Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Русский немец Петр Клодт



Из всех, некогда иностранных граждан, так или иначе прижившихся в России и внесших свой вклад в развитие русской культуры, труднее всего писать о немцах, потому что вклад этой нации действительно не мал. И с чего, вернее с кого начать...Неужели с самой Екатерины II?
Да и завершить эту тему практически невозможно.
Поэтому выбираю фигуру всеобъемлющую - творения коей известны практически всем.
Это русский скульптор немец Петр Карлович Клодт.

Baron-Peter-Clodt-von-Jurgensburg-1805-1867-1.jpg
Соколов Павел Федорович. Портрет скульптора Петра Клодта

1280px-Moscow_05-2017_img27_Bolshoy_Theatre_quadriga.jpg
Бронзовая квадрига работы Петра Клодта на здании на фасаде Большого театра (Москва)

Тем более, что Петр Клодт родился именно 5 июня, 214 лет назад, в 1805 г. в Санкт-Петербурге. Не смотря на то, что он родился в России, немцем он быть не перестал, а вот иностранцем уже не был. Зато иностранцами были его предки, балтийские немецкие аристократы, переселившиеся сюда из Лифляндии.

Clodt_coa.jpg

Герб баронского рода Клодт фон Юргенсбург

Некогда Юст Клодт, курляндский канцлер (умер в 1572), получил во владения замок Юргенсбург, от которого принял фамилию Клодт фон Юргенсбург. Его праправнук Иоанн Адольф (умер в 1720), вице-губернатор Риги, был взят в плен при сдаче этого города и отправлен в Москву; находясь в плену, он был возведён Карлом XII в баронское достоинство (1714).
Потомки барона служили уже России.
Отец Петра Карловича Клодта, генерал Карл Федорович Клодт, храбро сражался с Наполеоном, за что удостоился наград и особой почести — его портрет поместили в Галерее героев войны 1812 года в Зимнем дворце.

8db69d47fc73.jpg

Дж.Доу Карл Федорович (Карл Густав) Клодт фон Юргенсбург 2-й 1819-24 гг.
Отец Карла Федоровича Клодта

3a1d3cb82116.jpg

П.М.Баенич Петр Карлович Клодт

Будущий скульптор тоже готовился к военной карьере. В 1822 году, в возрасте 17 лет, он поступил в Петербургское артиллерийское училище. Всё свободное время, которое оставалось от обучения ратному ремеслу, он отдавал своему увлечению:

«…При малейшей возможности барон П. Клодт брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей в малых размерах»
Также известно, что в этот период Клодт много времени посвящал изучению поз, аллюров и повадок лошадей. «Постигая коня как субъект художественного творчества, он не имел иного наставника, кроме натуры».

Начало артистической деятельности Клодта было чисто случайное. Об этом один из родственников знаменитого скульптора по случаю 20-й годовщины его смерти рассказал следующее: «В бытность свою в артиллерийском училище, вырезал он как-то от скуки из простого берёзового полена небольшую лошадку — русскую добродушную клячу со стёртыми боками и подарил её малолетнему сыну Николая Ивановича Греча — Алексею. Литературная компания, собиравшаяся у Греча Кукольник, Булгарин, Даль и другие случайно обратили внимание на новую игрушку, с которой возился на полу маленький Греч. Взяли, рассмотрели поближе, пришли в решительный восторг от артистического исполнения. Кто делал? Оказалось — юнкер Пётр Клодт.

Литераторы доброго старого времени окончательно умилились, отняли лошадку у ребёнка и тут же согласились разыграть её «по золотому» в лотерею, а на вырученные деньги купили талантливому юноше полный резной прибор. Пётр Клодт, не смотря на свою родовитость, был очень беден.

С помощью подаренного резного прибора, уже будучи офицером, он вырезал из дерева две новые лошадки, ещё более художественные, обративши на себя внимание великих князей Михаила и Николая Николаевичей, удостоивших принять в подарок эти счастливые плоды лагерного досуга. С этих пор художник-самоучка уверенно и быстро пошёл в гору».

Есть версия, описанная в ЖЗЛ о том, что успех и счастье Петру Клодту принесла будущая супруга Уленька (Иулиания Ивановна) Спиридонова – племянница Мартосов, которую те взяли к себе из жалости. Эта история похожа на сказку.

D.-I.-ANTONELLI-1782-1842.-POTRET-IVANA-PETROVICA-MARTOSA.-KOLST-MASLO.-1820.-SANKT-PETERBURG-RUSSKII-MUZEI.jpg

Д. И. Антонелли Портрет ректора Академии художеств скульптора И. П. Мартоса. 1820 г.
Как видно из портрета, скульптор Иван Петрович Мартос - автор памятника Минину и Пожарскому в Москве.
Петр Клодт, когда являлся вольнослушателем Императорской Академии художеств, был страстно влюблен в одну из дочерей И. П. Мартоса, Катеньку.

varnek_03.jpg

А. Г. Варнек Портрет дочерей скульптора Мартоса. Собрание И. С. Остроухова в Москве.
Кто из них Катенька не очень понятно, т.к. в некоторых источниках подпись под портретом гласит: Варнек А.Г. Портрет Веры Ивановны и Софьи Ивановны Мартос, дочерей скульптора И.П. Мартоса. 1-я пол. XIX в. Ивановский областной художественный музей. Но поверим ЖЗЛ в наличие Катеньки.

Вскоре ее папенька решил, что дочке пора замуж, и выдал Катеньку за 50-летнего «почтенного архитектора» Василия Глинку. Через год Глинка скончался от холеры, а Катенька стала богатой вдовой. Петр Клодт и стал просить руки дочери Мартоса. На что ему было сказано: «Катенька росла в холе и неге, дочь академика, а Вы? Много ли прибыли с лошадок, которых Вы по ночам лепите? Вот если бы была она мастерицей на все руки, да притом еще и нищая, как Уленька Спиридонова, то мы бы с мужем даже не думая, Вам ее отдали».
Барон встал с колен и заявил: «Правильно Вы говорите. Два сапога пара, Уленька хлопочет с утра до вечера, я тоже трудолюбив. Вы считаете свою дочь принцессой, а я женюсь на ее домашней прислуге специально для того, чтобы весь свет видел, как жена Петра Клодта будет ходить «голодная» и «неодетая»...»

Так вот, считается, что именно Уленька тайно подложила в короб с работами учеников Академии статуэтки лошадей Клодта для отправки в канцелярию императора. Она прибиралась у Мартоса в кабинете и имела такую возможность. Сам же Мартос к скульптурам клодтовских коней относился скептически.

14353730b57f.jpg

Карл Брюллов Портрет баронессы И.И.Клодт, жены скульптора П.К.Клодта 1839 г. Ульяновский худ.музей.

Николай I, заядлый лошадник, был поражен тем, сколь верно получились «коняшки Клодта», и поручил изваять шестерку коней для колесницы Славы на Нарвских триумфальных воротах, даже показал в качестве образца жеребцов, только что привезенных из Англии.

VOROTA_TRIUMFALNYE_NARVSKIE_2.jpg

Нарвские триумфальные ворота

За несколько месяцев жизнь Клодтов переменилась: они перебрались в просторную квартиру,
наняли слуг, экипаж с возницей. Теперь Уля ездила по городу как истинная баронесса.
Дом Клодтов был полной чашей – в прямом и переносном смысле. В хлеву квартировали животные-«модели» Петра Карловича разных видов и пород. Кстати, они прекрасно уживались друг с другом и людьми, словно переняв доброту и ласку своих хозяев.

70409_big_1407408226.jpg

Петр Соколов портрет И.И.Клодт

А в это время в доме Мартосов Катенька заливалась слезами, шипела на отца и швыряла в мать подушками:
— Барон меня любил! А вы ему Ульку сунули. Она из-под меня горшки выносила, а теперь баронессой заделалась. Каждый день, говорят, новое платье примеряет да по Невскому в собственном экипаже катается! А я, несчастная, дома сижу. Одно и воспоминание — о муже старике, ни на что не годном, как оказалось!

h-2615.jpg

Фаддей Горецкий Портрет скульптора Петра Карловича Клодта. 1850 г.

Скульптуры коней Аничкова моста, отлитые в бронзе
В конце 1832 — начале 1833 года скульптор получил новый правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения дворцовой пристани Адмиралтейской набережной. Летом 1833 года Клодт изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и Академией художеств.

Beloselsky-Belozersky_Palace_and_Anichkov_Bridge_St._Petersburg.jpg

Аничков мост в 1850-х годах

800px-Anichkov_bridge_horse_tamer_4.jpg

Первая композиция
животное покорно человеку — обнажённый атлет, сжимая узду, сдерживает вздыбленного коня.

800px-Horseman_2.jpg

Вторая композиция
голова животного высоко вздёрнута, пасть оскалена, ноздри раздуты, конь бьёт передними копытами по воздуху, фигура водителя развёрнута в форме спирали, он пытается осаживать коня.

800px-Anichkov_bridge_horse_tamer_2.jpg

Третья композиция
конь одолевает водителя: человек повержен на землю, а конь пытается вырваться на волю, победно выгибая шею и сбросив попону на землю. Свободе коня препятствует только узда в левой руке водителя.
По легенде, во время создания композиции коней, Петр Клодт узнал, что его жена была ему не верна. И Пётр Карлович, решил отомстить любовнику своей жены и увековечить его лицо в паховой области одного из коней. Мы можем увидеть лицо любовника между задних ног коня третьей композиции.
1280px-OBRAZ_LYBOVNIKA_ZENY_P.KLODTA.jpg


Wilkinus_Pferdebandiger_in_St._Petersburg.jpg

Четвертая композиция
человек укрощает разъярённое животное: опираясь на одно колено, он укрощает дикий бег коня, обеими руками сжимая узду.

Петр Карлович Клодт возглавил Литейный двор в 1838 году, он занимался усовершенствованием, привнеся в работу производства технологические новинки и современные методы.

1280px-KONI_KLODTA.BERLIN.jpg

Копии коней. Император подарил эту пару прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и по его указанию скульптуры отправились в Берлин украшать главные ворота королевского дворца

1280px-Statue_in_Kuzminki.jpg

Копия в усадьбе Голицыных в Кузьминках

Скульптор потратил на эту работу 20 лет своей жизни.
Эта работа стала одной из самых значимых и известных работ скульптора.
После того, как он был признан мастером своего дела, Клодт выполнял другие скульптурные работы, но, по мнению искусствоведов, лучшей его работой остались кони на Аничковом мосту.

Памятник И. А. Крылову (бронза, гранит, 1848—1855) в Летнем саду
2019-06-05_00-26-14.png

В.Тимм Петр Клодт в своей мастерской работает над памятником баснописцу И.Крылову

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.
(И. А. Майков)

5329599.jpg

s1200-2.jpg

depositphotos_34619703-stock-photo-bas-relief-on-krylov-monument.jpg

2763122.jpg

88847big.jpg

Памятник Владимиру Великому (Киев)
199719_v_kieve_hotjat_snesti_pamjatnik_knjazju_v.jpg


Над проектом памятника князю Владимиру работал скульптор В. И. Демут-Малиновский
Клодт в то время руководил литейным двором Академии художеств, ему была поручена отливка памятника в бронзе. Перед отливкой ему пришлось воспроизвести маленькую фигурку, сделанную в своё время Демут-Малиновским в гигантском масштабе памятника.
При выполнении этой работы неизбежно внесение изменений относительно модели.
Оценить эти различия невозможно, так как эскизная модель не сохранилась.
Большую работу Клодт проделал над лицом скульптуры, придав ей выражение одухотворённости и вдохновения.

vladimir-1024x747.jpg


Памятник Николаю I
81701_256.jpg


Памятник для установки на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге был спроектирован Огюстом Монферраном в 1856—1859 годах. Над оформлением памятника работали несколько скульпторов. сам Клодт выполнил фигуру императора на коне. Пьедестал оформили скульпторы Н. А. Ромазанов, Р. К. Залеман.
Техническое мастерство выполнения сложнейшей задачи — постановка коня на две точки опоры. Для их прочности Клодт заказал на лучшем заводе в Олонецкой железные подпоры (весом в 60 пудов, стоящие 2000 руб. серебром).

800px-Nicolaas_1.jpg

Памятник Николаю I (в наши дни)

Последние годы своей жизни художник провёл на своей даче Халола, где умер 8 (20) ноября 1867 года.
В ноябре 1867 года задували метели, когда он жил на даче в «Халола», и внучка просила дедушку вырезать ей лошадку. Клодт взял игральную карту и ножницы.
— Деточка! Когда я был маленьким, как ты, мой бедный отец тоже радовал меня, вырезая из бумаги лошадок… Лицо его вдруг перекосилось, внучка закричала:
— Дедушка, не надо смешить меня своими гримасами!
Клодт покачнулся и рухнул на пол.

800px-Tomb_of_Clodt.jpg

Могила П. К. Клодта на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

PAMYTNIK_P.K._KLODTU.jpg

Памятник русскому скульптору П.К. Клодту во дворе Академии художеств в Санкт-Петербурге


Сын Петра Карловича Клодта Барон Михаил Петрович Клодт (1835—1914) — художник, академик Императорской Академии художеств
Племянник известного русского скульптора и педагога Петра Карловича Клодта русский художник-пейзажист второй половины XIX века Барон Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург (30 декабря 1832 [11 января 1833], Санкт-Петербург — 16 [29] мая 1902, там же)

Tags: cкульптура, искусство, история
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Из памятников промышленной застройки

    В Питере очень много исторических мест. Показываю памятники и исторические места промышленной застройки Петербурга. Она пока ещё есть, не все снесено…

  • О тонкости души и о любви

    Спасение Мы судим, говорим порою так прекрасно, И мнится – силы нам великие даны. Мы проповедуем, собой упоены, И всех…

  • Анатолий Коробкин.

    Весна вскормила почки Апрельскою капелью...Anatoly Korobkin (Russia, 1974) Убрав с земли снег, растормошив заснувшую реку, весна освободила…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments