«В тени косматой ели,
Над шумною рекой
Качает черт качели
Мохнатою рукой.
Качает и смеется,
Вперед, назад,
Вперед, назад,
Доска скрипит и гнется,
О сук тяжелый трется
Натянутый канат»…
Федор Сологуб
В Москве проходит выставка живописи и графики Эдварда Мунка. «Крик» Мунка знают все, а остальное его творчество — немногие. Прекрасно подобранная экспозиция выставки в Третьяковке позволяет не только увидеть произведения художника, но и понять, как он работал над своими главными темами, экспериментировал с композицией картин и художественными техниками. Темы, пронизывающие творчество Мунка, подобны лейтмотивам в музыке и поэзии. Живописные и графические вариации складываются в циклы-размышления о том, что тревожило художника.
Темы таинственного, болезненного и страшного, темы неразделенной любви, печали и отчаяния принесли в изобразительное искусство романтики. А в творчестве Мунка и его современников они зазвучали вновь: то приглушенно и незаметно, то болезненно-навязчиво, словно «nevermore» в известном стихотворении Эдгара По.
Исследование страха - непростая тема для художника. Легко изобразить чудовище, но трудно изобразить само чувство страха. Мунк находит разные варианты художественного выражения для этой темы. В гравюре «Страх» нет никакого пугающего действия или события. Но черные фигуры и бледные пятна лиц, глядящих прямо на зрителя глазами-точками, напряженный ритм линий на небе и на земле призваны внушить чувство страха, заразить им зрителя. В лице мужчины в цилиндре угадывается лицо-череп, которое появится в картине «Крик»:
Гравюра «Девушки на мосту» спокойная и изящная. Диагональ моста придает этой композиции движение в глубину. Есть и живописный вариант этой композиции:
Мост, уходящий в даль, появляется и в живописном варианте «Страха». И в гравюре, и в живописи над темной землей пылает небо. Движение огненных волн подчеркивает пугающую неподвижность молчаливых наблюдателей:
В картине «Крик» объединены все эти образы: стремительно уходящий в перспективу мост, взметнувшиеся линии огненного неба и темного пространства под ним, равнодушные фигуры позади и лицо-череп, лицо-маска главного персонажа:
Другой лейтмотив художника — исследование любви. Любовь в творчестве Мунка страстная и несчастливая. На московской выставке представлены серии композиций на темы «Ревность» и «Поцелуй».
Самый известный в поцелуй живописи рубежа XIX-XX веков — это, конечно, картина Густава Климта. У Мунка, как и у Климта, две фигуры сливаются в единую форму. В некоторых композициях норвежского художника они сливаются пугающе буквально: их лица теряют человеческие черты и становятся одним пятном.
В гравюре 1897 года это «слияние душ и тел» в вихре закручивающихся линий предстает как символический образ, знак любви-страсти, из-за которой человек может потерять себя:
В некоторых вариантах композиции фигуры гротескно изломаны. Мужская фигура одновременно падает и нависает над женской:
В серии работ Мунк меняет композицию и пространство. На этой картине персонажи находятся не в вихре, а в обычной комнате:
Лейтмотив ревности также раскрывается в серии рисунков и картин с разными вариантами композиции и цветового решения. В монохромной гравюре заостренное светлое пятно лица со страшным, «пустым» взглядом на зрителя (как у персонажей «Страха») выступает из черного фона. Крупные формы слева контрастируют с более дробными линиями и пятнами справа так же, как отвергнутый мужчина противопоставлен паре возлюбленных.
В цветном варианте возлюбленные вновь находяся в саду. Они напоминают образы Адама и Евы под райской яблоней в сюжете грехопадения. Здесь появляются символические цвета: лицо отвергнутого буквально позеленело от чувств, а женщина облечена в красный, традиционный цвет страсти и соблазна.
Образ магической женщины-соблазнительницы у Мунка нередко напоминает образы Климта:
В живописном варианте мотивы «Поцелуя» и «Ревности» объединяются. Их сопровождают те же противостоящие красный и зеленый цвета. Райский сад сменился комнатой-клеткой с давящими стенами, в которую пойман безмолвный, скукожившийся персонаж:
Страх, страдание, страсть — эти чувства глубоко волновали художника. Он сумел рассказать о них захватывающе и откровенно, ничего не приукрашивая и не щадя зрителя. Поэтому путешествовать по миру Мунка непросто. Для тех, кто готов к такому опыту, выставка работает в Инженерном корпусе Третьяковской галереи до 14 июля.
Дина Бережная
Community Info