КОРОЛЕВА КРИСТИНА (koroleva_kristi) wrote in lovers_of_art,
КОРОЛЕВА КРИСТИНА
koroleva_kristi
lovers_of_art

Categories:

Вальтесс де ла Бинь - cамая желанная куртизанка Парижа

11.jpg


Вальтесс де Ла Бинь (Valtesse de La Bigne), собственно Люси Эмили Делабинь (Lucie Émilie Delabigne), (1848, Париж - 1910, Виль-д’Авре, О-де-Сен), - французская актриса, писательница, куртизанка.
Рано стала зарабатывать на жизнь проституцией. Её дебют на столичной сцене (1866) в опере-буфф Оффенбаха "Орфей в аду" получил высокую оценку критиков, но она предпочла роль дорогой содержанки и дамы полусвета. По её словам, среди её возлюбленных был император Наполеон III.

В 1876 опубликовала автобиографический роман "Изола" под псевдонимом Эго. Собрала ценную коллекцию произведений искусства, которая была распродана в 1902 и из которой она передала в Музей декоративного искусства свою знаменитую кровать работы Эдуара Льевра (создана в 1877, выставлена в музее с 1911).


Ее история - типичная сказка о Золушке - от бедности до шикарной жизни, от недоедания до лучших ресторанов Франции, от нищей каморки до роскошного особняка. Cледы ее влияния на самые могущественные фигуры ушедшей эпохи все еще ощущаются в Париже по сей день ...





Анри Жерве (1852-1829) - Вечер в Пре-Кателане - 1909



Прежде, чем стать "Valtesse", она была просто Эмили-Луиза Делабинь: парижская девушка из бедной семьи, работающая, чтобы свести концы с концами, и выживать надо было не одной - она с пятнадцати лет была матерью одиночкой. Ребенка она тоже приобрела в трудах за пару монет - это была дорога многих бедных девушек.





Анри Жерве (1852-1929) - Ролла - 1878



В то время в рабочем районе Нотр-Дам де ла Лоретт процветали салоны одежды и кондитерские магазины, в которых набирали преимущественно девушек. Она стала одной из них. Конечно, такая армия женщин привлекала мужчин, которые стекались туда со всего Парижа в поисках связей.

Но эти женщины не были похожи на проституток c пляц Пигаль - они были "лоретками", то есть дамами, которые только иногда окунались в секс-работу, чтобы оплатить счета, на которые не хватало средств, в конце месяца. Слово "лоретка" происходит от названия церкви Нотр-Дам-де-Лорет и означало "женщина легкого поведения, кокотка". Это был единственный инструмент, который был у неё в распоряжении, чтобы подняться по социальной лестнице. Если повезет, конечно. Но это давало шанс.



Лоретки.jpg

Лоретки





Йозеф Энгельгарт - Кафе



Делабинь в двадцать лет уже была готова выбраться из своего бедственного положения. Она использовала все, что могла - и поднялась наверх. Она стала лучшей лореткой в игре, мастером искусства разговора и женщиной, такой очаровательной, что даже дамы оборачивались, когда она проходила мимо.
Нужен был последний штрих - новое, аристократическое звучащее имя. "Valtesse" звучала как французская фраза "Ваше высочество" (Votre Altesse) и это имя задало тон репутации, которую она сфабриковала для себя.

Люси Эмили Делабинь стала Вальтесс де Ла Бинь. Под этим именем ее знают и сегодня. Она рассказывала, будто была любовницей Наполеона III. Её ложь понятна - нужно было придать себе значимости в глазах общества. Но главный прорыв произошел, когда она соблазнила композитора Жака Оффенбаха. Как только она окрутила его, так и бросила беспорядочную жизнь лоретки, поднявшись до масштаба куртизанки. Именно с этого момента началось ее восхождение.





Картина Зигмунда Андрушевича



Вальтесс искала любовников в легендарном ресторане "Ляперуз". Роскошное заведение было открыто в 1766 году, чтобы дать возможность состоятельным джентельменам знакомиться с дамами в непринужденной обстановке за изысканным ужином.





Приватная комната в ресторане "Ляперуз"





Зеркала с сохранившимися царапинами



В ресторане были предусмотрены тайные комнаты, чтобы посетители не видели друг друга. Интересно, что на зеркалах, сохранившихся до наших дней, все еще можно увидеть царапины: так дамы проверяли подлинность подаренных им бриллиантов.





Особняк, построенный любовником для Вальтесс де ла Бинь



Незаурядная дама быстро приобрела славу и стала жить в роскоши. Один из любовников Вальтесс, принц де Саган, обанкротился, построив шикарный особняк для неё.
А дальше начинается та часть истории, которая может быть интересной любителям искусства, потому что в нем эта девушка оставила неизгладимый след. Её лицо можно увидеть на полотнах импрессионистов - её писали Эдуард Мане, Анри Гервес и Гюстав Курбе, Анри Жерве, Эжен Буден, Жан-Луи Форен и другие. Курбе вообще назвал особняк Вальтесс "Союзом художников" из-за большого количества произведений прекрасного искусства, но которые она вдохновила художников.





Эдуард Мане - Мадемуазель Люси Делабин (1859-1910), названная Валтесс де ла Бин - 1879





Анри Жерве - Портрет Вальтес де Ла Бинь - Музей Орсе





Эдуард Мане - Нана





Карикатура "Эмиль Золя и Вальтесс де Ла Бинь"



Но не все были покорены Вальтесс де Ла Бинь. Возможно, с кем-то она не сошлась характерами. Эмиль Золя, хотя и был очарован "Ее Высочеством", написал на неё жестокую карикатуру в своем романе 1880 года "Нана".





Рождение Нана-Венеры - карикатура и пародия на знаменитую картину Возрождения





Кровать Вальтесс де ла Бинь



У такой знаменитой куртизанки была и не менее знаменитая кровать. О ней рассказывали с восторгом те, кому удалось в этой кровати побывать. Но когда Дюма-сын попросил у Вальтесс разрешения посмотреть ее спальню, та ответила: "Дорогой метр, вам это не по средствам".
Исключение было сделано только для Золя, но у них были чисто профессиональные взаимоотношения. Он таки получил разрешение посетить особняк Вальтесс де ла Бинь, на бульваре Мальзерб.

"Кровать такая, которой никогда ни у кого больше не было, - написал Золя о своих впечатлениях, когда она отказала ему как клиенту, - "трон, алтарь, куда Париж явился, чтобы полюбоваться ее суверенной наготой. По бокам - группа амуров среди цветов, которые смотрят и улыбаются, наблюдая за удовольствиями в тенях занавесок".





Кровать Вальтесс де ла Бинь работы Эдуара Льевра





Анри Жерве - Гражданский брак



Еще одно исключение было сделано для художника Анри Жерве, который был ее возлюбленным, а она - его натурщицей. Жерве оставил множество портретов де Ла Бинь. Одна из его картин называется "Гражданский брак" (парижане говорили - хорошо, хоть не венчание!) и на ней Вальтесс изображена невестой. Эта картина висит сейчас в свадебном зале мэрии 19 округа Парижа.







Вальтесс никогда не выходила замуж. Когда молодость прошла, она переехала в пригород столицы, где стала обучать свою преемницу Лиану де Пужи, раскрывая ей секреты профессии куртизанки.

Она умерла в 1910 году. После ее смерти возле могилы красавицы установили скамеечку, где бывшие любовники могли провести время, оплакивая ее.


Слова самой Вальтесс: "Нужно любить одно мгновение ... как человек любит малиновые оттенки солнца в тот момент, когда он исчезает под горизонтом".


Вальтесс де ла Бинь - cамая желанная куртизанка Парижа



Tags: Франция, живопись, история
Subscribe

Buy for 20 tokens
Однажды у Аутлукова сломалась машина и он вызвал такси. Садясь в подъехавшую машину, он с ужасом увидел за рулём тойоты своего одноклассника. "Ёп, это же Несравненнов!" - подумал он и натянул повыше противоковидную маску. "Не узнал бы..., во позору то будет! Скажет, мол, до седых мудей дядя…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments