Рафаэль Погосян (rafik_jan) wrote in lovers_of_art,
Рафаэль Погосян
rafik_jan
lovers_of_art

Categories:

Михаил Шемякин (первая часть - Иллюстрации)

1 | Михаил Шемякин. Часть1. Иллюстрации | ARTeveryday.org

Михаил Шемякин - Иллюстрация к "Балаганчику" А.Блока - 1987 (цветная литография)


Шемякин Михаил Михайлович родился в Москве в 1943 году, детство провел в Германии, в 1957 году переехал с родителями в Ленинград и через четырнадцать лет был вынужден его покинуть. Принудительно высланный из страны, он нашел прибежище в Париже, где получил известность как один из ведущих представителей эстетического диссидентства.
В 1981 году Шемякин переехал в Америку и с тех пор не сидит на месте, странствуя по всему миру в связи с многочисленными заказами, выставками и театральными постановками. Нередко, даже трудно сказать, в какой стране и в каком городе он проводит большую часть времени. Мастер не без иронии отмечает в ряде своих интервью, что чаще всего ему приходится обитать в самолете.



Михаил Шемякин.jpg

Михаил Шемякин


В 1981 году Шемякин переехал в Америку и с тех пор не сидит на месте, странствуя по всему миру в связи с многочисленными заказами, выставками и театральными постановками. Нередко, даже трудно сказать, в какой стране и в каком городе он проводит большую часть времени. Мастер не без иронии отмечает в ряде своих интервью, что чаще всего ему приходится обитать в самолете. Учась в школе при Академии художеств, Михаил Шемякин готовил себя к трудному ремеслу скульптора, хотя его этюды уже тогда поражали педагогов своей оригинальностью, предвещая появление крупного живописца с тонким чувством колористических гармоний. Однако в продолжении образования ему было отказано судьбой. После принудительного лечения в психиатрической больнице, куда он был помещен за свои религиозные убеждения и запретный тогда интерес к авангардистскому искусству, все пути для начинающего художника оказались закрытыми. Оказавшись на свободе, Шемякин некоторое время странствовал по Кавказу и собрал поучительный опыт общения с отшельниками, юродивыми и бездомными чудаками.

По возвращении в Ленинград, он устроился такелажником в Эрмитаже. Созерцая ежедневно мировые шедевры, копируя близкие по духу картины, будущий мастер, лишенный возможности продолжать официально профессиональное образование, закончил свою "академию художеств" в музее. Из-за участия в выставке работ «подсобных рабочих», организованной к 200-летию Эрмитажа (1964) и закрытой властями на третий день, Шемякин лишился последнего источника скудных средств к существованию. Однако он выдержал испытание. Трудности, которые могли бы сломить более слабую душу, пошли ему на пользу. Именно в эти годы Шемякин сложился как мастер со своим оригинально-гротескным видением мира. Отсутствие средств мешало заняться скульптурой; тогда в поисках выхода творческой энергии он обратился к живописи и графике. Последняя, не требовавшая больших расходов - достаточно было карандаша и бумаги, - стала для него главным средством воплощения фантазий своего метафизически ориентированного воображения. Шемякин выработал особую технику рисунка, построенную на тончайших светотеневых переходах.



2 | Михаил Шемякин. Часть1. Иллюстрации | ARTeveryday.org

Михаил Шемякин - Иллюстрация к "Балаганчику" А.Блока - 1987 (цветная литография)


Автобиографический характер рисунков отчетливо проступает в серии иллюстраций к"Преступлению и наказанию", выполненных с 1964 по 1969 годы. Шемякин усматривал главные события романа по преимуществу в снах и видениях Раскольникова, ставящих героя перед проблемой переступания порога. Накопив опыт сопротивления чуждым влияниям, мастер ощущал глубоко родственной идею Достоевского о том, что новое может войти в жизнь только в результате отстранения старого, когда смело переступаются границы, начертанные той или иной традицией. В условиях 1960-х годов авангардист неизбежно оказывался в глазах власть имущих преступным нарушителем идеологических законов, которого могли заключить в психиатрическую больницу, выслать из города и даже из страны.



4 | Михаил Шемякин. Часть1. Иллюстрации | ARTeveryday.org

Раскольников и старуха-процентщица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского - "Преступление и наказание" - 1967


5 | Михаил Шемякин. Часть1. Иллюстрации | ARTeveryday.org

Раскольников и старуха-процентщица. Сон Раскольникова. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" - 1964


6 | Михаил Шемякин. Часть1. Иллюстрации | ARTeveryday.org

Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" 1964


7 | Михаил Шемякин. Часть1. Иллюстрации | ARTeveryday.org

Эскиз к балету по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" - 1985


8 | Михаил Шемякин. Часть1. Иллюстрации | ARTeveryday.org

Исповедь на площади. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" - 1965



Почти одновременно Шемякин увлекся так называемыми галантными сценами. В нем неожиданно проявилась любовь к рафинированной культуре XVIII столетия с ее маскарадами, пасторалями, обостренной эротикой. Из-за этого Шемякина впоследствии начали причислять к запоздалым мирискусникам. Однако если художники "Мира искусства" были охвачены не лишенной оттенка сентиментальности ностальгией по исчезнувшему миру, то Шемякин скорее пародирует стилистику XVIII века, превращая галантные сцены в жутковатые гротески. Персонажи на картинах и раскрашенных от руки гравюрах этого цикла более всего напоминают бездушных кукол. Жизнь предстает как театр марионеток, водимых невидимой рукой демона. При всем том не следует преувеличивать значение литературно-сюжетного элемента в данных произведениях. Гораздо важнее здесь для мастера сложные цветовые гармонии в духе Ватто, виртуозные переплетения линий, игра форм, окрашенных иронией, которая является господствующим настроением его миросозерцания.

Над этой темой "Карнавал Санкт-Петербурга" Шемякин работает - в различных техниках и форматах: от многометровых картин до маленьких гравюр - на протяжении почти трех десятилетий. "Карнавалы" превратились со временем в энциклопедию гротесков, основанную на глубоком постижении загадок человеческой природы в ее многообразных искажениях, извращениях и гримасах.



9 | Михаил Шемякин. Часть1. Иллюстрации | ARTeveryday.org

Из серии "Карнавал Санкт-Петербурга" - 1991


10 | Михаил Шемякин. Часть1. Иллюстрации | ARTeveryday.org

Из серии "Прогулка" - 1991


11 | Михаил Шемякин. Часть1. Иллюстрации | ARTeveryday.org

Из серии "Прогулка" - 1991


12 | Михаил Шемякин. Часть1. Иллюстрации | ARTeveryday.org

Из серии "Прогулка" - 1988


Михаил Шемякин (первая часть - Иллюстрации)



Tags: Россия, живопись, иллюстрации, художники
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments