
Лана Тернер (Lana Turner), настоящее имя Джулия Джин Милфред Фрэнсес Тёрнер (Julia Jean Milfred Frances Turner), (1921-1995), - одна из самых гламурных и чувственных звезд классического Голливуда.
Взлет популярности американской актрисы Ланы Тернер начался после смерти Джин Харлоу, долгое время занимавшей место "самой обаятельной блондинки Голливуда". Эта элегантная блондинка с прекрасной фигурой и точеным, надменным лицом была типичной кинозвездой, поддерживавшей внимание к себе не столько актерскими достижениями, сколько бесконечными романами и браками, о которых постоянно писала пресса. Тактика оправдала себя, позволив Тернер продержаться на экране три с половиной десятилетия.
Она добилась того, что стала живой легендой - роковая женщина-вамп, соблазнительница, дьявол в юбке. Эта слава устраивала ее.
"Я люблю ночные клубы, зажигательную музыку, блеск юпитера, а больше всего - мужчин" - говорила актриса.
Лана Тернер родилась в маленьком шахтерском городке Уоллас, штат Айдахо, 8 февраля 1921 года в семье Джона и Милдред Тернер и при рождении получила имя Джулия Джин Милдред Фрэнсис Тернер. Как у самой настоящей американки, в ее жилах смешалась кровь шотландцев, англичан, датчан и ирландцев.
В десять лет она попала в приют. Отец - подпольный торговец спиртным - был убит, а мать, перевезя семью в Калифорнию, любила развлечения и не заботилась о ребенке. Не выдержав тяжелой жизни в приюте, Лана решила стать танцовщицей в одном из ночных клубов Лос-Анджелеса. Когда ей было шестнадцать, ее заметил Луис Б. Майер и предложил роль в своем фильме. Многоопытный Майер разглядел в пухленькой девочке новый образ женской красоты. Кстати, рассказ о том, как молоденькую красотку, случайно увиденную в кафе, пригласили сниматься, стал одной из расхожих голливудских легенд. Такой же, потягивающей содовую через соломинку за стойкой бара, она впервые мелькнула в картине "Звезда родилась" (1937). Но уже второе появление на экране - в фильме Мелвина ЛеРоя "Они не забудут" (1937), где ее героиню насиловали и убивали, - произвело сильное впечатление на зрителей.

На следующий год в картине "Любовь находит Энди Харди" с Микки Руни начинающая красотка, известная как "девушка в свитере", завоевала сердца молодых людей от Калифорнии до Нью-Йорка. А "Голливудский репортер" отозвался о молодой актрисе как о "юной леди, обладающей яркой красотой, шармом и индивидуальностью". Тернер окрестили "девушкой в свитере", благодаря узкому голубому свитеру, который носила ее героиня и за пристрастие к ношению предмета гардероба, который ненавязчиво подчеркивал её пышные формы. Для съемок одного из первых своих фильмов она выщипала брови, однако они так и не отросли, откуда другое прозвище - "девушка с подрисованными бровями".
В 1939 году для одной из ролей (в конце концов, она досталась другой актрисе) Тернер перекрасилась в блондинку и не только совершенно изменила свой образ, но и приобрела новое прозвище - "Королева ночных клубов".

Соперничая за звание самой сексуальной звезды Голливуда с Ритой Хейворт и Джейн Рассел, Тернер снялась в четырёх фильмах с прославленным плейбоем Кларком Гейблом. Лана двадцать лет оставалась одной из самых ярких звезд Голливуда. Она излучала свет, радость, возбуждение. Журналы неизменно включают ее в число шести самых удачливых женщин Америки - "тех, кому улыбнулась фортуна". Но Тернер тоже не слишком скромничала - то заявляла прессе, что никто не способен обнять женщину лучше, чем Тайрон Пауэр, то на глазах у всех переживала бурный роман с Фрэнком Синатрой. Список любовников Ланы так и пестрел знаменитыми именами, причем, почти в каждом браке и романе с Ланой приключалась какая-нибудь история. Один мужчина в гневе толкнул ее с лестницы, другой - публично дал пощечину, третий - облил шампанским, о чем наперебой сообщали газеты.



Одна за другой пошли короткие выигрышные роли танцовщиц, позволявшие демонстрировать красивую фигуру и стройные ноги в лентах: "Приключения Марко Поло" (1938), "Танцующая студентка" (1939), "Две девушки на Бродвее" (1940), "Девушка Зигфилда" (1941) и другие.

Лану интересовали не только богемные красавцы, не только актеры, режиссеры, певцы. К началу 40-х Лана уже была одной из восходящих звезд и состояла в браке с джазовым музыкантом Арти Шоу. Последующие замужества (всего их было 8) тоже оказались весьма неудачными: с миллионером Генри Топпингом (1948-1952), который сделал предложение, обронив алмазное кольцо в её бокал с мартини; актёром, игравшим Тарзана - Лексом Баркером (1953-1957), с которым разошлась после того, как он стал приставать к её малолетней дочери; и с гипнотизером Рональдом Данте (1969-72).
Еще два брака, с менее известными, но богатыми людьми. Миллиардер Стефан Крейн владел всеми ресторанами на Гавайях и стал мужем Ланы Тернер номер два и номер три (она была дважды за ним замужем). Он же стал отцом единственной дочери Ланы, Черил Крэйн.

Лана Тернер, Стивен Крейн и новорожденная Черил - 1943
"Я планировала иметь одного мужа и семь детей, а вышло наоборот", - шутила актриса. Но и с ним Лана, в конце концов, рассталась.
Несмотря на бурную личную жизнь, в 40-е Тернер успела сыграть несколько неплохих ролей в лентах "Доктор Джекилл и мистер Хайд" (1941), "Джонни Игер" (1942). Одной из самых успешных её картин был ранний фильм в жанре нуар - "Почтальон всегда звонит дважды" (1946). Ее холодноватый, высокомерный облик оказался идеален для создания образа роковой женщины по имени Кора, заставившей любовника убить старика-мужа. Она сумела уйти от людского суда, но не от божественного провидения. По сей день этот образ по праву считается одним из самых чувственных и соблазнительных в истории кинематографа.
Почтальон всегда звонит дважды, США (1946)
Актриса пользовалась таким успехом, что время Второй Мировой войны американские солдаты предпочитали вешать на стены казарм именно её фотографии и афиши. Также во время войны Лана Тернер стала путешествовать по стране, участвуя в продаже военных облигаций. Лана сама писала себе речи для выступлений и обещала поцелуй всякому, кто приобретет облигацию номиналом в 50,000 долларов и выше.
"И я выполняла обещание сотни раз, - признается Тернер, - мне сказали, что я пополнила бюджет страны на несколько миллионов долларов".
После войны Тернер снималась главным образом в мюзиклах.


К середине 40-х Лана стала одной из десяти актрис с самыми высокими гонорарами, а в 50-е - королевой MGM. Но роли по-прежнему в большинстве своем оставались второсортными. Тернер переиграла многочисленных гангстерских подружек ("Притон", 1941; "Джонни Игер", 1942; "Слегка опасна", 1943), побывала благородной дамой в приключенческих лентах ("Дюбарри была леди", 1943; "Три мушкетера", 1948), но никак не могла добиться высоких оценок. Тогда решили снова вернуть ее в мюзиклы, где отсутствие актерского мастерства не столь заметно ("Мистер Импириум", 1951; "Веселая вдова", 1952). Правда, по поводу последней была в ходу шутка о том, что Лана - самая невеселая вдова в американском кино.
Три мушкетёра, США (1948)
Весёлая вдова, США (1952)
Экранизация оперетты Франца Легара
Ни ребенок, ни шесть, к тому времени, замужеств не обуздали Лану. Разведясь последний раз, она объявила: "Я никогда больше не полюблю мужчину", - и тут же начала новую серию любовных приключений, за что удостоилась в прессе титула "современной Мессалины".
Все эти годы дочь актрисы воспитывалась нянями и горничными. Лишь время от времени ей позволяли несколько дней провести с матерью. Она, как хорошенькая куколка, появлялась перед гостями, делала реверанс, и ее отсылали, чтобы не мешать развлечениям матери.

Лана Тернер с дочерью Черил
Пресытившаяся прежним обществом, Лана стала искать новых ощущений в гангстерских кругах. Ночь за ночью она таскалась по самым отвратительным притонам и, наконец, познакомилась с Микки Коэном, главарем банды, продавцом наркотиков, содержателем подпольных игорных и публичных домов. Телохранителем Коэна был уроженец Сицилии 26-летний Джонни Стомпанато. Его знал весь Голливуд. Какое-то время она с ума сходила по этому жгучему брюнету, подтверждавшему собой абсолютно все, что простые американцы нередко думают об итальянцах.
Любовная связь с известным гангстером взбудоражила весь Голливуд. Лану это не беспокоило.
"Ну и что из этого, что он гангстер? Зато он несравненный любовник", - со смехом объясняла она репортеру.
Скандал, поднятый прессой по поводу связи Ланы с преступным миром, снова сделал ее объектом разговоров и повысил к ней интерес со стороны киностудий. Для скандального фильма нужна была скандально знаменитая кинозвезда. Требовалось нечто необычное, из ряда вон выходящее, чтобы опять добиться высоких кассовых сборов. И Лана Тернер получила главную роль в фильме "Пейтон Плэйс", снятый по нашумевшему роману Грейс Металиус, и контракт на 200 тысяч долларов. В 1958 году Тернер была номинирована на премию Оскар за этот фильм, но ее личная жизнь снова заслонила ее достижение как актрисы.
Черил, четырнадцатилетняя дочка Ланы Тернер, сразу невзлюбила Джонни Стомпанато. Девочка не слишком хорошо относилась к "латинскому любовнику" матери, но, впрочем, и не требовала разрыва. Мать потребовала его сама. Это случилось в Страстную пятницу, 4 апреля 1958 года. Джонни Стомпанато не хотел упускать то, что, как он думал, давно и безраздельно принадлежит ему. Он ударил Лану, готов был убить, изрезать ей лицо ножом, чтобы она никому не досталась после него. Смертельно напуганная Черил побежала на кухню и взяла в руки разделочный нож. Когда она вернулась, Джонни Стомпанато уже занес руку для удара. Она опередила его, всадив ему в живот нож по самую рукоятку. Такова версия следствия.

Лана Тёрнер, Джонни Стомпанато и Черил Крейн
Однако многие подозревали, что защищать надо было не маму, а дочь, на которую распоясавшийся гангстер тоже покушался. А когда дело было сделано, Черил взяла всю вину на себя, потому что по закону несовершеннолетней девочке ничего не грозило. Вина Черил была доказана, и она предстала перед судом. Пресса, воспользовавшись случаем, разбушевалась против несчастной девушки, обвиняя во всех грехах этого мира. Белокурая Лана Тернер была на суде в темных очках, гладко причесанная, очень элегантная.

Лана Тернер даёт показания в суде
Под перекрестным огнем бесстыдных и жестоких вопросов она рыдала, теряла сознание, падала в обморок. Злые языки говорили, что за эту роль - оскорбленной невинности - ей следовало бы дать Оскара. На суде обвинение зачитывало страстные письма звезды к убитому, занявшие на два дня полосы всех американских газет. И хотя скандал был поистине феерическим, он странным образом лишь увеличил славу Тернер.
Его под другими фамилиями - подробно описал Гарольд Роббинс в романе "Куда ушла любовь", в 1964-м экранизированном Эдвардом Дмитрыком с Бетт Дэвис в главной роли.
Дочь же Ланы Тернер несколько месяцев провела в реабелитационном центре, а после переехала к бабушке.

Лана Тернер с дочерью и Кэри Грантом на церемонии вручения Оскар - 1958
Фотография повреждена
С этого дня начался другой период ее жизни. Отныне главным жанром Тернер в кино стала мелодрама. Последним крупным успехом была картина "Имитация жизни" (1959), в которой присутствовали автобиографические мотивы: подобно своей героине, Тернер в одиночку воспитывала дочь.
Вскоре Мэрилин Монро заняла место голливудской "вамп". Лана Тернер все чаще играла возрастные роли. Она исполнила роли в фильмах "Портрет в черном" (1960) и "Холостяк в раю" (1961), но к 70-м появлялась на экране в среднем раз в три года. В это время Лана попробовала себя в театре, но ее поведение "испорченной дивы" не пошло на пользу новой карьере. После небольшой роли в телесериале "Фэлкон-Крест" (1981) Тернер не снималась почти 10 лет, уединившись в своем доме в Сенчури Сити, который она называла своей "Башней из слоновой кости".
В 1982 году Тернер опубликовала книгу мемуаров "Лана: Леди, Легенда, Правда".
"Смысл счастья не в том, что оно помогает тебе расти и развиваться, только несчастье делает это. Я благодарна судьбе за то, что моя постель из роз в равной степени состояла из бутонов и шипов. У меня была привилегированная, творческая, захватывающая жизнь, и я думаю, что менее приятные ее моменты делали меня сильнее, испытывали меня."
Кто лучше самой Ланы Тернер смог бы описать в нескольких фразах ее одновременно трагический и безумно успешный жизненный путь? Пять лет спустя воспоминания выпустила и ее дочь.
Последней ролью Ланы стала Марго Лейн в картине "Сорванный" (1991). Лана Тернер умерла четыре года спустя, 29 июня 1995 года, после долгой борьбы с раком горла.
Вклад актрисы в кинематограф был отмечен звездой на Голливудской аллее славы.

Диана, США (1956)

Community Info