Действительно, оказалось, что название это было дано не самим автором, который жил в XVI веке, а уже в XVIII веке, когда составлялся каталог работ Пармиджанино. Чалму и золотую цепочку, вплетенную в прорези правого рукава, почему-то приняли за символы рабства, потому так и атрибутировали этот портрет.
Сегодня у искусствоведов есть несколько версий того, кто изображен на этом портрете.
Первая версия: это Джулия Гонзага Колонна, графиня Фонди и герцогиня Траетто (Giulia Gonzaga), (1513-1566) - итальянская аристократка периода Возрождения, патронесса художников, поэтов и венецианских издателей, хозяйка салонов в Фонди и Неаполе, глава влиятельного кружка, желавшего реформировать католическую церковь.
Вторая версия: это не конкретный человек, а изображение идеального персонажа, возможно, аллегории любви или поэзии, о чём может свидетельствовать медальон, изображающий Пегаса, прикрепленный к чалме дамы.
Пегас - в древнегреческой мифологии это крылатый конь, любимец муз и источник поэтического вдохновения.
Третья версия: эта дама сама поэтесса, подтверждением чему, на взгляд специалистов, может служить её поза с разворотом головы в одну сторону, а всего тела в другую. В те времена не было принято так рисовать женщин - это сугубо мужская портретная поза, обозначающая мужскую активную роль в жизни, так же, как и Пегас - сугубо мужской знак.
Если эта женщина всё же поэтесса, то кто же она? На эту роль есть несколько претенденток, среди которых самой предпочтительной считают Веронику Гамбара, чьи неопубликованные поэтические произведения в то время были широко распространены в рукописной форме.
Вероника Гамбара, графиня Корреджио (Veronica Gambara), (1485-1550) - итальянская поэтесса (в основном, автор сонетов) и государственный деятель эпохи Ренессанса, владетельница города Корреджио. Она стала правительницей города Корреджо в 1518-ом году после смерти своего мужа.
Если же это Вероника Гамбара, то возникает возрастная нестыковка: портрет был написан в 1530-ом году, а родилась Вероника в 1485-ом, то есть к этому времени ей было уже 45 лет. Но поскольку в те времена было обычной практикой изображать представителей знати моложе своих лет, то нет ничего невозможного в том, чтобы Пармиджанино нарисовал свою модель более молодой, чем она была на тот момент.
Как бы то ни было, но имя прекрасной дамы в чалме до сегодняшних дней так и остаётся загадкой. Есть ещё один вопрос: почему она в чалме? А почему сегодня щеголяют в джинсах, специально прорванных на коленях и где попало?)))
Джироламо Франческо Мария Маццола (Girolamo Francesco Maria Mazzola), более известный под прозвищем Пармиджанино (Parmigianino - житель Пармы), родился в 1503-ем году в Парме, - итальянский художник и гравёр эпохи Возрождения, представитель маньеризма.
Франческо осиротел в два года, его воспитывали братья отца - художники Микеле и Пьер Иларио. Свою первую картину - "Крещение Иисуса" - он написал в шестнадцатилетнем возрасте.
В 1521-ом году из-за боевых действий в районе Пармы (город был осаждён войсками французского короля Франциска I), Пармиджанино переезжает во Вьядану.
В семнадцать лет Пармиджанино получил заказ на цикл фресок для украшения покоев Паолы Гонзага, супруги Джан Галеацо Санвитале (Фонтанеллато, Парма, Рокка Санвитале). Темой фресок Рокка Санвитале был миф о Диане. Художник работал над ними около трёх лет.
В 1524-ом году вместе со своими дядями художник перебрался в Рим. В Вечном городе Франческо учился на примере великих - копировал работы Рафаэля. За своё недолгое пребывание в Риме Пармиджанино нарисовал несколько картин религиозного содержания.
В 1527-ом году начался болонский период в жизни художника, продлившийся около четырёх лет. Именно в Болонье стал проявляться его собственный стиль в живописи.
Франческо Пармиджанино - Автопортрет (1540)
В 1531-ом году художник вернулся в родную Парму. В мае этого же 1531-го года он получил заказ на фресковую роспись, прославляющую Деву Марию, в церкви Санта-Мария-делла-Стекката.
За неисполнение этого заказа в срок Франческо Пармиджанино был приговорён к тюремному заключению (1539), затем выпущен под залог и бежал из Пармы в городок Казальмаджоре, где и умер в 1540-ом году.
По словам Джорджо Вазари, причиной его смерти послужило отравление веществами, используемыми в алхимических опытах - "Меркурием, или ртутью".
Пармиджанино пожелал быть погребённым "... нагим с архипастырским крестом на груди". Его могила находится в церкви братьев сервитов Ла Фонтана близ Казальмаджоре.
"В конце концов Франческо, все ещё увлекаясь этой своей алхимией, превратился, как и все другие, однажды на ней помешавшиеся, из человека изящного и приятного в бородатого, с волосами длинными и всклокоченными, почти дикого, совсем не такого, каким был раньше, и после того как он так опустился и стал нелюдимым и мрачным, напали на него тяжкая горячка и жестокий понос, вследствие чего через несколько дней он отошел к лучшей жизни, положив тем самым конец тягостям мира сего, в котором не познал он ничего, кроме тоски и докуки."
Джорджо Вазари - Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев
Примечание.
Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), прозванный Аретино, (1511-1574) - итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых "Жизнеописаний", основоположник современного искусствознания.
Community Info