей жизни и карьере. Шоу оказалось довольно успешным, после чего Дейвис приняла участия в постановках такой же тематики в Австралии и Великобритании.

В 1972 году актриса сыграла главные роли в телефильмах "Судья" и "Джейк Уайлер и Мадам Мин", которые должны были стать пилотными сериями одноимённых телесериалов, но в обоих случаях телеканалы отказались от дальнейших планов на их выпуск. Вскоре после этого Дейвис пояивлась в театральной постановке "Мисс Моффат", музыкальной адаптации фильма с её участием "Кукуруза зелёная". После того как постановка в Филадельфии в рамках предпоказа на Бродвее подверглась резкой критике, актриса заявила, что получила травму спины и отказалась от дальнейшего участия в ней. Четыре года спустя она получила небольшие роли в фильме ужасов "Сожжённые приношения" с Карен Блэк, и телевизионной драмы "Исчезновение Эйми" с Фэй Данауэй, однако во время съёмок у Дейвис постоянно случались конфликты с ними, из-за того что она обвиняла их в непрофессионализме, высокомерном поведении, а также за неуважение к её возрасту.







В 1977 году Дэйвис стала первой женщиной, получившей почётную награду Американского института кино за достижения всей жизни. Данное мероприятие транслировалась по телевидению и включало комментарии от коллег актрисы, включая Уильяма Уайлера, Джейн Фонду, Генри Фонду, Натали Вуд и Оливию де Хэвилленд, которые высоко отзывались о профессионализме и карьере Дейвис. После этого события актриса вновь оказалась довольно востребована на экране, и ей порой приходилось даже выбирать между несколькими предложениями на съёмки. В следующие годы Дейвис приняла предложения на съёмки в минисериале "Тёмный секрет праздника урожая", киноадаптации романа Агаты Кристи "Смерть на Ниле", а также в приключенческом фильме студии "Walt Disney" "Возвращение с ведьминой горы". В 1979 году Дейвис была удостоена премии "Эмми" за свою роль в телефильме "Незнакомцы: История матери и дочери", где её партнершей по экрану была Джина Роулендс, а также получила еще две номинации за роли в телефильмах "Белая мама" (1980) и "Малышка Глория... Наконец счастлива" (1982).







В 1983 году, после съёмки экспериментального эпизода для телесериала "Отель", Дейвис был поставлен диагноз рак молочной железы и назначена мастэктомия. В течение двух недель после хирургии она перенесла четыре инсульта, которые вызвали паралич правой стороны её лица и левой руки, став также причиной нечленораздельной речи. Дейвис начала длинный период физиотерапии, частично избавившись от паралича.

В 1985 году она отправилась в Англию, где снялась в телевизионном фильме по роману Агаты Кристи "Убийство с зеркалами". После возвращения в США она узнала, что её дочь Би Ди Хайман опубликовала мемуары "Мамин хранитель", где рассказала о её трудных взаимоотношениях с матерью, а также властном характере Дейвис и её пристрастию к алкоголю. После этого отношения Дейвис с дочерью сошли на нет. Многие друзья актрисы выступили в своих интервью в её защиту, обвиняя Хайман в жестокости и жадности к деньгам.

В 1987 году Дейвис снялась в драме Линдсея Андерсона "Августовские киты", где сыграла слепую сестру героини Лиллиан Гиш. Фильм получил хорошие отзывы критиков и был отмечен рядом номинация на кинопремии. Последний раз на большом экране Дейвис появилась в комедии Ларри Коэна "Злая мачеха" в 1989 году. К тому времени у актрисы были серьёзные проблемы со здоровьем, и после разногласий с режиссёром она покинула проект. В результате сценарий был переписан, чтобы вместить в себя весь отснятый материал с Дейвис.







В течение 1987-1989 годов Дейвис чествовали за её карьерные достижения: она была удостоена Ордена Почётного легиона во Франции, премии Кампионе-д’Италия в Италии и награды киносообщества за заслуги в Линкольн-центре. В 1989 году у актрисы вновь был диагностирован рак. Поправив здоровье, к концу лета актриса отправилась в Испанию, где была удостоена премии на кинофестивале в Сан-Себастьяне, но во время этой поездки её здоровье стало быстро ухудшаться. Будучи слишком слабой, чтобы совершить перелёт в США, она отправилась во Францию, где 6 октября 1989 года умерла в американской клинике в городе Нёйи-сюр-Сен в возрасте 81 года. Актриса был похоронена на Голливудских холмах в Лос-Анджелесе рядом с матерью и сестрой.





Фильм "Бремя страстей человеческих", США (1934)





Фильм "Всё о Еве", США (1950)



Бетт Дейвис - второй номер списка величайших актрис в истории Голливуда



Tags: США, актёры, история, кино
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments