dina_berezhnaya (dina_berezhnaya) wrote in lovers_of_art,
dina_berezhnaya
dina_berezhnaya
lovers_of_art

Category:

Лейтмотивы Эдварда Мунка

«В тени косматой ели,

Над шумною рекой

Качает черт качели

Мохнатою рукой.


Качает и смеется,

Вперед, назад,

Вперед, назад,

Доска скрипит и гнется,

О сук тяжелый трется

Натянутый канат»…


Федор Сологуб

В Москве проходит выставка живописи и графики Эдварда Мунка. «Крик» Мунка знают все, а остальное его творчество — немногие. Прекрасно подобранная экспозиция выставки в Третьяковке позволяет не только увидеть произведения художника, но и понять, как он работал над своими главными темами, экспериментировал с композицией картин и художественными техниками. Темы, пронизывающие творчество Мунка, подобны лейтмотивам в музыке и поэзии. Живописные и графические вариации складываются в циклы-размышления о том, что тревожило художника.

Темы таинственного, болезненного и страшного, темы неразделенной любви, печали и отчаяния принесли в изобразительное искусство романтики. А в творчестве Мунка и его современников они зазвучали вновь: то приглушенно и незаметно, то болезненно-навязчиво, словно «nevermore» в известном стихотворении Эдгара По.

Исследование страха - непростая тема для художника. Легко изобразить чудовище, но трудно изобразить само чувство страха. Мунк находит разные варианты художественного выражения для этой темы. В гравюре «Страх» нет никакого пугающего действия или события. Но черные фигуры и бледные пятна лиц, глядящих прямо на зрителя глазами-точками, напряженный ритм линий на небе и на земле призваны внушить чувство страха, заразить им зрителя. В лице мужчины в цилиндре угадывается лицо-череп, которое появится в картине «Крик»:

Гравюра «Девушки на мосту» спокойная и изящная. Диагональ моста придает этой композиции движение в глубину. Есть и живописный вариант этой композиции:


Мост, уходящий в даль, появляется и в живописном варианте «Страха». И в гравюре, и в живописи над темной землей пылает небо. Движение огненных волн подчеркивает пугающую неподвижность молчаливых наблюдателей:


В картине «Крик» объединены все эти образы: стремительно уходящий в перспективу мост, взметнувшиеся линии огненного неба и темного пространства под ним, равнодушные фигуры позади и лицо-череп, лицо-маска главного персонажа:

Другой лейтмотив художника — исследование любви. Любовь в творчестве Мунка страстная и несчастливая. На московской выставке представлены серии композиций на темы «Ревность» и «Поцелуй».

Самый известный в поцелуй живописи рубежа XIX-XX веков — это, конечно, картина Густава Климта. У Мунка, как и у Климта, две фигуры сливаются в единую форму. В некоторых композициях норвежского художника они сливаются пугающе буквально: их лица теряют человеческие черты и становятся одним пятном.

В гравюре 1897 года это «слияние душ и тел» в вихре закручивающихся линий предстает как символический образ, знак любви-страсти, из-за которой человек может потерять себя:


В некоторых вариантах композиции фигуры гротескно изломаны. Мужская фигура одновременно падает и нависает над женской:


В серии работ Мунк меняет композицию и пространство. На этой картине персонажи находятся не в вихре, а в обычной комнате:

25

Лейтмотив ревности также раскрывается в серии рисунков и картин с разными вариантами композиции и цветового решения. В монохромной гравюре заостренное светлое пятно лица со страшным, «пустым» взглядом на зрителя (как у персонажей «Страха») выступает из черного фона. Крупные формы слева контрастируют с более дробными линиями и пятнами справа так же, как отвергнутый мужчина противопоставлен паре возлюбленных.


В цветном варианте возлюбленные вновь находяся в саду. Они напоминают образы Адама и Евы под райской яблоней в сюжете грехопадения. Здесь появляются символические цвета: лицо отвергнутого буквально позеленело от чувств, а женщина облечена в красный, традиционный цвет страсти и соблазна.

Образ магической женщины-соблазнительницы у Мунка нередко напоминает образы Климта:


В живописном варианте мотивы «Поцелуя» и «Ревности» объединяются. Их сопровождают те же противостоящие красный и зеленый цвета. Райский сад сменился комнатой-клеткой с давящими стенами, в которую пойман безмолвный, скукожившийся персонаж:

Страх, страдание, страсть — эти чувства глубоко волновали художника. Он сумел рассказать о них захватывающе и откровенно, ничего не приукрашивая и не щадя зрителя. Поэтому путешествовать по миру Мунка непросто. Для тех, кто готов к такому опыту, выставка работает в Инженерном корпусе Третьяковской галереи до 14 июля.


Дина Бережная



Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments