mizantrop_1943 (mizantrop_1943) wrote in lovers_of_art,
mizantrop_1943
mizantrop_1943
lovers_of_art

Categories:

Художник кватроченто Фра Беато Анжелико




Благовещение (The Annunciation) - 1430-е - Сан-Джованни-Вальдарно, базилика Санта Мария делла Граце



Фра Беато Анжелико (Fra Beato Angelico), буквально "брат Блаженный Ангельский", собственное имя Гвидо ди Пьетро (Guido di Pietro), имя в постриге Джованни да Фьезоле (1400-1455), - святой Католической церкви, итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, доминиканский монах. Причислен к лику блаженных Католической церковью в 1983 году. Память 18 февраля.

Родился в 1400 году в Виккьо в долине Муджелло близ Флоренции. Вступил в доминиканский монастырь в Фьезоле в 1418 году.
Учитель его неизвестен. Начинал деятельность с иллюстраций религиозных книг. Работа с крупными формами началась с росписи алтарей в 1428? - 1433 году монастыре Сан Марко (Флоренция), когда несколько монахов из Фьезоле переехали во Флоренцию, чтобы расписывать отстроенный Микелоццо монастырь. В 1445 году Анджелико вызвал в Рим папа Евгений IV расписывать фрески ныне несуществующей церкви Крещения в Ватикане.

В 1447 году со своим учеником Беноццо Гоццоли расписывал фрески церкви в Орвието, а в 1447-1450 годах - стены капеллы Никколина во дворце пап в Ватикане. Другим его учеником был Антониаццо Романо - важная фигура итальянской живописи XV века.
Фра Анджелико вернулся во Флоренцию в 1449 году. В 1450 году он стал настоятелем монастыря Сан-Доменико во Фьезоле.





Благовещение (The Annunciation) - 1432-1434 - Кортона, музей Диочезано



Вазари назвал художника «Ангельским» итал. Angelico); благодаря ему художник стал известен под именем Фра (брат, монах) Анджелико. Очень рано его стали называть Беато Анджелико, то есть Блаженный Анджелико, но Ватикан официально причислил его к лику блаженных только в 1984 году.




Благовещение (The Annunciation) - 1432-1434 - Кортона, музей Диочезано - центральная панель


 



Фра Джованни жил безвыходно и трудился в своей обители до 1436 года, в котором ее братия переселилась в монастырь, выстроенный для нее Козимо Медичи во Флоренции, при церкви св. Марка. Здесь протекли самые обильные плодами годы деятельности благочестивого художника.


Лишь 58 лет от роду, уже стяжав громкую известность, он впервые расстался со своим монастырем для того, чтобы по настоятельному приглашению папы Евгения IV украсить живописью (теперь погибшей) его капеллу в Ватиканском дворце. Затем, в 1447 г., Фра Джованни писал фрески в новой капелле собора в Орвието, и напоследок, будучи снова приглашен папой Николаем V в Рим, трудился там над росписью другой ватиканской капеллы. Он умер в этом городе 17 мая 1455 года.



 




Благовещение (The Annunciation) - 1430-е - Пределла. Встреча Девы Марии и Елизаветы (Predella; Visitation) - Сан-Джованни-Вальдарно, базилика Санта Мария делла Граце


 


По направлению своего творчества, Фра Джованни занимает в истории совсем особое место в ряду итальянских живописцев XV в. В эпоху натуралистических и антиквизирующих стремлений расцветавшего Возрождения он является единственным и последним представителем уходившего в прошлое средневекового искусства в лучших его качествах, традиционным, глубоко верующим художником, изобразителем неземной красоты, ангельской непорочности, религиозного экстаза, райского блаженства. Причиной того, помимо врожденного артистического таланта, был личный характер скромного и благочестивого монаха. 


 




Реликварий. Успение Богородицы (The Death and the Assumption of the Virgin) - около 1432 - Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер


 


Вазари говорит о нем: «Фра Джованни был человек простой и святой жизни; он постоянно упражнялся в живописи, но не хотел изображать ничего, кроме святых. Он мог бы сделаться богачом, но не заботился о том, говоря, что истинное богатство состоит только в том, чтобы довольствоваться малым; мог бы повелевать многими, но находил, что повиноваться легче, чем начальствовать над другими. В высшей степени человеколюбивый, воздержанный и целомудренный, он спасся от мирских сетей и не раз повторял, что занимающийся искусством должен жить в покое, не помышляя ни о чем, и что работающему для Христа, надо постоянно пребывать со Христом. Никто никогда не видел его сердящимся среди братии, и только улыбкой укорял он своих друзей. Словом, не найти выражений, достаточных для похвалы этого инока как за его поступки и речи, за их смирение и кротость, так и всю его живопись, за ее искренность и благочестивость, благодаря которым изображаемые им святые выходили более святыми, чем у кого-либо другого. Он имел обычай не изменять и не исправлять ничего в написанном произведении, а оставлял его таким, каким оно вышло у него сразу, полагая, что так угодно Богу. Некоторые рассказывают, что Фра Джованни никогда не принимался за кисть, не помолившись предварительно, и не написал ни одного распятия, при исполнении которого не омочил бы своих щек слезами. В лицах и позах его фигур отражается доброта его души, столь великой и искренней в своей вере». 


 



Довольно видеть одну-две работы Фра Анджелико, чтобы убедиться в справедливости вышеприведенной оценки. Каждая из них была для него не исполнением выгодной или способствующей к славе задачи, а душеспасительным делом; в каждую влагал он свою душу, свое пламенное религиозное чувство, свое светлое представление о загробной жизни. Невольно причастный к обновительному ходу современного ему искусства, он присматривался к натуре, но наблюденные в ней формы и движения служили ему лишь подспорьем при создании идеальных образов неземной красоты и дивной выразительности. 


 


Однако художник-монах был мало способен к воспроизведению сильных страстей, проявлений злобы и физической муки, вследствие чего изображение демонов, Страшного Суда, ада и казней удавались ему плохо, порой бывали даже наивно-комичны. Его звание и самый род искусства мешали ему близко изучить нагое человеческое тело, а потому в его фигурах постоянно встречаются анатомические погрешности и принужденность поз; но об этих недостатках совсем забываешь, любуясь ликами его обворожительных отроков-ангелов, прелестных дев и благородных старцев, его торжественно-живописными композициями, красивыми драпировками, свежими, подобранными с редким вкусом и гармоничными красками, мягкостью и деликатностью его кисти. 


 






Благовещение (The Annunciation) - около 1426 - Мадрид, Музей Прадо


 



«Благовещение» — один из алтарных образов на тему визита архангела Гавриила к деве Марии, написанных фра Беато Анжелико, это одна из его излюбленных тем. Этот образ был написан для церкви Санто Доминго де Фьезоле (Santo Domingo de Fiesole), вблизи Флоренции около 1426 года. В 1611 году оказалась в Испании. Герцог Марио Фарнезе приобрёл картину для герцога Лермы. Последний распорядился поместить её в церкви Сан Доминго в Вальядолиде. Затем работа попала в мадридский монастырь Дескальсас Реалес. В 1861 году передана в музей Прадо. 




Благовещение (The Annunciation) - около 1426 - Мадрид, Музей Прадо - центральная панель


 


С помощью архитектурных элементов центральная панель зрительно делится на 3 примерно равные части. Справа изображена дева Мария, сидящая в открытом портике, выходящем в сад. Перед ней (в центре) склоняется архангел Гавриил. Два этих действующих лица визуально разделены колонной (прием, традиционный для иконографии Благовещения). В перспективной глубине виден вход в комнату Марии. Подобную схему с помещением фигур Марии и ангела в архитектурные арки фра Анжелико будет использовать ещё в трёх своих композициях на ту же тему. В скульптурном медальоне над центральной колонной выполнено изображение Бога-Отца. 



 


К восседающей на троне Марии спускается архангел Гавриил с благой вестью о скором рождении Мессии. Слова Гавриила Марии («Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», приведенные евангелистом Лукой, художник наглядно иллюстрирует. В небесах - руки Бога Отца, посылающие Марии луч с голубем - Святым Духом. Здесь - начальный момент христологического цикла, а вместе с тем и новозаветной истории. С символическим изображением - намеком на один из важнейших христианских образов - Троицу: незримо присутствующий Христос, Святой Дух в виде голубя и даже дважды представленный Бог Отец (Его руки в небесах, а также скульптурное изображение в медальоне на стене дома-дворца). Одна из особенностей этого произведения - указание на будущие страдания Христа. Здесь появляется маленькая птичка - символ души, а кроме того, быть может, изображение щегла (тогда по западной традиции считалось, что щегол сел на голову Христа во время крестного пути и вытащил терновую иглу из Его брови).


 


Левую треть композиции занимает изображение сада — Эдема со сценой Изгнания из рая. Архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения. В глубине, вероятно, Древо познания добра и зла. Кроме того, этот райский сад - еще и одна из ипостасей Богоматери, т. н. hortus conclusus («запертый сад»), символизирующий Ее непорочность (с которой связано и присутствие здесь пальмы). Соединение двух библейских эпизодов — ветхо- и новозаветного — имеет глубокое богословское обоснование: вдали изображены последствия грехопадения, в то время как на первом плане изображается зачатие Иисуса Христа, рождение и смерть на кресте которого послужит искуплением роду человеческому за первородный грех. Мария, таким образом, трактуется как «новая Ева», свободная от недостатков прародительницы. 


 


Помимо своей нагруженности символикой «Благовещение» Фра Анджелико - типичное свидетельство своего времени, в котором то самое время хорошо узнается. Во-первых, и архангела, и Марию живописец одевает согласно тогдашней моде (что, впрочем, не было редкостью). А во-вторых, лоджия с тонкими изящными колонками - как раз в духе властвовавшего в те времена во Флоренции архитектурного стиля Филиппо Брунеллески. Вся смысловая вереница, все приметы эпохи тонко и изысканно обыграны звучащими нежно, как музыка, красками. И сделано это со вкусом и с радостью. Внимательно выписанные листья и лепестки в райском саду, не менее внимательно - растительный архитектурный орнамент и, наконец, заботливо уложенные складки одежд - все они соревнуются друг с другом в своей почти прихотливой изысканности. 


«Благовещение» - сюжет, восхваляющий Богоматерь. Параллельно внизу идут сцены из Ее жизни и жизни Христа. Пределла (нижняя часть) алтарного образа содержит 5 небольших изображений:  





Благовещение (The Annunciation) - около 1426 - Пределла. Принесение во храм (Predella; Presentation) - Мадрид, Музей Прадо


 


После рождения Иисуса, когда окончился предписанный законом период очищения, Иосиф и Мария понесли младенца Иисуса в храм, чтобы посвятить его Богу, ибо всякий мальчик-первенец, по закону, должен был быть посвящен Господу. В Иерусалиме в это время был человек, которого звали Симеон. Это был праведный и святой человек. Ему было предсказано, что он не умрет, не увидев Мессии. Под вдохновением Духа Святого Симеон пошел в храм именно в тот день, когда Мария с Иосифом принесли туда Иисуса. Симеон взял Иисуса на руки и прославил Господа: «Господь, властелин над всем! Как Ты и обещал, теперь отпускаешь Ты слугу своего с миром, потому что мои глаза увидели спасение, которое Ты приготовил всему народу, свет откровения язычникам и славу Твоего народа Израиля!». Описанная в Евангелии встреча Христа и старца Симеона в иносказательном смысле означает встречу Ветхого и Нового заветов и, соответственно, двух исторических эпох.


 




Благовещение (The Annunciation) - около 1426 - Пределла. Успение Богоматери (Predella; The Assumption of Virgin) - Мадрид, Музей Прадо


 


К моменту своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил, сообщивший что через три дня она «отойдет ко Христу Богу». В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа, указав нести её перед гробом Богородицы при погребении. Желая видеть перед смертью апостолов, Мария обратилась с молитвой к Богу и «по повелению Божию, принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия». Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно своего имущества, Богородица приготовилась к смерти. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, увидели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес.




Благовещение (оставшийся фрагмент доски). Архангел Гавриил (Annunciatory Angel) - 1450-1455 - дерево, темпера по золотому грунту - Детройт, Художественный институт 




Благовещение (оставшийся фрагмент доски). Дева Мария (Virgin Annunciate) - 1450-1455 - дерево, темпера по золотому грунту - Детройт, Художественный институт





Коронование Богоматери (Coronation of the Virgin) - 1430-1432 - Пределла - дерево, темпера - Париж, Лувр


 


Алтарь, хранящийся сейчас в Лувре вместе с семью картинами пределлы, был выполнен для церкви Сан Доменико в Фьезоле, и это одна из наиболее знаменитых работ Фра Анжелико. Это блестящий пример искусства художника в технике темперы, ее свежие цвета не изменились с течением времени. 


Тема Коронации Богоматери была широко распространена в 13 веке, будучи частью Золотай легенды (Legenda Aurea) — сочинения Иакова Ворагинского, собрания христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 года. Золотая легенда была одной из самых любимых книг средневековья, в XIV-XVI вв. стоявшая на втором месте по популярности после Библии. Эпизод Коронования следует за Успением Богородицы и описывает божественное приветствие Богородицы Христом, который возвышает ее над остальными святыми и блаженными. 





Коронование Богоматери (Coronation of the Virgin) - 1430-1432 - центральная панель - дерево, темпера - Париж, Лувр


 



Однако художник-монах был мало способен к воспроизведению сильных страстей, проявлений злобы и физической муки, вследствие чего изображение демонов, Страшного Суда, ада и казней удавались ему плохо, порой бывали даже наивно-комичны. Его звание и самый род искусства мешали ему близко изучить нагое человеческое тело, а потому в его фигурах постоянно встречаются анатомические погрешности и принужденность поз; но об этих недостатках совсем забываешь, любуясь ликами его обворожительных отроков-ангелов, прелестных дев и благородных старцев, его торжественно-живописными композициями, красивыми драпировками, свежими, подобранными с редким вкусом и гармоничными красками, мягкостью и деликатностью его кисти. 


Следуя по девяти мраморным ступеням разных цветов Мария следует наверх к трону Христа, где ей приготовлено место. Стоя на коленях и преклонив голову она получает корону из рук своего Сына во славе. Они окружены небесным воинством, состоящим из музыкантов, ангелов и святых. На некоторых из них на нимбах выгравированы их имена, других можно узнать по их атрибутам. На переднем плане коленопреклоненно стоят святой Людовик Французский в короне, украшенной лилиями (Флер де Лис – Королевская лилия, геральдический символ), Мария Магдалина в красных одеждах с распущенными волосами и сосудом с маслом, святая Екатерина Александрийская с колесом, атрибутом ее мученичества, святая Агнесса с ягненком у груди. Несколько доминиканцев, покровительствовавших написанию картины, можно узнать по их белым одеждам и черным мантиям. Слева во втором ряду в профиль изображен святой Доминик, он держит лилию и над его головой горит красная звезда. Святой Петр Мученик изображен наверху слева с кровоточащей раной на голове. Представлен также святой Фома Аквинский, он держит в руках одну из своих книг и указывает на трон. 


Картина отличается сияющей чистотой цвета, почерпнутой художником в живописи готики, и новой науке живописного пространства, создававшейся его современниками во Флоренции. Это официально-иерархическое собрание святых и ангелов вокруг самого сакрального небесного обряда уже не имеет ничего архаичного или напыщенного; в нем много строгого и в то же время бережного внимания ко всему наблюдаемому в реальной действительности. Даже сочетание основных цветов ни в коем случае не имеет геральдического или условного характера – оно передает светозарность и насыщенность среды благодаря свойственному Фра Анжелико чувству света и пространства. 


Перспектива изобретательно и очень точно просчитана. Она передает глубину архитектурного пространства, не затрагивая ближний план. Ее протяженное, неспешное схождение, лишенное даже признака какого-либо драматического нагнетания, говорит о бесконечной удаленности грандиозной небесной обители. 


В этой алтарной работе Анжелико далеко уходит от своих обычных методов пространственной проекции. Это можно объяснить исключительной трудностью интегрирования такой сложной композиции как традиционная сцена Коронования в тип пространства, которое он выработал. Вся эта, впрочем все еще божественная, сцена основана на твердом фундаменте. Небо реалистично голубое, а не золотое. Очень низкая точка зрения дает возможность разместить святых и ангелов рядами, так что один не заслоняет другого. Фигуры на переднем плане изображены коленопреклоненными, так что они не отвлекают зрителя. Мария Магдалина держит свой сосуд с маслом, обозначая центральную ось картины. 





Коронование Богоматери (Coronation of the Virgin) - 1430-1432 - Пределла. Сон папы Иннокентия III (Predella; The dream of Pope Innocent III) - дерево, темпера - Париж, Лувр


 


Вначале папа Иннокентий III хотя и взял под покровительство созданный Домиником монастырь, но в утверждении ордена отказал, так как на состоявшемся Латеранском IV Соборе было принято решение о запрете создавать новые монашеские ордена. Однако после отказа папа увидел сон, где Доминик подпирал грозившую упасть Латеранскую базилику. Расценив это как особый знак, папа пригласил к себе Доминика и одобрил его идею.





Коронование Богоматери (Coronation of the Virgin) - 1430-1432 - Пределла. Апостолы Пётр и Павел являются святому Доминику (Predella; The Appearance of Saints Peter and Paul to Saint Dominic) - дерево, темпера - Париж, Лувр


 


Однажды, когда святой Доминик молился в старой базилике Святого Петра, ему было видение. Апостол Петр дал ему посох, и Апостол Павел вручил ему книгу. Они говорили к нему, сказав: «Иди и проповедуй, так как ты выбран Богом для этого».






Коронование Богоматери (Coronation of the Virgin) - 1430-1432 - Пределла. Христос во гробе (Predella; Christ in the Sepulcher) - дерево, темпера - Париж, Лувр


 


Эта панель расположена в центре пределлы. Это иконографический тип Муж Скорбей: полуфигурное изображение Спасителя в терновом венце, с кровоточащими ранами и угасшим взором, а также инструмен тов Страстей (предметов, связанные со страданиями Христа: крест, гвозди, терновый венец, бичи, колонна, веревка).






Коронование Богоматери (Coronation of the Virgin) - 1430-1432 - Пределла. Проповедь св. Доминика и Чудо с книгой (Predella; The Dispute of Saint Dominic and the Miracle of the Book) - дерево, темпера - Париж, Лувр


 


Картина изображает Чудо огня, произошедшее в 1207 году в Фанжо. Святой Доминик дает книгу об истинной вере Христовой представителю альбигойцев и в ходе испытания огнем еретические книги сгорели, а книга святого Доминика выскочила из огня невредимой.


Альбигойцы - участники еретического движения в Южной Франции 12-13 века, приверженцы учения катаров. Они выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения и десятины. Альбигойцы отвергали крещение, причастие и церковный брак, выступали против общественного неравенства, не признавали частной собственности, отрицали необходимость власти светской и церковной. К альбигойцам примкнула часть местной знати. Альбигойской ересью были охвачены, в основном, три провинции Франции - Тулуза, Прованс и Лангедок. Во главе восставших встал граф Раймонд VI Тулузский. При его дворе собрались самые блестящие, самые талантливые рыцари и трубадуры. Первое время альбигойцам сопутствовала удача, но церковь объявила против них крестовый поход (Альбигойский крестовый поход, 1209-1215). Когда армия крестоносцев пришла на юг Франции, у одного из верховных священнослужителей спросили: а как же отличить добрых христиан от еретиков. И он ответил: «Убивайте всех. Господь на небе отберет своих». В 1215 году восстание альбигойцев было подавлено, Раймонд VI погиб.


Несколькими годами позже рыцарь Бернард Сиккарт де Марведжольс сочинил Песнь об Альбигойском крестовом походе. Средневековая рукопись с ее текстом хранится и в Румянцевской библиотеке. 


 





Коронование Богоматери (The Coronation of the Virgin) - 1434-1435 - Флоренция, Уффици




Коронование Богоматери (The Coronation of the Virgin) - 1434-1435 - Флоренция, Уффици, деталь




Мадонна с гранатом (The Virgin of the Pomegranate) - около 1426 - дерево, темпера - Мадрид, Дворец Лирия, Коллекция герцогов Альба




Мадонна с гранатом (The Virgin of the Pomegranate) - около 1426 - дерево, темпера - Мадрид, Дворец Лирия, Коллекция герцогов Альба, деталь




Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (Madonna and Child with Two Angels) - около 1420 - Брюссель, Музей Бойманса ван Бёнингена




Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (Madonna and Child with Two Angels) - около 1420 - Брюссель, Музей Бойманса ван Бёнингена, деталь




 



Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (Madonna and Child with Four Аngels) - около 1425 - Санкт-Петербург, Эрмитаж


 


Картина «Мадонна с Младенцем», исполненная около 1425 г., относится к типу «Мадонны смирения», распространенному во Флоренции в конце XIV - начале XV в. Написанная яркими чистыми красками, картина проникнута просветленным и поэтическим настроением. Привлекательны нежная белокурая Мадонна, облик которой художник наделяет конкретными чертами, и грациозные ангелы с пестрыми крыльями. Их крошечные, по сравнению с Марией, размеры, а также золотой фон и отсутствие глубины пространства – свидетельство средневекового наследия в искусстве художника.



 




Мадонна Умиление (Madonna of Humility) - около - 1440 - дерево, темпера - Амстердам, Рейксмузеум




Мадонна Умиление (Madonna of Humility) - около 1440 - дерево, темпера - Амстердам, Рейксмузеум




Мадонна Умиление (The Madonna of Humility) - около 1430 - дерево, темпера - Вашингтон, Национальная галерея





Мадонна Умиление (The Virgin of Humility) - 1433-1435 - Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисы






Мадонна Умиление (The Virgin of Humility) - 1433-1435 - Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисы, деталь





Мадонна Умиление (The Virgin of Humility) - 1433-1435 - Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисы, деталь




Святой Франциск + святой епископ, возможно, св.Зинобий (Saint Francis and a Bishop Saint) - 1420-е - Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти, деталь




Святой Франциск + святой епископ, возможно, св. Зинобий (Saint Francis and a Bishop Saint) - 1420-е - Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти, деталь




Святой Иоанн Креститель + Святой Доминик (Saint John the Baptist and Saint Dominic) - 1420-е - Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти




Святой Иоанн Креститель + Святой Доминик (Saint John the Baptist and Saint Dominic) - 1420-е - Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти, деталь





Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi) (совместно с фра Филиппо Липпи) - 1440-1460 - дерево, темпера - Вашингтон, Национальная галерея


 


Это один из первых образцов тондо, круглых картин, ставших в 1400-х годах популярными местными религиозными художественными произведениями. В данном случае это может быть Блюдо роженицы (deschi da partо) – разрисованное с двух сторон плоское блюдо, используемое для принесения фруктов, сладостей и подарков молодой матери после родов.


 


Блестяще расцвеченная богато декорированная круглая панель представляет зрителю великолепную картину прибытия волхвов на фоне сельского пейзажа. Проведенная в 1492 году инвентаризация состояния Лоренцо Медичи отметила эту картину как наиболее значимую в коллекции этой могущественной флорентийской семьи и атрибутировала ее как произведение Фра Анжелико. Позднее оказалось, что Поклонение волхвов принадлежит кисти двух художников – Фра Анжелико, видимо, только начал эту картину, а большая часть работы была выполнена его коллегой и товарищем по монастырю Фра Филиппо Липпи. Восхитительно ангельская Святая Мария и Младенец, толпа верующих наверху справа, растительный ковер на переднем плане были, вероятно, нарисованы Анджелико.





Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi) (совместно с фра Филиппо Липпи) - 1440-1460 - дерево, темпера - Вашингтон, Национальная галерея, деталь




Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi) (совместно с фра Филиппо Липпи) - 1440-1460 - дерево, темпера - Вашингтон, Национальная галерея, деталь




Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi) (совместно с фра Филиппо Липпи) - 1440-1460 - дерево, темпера - Вашингтон, Национальная галерея, деталь


Фра Анжелико был доминиканцем, известным своей большой монашеской набожностью и его безгрешный образ жизни отражался в его художественных произведениях. Изображение Святой Марии характеризует его стиль чистой, простой формой ее головы и благородной утонченностью ее черт. Земной стиль Филиппо Липпи предстает перед зрителем изображением массивных форм и четко прорисованными фигурами. Богато одетый мудрец и его спутники, а также широколицый Иосиф справа от Марии обычно приписываются его кисти.





Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi) (совместно с фра Филиппо Липпи) - 1440-1460 - дерево, темпера - Вашингтон, Национальная галерея, деталь


 


Несколько элементов картины носят символический характер – например, павлин считается символом бессмертия. В целом картина Поклонение волхвов восхищает своим искрящимся цветом, очаровательными деталями и радостным настроением. Все элементы композиции – фигуры людей, городской пейзаж, ландшафт – расположены по спирали, отражая круглую форму картины.





Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi) (совместно с фра Филиппо Липпи) - 1440-1460 - дерево, темпера - Вашингтон, Национальная галерея, деталь




Положение во гроб (The Entombment of Christ) - около 1450 - Вашингтон, Национальная галерея





Триптих 'Страшный Суд' (The Last Judgement (Winged Altar)) - около 1450 - Берлин, Картинная галерея старых мастеров


 


Произведений Фра Джованни сохранилось очень много. Станковыми его картинами владеют почти все большие музеи Европы.





Триптих 'Страшный Суд' (The Last Judgement (Winged Altar)) - ок.1450 - Берлин, Картинная галерея старых мастеров, деталь




Триптих 'Страшный Суд' (The Last Judgement (Winged Altar)) - около 1450 - Берлин, Картинная галерея старых мастеров, деталь




Триптих 'Страшный Суд' (The Last Judgement (Winged Altar)) - около 1450 - Берлин, Картинная галерея старых мастеров, деталь





Фиваида (Scenes from the Lives of the Desert Fathers (Thebaid)) - 1420 - Будапешт, Музей изобразительных искусств


 


Фиваида - это местность в пустыне Египта, в которой проживало множество отшельников в разное время. На этой доске изображены сцены из их жизнеописаний, объединенные общим пейзажем.





Фиваида (Scenes from the Lives of the Desert Fathers (Thebaid)) - 1420 - Будапешт, Музей изобразительных искусств, деталь





Мадонна с Младенцем между святым Домеником и святым Фомой Аквинским (The Virgin and Child with Sts Dominic and Thomas Aquinas) - 1424-1430 - Санкт-Петербург, Эрмитаж


Ни в одной европейской стране монументальная фресковая живопись не имела такого распространения, как в Италии эпохи Возрождения. Однако в музеях за пределами Италии ее образцы встречаются редко. Фреска фра Анджелико, одного из лучших флорентийских художников первой половины XV столетия, происходит из монастыря Сан-Доменико во Фьезоле, где фра Анджелико, монах-доминиканец, занимал должность приора. После упразднения монастыря в XIX в. фреска была выпилена из стены и продана флорентийским живописцам А. Маццонти и К. Конти, у которых она была приобретена для Эрмитажа. Симметричная композиция с Мадонной на троне и стоящими по обе его стороны святыми была распространена в итальянской живописи как в Средневековье, так и в XV в. Слева от Марии - св. Доминик, основатель ордена доминиканцев. Лилия в его руке символизирует чистоту. Справа – великий теолог св. Фома Аквинский. На страницах книги, которую он держит, тексты псалмов. В отличие от святых, наделенных индивидуальными чертами облика и характера, Мадонна идеально прекрасна. Именно ее образ сообщает настроению произведения лирическую возвышенность.

 
 
 
Tags: Италия, живопись, история, художники
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment